Правовое государство: понятие и принципы.

Билет 1.

1.. Правовой статус личности: понятие и структура. Конституция РФ о защите прав человека и гражданина.

Правовой статус личности – юридически закрепленное положение личности в обществе.

Виды:1. Общий или конституционный(закреплен в КРФ)

1.Специальный (родовой)

2.Индивидуальный(индивидуальный труд не может противостоять общему)

3.Правовые статусы не могут противоречить друг друга, поскольку все они находятся в рамках общего правового статуса (самый стабильнй, статичный-меняется вместе с КоРФ, а динамичный-индивидуальный-меняется постоянно (вступление в брак, пошел учиться-работать))

Выделяют также статусы:

- Граждан РФ

- Иностранцев

- Статус российских граждан ,находящихся зарубежом

- Профессиональный и должностной статус (врач-профессия, а прокурор-должность)

Структура:

1)гражданство(опред все остальные элементы)

2) права и обязанности

3) законные интересы

4)правосубъектность

5)юридическая ответственность и др.

2. . Понятие системы права.

Система права – внутренняя структура права. Совокупность и взаимосвязь входящих в нее элементов.

Признаки:

-Объективный характер-независимость от воли (сознания) и желания.

Отрасль права возникают тогда, когда возникают общ/отношения, требующие своего правового регулирования (экологическое право XIX в. небыло - отношений не было)

Система права складывается независимо от форм права преимущественно действующих в гос-ве (в России НПА, в Англии судебные прецеденты)

- Единство и согласованность правовых норм. Непротиворечивость правовых предписаний позволяет создать действенный механизм правового регулирования (противоречат н. ГП и ЭП - будут решать по одной отрасли - останавливается правовое регулирование)

Н. в рамках Уг. процесса происходит защита имущественных прав потерпевшего.

-Динамика системы права. Изменение элементов входящих в систему рава. Опирается на объективный процесс постоянно в развитии общ.отношений.

В наст.время отсутствует отрасль колхозного права, зато появился интитут компьютерных преступлений. Меняютяобщ/отношения меняются и отрасли права.

Структурные элементы системы права:

1.норма права-первичный элемент

2.субинститут-это овокупность правовых норм выделяемых внутри института, регулирующая специфику видовых общ/отношений-институт купли-продажи состоит из субинститутов оптовой, розничной и комиссионной купли-продажи.

3.институт права – относительно обособленный комплекс нормативно- правовых предписаний, регулирующих родственные общественные отношения.

Примеры: в уголовном праве- институт необходимой обороны

В гражданском – институт исковой давности. Дарения, купли-продажи,

В административном – институт должностного лица,

В семейном – институт брака

Виды правовых институтов:

1)по отраслям

-гражданское

-уголовное

-административное

2)материальные и процессуальные (1. заключение брака, 2. порядок заключения брака)

3) отраслевые и межотраслевые(институт опеки и попечительства)

4)простые и сложные

5) регулятивные, (регулирование соответствующих отношений охранительные(их охрана) и учредительные(закрепляют утверждают определяют положение тех или иных организаций, должностных лиц, а также граждан)

4.подотрасль( в гражданском авторское право, жилищное, наследственное

В конституционном – избирательное

В трудовом- пенсионное

В земельном –горное, водное, лесное)

5. отрасль права – система правовых норм, регулирующих с помощью специфического юридического режима качественно однородную сферу общественных отношений.

3.Соотношение нормы права и статьи нормативного акта. Способы изложения прав.норм.

Норма права выражается в НПА в форме статьи.

Нормы права соотносятся со статьями НПА следующим образом

1.Норма и статья совпадают.

2. В одной статье содержатся несколько норм права(много в процессуальном кодексе, уголовном кодексе).

3. В статье НПА закреплена часть юридической нормы, остальные элементы располагаются либо в другой статье этого же НПА(тогда отсылочный способ) либо в другой НПА( бланкетный способ)

Н. Правила пожарной безопасности - бланкетный, ответственность в уголовном кодексе - отсылочный.

