Против порядка управления.
Появление группы преступлений против порядка управления связано с общими процессами государственной централизации. Бунт против административных властей сравнен с верховной изменой, к этому разряду отнесены нарушения карантинных постановлений и устава о проезжих грамотах (Уложение VI. 4).
Но законодательство больше интересовалось преступлениями против финансовых прав государства. Корчемство запрещалось Стоглавом, а Соборное Уложение предусматривало уголовную ответственность не только незаконных изготовителей и продавцов вина, но и для его потребителей – «питухов». Наказание постепенно ужесточается, в случае повтора преступления, и так до 4-х раз (когда, наконец, следовала ссылка в дальние города и конфискация имущества).
В XVII веке, с запрещением ввоза некоторых товаров – «заповедных», появляется понятие контрабанды; так запрещено было вывозить за рубеж соль, лен, сало и др. под угрозой смертной казни (Указ 1662 г. и 1681 г.)[8]
Серьезным преступлением являлось фальшивомонетчество, за которое, еще по указу Алексея Михайловича, первостепенного виновника казнили. Также, к преступлениям против порядка власти относились подделка документов, печатей.
Преступлениями считались: неявка ответчика в суд и сопротивление приставу, принесение в суде ложной присяги, дача ложных показаний, ложное обвинение. Закон предусматривал уголовное наказание за оскорбление судей и других должностных лиц.
Преступления против благочиния примыкали к преступлениям против порядка управления – содержание притонов, укрывательство беглых, продажа краденного имущества, обложение пошлина освобожденных от них лиц.
Самоуправство строго запрещалось – «А будет кто у кого и насильсвом землю хлебом посеет, и ему земли искати судом, а собою не управлятися, ихлеба с поля без указу не свозити, и животиною не толочити и не травити».[9]
Должностные преступления.
В эпоху кормления не было такой необходимости для образования понятия об этих преступлениях; «обида», причиняемая наместниками, могла возбудить лишь частный иск первых против последних. Однако преступления этого рода проникают в законодательство уже в эпоху судебников. Среди них на первом месте стояло лихоимство, то есть взяточничество или ростовщичество.
Лихоимцы из Думских людей, заседавшие в Боярской думе, к «думским чинам» принадлежали бояре, окольные и думные дворяне подвергались лишению чести и денежной пени; лихоимец не из думных людей, наказывались кнутом, согласно гл. X ст. 5: «А будет который боярин или окольничий, или думной человек, или иной какой судья, истца или ответчика по посулом, или по дружбе, или по недружбе правого обвинит, а виновного оправит, а сыщется про то допряма, и на тех судьях, взятиисцов иск втрое, и отдатиисцу, да и пошлины и пересуд и правой десяток взяти на государя на них же. Да за ту же вину у боярина, и у окольничего у думного человека отняти честь. А будет, который судья такую неправду учинит не из думских людей, и тем учинити торговая казнь, и въпредь у дела не быти.».
Соборное Уложение также дополняет группу этих преступлений статьями о волоките, нарушении порядка судопроизводства. Закон относил к должностных преступлениям и подлоги по службе – фальсификация документов и сведений.
Посул - плата судье или правителю oт заинтересованных лиц - был сначала дозволен. Нормирование размеров посулoв превращало излишки в предмет лихоимства, и посул превращался вo взятку. Запрет взимания тайных пoсулoвсoдержался в Пскoвскoйсуднoйграмoте. Судебник 1550 гoда связывал с пoлучениемпoсула вынесение не правoсудного решения судoм, за чтoпредусматривалoсьугoлoвное наказание. Нарушителя пoдвергалителеснoмунаказанию, навязывая ему при этoм на шею кошелек или соленую рыбу, тo есть ту вещь, котoрая является взяткoй. Пoдoбным же образoм это рассматривает и Улoжение в гл. X. ст. 5-8.
В Уложении впервые начинается систематизации воинских преступлений, вводится понятие «дезертирство». К воинским преступлениям по Соборному уложению относятся: измена военнослужащего, побег с поля боя, мародерство, побег из части. Особыми субъектами здесь выступали лица, ответственные за проведение мобилизации, называемые сборщиками и «окладчиками». Тяжесть наказаний увеличивалась в обстановке военных действий.