Заключение: судьба и свобода воли
Судьба или свобода воли? Этот вопрос беспокоил философов и великих мыслителей с начала человеческой истории. Достижения в науке и технологии, огромные прорывы в сфере транспорта и связи сняли многие ограничения, и кажется, что нет границ разуму и мощи человечества. Мы привыкли смотреть на человека как на хозяина и покорителя природы, поэтому любые идеи о судьбе и ограниченной свободе воли кажутся устаревшими. Однако с возрастом и опытом мы постепенно начинаем понимать, что не полностью властны над судьбой, и вопрос о существовании "рока" или "предназначения" снова тревожит нас. Одной из самых очевидных является проблема человеческого неравенства. Мы все обладаем разными способностями, талантами и так далее, и все это играет важную роль для благополучия и развития человека. Так до какой степени мы можем считать себя свободными? Есть еще таинственное понятие "удачи", с которым мы
встречаемся в повседневной жизни, независимо от того, идет ли речь об обычной игре или о вопросах жизни и смерти, как в случае с чудесным спасением "счастливчиков" при авиакатастрофе.
Судьба и удача постоянно присутствуют в нашей жизни, и было бы чрезмерным упрощением отворачиваться от этого, как от обычного суеверия. У многих народов в человеческой истории существовали разные традиции и методы, связанные с определением грядущей судьбы или предсказанием удачи: карты Таро, астрология, хрустальные шары, гадание по чайным листьям и так далее. Эти экскурсы в неведомое отражают стремление человека стать хозяином своей судьбы, и знания, накопленные в этой области, заслуживают более серьезного отношения.
Изучение судьбы и удачи является древней китайской традицией. Искусство Четырех Столпов Судьбы, фэн-шуй и оракул "И Цзин" можно считать шедеврами этой традиции, заключающими в себе мудрость и опыт многих веков. Со временем это искусство совершенствовалось и находило более широкое применение, так что систематическая и формальная теория жизни, судьбы и удачи стала неотъемлемой частью китайской культуры.
До конца династии Цин обращение к предсказателям судьбы было обычным делом, и почти в каждой семье имелся традиционный китайский календарь, к которому обращались по разным вопросам, как большим, так и малым. Исторически сложилось так, что мастера фэн-шуй и предсказатели судьбы играли важную роль в качестве консультантов по государственным делам. Императоры династии Цин способствовали этому, распорядившись о новой редакции многих классических трактатов по китайской метафизике и их издании под общим названием "Полное собрание книг четырех библиотек".
Различные примеры, приведенные в этом собрании, особенно анализ "столпов судьбы" видных людей и государственных деятелей, указывает на существование определенных закономерностей в судьбе людей и целых народов. Хорошим примером может служить авторский анализ кризиса в Персидском заливе. Анализ был сделан задолго до начала реальных событий. Его можно разделить на пять основных пунктов:
1. Война в Персидском заливе разразится в начале 1991 года.
2. Ожесточенные сражения будут происходить в феврале 1991 года.
3. Борьба вокруг Саддама Хусейна продлится до апреля 1991 года.
4. Кризис продлится до апреля 1991 года.
5. Президент Буш одержит окончательную победу.
Предсказания были поразительно точными. Война действительно разразилась в январе 1991 года, а наземное наступление союзников началось в феврале. Хотя соглашение о прекращении огня было достигнуто в конце февраля, гражданская смута и мятеж против Саддама Хусейна продолжались до апреля 1991 года, но были подавлены войсками, сохранившими верность Саддаму.
Если будущее может быть точно предсказуемым, молшо ли прийти к выводу, что все мы подверлсены воле судьбы и что все происходящее предопределено свыше? Неулсели в мире нет места для свободы воли? К примеру, молшо утверлсдать, что и президент Буш, и Саддам Хусейн не хотели начинать войну, но судьба в конце концов вынудила их сделать это. Поскольку признаки войны можно проследить далее в их дате рождения и "столпах судьбы", мы можем далее сказать, что решение о начале военных действий было предопределено их судьбой, а не являлось результатом свободного выбора. Так где же свобода воли? Если будущее нельзя изменить, значит ли это, что мы бессильны перед ним?
