Значение судебной власти и правосудия как правовой предпосылки организации адвокатуры в демократическом правовом государстве
Деятельность адвокатов осуществляется в тесном контакте с судебной деятельностью. Суд, правосудие образуют среду, в которой существует и работает адвокатура.
Поэтому важно уяснить современные подходы к трактовке судебной власти, ее соотношения с адвокатурой, которая в систему государственной власти не входит.
Независимость судебной власти — это та черта, которая позволяет провести известные параллели с адвокатурой. В то же время судебная власть при всей независимости остается государственной властью, тогда как адвокатура совершенно независима и самостоятельна по отношению к каким бы то ни было властям.
Наибольшее значение имеет принцип независимости суда, закрепленный в ст. 120 Конституции РФ. Этот принцип обеспечивается также другими положениями Конституции РФ, в которых говорится о независимости и неприкосновенности судей, устанавливаются демократические принципы судопроизводства.
Для адвокатской деятельности чрезвычайно важно, что в главе 2 Конституции РФ устанавливается исключительное право суда ограничивать права и свободы человека и гражданина, например:
• никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда (ст. 35);
• арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению (ст. 22) и т. д.
Только независимый суд может эффективно защищать человека от произвола исключительной власти и силовых структур.
Но судебная власть есть проявление государственной вла-c™, составляет одну из ее ветвей.
Понятие "судебная власть" является производным от понятия "государственная власть".
70 Глава 4. Адвокатура и судебная влас
В современном мире адвокатура выполняет свое высокое социальное предназначение в качестве института обществен-ного служения, находясь в тесных, достаточно сложных отношениях с государственной властью в целом и одной из ее ветвей — судебной властью. Исполнение судебной властью своих функций в демократическом правовом государстве невозмож-^ но без адвокатуры. В противном случае суд превращается в;
судилище, расправу. В целях уяснения соотношения этих двух важнейших правовых институтов рассмотрим понятие и признаки судебной власти.
Под государственной властью принято понимать возможность и способность народа и государства в лице его органов! оказывать воздействие на поведение людей и в целом на про-;
цессы, происходящие в обществе, с помощью убеждения либо| принуждения.
Субъектом осуществления судебной власти является толь-1 ко суд. Суд обладает характерными только для него возмож-^ ностями и способами воздействия на поведение людей. ;
Судебная власть, по определению К. Ф. Гуценко и, М. А. Ковалева, есть реализуемая, составляющая власти, занимающая особое положение в государственном аппарате в виде органов (судов), которым присущи возможности и способности воздействия на поведение людей и социальные процессы1.
Судебную власть следует понимать не как органы или си-| стему органов, ее осуществляющих, а как право, как основанную на законе возможность этих органов выполнять определенные действия и само выполнение этих действий. Эти двц элемента органически связаны друг с другом и настолько тесно, что при отсутствии одного из них речь идет уже не о власти, а о безвластии или об узурпаторской власти.
Можно выделить семь признаков понятия "судебная власть".
1. Судебная власть осуществляется судами — специальными государственными органами. Суды занимают особое положение в механизме государства. Это обусловлено стоящими перед судами задачами, их обязанностями, характеров деятельности. В ходе этой деятельности существенным образом затрагиваются права и свободы граждан, а также права законные интересы различных организаций.
' См.: Гуценко К. Ф; Ковалев М. А. Правоохранительные органы. М., 1998 С. 44.
s 1 Значение судебной власти 71
2. Судебная власть принадлежит судам, составляющим единую судебную систему. Организация судебной системы основана на соответствующих положениях Конституции РФ. Судебную власть вправе осуществлять только суды, которые входят в судебную систему России. Не допускается создание чрезвычайных судов (ст. 118 Конституции РФ). Согласно Конституции РФ, судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом — Законом о судоустройстве. Кроме того, Конституция РФ устанавливает порядок назначения судей высших судебных органов.
3. Социальное назначение судов состоит в обеспечении надлежащего правового режима во всех сферах общественной жизни. Судам принадлежит важное место среди органов государства, обеспечивающих укрепление законности и правопорядка.
Суды выполняют следующие важные и сложные задачи, сформулированные в Конституции РФ и законодательстве о судоустройстве:
• защита основ конституционного строя;
• обеспечение законности, верховенства Конституции РФ и других законов;
• охрана от посягательств на права, свободы и законные интересы граждан, права и законные интересы государственных органов, предприятий, организаций и объединений, экономической системы хозяйства, государственной, общественной и частной собственности;
• воспитательные и предупредительные воздействия на граждан.
4. Судебная власть осуществляется различными правовыми способами в следующих формах:
• конституционное судопроизводство;
• осуществление правосудия судами общей юрисдикции, т е. рассмотрение и разрешение гражданских и уголовных дел, дел об административных правонарушениях в форме гражданского, уголовного и административного судопроизводства;
• арбитражное разрешение споров.
