Андроновская культура эпохи бронзы.
УЙСУНЫ
Расселение
В 160 г. до н. э. земли саков-тиграхаудов в Семиречье заняли племена уйсуны, пришедшие сюда из Центральной Азии во II в. до н. э. Уйсуны говорили на древнетюркском языке.
Территория - район Семиречье.
Столица - Чигучен (город Красной долины) находилась на берегу Иссык-куля.
Основные сведения об усунях встречаются в китайских источниках. По сведению китайского историка Сыма-цяня - «Численность населения уйсуней достигло - 630 тыс. человек или 120 тыс. дворов. Количество воинов достигло в военное время - 180 тыс., в мирное время -30 тыс.воин».
Политическая история
• Уйсуны вели упорные войны с канглами и гуннами за пастбища, торговые пути;
• Имели широкие дипломатические и родственные связи с Китаем.
Хозяйство
- Скотоводство. Хозяйство уйсуней было комплексным - скотоводческо- земледельческим. Китайские источники характеризуют уйсуней как кочевников. Уйсуны разводили лошадей, овец, коз, двугорбых верблюдов, ослов. В стаде преобладали - лошади и овцы. Расстояние между зимовками было небольшим и составляло от 30 до 100 км. Поэтому уйсуны могли долгое время оставаться на местах зимовок и летовок, где строили постоянные жилища, возделывали поля и огороды, строили каналы и арыки.
- Земледелие. Доказательством оседлости и занятия земледелием служат поселения с постоянным жилищами двух типов: кирпичных, построенных из сырого кирпича, и каменных. Каждый дом состоял из большой комнаты, нескольких подсобных построек и загонов для скота. 5-6 домов состовляли аул. Жилище уйсуней являлась - юрта,
- Металлургия. Уйсуны разрабатывали месторождения свинца, меди, олово, золота. Из железа изготовляли - серпы, ножи, мечи, кинжалы, наконечники стрел. Из цветного камня и благородных металлов делали бусы, серьги, украшения для одежды.
- Гончарное дело. Керамическую посуду изготовляли в большем количестве. Основными видами керамики были: чаши, миски, грушевидные кувшины, котлы с каменными ручками.
- Ремесло. Уйсуны умели ткать, прясть и обрабатывать шкуры, занимались резьбой по кости и камню. Для измельчения зерна из двух плоских камней делали ручную мельницу.
Культура
Ярким памятником ювелирного искусства уйсуней является - Каргалинская диадема, найденная в Каргалинском ущелье, недалеко от А л маты, на высоте 2300м.
КАНГЛЫ
A. Расселение
В III в. до н. э. на юге Казахстана сформировалось объединение канглов.
Территория- от среднего течения Сырдарьи до предгорьи Каратау.
Столица- Битянь (близ Туркестана).
Первые сведения о канглах встречаются в китайских источниках, которые относится ко II в. до н. э. По сведению источников -«Численность населения канглов достигло -600 тыс. человек или 120 тыс. дворов».
Политическая история
• Канглы были связаны политическими, экономическими и культурными связями с Китаем, Парфией, Римом, Закавказьем;
• Канглы вели войны с соседними племенами: гуннами, усунями и подчинили себе Бухару, Хорезм и некоторые другие области Средней Азии;
• Канглы контролировали отдельные участки Великого Шелкового пути.
Хозяйство
- Канглы занимались скотоводством и поливным земледелием. В хозяйстве преобладали коневодство и овцеводство, также разводили коров, верблюдов.
- Земледельцы занимались выращиванием злаковых культур. Земля обрабатывалась каменными и металлическими кетменями (мотыгами). Собранный урожай хранили в вырытых в земле и обоженных огнем овинах, а также в глиняных горшках. Строили множество водохранилищ и прудов.
- Большую роль играла охота. Охотились на косуль, архаров, сайгаков, водоплавающую птицу - уток и гусей.
- В долинах рек Сырдарьи, Чу, Таласа, Келеса было развито рыболовство.
- Определенную роль в хозяйстве имело собирательство плодов дикорастущих яблонь, груш, урюка, боярышника, фисташек. Заготавливали горный лук и чеснок.
- Канглы умели плавить железо, изготавливали из него оружие и орудия труда.
- Из глины делали разнообразную посуду способами круглой лепки и на гончарном круге. В хозяйстве использовали - горшки, кружки, сковородки, водоносные кувшины, хумы - бочкообразные сосуды из необожженной глины для хранения зерна.- Ремесленники обменивали свою продукцию на продукты животноводства и зерно, что привело к развитию внешней торговли. В государстве встречались китайские монеты и зеркала, коралловые бусы из Индии, разные камни из Ирана.
Общественный строй
• Титул правителя - хан.Власть передавалось по наследству - от отца к сыну. В управлении государством хан опирался на 3-х помощников - визирей.
• В обществе канглов существовало имущественное неравенство. В руках знати сосредоточивалось огромное богатство и плодородные пасбища.
• Войны превратились в средство обогащения имущих. Пленных обращали в рабов, они в основном занимались приготовлением пищи, ухаживали за скотом, перерабатывали различное сырье.
Культура
Религиозные верования. Среди канглов были распространены: культ природы и культ предков.Они верили в сверхъестественные силы, приносили им в жертву домашних животных. Обожествляли также солнце, луну, звезды.
Небесные светила служили основой летосчисления, по ним определяли дорогу во время перекочевок, время полевых работ, регулировали религиозные обряды.
