Снг и российская федерация

Государственный переворот в августе 1991г. Попытка ГКЧП предотвратить государственный переворот по уничтожению СССР. Беловежские соглашения по уничтожению СССР. Б.Н.Ельцин. Вывод из состава СССР РСФСР, УССР, БССР. Возражения Казахстана и других республик. Подмена СССР Содружеством Независимых Государств (СНГ). «Либеральная» концепция реформ: переход к «рынку», формирование «гражданского» общества и «правового» государства. «Шоковая терапия» экономических реформ в начале 90-х годов: передача общественной экономики, находившейся в государственном управлении, в частные руки ставленников международного финансового капитала.

Государственный переворот 1993 г.: расстрел парламента и демонтаж системы власти Советов. Принятие Конституции РФ. Формирование президентской республики. Новые политические элиты и лидеры. Организация обострения национальных отношений и сепаратистских тенденций, чеченская проблема. Социальные конфликты в обществе. Проблема взаимоотношений между центром и регионами.

Российская Федерация на пути радикальной социально-экономической модернизации. Спад промышленного и сельскохозяйственного производства. Организация финансового кризиса 1998 г.

Перераспределение общественной собственности в частные руки. Темпы и результаты экономических реформ. Падение уровня жизни основной массы населения. Имущественное расслоение в обществе. Обострение преступности, коррупции. Демографический кризис. «Русский крест». Массовое сознание в обществе.

В.В.Путин. Курс на укрепление государственности, экономический подъем и социальную стабильность. Основные достижения социально-политического и экономического развития Российскаяой Федерации в начале XXI века.

РФ и вызовы глобализации. Борьба с терроризмом. Российская Федерация в современной системе мировой экономики и международных связей.

Основные задачи и направления внешней политики Российской Федерации. Формирование отношений со странами СНГ. Союзное государство с Белоруссией. Таможенный союз. Евразийское пространство. Шанхайская организация.

Интеграция России в мировое культурно-информационное пространство.

Тематический план лекционных занятий

Тематика лекций Трудоемкость(час.)
Предмет, объект, источники и методы отечественной истории  
Особенности становления Древнерусской государственности  
Период раздробленности. Между Ордой с востока и католическим западом  
Образование централизованного Московского государства
Завершение централизации государства. Иван IV Грозный
Внутренняя и внешняя политика России в XVII в. Смута, Романовы, воссоединение Украины и России  
Российская империя. Модернизации. Петр I. Екатерина II
Внутренняя и внешняя политика России в первой половине XIX века  
Внутренняя и внешняя политика России во второй половине XIX века  
Россия в начале XX века
Первая мировая война. Революции 1917 года
Гражданская война. Интервенция. Образование СССР. НЭП  
СССР на путях модернизации. Строительство социализма. Пятилетки. Международное положение и подготовка к войне    
Вторая мировая война. Великая Отечественная война
СССР в послевоенное двадцатилетие. Холодная война
Дальнейшее развитие СССР. Национальная геополитическая катастрофа  
Россия в 90-е годы XX – XXI вв. СНГ и Российская федерация.  