Билет 2.

1.. Форма государственного устройства: понятие и виды.

Форма национально-государственного устройства – территориальная структура (организация) гос-ва . По форме нац-гос. устройства гос-ва делятся на

1унитарные

2 федеративные

Унитарные (единые) гос-ва признаки:1.Единые органы государственной власти. Они находятся только в иерархическом соподчинении.

2. Единое законодательство.

3. единая территория

4. Парламент однопалатный (искл Великобритания-2-х палатная, Палата Лордов и Палата Общин-Лордом нужно родится)

5. Автономия – самоуправляющаяся территория, они могут входить в состав как унитарного, так и федеративного гос-ва. (правинция Квебек в Канаде), Автономия немцев в Поволжье до ВОВ, В России – Бирбиджан.

Признаки, отличающие федеральное устройство гос-ва

1.Двойная система гос.органов: наряду с общефедеральными органами гос. власти имеются органы субъектов федерации.

2.Наряду с общефедеральным законодательством существует законодательство субъектов федерации. Двойная система законодательства.

3. Существует федеральное гос-во, где субъекты федерации выделяют свою территории.4. И свое гражданство.

5. Парламент Федерации состоит из 2-х палат Федеральное собрание:

1.совет федерации

2. государственная дума

Федерации принципы:

1.территориальный(США)

2.национальный (чехославакия, югославия)

3. национально-территориальный(Россия)

21республик, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область, 9 автономных округов

Конфедерация – объединение суверенных государств для достижения внешнеполитических задач(экономических, военных)- ООН,СНГ, ЕвроСоюз,НАТО (Варшавский договор, Атланта, Тройственный союз и на Востоке)

Признаки

1.создание конфедерации закреплено в договорах

2.конфедерация образует органы необходимые для решения стоящих перед ней задач и целей: Единой правовой системы, Денежной системы, Гражданства

3.сохраняется суверенитет каждого гос-ва

4.конфедерация не имеет единой правовой системы, денежной системы, гражданства, , границы.

5.каждое гос-во, входящее в конфедерацию обладает правом нулефикации решений конфедерации на своей территории.(гос-во может не исполнять решения органов конфедерации без выхода из состава конфедерации)

Административно - территориальное деление

Независимо от форм нац.-гос. устройства территории гос-в подразумеваются на адм.-территор. Едницы-это необходимо для рациональной организации жизни людей, производство и управления.

Приницпы.1.экономический. Производится учет производственных особенностей территории, численности и плотности населения, путей сообщения, размещения производственных сил.

2.Политический.Цель: приближение органов власти и управления к населению..

В республике Дагестан(районы) админ-территед выделяются в соответствии с историческими местами проживания национальностей.

В России города, районы села поселки.

3. Географический подразумевает четко отчерченные границы, компактность, непрерывность, экономическая целостность территории, возможность для населения формировать органы гос.власти и мест./самоупр.

4.Национальный

2. . Отрасль права. Краткая характеристика основных отраслей права.

Конст.право является ведущий отраслью российского права. Она учредительно-закрепительным методом опосредует наиболее важные ,исходные гос.отношения.

Полит.система, экологическая основа формирование, структура, принципы д-ти, представительной, исполнительной и судебной власти. Правовое положение граждан, их права, свободы и обязанности.

Адм.право - императивным методом регулирует сферу управленческой, исполнительно-распорядительной д-тигос.органов, общественных организаций, должностных лиц.

Гражд.право - с помощью диспозитивного метода регулирует имущественные и личные неимущественные отношения (имя, честь, достоинство, деловая репутация, авторство при условии равенства сторон; имя - идентификационные данные).

Уголов.-процесс. право- императивным методом в части расследования преступления и методом равенства сторон в части осуществления правосудия.

Регулирует отношения по раскрытию и рассмотрению уголов. дел, определяет правовое положение субъектов и регламентирует процессуальные нормы данной д-ти.

3.Правоспособность, дееспособность, правосубъектность.

