Правовое государство: понятие и принципы
Правовое государство — это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного “связывания” государственной власти с помощью права в целях недопущения злоупотреблений.
Прообраз идеи правового государства возник как противоядие от произвола, как реакция на деспотизм, тиранию.
Для правового государства характерны два основных принципа (две стороны сущности):
1) наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, создание для личности режима правового стимулирования (социальная, содержательная сторона);
2) наиболее последовательное “связывание” государственной власти правом, формирование для государственных структур правового режима ограничения (формально-юридическая сторона).
Первый принцип нашел свое закрепление в ст. 2 Конституции Российской Федерации, где установлено, что “человек, его права и свободы являются высшей ценностью”. Правовое государство должно последовательно исполнять свое главное предназначение — гарантировать каждому гражданину возможность всестороннего развития личности. Речь идёт о такой системе социальных действий, при которой права человека и гражданина являются первичными, естественными, в то время как возможность осуществления функций государственной власти выступает вторичной, производной.
Правовой наукой ныне в виде естественных признается система гражданских (личных), политических, экономических, социальных и культурных прав личности, которые содержатся во Всеобщей Декларации прав человека 1948 г. и других международных актах.
Второй основной принцип правового государства воплощается в жизнь с использованием следующих способов, выступающих в качестве самостоятельных, более конкретных принципов:
— разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную с целью исключения злоупотреблений ею;
— федерализма, который дополняет горизонтальное разделение власти еще и разделением ее по вертикали;
— верховенства закона (закон, принятый верховным органом власти при строгом соблюдении всех конституционных процедур, не может быть отменен, изменен или приостановлен актами исполнительной власти);
— взаимной ответственности государства и личности и т.д.
Можно выделить и другие принципы правового государства, которые в той или иной мере вытекают из вышеприведенных и создают для них обеспечивающий фон: высокий уровень правосознания и правовой культуры в обществе; наличие гражданского общества и осуществление контроля с его стороны за выполнением законов всеми субъектами права.
Идея правового государства есть идея взаимоуправления граж-данского общества и государства, предполагающая разрушение монополии государства на власть с одновременным изменением соотношения свободы государства и общества в пользу последнего и отдельной личности.
При всем многообразии принципов правового государства дваизних все равно остаются главными, определяющими, и их необходимо рассматривать во взаимосвязи. Если анализировать первый (социальный, показывающий привлекательность, ценность идеи правовой государственности, ее самоцель) без второго (формально-юридического, олицетворяющего собой средства достижения названных привлекательных идеалов), то не ясно, как добиться наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Если же, напротив, брать за основу только формально-юридический аспект, тогда становится не совсем понятно, во имя чего и ради кого необходимо ограничивать государственную власть посредством права. Ведь такое ограничение не самоцель. Можно его так ограничить, что государство вообще не выполнит ни одной из своих функций. И тогда то же гражданское общество от этого ничего не выиграет, а наоборот, только проиграет.
ЛИТЕРАТУРА
Козлихин И.Ю. Идея правового государства: история и современность. СПб., 1993.
Козлихин И.Ю. Право и политика. СПб., 1996.
Мартышин О.В. Несколько тезисов о перспективах правового государства в России // Государство и право. 1996. №5.
Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 10.
Мельник В.А. Политология. Минск, 1996.С. 165—173.
Нерсесянц B.C. Философия права. М., 1997. Гл. 10.
Общая теория права / Под ред. А.С. Пиголкина. 2-е изд. М., 1995. Гл. 22.
Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М., 1996. Тема 26.
Омельченко О.А. Идея правового государства: истоки, перспективы, причины. М.,1994.
Основы политической науки / Под ред. В.П. Пугачева. М., 1994. Ч. 1. С. 217—223.
Политология: Энциклопедический словарь. М., 1993. С. 313—315.
Политология / Под ред. Г.В. Полуниной. М., 1996. С. 130—133.
Политология / Под ред. А.А. Радугина. М., 1996. С. 144—147.
Политология / Под ред. Н.П. Денисюк и др. Минск, 1997. С. 200—205.
Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 1997. С.258—263.
Сморгунов Л.В., Семенов В.А. Политология. СПб., 1996. Гл. 8.
Право и власть. М., 1990.
Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 1997.Гл.10.