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ

К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

Тематический план семинарских занятий

Название темы Кол-во час.
Предмет истории. Русь 1. Предмет истории как науки: цель и задачи ее изучения. 2. Основные подходы к пониманию зарождения государственности. 3. Территория, природа, климат, расселение племен, формирование государства. 3. Русь в конце Х – первой половине ХII вв. Соседи. Место и роль в мировой истории. 4. Распад Руси. Основные центры, территории и их история
Московское государство (XII-ХVII вв.) 1. Германо-скандинавская экспансия. 2. Золотая орда и Русь. 3. Московское княжество. 4. Рождение России
Формирование Российской империи 1. Смута. Романовы. Святая Русь. 2. Модернизация ХVIII в. Реформы Петра I. Последствия. 3. Экономическое, политическое и культурное развитие России в послепетровский период. 4. Российская империя при Екатерине II. Ее место в мировой цивилизации
Россия в XIX в. 1. Внутренняя и внешняя политика. Александр I. Война 1812 г. Восстание декабристов и его последствия. Николай I. 3. Внешняя политика России во второй половине ХIХ в. 4. Реформы 1860-70-х гг., их содержание и последствия. Александр II. 5. Общественно-политические движения в России во второй половине ХIХ в.
Россия в 1905-1920 гг. 1. Русско-японская война. Революция 1905-1907 гг.: причины, характер, ход, последствия. 2. Реформы П.А. Столыпина. 3. Россия в Первой мировой войне. Общенациональный кризис в стране. Февральская революция. 4. Великая Октябрьская социалистическая революция, ее влияние на ход мировой и российской истории. 5. Гражданская война. Интервенция. РСФСР. НЭП. Образование СССР
СССР накануне Второй мировой войны. 1. Международное и внутренне положение. 2. Государственное, социальное и политическое устройство. Конституции. 3. Индустриализация и ее военная составляющая: причины, сроки, методы, темпы, результаты. 4. «Культурная революция». Образование, наука, культура, права человека 5. Урбанизация и сельскохозяйственное производство
Великая Отечественная война 1941-1945 гг. 1. СССР накануне Великой Отечественной войны (30-40-е гг.): внутренняя и внешняя политика. 2. Начало Великой Отечественной войны. 3. Коренной перелом в войне. 4. Завершающий этап Великой Отечественной войны. 5. Потери, источники и значение победы
СССР во второй половине XX века. Развал СССР. Образование Российской Федерации 1.Восстановление в послевоенный период. 2. Развитие СССР до 1985г. 3. Национальная катастрофа. Причины, последствия. 4. Образование СНГ, РФ и других государств. Состояние и развитие. 5. Поиски путей выхода из кризиса и развития в условиях глобализации мира

Семинарские занятия – одна из важнейших форм учебного процесса по дисциплине «История». На семинары выносятся узловые, наиболее важные и сложные вопросы, без знания которых ориентироваться в истории невозможно. Поэтому главным условием усвоения дисциплины является тщательная подготовка студента к каждому семинару.

Семинарские занятия проводятся со студентами с целью закрепления теоретических знаний, полученных на лекционных занятиях, а также проработке тем, изученных самостоятельно при помощи рекомендуемой литературы. Семинарские занятия развивают умение логически мыслить, применять полученные знания на практике и, главное, самостоятельно работать с научной, учебно-методической литературой и периодическими изданиями.

Важным источником, используемым в ходе подготовки к семинарским занятиям, является конспект лекций. В нем учебный материал дается в систематизированном виде, основные положения детализируются, подкрепляются наглядными примерами.

При подготовке к семинару студентам необходимо изучить и проанализировать учебный материал в соответствии с планом семинарских занятий и списком рекомендуемых источников. Студенты должны показать практические навыки работы с печатным библиографическим материалом, а также умение пользоваться соответствующими Интернет-ресурсами.

К теме каждого семинара даётся определённый план, состоящий из нескольких вопросов, рекомендуется список обязательной и дополнительной литературы. Работу следует организовать в такой последовательности:

- прочтение рекомендованных глав из различных учебников;

-ознакомление с остальной рекомендуемой литературой из обязательного списка;

- чтение, анализ и конспектирование каждого источника.

У каждого студента должна быть отдельная тетрадь для подготовки к семинарским занятиям. Она должна содержать конспекты по каждому семинару в соответствии с проработкой библиографических источников. рекомендуемые периодические издания должны быть распечатаны и вклеены в семинарскую тетрадь.

При работе с источником студент должен ответить для себя на следующие вопросы:

- кто автор документа;

- какое место автор занимал или занимает в обществе;

-как общество должно относиться к его свидетельствам.

Семинарские занятия включают в себя изложение и последующее обсуждения студентами и преподавателем основных вопросов и положений, касающихся изучаемой темы:

- при докладе на семинаре студент должен кратко осветить вопрос, опираясь на проработку рекомендуемых источников, а также предложить и аргументировать свое видение проблемы;

- после выступления одного из студентов другие участники семинара высказывают свое мнение по обсуждаемому вопросу, выдвигают и обосновывают личное решение проблем по изучаемой тематике.

Выводы из анализа документов и прослушанных докладов должны формулироваться студентами как самостоятельно, так и при помощи преподавателя. Студентам не следует пренебрегать авторитетом известных ученых, но следует помнить, что не все научные положения являются бесспорной истиной. Критическое отношение является обязательным элементом научной аналитической работы.

Наши рекомендации