Правосубъектность – способность лица быть субъектом права. Она состоит:

1)правоспособность

2)дееспособность

3) деликтоспособность

Правоспособность – признаваемая гос-ом совокупность лица иметь предусмотренные законом права и обязанности. Способность быть их носителем.

Не субъективное право, это право на право. Общая абстрактная возможность иметь предусмотренные законом права и обязанности. Правоспособность общая для всех людей. Она возникает с момента рождения и заканчивается смертью человека.

Признаки:

1. Не отделимы от личности. Человека нельзя лишить правоспособности или ее ограничить (Н. расписки: жена не вступает в брак до 18 лет дочери, муж не покупает квартиру-недействительны)

2. Не зависит от пола и возраста, национальности, профессии, места жительства, имущественного положения, иных жизненных обстоятельств. (В Германии от нации, В расистских гос-вах от расы)

3. Не передаваема. Ее нельзя делегировать (в средние века женитьба по доверенности, ушел на войну - отправляет друга жениться от его имени)

4. Она первична по отношению к субъективному праву

Нельзя признать человека не правоспособным его можно признать недееспособным.

Виды правоспособности:

1.общая.принципиальная возможность лица иметь любые права и обязанности, предусмотренные законодательством. (закреплена в КоРФ, она равная для всех и изменяется вместе с КоРФ)

2. отраслевая. Она дает возможность преобразовать права и обязанности в тех или иных отраслях права. (в трудовом, в семейном)

3.специальная (профессиональная, должностная). Правоспособность, при которой требуется специальные знания(врачом может работать только получивший высшее медицинское образование, судья – юридическое)

Дееспособность – способность лица своими действиями осуществлять принадлежащие ему права и обязанности(ребенок наследует с детства но дееспособность с 18 лет)

Виды дееспособности:

1.полная с 18 лет

2частичное с 14 лет

3.Ограниченная. Ограничение дееспособности душевно - больных а также лица злоупотребляющие спиртными напитками и наркотическими веществами и ставящими свою семью в тяжелое материальное положение.

Ограничение дееспособности возможно только решением суда.

В разных отраслях права различные виды дееспособности.

2 способа несовершеннолетним приобрести дееспособность:

1) Эмансипация – несовершеннолетний признается дееспособным если он занимается предпринимательской деятельностью, либо работает по трудовому договору( если есть соглашение родителей на эмансипацию в органы опеки и попечительства, если нет согласия родителей через суд)

2) Заключение брака. Несовершеннолетний считается дееспособным с момента регистрации брака. Если брак расторгается, то дееспособность сохраняется. Если брак признается недееспособным, то вопрос о сохранении дееспособности за несовершенноленим решает суд(один из супругов уже состоит в браке)

Деликтоспособность – способность лица нести юридическую ответственность за совершение правонарушения ею обладает вменяемое лицо достигшее определенного возраста.

Билет 3.

Билет 4.

Билет 5.

Билет 6.

Билет 7.

Билет 8.

Юридическая техника.

Юридическая техника – система средств, приемов и правил используемых при создании, оформлении и упорядочении правовых актов.

Средства юр.техники: юридические термины, т.е. словесные выражения юридически значимых понятий

Виды: -общепотребительские(эпидемия, клевета)

- специально – юридические(пролонгация, презумпция невиновности)

- специально – технические( в криминалистике поперечные линии, состояние аффекта)

Одно из основных требований юридической техники: один термин – одно значение. Синонимы и омонимы не допустимы. Язык всех правовых актов должен быть единым.

Юридические конструкции – это типовые модели структурной организации правового явления

Они обеспечивают логическое взаимодействие средств и способов правового воздействия.

1. Прием изложения правовых предписаний и в ст НПА:

- прямой

-отсылочный

-бланкетный

Абстрактный и казуистический-----гипотеза

2. Приемы организации текста: НПА состоит из разделов, глав, статей, пунктов и др.

3. Приемы оформления официальных реквизитов: название актов, орган. Его принявший, место и время принятия, подпись, регистрационный номер и др.

