Структура экзаменационных билетов

Каждый билет включает 3 вопроса.

Первый вопрос предполагает систематизированное описание значительного исторического события (событий), процесса, явления. При этом учащийся должен проявить знание базовой исторической информации, умение полно, последовательно изложить ее.

Второй вопрос требует, чтобы экзаменуемый выполнил одно из следующих действий: раскрытие места событий в историческом контексте; объяснение их причин и следствий, значения; сравнение событий, явлений.

В этом случае проявляются и оцениваются умения выпускников анализировать материал, применять знания в заданной познавательной ситуации, отвечать на проблемный вопрос.

Третий вопрос носит практический характер, требует применения знаний, умений. Он предусматривает работу с историческим текстом – отрывком из источника или работы историка. Экзаменуемому предлагается:

а) определить, о каком событии, историческом лице и т. д. говорится в отрывке;
б) объяснить, на основании чего (каких данных) он это сделал.

Исторические тексты помещаются на специальных раздаточных листах, которые прилагаются к экзаменационным билетам в начале экзамена (включать их в билеты заранее представляется нецелесообразным).

Рекомендуемое время на подготовку ответа – 20–30 минут. При устной форме ответа экзаменуемые могут предварительно составлять письменный план ответа, тезисы.

Оценивание ответов экзаменуемых осуществляется в соответствии с требованиями образовательного стандарта, которые конкретизированы для вопросов 1, 2 и 3 (см. п. 7). При этом учитываются объем, сложность каждого из вопросов.

Основное место в ответе – по объему, сложности – занимают вопросы 1 и 2 (примерно в паритетном соотношении). Оценка их выполнения в основном определяет общую экзаменационную отметку. Критерии оценивания ответов на вопросы 1 и 2 представлены в таблицах 1 и 2.

Структура экзаменационных билетов - student2.ru

При выведении итоговой отметки результат определяется по принципу среднего арифметического из результатов ответов на все вопросы экзаменационного билета.

Билет № 1

1. Древняя Русь в IX – начале XII в.: возникновение государства, древнерусские князья и их деятельность.

2. К какому периоду истории России относятся названия РСДРП, октябристы, кадеты, эсеры? На какие две группы их можно разделить? Объясните, чем отличались эти группы.

3. Работа с источником.

Билет № 2

1. Борьба Руси против внешней агрессии в XIII веке.

2. Сравните развитие культуры в СССР в 1945–1953 гг. и в период «оттепели», назовите общие черты и различия.

3. Работа с источником.

Билет № 3

1. Культура Руси в XIV–XVI вв.

2. С какими событиями, процессами в истории России связаны понятия «отруб», «хутор», «Крестьянский банк»? Объясните их значение.

3. Работа с источником.

Билет № 4

1. Объединение русских земель вокруг Москвы и образование единого Российского государства в XIV–XV вв.

2. С какими событиями, процессами в истории России связаны понятия «приватизация», «либерализация цен», «шоковая терапия»? Объясните их значение.

3. Работа с источником.

Билет № 5

1. Преобразования Петра I: содержание, итоги.

2. Сравните внешнюю политику СССР в середине 1950-х – середине 1960-х гг. и в 1970-е гг. Объясните, что было общим и в чем заключались различия.

3. Работа с источником.

Билет № 6

1. Просвещенный абсолютизм Екатерины II.

2. К какому периоду (периодам) истории России относится понятие «многопартийность»? Объясните, с какими событиями, процессами оно связано.

3. Работа с источником.

Билет № 7

1. Внешняя политика Российской империи во второй половине XVIII в.: задачи, основные направления, итоги.

2. К какому периоду отечественной истории относятся понятия «реабилитация», «совнархоз», «освоение целины»? Объясните, какие характерные черты этого периода они отражали.

3. Работа с источником.

Билет № 8

1. Культура и общественная мысль России во второй половине XVIII в.

2. Сравните периоды восстановления хозяйства России, СССР после Гражданской войны и после Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Объясните, в чем заключались общие черты и различия.

3. Работа с источником.

Билет № 9

1. Отечественная война 1812 г. Заграничный поход русской армии.