5. Судебная власть осуществляется на основе и строго в соответствии с процессуальными нормами.
6. Суд является правоприменительным органом.
7. Суд есть самостоятельный и независимый судебный орган. Это закреплено в ст. 10 и 120 Конституции РФ, ст. 1 и 9 Феде-
72 Глава 4. Адвокатура и судебная власть •
рального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации".
По существу, пишут К. Ф. Гуценко и М. А. Ковалев, судебная власть — это полномочия, функции.
Было бы неправильно сводить судебную власть к какому-то одному из видов судебной деятельности.
В точном смысле судебная власть не является синонимом! правосудия.
Одно из полномочий судебной власти — конституционный | контроль, и в этом — проявление высокой социальной ценно- | сти судебной власти. |
О высокой социальной значимости судебной власти свиде- | тельствует предоставление всем судам возможности проверять | законность решений местных представительных и всех испол-' нительных органов. Например, в Законе РФ "О дополнительных полномочиях местных Советов народных депутатов в условиях перехода к рыночным отношениям" от 24 ноября 1990 г..,| устанавливалось, что граждане имеют право обжаловать в суд решения местных Советов народных депутатов, их органов, должностных лиц, если они нарушают права и охраняемые законом интересы граждан.
Логическим завершением этого является ч. 2 ст. 46 Конституции РФ, где предусматривается, что "решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд". В развитие и в дополнение этого положения ч. 2 ст. 120 Конституции РФ | разъясняет: "Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом". И, наконец, наиболее полно указанное положение закреплено в ч. 3 ст. 5 Фе- I дерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации": суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа, а равно должностного лица Конституции РФ, федеральному конституционному закону, федеральному закону, общепризнанным принципам и нормам международного права, международному договору Российской Федерации, конституции (ус-'1 таву) субъекта РФ, закону субъекта РФ, принимает решения в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу.
Тенденция привлечения судов к контролю за решениями. и действиями других ветвей власти, начиная с принятия дей- i
s 1. Значение судебной власти 73
ствующей Конституции РФ, постоянно расширяется и укрепляется. Одним из примеров тому — решение Курского областного суда об отстранении А. Руцкого от участия в выборах.
К числу таких решений можно отнести принятые в 1995— 1998 гг. постановления Конституционного Суда РФ, ориентирующие на расширение судебного контроля за законностью и обоснованностью решений и действий правоохранительных органов, занимающихся выявлением и расследованием преступлений. Внес свой вклад в признание значимости социальной роли судов и Верховный Суд РФ, принявший в октябре 1995 г. постановление, в котором судам даны разъяснения относительно прямого применения Конституции РФ. В этом постановлении внимание судов обращено на то, что действующая Конституция РФ, в отличие от всех своих предшественниц, является актом, который можно и нужно применять непосредственно, особенно тогда, когда тот или иной закон не соответствует ее предписаниям.
Принципиальные решения такого рода сразу были взяты на вооружение. Уже состоялось немало судебных процессов по конкретным делам, по итогам которых вынесены решения, давшие авторитетную юридическую оценку соответствующим действиям и решениям и законодательных (представительных), и исполнительных органов. Не ушли от судебного контроля даже военачальники, чья деятельность практически всегда была "запретной зоной", в том числе, разумеется, и для судов.
Правовое регулирование судебной власти относится к сфере публичного права, т. е. права, выражающего государственные, межгосударственные и общественные отношения.
На рубеже XX и XXI вв. во всех государствах мира происходит усиление роли публичного права в его новом виде. Это прежде всего признание роли государства в обеспечении статуса граждан на уровне мировых стандартов, признание общечеловеческих ценностей и т. п.'
Правосудие есть одно из центральных направлений правоохранительной государственной деятельности, важнейшее полномочие судебной власти.
Роль и значение правосудия обусловлены прежде всего тем, что отправление правосудия тесно связано с принятием Решений по ключевым вопросам реализации прав и свобод
См.: Тихомиров Ю. А. Публичное право. М., 1995.
Глава 4. Адвокатура и судебная власть
человека и гражданина, прав и законных интересов государ-1 ственных и иных организаций.
Правосудию принадлежит решающее слово при признании лица виновным в совершении преступления и назначении ему наказания либо иной определенной законом меры воздействия, а также при определении юридических последствий по спорам в области реализации трудовых, семейных, авторских, изобретательских, жилищных, других имущественных и неимущественных прав граждан.
Вместе с тем правосудие есть способ разрешения имущественных и некоторых других споров, возникающих в сфере экономической деятельности между государственными и негосударственными организациями, а также лицами, занимающимися предпринимательством.
Судебные решения, принимаемые в процессе отправления правосудия, в соответствии с законодательством наделяются особыми свойствами. В правовой литературе они нередко именуются актами правосудия.