Правила юридической техники:

1. Доступность языка

2. Полнота

3. Лаконичность

4. Непротиворечивость

5. Официальность стиля

Виды юридической техники

1.законодательная

2. правоприменительная

3. интерпретационная(толкование)

Билет 9.

Билет 10.

Билет 11.

Билет 12.

Билет 13.

Билет 14.

Билет 15.

Билет 16.

Билет 17.

Понятие и сущность права.

Право – государственный регулятор общественных отношений, в отличие от иных регуляторов общественных отношений, таких как мораль, религия, обычаи и др.

Право непосредственно связано с гос-ом. Им создается и обеспечивается.

Признаки:

1.Связь права с гос-ом. Гос-во либо непосредственно принимает юридические нормы, либо санкционирует существующие правила поведения. (Кодек торгового мореплавания)Оно также обеспечивается возможностью государственного принуждения, т.е. применения санкций за его нарушение.

2. Государственно-волевой характер. Право – продукт сознания и воли людей. Самое яркое проявление – референдум. Здесь народ непосредственно выражает свою волю при принятии наиболее важных для него НПА. Конституция 1993

Волевой характер проявляется также в том, что оно реализуется через волевую деятельность индивидов.

Право выступает формой выражения государственной воли общества. Его различных слоев, групп всего народа.

3.Общеобязательность. Право императивно. Его требования категоричны. Особенностью этого признака то, что общеобязательность право понимается в юридическом смысле.

4. формальная определенность. Право – это вид и мера дозволенного поведения. Права и обязанности сторон четко определены и имеет границы. За нарушения юридических требований наступает юридическая ответственность, которая фиксируется в санкциях правовых норм и также изначально в них закреплена. Нормы права содержатся в НПА, нормативных договорах и иных формах права. Право носит писаный характер.

5. Нормативный характер. Оно состоит из норм, правил поведения

6. системность. Право не сумма, не механическая совокупность юридических норм. Оно имеет свою внутреннюю форму, структуру, соотносимую с понятиями отрасль, институт, норма права.

Право – система общеобязательных ,формально определенных, создаваемых или санкционируемых гос-вом и им обеспечиваемых юридических норм, регулирующих общественные отношения.

Классификация норм права.

Классификация – распределение изучаемых объектов по группам(классам) на основании общего признака.

1. По функциям в механизме правового регулирования делится на

- исходные нормы(нормы начала. Нормы – принципы- в основном закреплены в КоРФ, нормы – дефиниции-определения-принцип презумпция)

-нормы правила поведения(во всез НПА).

2. по предмету правового регулирования (по отрасли права)

-уголовные

-административные

-конституционные: – материальные – процессуальные

3. по методу правового регулирования

-императивные

-диспозитивные

-поощрительные

-рекомендательные

4. по форме выражения предписания (по диспозиции)

-управомачивающие

-обязывающие

-запрещающие

5. по сфере действия

-общефедеральные

-региональные

-местные

-локальные

6. по юридической силе

- норы законов

-нормы подзаконных НПА

7. по функциональной направленности

-регулятивные

-охранительные

Билет 18.

Билет 19.

Билет 20.

Частное и публичное право.

Разделение права на частное и публичное пришло в Россию в начале XX в. При Советском периоде право на частое и публичное не делилось, поскольку Ленин определил позицию, согласно которой: «мы ничего частного не признаем, для нас все в области хоз-ва, есть публично-правовое, а не частное».

Социологическая собственность предполагала наличие государственных, а не частно-правовых интересов.

К публичному праву относится совокупность отраслей, институтов и норм, регулирующих публично-правовые отношения.

Метод императивный, одной стороной отношений всегда выступает гос-во.

Публичное право защищает гос. и общ. интересы (Адм.право, Налог.право, Таможенное право, Уголов.право и др.)

Частное право-защищает интересы отдельных лиц, здесь используется диспозитивный метод (Град.право, Семейное право,)

Земельное??????????