Предопределенность и неизменность будущего подразумевает фаталистический подход к лшзни. Это негативный подход, отвергаемый многими, в том числе специалистами в области метафизики и предсказания судьбы. Китайские мастера склонны к более нейтральной точке зрения: понятия судьбы и свободы воли могут сосуществовать. Это придает смысл толкованию будущего и может оказывать позитивное воздействие на нашу жизнь.
Утверждается, что четыре "столпа судьбы" определяют жизненный профиль: потенциал человека, его достоинства и недостатки, сильные и слабые стороны. Однако они не определяют "стандарт", или вертикальное направление развития, поэтому возмолшость достигнуть большего успеха в жизни определяется не только судьбой, но и другими факторами. К ним относятся фэн-шуй, благотворительность и, конечно же, свобода воли. Влияние фэн-шуй на человеческое благополучие обсуждалось в первой части этой книги. Хотя фэн-шуй не в состоянии спасти человека от большого несчастья или смертельной опасности, по крайней мере, существует возможность уменьшить угрозу или помочь человеку достичь некоторого успеха в его начинаниях. Согласно теории "столпов судьбы", тв жизникалсдого человека есть ряд "спадов", или опасных периодов, когда может возникнуть угроза для его жизни. Такие "спады" могут быть фатальными для некоторых людей, но другие благополучно перелсивают их. Решающим фактором при этом считаются добрые дела самого человека или далее его предков.
Два человека с одинаковыми "столпами судьбы" должны иметь сходный лсизненный профиль с одинаковым распределением "подъемов" и "спадов", но мера их успеха или неудачи в жизни может быть различной. Если обоим суждено стать богатыми, один может стать миллиардером, а другой миллионером. Разница приписывается влиянию фэн-шуй, благотворительности или далее воздействию географических факторов и обстановки, в которой родился человек. Однако многие считают, что свобода воли толсе играет роль в масштабе достилсений калсдого отдельного человека.
Давайте снова возьмем Саддама Хусейна в качестве примера. В его "столпах судьбы" можно предсказать жестокую схватку вокруг его личности в начале 1991 года. Однако масштаб этой борьбы не может быть точно определен только на основании "столпов судьбы". Воз-можно, если бы он не проявил благоразумие и не воздержался бы от применения боеголовок с химическим орулшем, война могла бы иметь катастрофические последствия. Он воспользовался свободой выбора для того, чтобы предотвратить еще большее несчастье. Однако свобода воли не удерлсала его от необходимости вступить в войну. Поэтому очень сложно, наверное, даже невозможно изменить судьбу человека (общую схему его "подъемов" и "спадов"), но благодаря свободе воли можно до известной степени влиять на масштаб своих лсизненных перипетий, сглаживая свои неудачи и максимально используя удачные возмолшости.
Позитивная ценность предсказания судьбы заключается в том, что оно позволяет нам глубже понять самих себя и осознать наши цели. "Столпы судьбы" показывают наши возможности, сильные и слабые стороны, периоды подъемов и спадов. Благодаря этому знанию мы имеем ценные указания для развития наших возможностей и планирования наших действий. Далее если "столпы судьбы " указывают на грядущую неудачу, это позволяет нам заблаговременно принять меры, и, далее если мы не в состоянии ничего сделать, мы можем, по крайней мере, спокойно встретить невзгоды и отнестись к ним с философской точки зрения. Этот позитивный аспект предсказания судьбы подтверлсдается древним конфуцианским высказыванием: "Тот, кто не знает свою судьбу, не может считаться мудрым человеком".
В этой книге отражен личный опыт автора в изучении китайских методов предсказания удачи. Это огромное поле для исследований, и мы успели рассмотреть лишь малую его часть. Остается надеяться, что будут предприняты более систематические исследования истинной природы жизни, судьбы и удачи, чтобы сокровищница древних знаний стала достоянием широкой общественности.