Важнейшее из этих свойств — общеобязательность, которая предполагает, что вступившие в законную силу приговор, определение или постановление, вынесенные судом при рассмотрении уголовного дела, являются обязательными для всех, без исключения, органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Следует отметить, что закон несколько иначе определяет правовое значение решений по гражданским делам. Они, по общему правилу, после вступления в законную силу автоматически не исполняются. Для их осуществления необходимо волеизъявление заинтересованного лица или наступление какого-то другого условия.
Однако если волеизъявление имеет место, то требование об исполнении судебного решения-по гражданскому делу является обязательным для всех на территории Российской Федерации.
Неисполнение либо воспрепятствование исполнению судебного решения может- повлечь за собой применение санкций.
Сущность правосудия определяется следующими факторами:
• это ведущее направление правоохранительной деятельности, завершающееся принятием общеобязательных решений
к 1 Значение судебной власти
• этот вид государственной деятельности может осуществляться только конкретными способами, предусмотренными законом.
В этой связи следует отметить, что ст. 4 Закона о судоустройстве устанавливает, что правосудие осуществляется путем:
• рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях гражданских дел по спорам, затрагивающим права и интересы граждан, предприятий, учреждений и организаций;
• рассмотрения в судебных заседаниях уголовных дел и применения установленных законом мер наказания к лицам, виновным в совершении преступлений, либо оправдание невиновных.
Таким образом, правосудие — это разбирательство гражданских и уголовных дел.
Категория "гражданские дела" охватывает широкий и многообразный круг споров или правонарушений, касающихся имущественных и некоторых неимущественных прав и законных интересов частных лиц (т. е. российских граждан, иностранцев, лиц без гражданства), предприятий, учреждений и организаций.
Категория "уголовные дела" касается круга правонарушений, которые считаются преступлениями, т. е. виновно совершенными общественно опасными деяниями, закрепленными УК РФ под угрозой наказания.
Суды осуществляют также деятельность, связанную с рассмотрением и разрешением дел об административных правонарушениях. Однако эта деятельность, согласно ст. 4 Закона о судоустройстве, не включается в состав правосудия. Она находится вне рамок правосудия, как, например, некоторые Другие виды деятельности, осуществляемые судом.
Важный отличительный момент правосудия — осуществление его с соблюдением особого порядка, установленного законом. В частности, закон подчеркивает, что рассмотрение и разрешение гражданских и уголовных дел должно происходить в судебных заседаниях. Это означает неуклонное соблюдение требований ГПК, АПК, УПК. Процессуальные предписания направлены на установление истины и принятие законного, обоснованного и справедливого решения.
Наиважнейший отличительный признак правосудия состо-ит в том, что оно осуществляется только судом.
Правосудие есть осуществляемая судом правоохранитель-^я деятельность по рассмотрению и разрешению граждан-
76 Глава 4. Адвокатура и судебная власть
ских и уголовных дел при неуклонном соблюдении требований закона и установленного им порядка, обеспечивающих законность, обоснованность, справедливость и общеобязательность судебных решений'.
Демократические основы (принципы) правосудия — это общие руководящие, исходные положения, определяющие наиболее существенные стороны данного вида государственной деятельности.
Эти принципы являются основополагающими для решения всех вопросов организации и осуществления правосудия, определения его роли и места в государственном механизме и политической системе общества.
Принципы правосудия являются основой для всех правовых предписаний, регулирующих организацию и деятельность судов.
Принципы правосудия составляют следующие положения:
• законность;
• обеспечение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении правосудия;
• осуществление правосудия только судом;
• обеспечение законности, компетентности и беспристрастности суда;
• самостоятельность судов, независимость судей, народных, присяжных и арбитражных защитников;
• осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и судом;
• обеспечение права граждан на судебную защиту;
• состязательность и равноправие сторон.
Принципы правосудия как основные начала осуществления определенного вида полномочий судебной власти в полном объеме как таковые в законодательстве не перечислены. Эти принципы лежат в .основе организации и деятельности судов. Они определяют: организационное устройство судебных органов, включая порядок формирования судейского корпуса, правовой статус судей, структуру и полномочия судов; организацию процесса осуществления правосудия. В содержательном отношении принципы правосудия — это принципы гражданского, включая арбитражный, и уголовного процессов. Эти принципы реализуются в отдельных нормах судоустройства и процессуального законодательства.
' См.: Гуценко К. Ф., Ковалев М. А. Указ. соч.
§ 1. Значение судебной власти 77
Система принципов правосудия включает в себя следующие основные начала:
• осуществление правосудия только судом;
• осуществление правосудия в точном соответствии с законом;
• положения о порядке назначения судей;
• право граждан на судебную защиту;
• равенство граждан перед судом и законом;
• независимость судей и подчинение их только закону;
• коллегиальность рассмотрения дел и единоличное осуществление правосудия, участие в осуществлении правосудия представителей народа;
• открытое разбирательство дел во всех судах;
• национальный язык судопроизводства;
• равенство сторон и состязательность процесса;
• обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту;
• презумпция невиновности;
• судебный надзор;
• всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств дела1.