В Англии только публичное право

Билет 21.

Билет 22.

Билет 23.

Билет 24.

Структура нормы права.

Структура – внутреннее строение нормы права, отражающие состав, содержание и системные связи основных элементов нормы.

Гипотеза – структурный элемент нормы права, содержащий жизненные условия, при которых нормы права вступают в силу.

Диспозиция – структурный элемент нормы права, в котором определены права и обязанности субъектов права. (правила поведения-норма)

Санкция – структурный элемент нормы права закрепляющий вид и меру юридической ответственности за нарушение правовой нормы.

Гипотеза в зависимости от их строения подразделяется на простые и сложные.

Простая гипотеза содержит одно условие, при котором реализуется норма права (безлицензионная продажа спиртных напитков, уклонение от уплаты налогов)

Сложная гипотеза содержит 2 и более условия.

Разновидностью сложной гипотезы являются альтернативная гипотеза для ее вступления в действие достаточно одного из условий(отчисление из академий за академическую неуспеваемость).

По форме выражения гипотезы подразделяются на абстрактные и казуистические.

Абстрактная гипотеза указывает на общеродовые признаки(кража - тайное похищение чужого имущества)

Казуистическая гипотеза выражает строго определенный частный случай(надругательство над могилой ч.1ст244УКРФ угон воздушного судна, не пристегнут в автомобиле).

Диспозиции в зависимости от формы их выражения подразделяется на

1.управомачивающие(дающие право к вступлению в брак, на образование)

2. обязывающий содержащие обязанность(обязанность платить налоги, ходить на пары)

3. запрещающие содержат запреты ( переход дороги на красный свет, не находиться в аудитории в верхней одежде)

Санкции – самые динамичные элементы структуры юридической нормы.

Виды санкций

1По отраслевой принадлежности

-уголовные(штраф, арест)

-гражданско-правовые

-финансовые

-административные

-уголовно-правовые

2. по характеру неблагоприятных последствий

-правовосстановительные(возместительные)-гражд.-в пользу граждан

-штрафные(карательные)-угол.-прав. в пользу гос-ва

3. в зависимости от степени определенности санкций

-абсолютно-определенные, которые точно указывают меру гос-го воздействия, применяемого к правонарушителю(нахождение за рулем в нетрезвом виде – на 3года лишения прав)

-относительно – определенные устанавливают низший и высший или только высший предел меры гос-го воздействия на правонарушителя.(от 3 до7 или до 5 лет лишения свободы).

- альтернативные позволяют выбрать из 2 или более возможных вариантов меры гос-говоздействия какой то один.

Билет 25.

1. Признаки государства, отличающие его от других организаций и учреждений общества.

1.Только гос - во является единственным официальным представителем всего общества на своей территории.

2.Суверенитет – верховенство на своей территории и независимость на международной арене.

3.Прераготива правотворчества. Только го–во имеет право принимать НПА, обязательные для всех субъектов права.

4.Гос – во обладает сложным механизмом, структурой.

5. Только гос-во обладает правоохранительными органами, службами безопаности (ФСБ) и вооруженными силами.

6.Наличие налогов., взимать только гос-во имеет право.

Билет 26.

Вопросы теории государства и права в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства».

9-й раздел носит название «Варварство и цивилизация». Этот заключительный раздел является обобщением изложенного выше, и посвящен общим экономическим условиям, которые подрывали родовую организацию общества и, с появлением цивилизации, полностью устранили ее. Здесь нам не обойтись без обширных цитат из работы Ф.Энгельса, так как они в обобщенном виде формулируют итоги изложенного в работе.

Род, отмечает Ф.Энгельс, «достигает своего расцвета на низшей ступени варварства». «Величие родового строя, но вместе с тем и его ограниченность проявляются в том, что здесь нет места для господства и порабощения. Внутри родового строя не существует еще никакого различия между правами и обязанностями…».

