Принятие христианства на Руси и его историческое значение

Вопрос 4.

Образование древнерусского государства.

Государство – система и организации власти и управления общ-вом, которое возникло в период разложения родоплеменного строя, появление частной собственности и классов.

Образование гос-ва.

1 –я концепция (антинорманисты) – естественного образования древнерусского гос-ва.

2- норманнская теория о происхождении древнерусского гос-ва.

Причины и предпосылки образ-я гос-ва.

1- разлож-ие родоплеменного строя у вост-ых славян.

2- имущественное неравенство, возникновение частной собств-сти и классов.

Основные этапы образования древнерусского гос-ва.

1-До середины 9 в. (до Варяжский период). 7в.-основание Киева (Кий, Щек, Хорив). В 1 половине 9 в. возникают союзы союзов вост-но-славян-их племен, протогос-ва.

1-в районе Киева – поляне.

2- у ильменских славян- Славия

3- в арабских источниках – Артания или Артсания.

В 842 г. по ПВЛ …и началась прозываться Русская Земля. В 862 г. летопись излагает легенду о призвании варягов. С 862 по 882 гг. –варяжский этап в образовании русского гос-ва. Рюрик- Новгород, в 882 г. Олег захватывает Киев (преемник Рюрика). Вывод: Объединение Киева и Новгорода в Великое единое гос-во –882 г. –отправная точка Российской истории. В 988 г. произошло Крещение Руси.

Норм. пробл. и ее соврем. тракт. Норманская теория возникает в 30-е гг. 18 в., когда на Р. престоле находилась императрица Анна Иоановна. Ее ближайшее окружение-немцы. Они были заинтересованы идеологически и политически обосновать свое господство в правящих кругах Р. Авторы норм. Теории: Байер, Миллер, Шлецер. Содержание норм. теор. 1-Политическая. Теория утверждала, что вост. славяне были не способны к самост-му историч. событию. 2-сводится к выяснению вопроса: какую роль сыграли варяги в образ-ии др.-рус. гос-ва. Ключевский: подчеркив, что варяге, пришедшие в земли вост-ых славян ускорили процесс обр-ия др-рус. гос-ва.

Научная несост-ность норм. теор.:

1- в основе ее лежит летописная легенда о призвании варягов в 862 г. (сам вопрос о призвании – спорный).

2- Норм.Теор. противоречит другим фактам, имеющимся в письм-ых источниках.

3- вост-ые слав-е и варяге находились на одном уровне соц-но-эконом-ого и полит-ого разв-ия. Вывод: варяге не могли привнести государственность восточным славянам.

4- Легенда о призвании варягов является более поздней вставкой в ПВЛ, которая была сделана по указанию Влад-ра Мономаха.

Соврем. тракт Н.Т.

1- о происхождении слова РУСЬ: - слово варяжского (скандинавского происхождения); - от географического назв-ия слова РУСЬ (река РОСЬ, в среднем приднепровье сильное племя-РУСЬ, РОСЬ); - от тюрского языка –племя РУГИ и РОКСОЛАНЫ.

2- о происхождении великой династии РЮРИКОВИЧЕЙ - правили Россией до 1598 г.

Вопрос 6

Принятие христианства на Руси и его историческое значение

Придя к власти, Владимир пытался укрепить языческую веру. По его приказу в Киеве на холме были поставлены идолы Перуна, Дажьбога, Стрибога, Хорса и Мокаши. Но укрепить язычество не удалось. Принятие христианства. Ряд историков видят предпосылки принятия христианства в установлении к 10 веку у восточных славян феодальных отношений и государства, что настоятельно требовало соответствующей идеологии. Другие историки: принятие христианства объясняется длительной миссионерской деятельностью христианских проповедников, регулярно бывавших во всех древнерусских городах, а также торговли и дипломатическими интересами купцов и знати, понимавших, что только принятие христианства позволит языческой Руси стать равным партнером среди христианских стран Европы. Несмотря на разные позиции, все авторы признают, что Крещению 988 года предшествовали «малые крещения», когда христианство приняли князь и часть его дружины, а в Киеве была построена первая церковь. Вскоре того как Кирилл и Мефодий создали церковнославянскую азбуку. В 988 году Киевский князь Владимир заключил с Византией договор о дружбе и взаимопомощи, одним из его условий было принятие Владимиром христианства, что и было исполнено. В августе 988 состоялось массовое крещение византийскими священниками. Христианство после этого укореняется в Ростове, Новгороде Муроме и других центров Киевской Руси. Многие сопротивлялись новой вере. Христианизация Руси сопровождалась огромным храмостроительством. Когда говорим об историч. значении, то прежде всего имеем в виду последующее развитие церкви, и то влияние на русскую жизнь: экономическое, политическое, духовное и культурное развитие, которое церковь стала со временем оказывать. Церковь выступала за единство Руси, против междоусобиц. При церкви создавались школы, церковь выступала против языческих обычаев: похищения девиц, многоженства, насильственной выдачи дочерей замуж, так как церковь содействовала развитию культуры, грамотности.

Вопрос 7

Наши рекомендации