2. К какому периоду отечественной истории относятся понятия «гласность», «политический плюрализм», «парад суверенитетов»? Объясните, какие черты, процессы этого периода отражали названные понятия.

3. Работа с источником.

Билет № 10

1. Движение декабристов: предпосылки возникновения, участники, цели, основные выступления, значение.

2. Что означает понятие «коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны»? Объясните, с какими событиями на фронтах и в тылу оно было связано.

3. Работа с источником.

Билет № 11

1. Общественные движения в России в 70–90-е гг. XIX в.: организации, участники, деятельность.

2. С каким событием отечественной истории1920–1930-х гг. связаны понятия «автономизация», «федеральное устройство»? Объясните, какие позиции партийных руководителей они отражали.

3. Работа с источником.

Билет № 12

1. Модернизация в России в начале ХХ в.: основные направления, особенности.

2. С каким периодом отечественной истории связаны понятия «Избранная рада», «опричнина»? Объясните, какой политический курс отражало каждое из этих понятий.

3. Работа с источником.

Билет № 13

1. Революция 1905–1907 гг. в России: причины, основные события, итоги.

2. К какому периоду отечественной истории относится появление понятий «всероссийский рынок», «мануфактуры», «Новоторговый устав»? Объясните, с какими процессами они были связаны.

3. Работа с источником.

Билет № 14

1. Революционные события 1917 г. в России от Февраля к Октябрю: основные события, их участники, итоги.

2. С событиями какой из войн XVIII в. связаны названия Нарва, Лесная, Полтава, Гангут? Раскройте место и значение каждого из этих событий в истории войны.

3. Работа с источником.

Билет № 15

1. Гражданская война 1918–1920 гг. в России: причины, участники, итоги.

2. Объясните, как менялся характер внутренней политики Александра I в первой и второй половине его царствования. В чем это выразилось?

3. Работа с источником.

Билет № 16

1. Переход от политики «военного коммунизма» к новой экономической политике: причины введения, основные мероприятия и результаты нэпа.

2. Когда в истории России происходили дворцовые перевороты? Объясните, к каким последствиям они привели.

3. Работа с источником.

Билет № 17

1. Общественно-политическая жизнь в СССР в 1920–1930-е гг.

2. С какими событиями в истории России связаны понятия «самозванец», «семибоярщина», «тушинский вор»? Объясните, чем эти события были вызваны.

3. Работа с источником.

Билет № 18

1. Основные направления и события внешней политики СССР в 1920–1930-е гг.

2. Объясните, почему XVII в. отечественной истории был назван «бунташным». Какие события дали основание для этого названия?

3. Работа с источником.

Билет № 19

1. Индустриализация в СССР: причины, особенности проведения, итоги.

2. Сравните взгляды славянофилов и западников на пути развития России. Объясните, в чем заключались основные различия.

3. Работа с источником.

Билет № 20

1. Великая Отечественная война: основные этапы, события, причины победы советского народа.

2. С какими событиями отечественной истории связаны понятия «выкупные платежи», «отрезки», «уставные грамоты», «временнообязанные крестьяне»? Объясните, как они характеризуют эти события.

3. Работа с источником.

Билет № 21

1. СССР в 1945–1953 гг.: основные направления и события внутренней

и внешней политики.

2. К какому периоду отечественной истории относится понятие «золотой век русской культуры»? Творчество каких деятелей культуры дало основание для этого названия?

3. Работа с источником.

Билет № 22

1. «Оттепель» в СССР: изменения в политической, социально-экономической жизни, культуре. Итоги «оттепели».

2. Сравните политический строй Владимиро-Суздальского княжества и Новгородской земли в XIII–XIV вв. Объясните, в чем заключались основные различия.

3. Работа с источником.

Тексты к третьему заданию

Отрывки из исторических источников, работ историков и задания к ним включаются в качестве третьего вопроса в экзаменационные билеты непосредственно перед экзаменом. При этом следует избегать дублирования исторических сюжетов с первым и вторым вопросами. Количество приводимых ниже отрывков больше, чем число билетов, что позволит сделать лучший выбор текстов.

Наши рекомендации