В дальнейшем у ряда передовых племен главной отраслью труда стали не охота и рыболовство, а приручение, в затем и разведение скота. «…это было первое крупное разделение труда». Между племенами начался обмен скотом. Скот сделался товаром, посредством которого оценивались все товары», он приобрел функции денег. Был изобретен ткацкий станок, и началась плавка металлов. Быстро усовершенствовались орудия производства и оружие.

Первое крупное разделение труда вместе с увеличением производительности труда, а следовательно и богатства, и с расширением поля производительной деятельности, при совокупности данных исторических условий, с необходимостью влекло за собой рабство. Из первого крупного общественного разделения труда возникло и первое крупное разделение общества на два класса – господ и рабов, эксплуататоров и эксплуатируемых».

«Дикий» воин и охотник довольствовался в доме вторым местом после женщины, «более кроткий» пастух, чванясь своим богатством, выдвинулся на первое место, а женщину оттеснил на второе. И она не могла жаловаться. Разделение труда в семье служило основанием для распределения собственности между мужчиной и женщиной…».

Богатство быстро возрастало, оно было богатством отдельных лиц. Производственная деятельность людей расширилась и стала дифференцированной. «… Произошло второе крупное разделение труда: ремесло отделилось от земледелия. «С разделением производства на две основные отрасли, земледелие и ремесло, возникает производство непосредственно для обмена, - товарное производство, а вместе с ним и торговля не только внутри племени и на его границах, но уже и заморская». «Различия между богатыми и бедными выступает наряду с различием между свободными и рабами, с новым разделением труда – новое разделение общества на классы». Обмен между отдельными производителями превращается в жизненную необходимость для общества. Происходит третье важнейшее разделение труда – возникает «класс, который занимается уже не производством, а только обменом продуктов». Создается класс купцов.

Вместе с возникновением купцов появились и металлические деньги. Это было новое средство господства, был открыт товар товаров, который в скрытой форме содержит в себе все остальные товары. «Вслед за покупкой товаров на деньги появились денежная ссуда, а вместе с ней – процент и ростовщичество». В этот же период возникают новые земельные отношения. Ранее земля была собственностью рода. Теперь она стала принадлежать отдельным лицам с правом наследования, то есть частной собственностью. Землю стали продавать и закладывать.

«Так вместе с расширением торговли, вместе с деньгами и денежным ростовщичеством, земельной собственностью и ипотекой быстро происходила концентрация и централизация богатства в руках немногочисленного класса, а наряду с этим росло обнищание масс и возрастала масса бедняков». Родовой строй оказался бессильным перед новыми элементами, выросшими без содействия с его стороны. «Родовой строй отжил свой век. Он был взорван разделением труда и его последствием – разделением общества на классы. Он был заменен государством.

Таким образом «государство есть продукт общества на известной ступени развития; государство есть признание, что это общество запуталось в неразрешимое противоречие с самим собой, раскололось на непримиримые противоположности, избавиться от которых оно бессильно. И чтобы эти противоположности, классы с противоречивыми экономическими интересами, не пожрали друг друга и общество в бесплодной борьбе, для этого стала необходима сила, которая бы умеряла столкновение, держала его в границах «порядка». Эта сила и есть государство.

Отличительные черты государства – территориальное деление подданных и публичная власть

Для содержания публичной власти вводятся налоги, государство делает государственные долги. Вследствие этого чиновники, как органы общества, становятся над обществом.

Делая прогноз на будущее, в заключение Ф. Энгельс пишет следующее.

«Итак, государство существует не извечно. Были общества, которые обходились без него, которые понятия не имели о государстве и государственной власти. На определенной ступени экономического развития, которая необходимо была связана с расколом общества на классы, государство стало в силу этого раскола необходимостью. Мы приближаемся теперь быстрыми шагами к такой ступени развития производства, на которой существование этих классов не только перестало быть необходимостью, но становится прямой помехой производству.

