Государственный строй Рима в период республики
Форма правления – аристократическая республика.
Сенат
Главный орган управления – Сенат (по началу в него входило 300 сенаторов, в I в. до н.э. их число было увеличено до 600, а после и до 900 человек).
Сенаторов первоначально назначали консулы, в последствии эту функцию начали выполнять цензоры. Для получения должности сенатора существовали определенные требования:
1. Благородство происхождения;
2. Имущественный ценз;
3. Замещение одной из высших должностей.
Формально сенаторы назначались на 5 лет, но фактически занимали должность пожизненно, т.к. цензоры редко пересматривали состав органа по существу.
Право созывать Сенат и председательствовать на его заседаниях принадлежало некоторым высшим должностным лицам – Консулы, диктаторы, преторы, народные трибуны. Сначала происходил доклад должностного лица, который созвал Сенат для разбора дела, далее сенаторы высказывали свое мнение по данному вопросу, проводилось голосование и выносилось решение (сенатус-консульт).
Первоначально в функции Сената входило утверждение решений Народного собрания, но впоследствии (с III в. до н.э.) он начал предварительно рассматривать и отвергать предлагаемые законопроекты. Точно также произошло и с выборными должностями – сначала Сенат утверждал уже избранных, а в последствии стал сам назначать кандидатов.
В чрезвычайных обстоятельствах Сенат прибегал к установлению военной диктатуры. По решению Сената один из консулов назначал диктатора (сроком на 6 месяцев), который наделялся чрезвычайными полномочиями:
1. Все остальные должностные лица попадали в его подчинение и теряли самостоятельность деятельности;
2. Полная безответственность за действия;
3. Имел право приговорить к смертной казни без следствия и права обжалования;
4. В своей деятельности опирался на военную силу.
К компетенции Сената относилось также:
1. Текущее государственное управление – строительство дорог, надзор за полицией;
2. Наблюдение за государственным имуществом – поступление налогов, составление государственного и военного бюджета, монетное дело, государственный кредит и займы.
3. Внешнеполитическая деятельность – утверждение мирных договоров и договоров и союзе.
4. И т.д.
Формально Сенат являлся совещательным органом, но поскольку ни Народное собрание, ни должностные лица не могли удовлетворить потребности государства, он превратился фактически в правительство. Его деятельность основывалась не на законе, а на практике, особенно это усиливалось отсутствием писанной конституции.
Народное собрание
Куриатные комиции утратили свое политическое значение, за ними сохранилось лишь решение некоторых вопросов семейного права, а также наделения высшей властью должностных лиц.
Политическое значение теперь приобретают центуриатные и трибутные комиции. Обе созывались по распоряжению должностного лица и проходили под его председательством. Начинались они с совершения религиозных обрядов и молитв, после чего проводилось чтение законопроектов и голосование по ним.
До III в. до н.э. главными были центуриатные комиции, его полномочия:
1. Избрание преторов, консулов, цензоров;
2. Объявление войны;
3. Законодательная деятельность;
4. Рассмотрение жалоб на приговоры к смертной казне.
После принятия закона диктатора Гортензия возросла роль трибутных комиций, существовало 2 вида трибутных комиций:
1. Общие для плебеев и патрициев – назначали квесторов, низших должностных лиц для выполнения обязанностей полиции, расследования преступлений, совершения смертной казни;
2. Специально плебейские – выбирали трибунов, эдилов (помощники трибунов), осуществляли законодательную деятельность.
В целом система народных собраний была построена на недемократических принципах:
а. Отсутствовала периодичность работы;
б. Созыв проводился по распоряжению должностного лица;
в. Отсутствие законодательной инициативы, собрание давало лишь ответ на законодательное предложение;
г. Подача голосов осуществлялась в открытой форме, что позволяло богатым слоям воздействовать на бедные;
д. Народные собрания проводились только в Риме, а его жители жили также и в других городах;
е. В собраниях преимущественно участвовали слои населения, которые были лишены политического сознания – низшие слои населения, чьим основным требованием было «хлеба и зрелищ»;
ж. Сам учет голосов проводился стихийно.
Органы управления
Постоянный чиновничий аппарат отсутствовал и вся власть принадлежала выборным должностным лицам – магистратам. Власть магистратов была двух видов – высшая (империум) и общая (потестас).
1. Империум:
а. Военная власть;
б. Право заключения перемирий;
в. Право издания приказов и принуждения к их исполнению;
г. Право созыва Сената, Народных собраний, председательство на них;
д. Судебная власть.
Империум был разных видов:
· Высочайший империум – им обладал диктатор, сюда включалось право назначения смертной казни;
· Большой империум – им бладали консулы, смертной приговор выносился, но он мог быть обжалован, правда только в случае, если был вынесен в Риме, за его пределами обжалованию не подлежал;
· Ограниченный империум – отсутствие права вынесения смертного приговора.
2. Потестас – принадлежала всем магистратам, включала в себя право вынесения решений и наложения штрафов за их неисполнение.
Магистратура строилась на основе следующих принципов:
а. Безвозмездность – первоначально на избрание, а в последствии и на исполнение должности требовалось истратить огромное количество средств, например на найм писцов, глашатаев, охраны;
б. Срочность – в основном все должности избирались сроком на 1 год;
в. Коллегиальность – кроме диктатора все должности выполнялись согласно пределов отведенных полномочий, и если один из коллег был не согласен с решение другого, то мог наложить на него вето;
г. Выборность – кроме диктатора, который назначался консулом.
В римском праве различалось 2 вида магистратур:
1. Чрезвычайная – диктатор, коллегия 10 децемвиров;
2. Ординарная – консулы, преторы, цензоры, квесторы, эдилы.
а. Консулы - во главе римской республики стояли 2 консула, избираемые ежегодно. Именем одного из них назывался год. Консулы обладали правом большого империума. Консулы являлись верховными главнокомандующими армии;
б. Преторы – младшие коллеги консулов, которые замещали их во время отсутствия, могли командовать легионами по поручению Сената, хотя их главной функцией являлась судебная;
в. Цензоры – наиболее почитаемая высшая магистратура. Цензоры не имели империя, но они в то же время не были никому подотчетны и обладали неограниченными правами в осуществлении функций. К их функциям относилось: составление списка граждан по имущественному цензу, они проводили ревизию списка Сената и всадников. Избирались они раз в 5 лет сроком на 18 месяцев;
г. Квесторы – казначеи, ведали государственной казной, хранили архивы;
д. Эдилы – наблюдали за порядком в городе и на рынке, следили за продовольствием и устройством общественных игр.
Важное значение имела должность Народного трибуна, которая была введена после устранения в 496 г. до н.э. должности Плебейского трибуна. Основная обязанность трибунов – защита плебеев от произвола магистратов, поэтому трибун не мог отлучаться из Рима и его дверь всегда должна была быть открыта для ищущих защиты.
Первоначально было двое трибунов, со временем их количество было увеличено сначала до 5, а в последствии до 10.
Особенности трибунов заключались в том, что они были неприкосновены, не отвечали за свои действия, имели право вето на решение магистратов (за исключением решений диктаторов и цензоров). В случае неисполнения решения трибуна, тот мог приостановить сбор податей и войска.