Правосудие в Российской Федерации осуществляют только суды, образованные в соответствии с Конституцией РФ и федеральными конституционными законами.
Важнейший компонент современного права — это независимое и сильное правосудие, обладающее такими правомочиями и высоким статусом, т. е. такой степенью "возвышенности", по словам С. С. Алексеева, которые делают его способным противостоять исполнительной и, в необходимых случаях, законодательной властям, принимать решения с непосредственной опорой на права человека, общие демократические правовые принципы, начала частного права2.
Независимое и сильное правосудие способно сделать право суверенным и вместе с тем социально сильным образованием, независимым от усмотрения и произвола государственной власти, в том числе от усмотрения, а порой и произвола, выраженного в законодательных и иных нормативно-правовых документах.
' См : Давыдов А. М., Магомедов А. М. и др. Судоустройство и правоохранительные органы в Российской Федерации. М., 1996. С. 46. 2 См.. Алексеев С. С. Философия права. М., 1998. С. 120, 130—147.
Глава 4. Адвокатура и судебная власть
Следовательно, предполагается существование развитой юридической системы, действующей при такой организации государственно-властных институтов, при которой самостоятельное и высокое место занимает независимое и сильное правосудие.
Конечно,в независимом и сильном правосудии таятся и грозные опасности. Опыт ряда стран, в том числе и России, свидетельствует, что при неразвитой, несложившейся юридической системе, ущербности юридической культуры государственное всевластие и произвол способны пробить себе дорогу и через судебные учреждения, которые, пользуясь своим независимым статусом, могут выйти из-под правового контроля и неправомерно вторгаться в жизнь общества. И тогда оправдываются предостережения мудрых людей прошлого, полагавших, что наиболее страшная тирания — это тирания, скрывающаяся под маской законности.
Поэтому-то, полагает С. С. Алексеев, речь должна идти не просто о независимом и сильном правосудии, а о правосудии возвышенном — таком, когда судебная, юрисдикционная деятельность обогащена высокой культурой (в том числе отработанными процессуальными процедурами и гарантиями, предупреждающими ошибки и злоупотребления), а главное — осуществляется высококвалифицированными правоведами, способными по уровню своей профессиональной подготовки, гражданским и моральным качествам вершить в обществе правый суд'.
Сама по себе идея возвышенного правосудия, выдвигаемая С. С. Алексеевым, отвечает задачам и целям правового государства, способствует повышению роли суда, укреплению его независимости, превращению современного конституционного правового государства в государство судей. Но в сопоставлении с рамками нашей сегодняшней жизни — это, безусловно, позитивный и нужный для преобразования жизни гуманистический идеал. Думается, здесь уместно привести высказывание А. С. Пушкина о том, что "тьмы низких истин нам дороже нас возвышающий обман".
Реализация идеалов правозаконности, во многом видимых в перспективе (и поэтому ныне имеющих в чем-то-романтический характер), — процесс, судя по всему, трудный, противоречивый, долгий. Его успех зависит от многих составляю-
' См.: Алексеев С. С. Указ. соч. С. 135—141.
§ 2. Законность и справедливость
щих и переменных, прежде всего от утверждения начал либеральной цивилизации, становления основных институтов гражданского общества, демократизации всей общественной жизни, развития культуры — и общей, и правовой, состояния правопорядка и законности в стране. Как показывают события последнего времени, даже демократические страны с достаточно высокой правовой культурой (такие, как Великобритания, Франция, США, Дания и др.) развиваются в правовом отношении далеко не всегда прямолинейно, а, напротив, с зигзагами и поворотами назад, с немалым трудом достигая более высоких показателей в своем правовом развитии.
Вместе с тем можно отметить ряд рубежей, достижение которых независимо от многих других обстоятельств (в том числе и в странах, только-только вставших на путь демократического развития) представляется делом неотложным, требующим настойчивого приложения усилий.
К числу таких рубежей относятся следующие:
1) неуклонное повышение в жизни общества значения прав и свобод человека и гражданина, придание им доминирующего значения и в законодательстве, и в практической юриспруденции, в общественном мнении;
2) закрепление в законодательстве, прежде всего в Конституции РФ, демократических правовых принципов, которые могли бы стать нормативной основой для решения судебных органов по вопросам, не получившим разрешения в действующем законодательстве;
3) повышение роли суда, осуществление действенных мер по укреплению его независимости, способности противостоять исполнительной и законодательной властям; причем — с одновременным укреплением процессуальных гарантий, предупреждающих произвол и со стороны юрисдикционных органов.