Особенности общественно-политической жизни эпохи застоя

  1. Консервация политического режима.
  2. Противоречия общественной жизни.

I. Консервация политического режима:

1)Контроль за всеми сторонами жизни:

Одним из проявлений консерватизма политического курса в «эпоху застоя» было ужесточение цензуры и усиление идеологического нажима на общественную жизнь. Большинство советских людей были воспитаны на идеалах социализма и убеждены в его истинности. Негативные изменения в государстве, постепенное свертывание демократии вызывало у них неприятие. С приходом Брежнева к власти органы госбезопасности усилили борьбу с инакомыслием. Все произведения искусства, литературы и кинематографа создавались под неустанным вниманием со стороны партии и оценивались с точки зрения коммунистической морали и ее идеологического влияния на общество. Во второй половине 60-х годов в стране начался рост диссидентского движения. Одним из его течении стало правозащитничество. Делались попытки добиться от государственных органов СССР выполнения положений Конституции (свобода слова, печати, собраний, демонстрации).

2)Неосталинизм:

Политическая жизнь сохраняла черты схожести с правлением И. В. Сталина. В этот период, Л.И. Брежнев старался максимально централизовать государственное управление, не брезгуя партийным вмешательством в экономику и духовную жизнь населения. Такой политический курс на капиталистическом Западе получил название неосталинизма.В 1972 году, члены Политбюро КПСС не только отказались от критики политики Сталина, но и обвинили Хрущева в надругательстве над вождем. Тогда же было официально заявлено о возвращении к политическому курсу тирана большевика.

3)Укрепление роли армии и КГБ:

С приходом к власти Брежнева увеличилось финансирование оборонных программ. С 1967 г. началась массовая установка в подземных шахтах межконтинентальных баллистических ракет — залог будущего военно-стратегического паритета с США. Была создана высокоэффективная система ПВО (в том числе ПРО). Значительно выросли численность и боевая мощь авиации и флота. Все это, безусловно, укрепляло обороноспособность страны, но и вело к усилению позиций военного руководства. Производство и содержание военной техники, разработка перспективных моделей вооружений консервировали уровень жизни советских людей, а порой и подрывали его.

4)»Золотой век» партийного гос.аппарата:

Для периода «застоя» характерно понятие Геронтократия-власть стариков т.к были введены пожизненные посты и средний возраст партийных руководителей составлял 70 лет. Высшие партийные и государственные органы практически не обновлялись. Рост номенклатуры сопровождался расширением ее привилегий. Они по-прежнему включали госдачи, спецпайки, персональные машины, элитное жилье. Уровень жизни рядового гражданина и аппаратчика резко различался. Обычным явлением стали злоупотребление служебным положением, коррупция и взяточничество. Нажитое в результате хищений и злоупотреблений даже перестают скрывать, что вызывало общественное недовольство.

5)Возвеличивание Брежнева Л.И.:

Со второй половины 1970-х годов происходит как бы возрождение культа личности, но уже без личности, возрождение в виде фарса. Авторитет Брежнева в народе был невысок. Больной и недееспособный Генеральный секретарь, официально получавший высокие награды и звания (вплоть до Героя и Маршала Советского Союза), в действительности вызывал презрение и жалость. О нем сочиняли множество анекдотов.

6) Конституция 1977г: развитое социалистическое общество

В противоречии с реальной действительностью находилась новая Конституция СССР, принятая в октябре 1977 г. В ее основу была положена концепция «развитого социализма», характеристика которой давалась в преамбуле Основного Закона. Ядром политической системы «развитого социалистического общества», его «руководящей и направляющей силой» объявлялась Коммунистическая партия. В 6-й статье Конституции 1977 г. наконец юридически узаконивалось монопольное положение КПСС в политической системе страны, которое сложилось еще в 1930-е годы. Партия определяла генеральную перспективу развития общества, внутреннюю и внешнюю политику государства.

Наши рекомендации