Культура Беларуси в первой половине XIX в.
Начиная с конца XVIII в. и на протяжении первой половины XIX в. культура белорусских земель развивалась под воздействием идей Просвещения и романтизма. Основные черты эпохи Просвещения: светскость культуры и образования, интерес к естественным наукам, неприятие феодальных порядков, религиозного мировоззрения и догматического мышления, отстаивание права каждого человека на свободу, в том числе на свободу мысли.
В эпоху Просвещения большое внимание уделялось созданию системы светского образования. В 1786 г. указом Екатерины II создавалась сеть государственных сословных учебных заведений: в губернских городах - главные народные училища с 5-летним сроком обучения, в уездных городах - 2-летние малые народные училища. Для крестьян они были недоступны.
В 1803—1804 гг. в Российской империи проходила реформа системы образования. Вся территория империи была разделена на учебные округа. Территория Беларуси вошла вВиленский учебный округ. Центром округа стал открытый в 1803 г. императорский Виленский университет. Руководству университета подчинялись средние учебные заведения — гимназии. В свою очередь, дирекции гимназий руководили деятельностью уездных училищ. Уездным училищам подчинялись приходские училища. Эта система образования основывалась на принципах светскости, преемственности и всесословности. Языком обучения в Виленском учебном округе был польский. Одновременно действовали школы при католических и униатских монастырях, иезуитские коллегии, частные школы, в том числе ланкастерские (школы взаимного обучения, где уже грамотные ученики под руководством учителя обучали неграмотных). Следующая реформа образования, проведенная в 1828 г.д снова ввела сословный Принцип обучения, ликвидировала преемственность ступеней образования: После восстания 1830-1831 гг. начался перевод системы образования на территории Беларуси на русский язык. В связи с активным участием студентов и преподавателей Виленского университета в восстании в 1832 г. он был закрыт. В 1832-1833 гг. в Вильно на базе университета были созданы Медико-хирургическая и Римско-католическая академии. В 1842 г. они были закрыты в целях ослабления польского национального движения.
В первой половине XIX в. начинается научное изучение Беларуси и белорусского народа. Польские и русские ученые собирали археологический, этнографический, фольклорный материал, изучали народный язык. Ян Чечот издал 6 сборников народных песен, духовную культуру белорусов изучал 3. Доленго-Ходаковский, историей края занимался Т. Нарбут. Братья Тышкевичи проводили археологические исследования, издавали исторические документы. Работы, содержавшие ценные сведения этнографического, фольклорного, краеведческого характера, написал П. Шпилевский.
Художественная культура Беларуси в первой половине XIX в. развивалась под влиянием романтизма. Романтизм, в противоположность рационализму и культу знаний, присущих эпохе Просвещения, на первое место выдвигал эмоциональность, фантазию, интуицию. Романтики искали идеал не в настоящем, а в прошлом или будущем. В литературе Беларуси первой половины XIX в. это идейно-художественное направление сочеталось с классицизмом и сентиментализмом, что нашло выражение в творчестве Я. Чечота, Я. Борщевского, В. Дунина-Марцинкевича и др. Поэтом-романтиком был А. Мицкевич, который использовал в своих произведениях темы и образы истории ВКЛ. В литературе господствовал польский язык. На белорусском языке были написаны анонимные поэмы «Энеида навыворот» и « Тарас на Парнасе», которые распространялись в рукописных копиях.
В изобразительном искусстве романтизм соседствовал с классицизмом (картины И. Олешкевича, И. Хрупкого) и существовал как самостоятельный художественный стиль (картины В. Ваньковича, Я. Дамеля, В. Дмоховского). Наибольшее распространение получили жанры: портрет, историческая картина, пейзаж.
Классицизм господствовал в архитектуре. Внешний вид дворцов, административных зданий, храмов соответствовал канонам античной архитектуры. Городская застройка становилась симметричной, соблюдалась прямолинейность улиц и площадей. В классическом стиле были построены дворец Румянцевых-Паскевичей и собор Петра и Павла в Гомеле, Иосифовский собор в Могилеве и др. Романтизм распространился в садово-парковом искусстве.
В первой половине XIX в. постепенно исчезли крепостные театры.на смену им пришли временные театральные коллективы (антрепризы) из наемных профессиональных актеров, работавшие на коммерческой основе. Все театральные спектакли ставились на польском языке. В середине 40-х гг. XIX в. правительственная политика была направлена на создание постоянных театров в губернских центрах, которые ставили польские и русские пьесы.