Классы исчезнут так же неизбежно, как неизбежно они в прошлом возникли. С исчезновением классов исчезнет неизбежно государство. Общество, которое по-новому организует производство на основе свободной и равной ассоциации производителей, отправит всю государственную машину туда, где ей будет тогда настоящее место: в музей древностей, рядом с прялкой и бронзовым топором».

Историческая школа права.

Сложилась в начале 19 века в феодально - раздробленной Германии, после поражения в Великой Французской революции. Эта теория явилась реакцией на поражение идеи естественных прав человека.

Согласно этой теории единого для всех народов права на существует. Есть право отдельно взятой страны. Оно определяется народным духом его общих убеждений, передается с молоком матери, из поколения в поколение. Складывается подобно правилам игры.

Позитивное право существует но народ его не знает. Утверждение, что гос-во создает право – это «юридические суеверия».

Основной источник права – обычай – это фактически сложившейся распорядок жизни. Любой существующий правовой институт правомерен в силу своего наличия, пример: рабство.

Билет 27.

Билет 28.

Билет 29.

Билет 30.

Билет 31.

Билет 1.

1.. Правовой статус личности: понятие и структура. Конституция РФ о защите прав человека и гражданина.

Правовой статус личности – юридически закрепленное положение личности в обществе.

Виды:1. Общий или конституционный(закреплен в КРФ)

1.Специальный (родовой)

2.Индивидуальный(индивидуальный труд не может противостоять общему)

3.Правовые статусы не могут противоречить друг друга, поскольку все они находятся в рамках общего правового статуса (самый стабильнй, статичный-меняется вместе с КоРФ, а динамичный-индивидуальный-меняется постоянно (вступление в брак, пошел учиться-работать))

Выделяют также статусы:

- Граждан РФ

- Иностранцев

- Статус российских граждан ,находящихся зарубежом

- Профессиональный и должностной статус (врач-профессия, а прокурор-должность)

Структура:

1)гражданство(опред все остальные элементы)

2) права и обязанности

3) законные интересы

4)правосубъектность

5)юридическая ответственность и др.

2. . Понятие системы права.

Система права – внутренняя структура права. Совокупность и взаимосвязь входящих в нее элементов.

Признаки:

-Объективный характер-независимость от воли (сознания) и желания.

Отрасль права возникают тогда, когда возникают общ/отношения, требующие своего правового регулирования (экологическое право XIX в. небыло - отношений не было)

Система права складывается независимо от форм права преимущественно действующих в гос-ве (в России НПА, в Англии судебные прецеденты)

- Единство и согласованность правовых норм. Непротиворечивость правовых предписаний позволяет создать действенный механизм правового регулирования (противоречат н. ГП и ЭП - будут решать по одной отрасли - останавливается правовое регулирование)

Н. в рамках Уг. процесса происходит защита имущественных прав потерпевшего.

-Динамика системы права. Изменение элементов входящих в систему рава. Опирается на объективный процесс постоянно в развитии общ.отношений.

В наст.время отсутствует отрасль колхозного права, зато появился интитут компьютерных преступлений. Меняютяобщ/отношения меняются и отрасли права.

Структурные элементы системы права:

1.норма права-первичный элемент

2.субинститут-это овокупность правовых норм выделяемых внутри института, регулирующая специфику видовых общ/отношений-институт купли-продажи состоит из субинститутов оптовой, розничной и комиссионной купли-продажи.

3.институт права – относительно обособленный комплекс нормативно- правовых предписаний, регулирующих родственные общественные отношения.

Примеры: в уголовном праве- институт необходимой обороны

В гражданском – институт исковой давности. Дарения, купли-продажи,

В административном – институт должностного лица,

В семейном – институт брака

Виды правовых институтов:

1)по отраслям

-гражданское

-уголовное

-административное

2)материальные и процессуальные (1. заключение брака, 2. порядок заключения брака)

3) отраслевые и межотраслевые(институт опеки и попечительства)

4)простые и сложные

5) регулятивные, (регулирование соответствующих отношений охранительные(их охрана) и учредительные(закрепляют утверждают определяют положение тех или иных организаций, должностных лиц, а также граждан)

4.подотрасль( в гражданском авторское право, жилищное, наследственное

В конституционном – избирательное

В трудовом- пенсионное

В земельном –горное, водное, лесное)

5. отрасль права – система правовых норм, регулирующих с помощью специфического юридического режима качественно однородную сферу общественных отношений.

