Общественный строй средневекового Китая.
Четкое распределение политической истории Китая в Древней время, Средневековье и Новое время по европейским критериям осуществить довольно сложно Стойка многоукладность, незавершенность процессов образования классов в, сохранение пережитков патриархально-родовых и рабовладельческих отношений, неравномерность хозяйственного и социального развития различных районов значительной территории затрудняют точное выделение того время ового пограничья, из которого можно датировать начало средневековой истории традиционного Китая Большинство историков считают, что границей, отделяющей старый Китай от средневекового, является империя Тан Но при ц ьому следует учитывать, что этот \"рубеж\" имеет продолжительность в 300 лет! их крестьян, которые не утратили своей свободы Широкое развитие приобретает и эксплуатация крестьянства государством путем изъятия ренты-налоговом ренти-податку.
Осуществляя периодизацию государства в средневековом Китае, следует учитывать периодические смены династий, царствовавших, и возникновение великих империй Государство непосредственно испытывала на себе влияние распространенных в в то время народных восстаний, которые приводили к тем или иным изменениям в социально-классовой структуре, а также в политических и правовых институтах.
Распад Ханьской империи в III веке через концентрацию земли в руках частных собственников и мощные народные движения 2-го-З-го века привел к внутренней смуты Воспроизведение государственного единства, которое г началось после этого, было связано с процессами централизации в Северном Китае, где было основано династию Цзинь (265-420 годы) Этому способствовали реформы основателя Ц Пинской династии Сыма Яня, на основании которых большую часть земли было объявлено императорской, то есть государственной собственностью, а самостоятельных крестьян - податной держателями государственных наделов Они подразделялись на податных первого разряда - мужчин и женщин от 16 до 60 лет, получавших \"наделы в пользование\" (70 му земли для мужчины и 30 м - для женщин) и \"податные наделы\" (соответственно 50 м и 30 м), урожай которых полностью редавався государству в виде налогов и платы за землю; податные второго разряда - все остальные члены крестьянской семьи от 13 до 15 и от 61 до 65 лет, которые получали наделы в половинном размере Те кто не достигал податного возраста или превышал его, никаких наделов не получали податных крестьян, получивших государственный надел, несли трудовую повинность також трудову повинність.
Реформа не означала уравнительного перераспределения земли Чиновники, например, в зависимости от ранга получали земельные наделы от 1 до 5 тыс. м (1 м - 1/16 га земли), на которые накладывались налоги и полного виновности Эти наделы должны были обрабатываться крестьянами-арендаторами (от одного до 15 дворов на каждого чиновника в зависимости от ранга последнегого).
Новый вариант надельной системы (система \"равных полей\") была в 485 года в Северном Китае при династии Северная Вэй, а затем в VI и VII веках, при династии Суй, которая была изменена динас стиею Тан Эта система была распространена в дальнейшем на весь Китай Крестьяне от 15 до 70 лет получали от государства земельные наделы с целевым назначением - под выращивание зерновых, конопли, высадки тутовых деревьев Большая часть земельного участка (40 м для мужчин и 20 м-для женщин), которая предназначалась для высадки зерновых, предоставлялась лишь во временное пользование и отбиралась государством у крестьянина п осле превышения им налогового возраста или на случай смерти Другая незначительная часть земельного участка передавалась по спадуалася у спадок.
Надельная система означала не только укрепление традиционной системы эксплуатации податного крестьянства Она приковывала крестьян к земле через сельскую общину с ее круговой порукой, коллективной налоговой ответственностью перед государственной казной Эта система не только не касалась существующего крупного частного землевладельца, но и способствовала его увеличению Например, система \"равных полей\" давала право зем Ельня владельцу, который эксплуатировал зависимых работников, получать наделы и на них Танское законодательство формально запрещало продажу наделов Но многочисленные уточнения (надел можно было, например, о дать на случай переезда семьи, с целью совершения погребальных обрядов и т.д.) способствовали росту концентрации земли у частных лиц, что значительно распространилось, когда эти формальные запреты были фактически сняты Это увеличивало имущественное неравенство крестьян, их зависимость от частных землевладельцев Вместе с тем в Танской империи система \"равных полей\" на определенном этапе способствовала укреплению ее экономики, оживлению й торгово-ремесленным деятельности в городах, определенной стабилизации политической ситуациилізації політичної ситуації.
Непременным проявлением роста крупного землевладения стала в Танской империи тенденция к кланового сепаратизма Она усилилась и в связи с введением должностей военных губернаторов (цзедуши), надела ених значительными военными полномочиями для борьбы с перманентными набегами кочевников Губернаторы превратились со временем в всесильных наместников, крупных землевладельцев, которые не считались с централ ьною Властью.