3.Соотношение нормы права и статьи нормативного акта. Способы изложения прав.норм.

Норма права выражается в НПА в форме статьи.

Нормы права соотносятся со статьями НПА следующим образом

1.Норма и статья совпадают.

2. В одной статье содержатся несколько норм права(много в процессуальном кодексе, уголовном кодексе).

3. В статье НПА закреплена часть юридической нормы, остальные элементы располагаются либо в другой статье этого же НПА(тогда отсылочный способ) либо в другой НПА( бланкетный способ)

Н. Правила пожарной безопасности - бланкетный, ответственность в уголовном кодексе - отсылочный.

Билет 2.

1.. Форма государственного устройства: понятие и виды.

Форма национально-государственного устройства – территориальная структура (организация) гос-ва . По форме нац-гос. устройства гос-ва делятся на

1унитарные

2 федеративные

Унитарные (единые) гос-ва признаки:1.Единые органы государственной власти. Они находятся только в иерархическом соподчинении.

2. Единое законодательство.

3. единая территория

4. Парламент однопалатный (искл Великобритания-2-х палатная, Палата Лордов и Палата Общин-Лордом нужно родится)

5. Автономия – самоуправляющаяся территория, они могут входить в состав как унитарного, так и федеративного гос-ва. (правинция Квебек в Канаде), Автономия немцев в Поволжье до ВОВ, В России – Бирбиджан.

Признаки, отличающие федеральное устройство гос-ва

1.Двойная система гос.органов: наряду с общефедеральными органами гос. власти имеются органы субъектов федерации.

2.Наряду с общефедеральным законодательством существует законодательство субъектов федерации. Двойная система законодательства.

3. Существует федеральное гос-во, где субъекты федерации выделяют свою территории.4. И свое гражданство.

5. Парламент Федерации состоит из 2-х палат Федеральное собрание:

1.совет федерации

2. государственная дума

Федерации принципы:

1.территориальный(США)

2.национальный (чехославакия, югославия)

3. национально-территориальный(Россия)

21республик, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область, 9 автономных округов

Конфедерация – объединение суверенных государств для достижения внешнеполитических задач(экономических, военных)- ООН,СНГ, ЕвроСоюз,НАТО (Варшавский договор, Атланта, Тройственный союз и на Востоке)

Признаки

1.создание конфедерации закреплено в договорах

2.конфедерация образует органы необходимые для решения стоящих перед ней задач и целей: Единой правовой системы, Денежной системы, Гражданства

3.сохраняется суверенитет каждого гос-ва

4.конфедерация не имеет единой правовой системы, денежной системы, гражданства, , границы.

5.каждое гос-во, входящее в конфедерацию обладает правом нулефикации решений конфедерации на своей территории.(гос-во может не исполнять решения органов конфедерации без выхода из состава конфедерации)

Административно - территориальное деление

Независимо от форм нац.-гос. устройства территории гос-в подразумеваются на адм.-территор. Едницы-это необходимо для рациональной организации жизни людей, производство и управления.

Приницпы.1.экономический. Производится учет производственных особенностей территории, численности и плотности населения, путей сообщения, размещения производственных сил.

2.Политический.Цель: приближение органов власти и управления к населению..

В республике Дагестан(районы) админ-территед выделяются в соответствии с историческими местами проживания национальностей.

В России города, районы села поселки.

3. Географический подразумевает четко отчерченные границы, компактность, непрерывность, экономическая целостность территории, возможность для населения формировать органы гос.власти и мест./самоупр.

4.Национальный

2. . Отрасль права. Краткая характеристика основных отраслей права.

Конст.право является ведущий отраслью российского права. Она учредительно-закрепитель

Наши рекомендации