Ранняя история хунну
Первое упоминание о хунну встречается в китайских источниках в III в. до н. э. Это были воинственные кочевые племена, обитавшие на территории от Тихого океана и Северного Китая до Алтая и Семиречья.
Общественный строй
В хуннском обществе были сильны черты патриархально-родовых отношений:
• Титул правителя - шанъюй, бывший неограниченным монархом.
• Заместители правителя - темники, количество которых было 24 (князья, которые являлись сыновьями, братьями, родственниками шаныоя). Должности и высшие чины у хунну имели наследственный характер.
• Хунну делились на 24 рода, во главе которых стояли старейшины.
• Народное собрание, которое собиралось, 3 раза в год и совет старейшин решали государственные дела.
• Для содержания управленческого аппарата взимались налоги.
• В хуннском обществе появились частно-семейная и личная собственность на скот и землю.
Культура
В III-V вв. у степных племен развивается искусство так называемого «полихромного стиля». Основной материал - золото. Для полихромного стиля характерным является разнообразие технических приемов украшения предметов:
1. Инкрустация - вставки из цветных камней;
2. Зернь - запаивание золотых шариков на основу;
3. Скань - запаивание витой проволочки;
4. Шнуровое плетение тончайших золотых проволочек, перегородчатая эмаль - заливка отдельных гнезд специальным составом.
Полихромный стиль сменил скифо-сакский звериный стиль. Истоки полихромного стиля относятся к началу I тыс. до н.э. Уже в VII-V в. до н. э. в Казахстане были известны два технических приема - инкрустация и зернь, обнаруженные на изделиях курганов Верхнего Иртыша (Шиликты), Центрального (Жыланды)и Западного Казахстана (Бесоба), а также в погребениях Алакульской впадины.
Заимствованная в начале 1 тыс. до н.э. из стран Передней Азии и Восточного Средиземноморья, эта сложная и тонкая техника передавалась древними азиатскими ювелирами из поколения в поколение, достигнув расцвета в VI-V вв. н. э., полихромный стиль дожил до нашего времени.
С появления племен хунну в Казахстане связано:
• Проникновение большой группы тюрко-язычных племен;
• Проникновение монголоидных черт в европеоидном облике местных жителей;
• Проникновения «полихромного стиля» в искусстве.
Таким образом, объединения уйсуней, канглов и хунну достигли уровня государственности. Об этом говорят следущие признаки перехода к государственному строю, присущее всем этим обществам:
1. Наличие определенных территориальных владений;
2. Появление частной собственности на скот и землю;
3. Существование примитивного бюрократического аппарата;
4. Введение налога как формы эксплуатации;
2)СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В КАЗАХСТАНЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В. Завершение присоединения Казахстана к России внесло существенные перемены в политику империи в отношении казахского края. Военно-колониальными акциями присоединив Семиречье и Южный Казахстан, царизм вышел на среднеазиатский плацдарм, вытеснив английское влияние в регионе.
Воспользовавшись благоприятной международной обстановкой. Российская империя, руководствуясь своими далеко идущими политическими интересами, установила в Казахстане колониальный режим. Бурно развивавшаяся промышленность метрополии все более и более нуждалась в источниках сырья, рабочей силе. Богатый природными ресурсами, животноводческим сырьем Казахский край давно привлекал внимание российских предпринимателей.
Однако освоение огромного региона с разными природно-географически-ми условиями требовало от правящих кругов проведения административно-территориальных, судебных и других нововведений. Уставы о сибирских, оренбургских казахах 1822 1824 гг по существу ликвидировавшие ханство в Казахстане за исключением Букеев-ской, или Внутренней орды, открыли простор для правительственной и частной казачьей колонизации, но не смогли уничтожить веками сохранившиеся формы правления.
Родоплеменная структура казахского общества суд биев, власть султанов в основном продолжала сохранять былое значение, хотя создание окружной системы, вытеснение кочевников с веками насиженных мест стали подрывать основу политической системы и хозяйственного уклада автономного населения. Проведению административной системы управления благоприятствовало и положение разросшейся в своих границах империи.
11 июля 1867 г. царь Александр II подписал проект Положения об управлении Семире-ченской и Сырдарьинской областями 21 октября 1868 г. проект Положения оо управлении Тургайской, Уральской, Акмолинской и Семипалатинской областями. Таким образом, Временное положение об управлении Казахстаном было подготовлено царизмом на основе соображений правительственных чиновников при активном
участии султанов Сейдалина, Чингиза Валиханова, Мусы Чормано-ва и др. Изменениям подверглись управления Семипалатинской, Акмолинской областями, открытыми в 1854 г Семиреченской 1866 г
Все это послужило причиной восстания казахов Тургайской и Уральской областей в 1868 г. Восстание возникло стихийно и длилось с декабря 1868 г. по
октябрь 1869 г. Оно носило выраженный антиколониальный характер. Казахи, предводительствуемые крупными родоначальниками, бойкотировали правительственные комиссии, оказывали вооруженное сопротивление царским отрядам. Так, б мая 1868 г. вышедший с комиссией с Оренбургской линии отряд фон Штемпеля в составе 200 сабель и роты пехоты при озере Джаман-Сай подвергся нападению 20 000 казахов, которые продержали его в осаде в течение семи дней.
3)Левира́т (от лат. levir — деверь, брат мужа), у́жичество[1] — брачныйобычай, свойственный многим народам на стадии патриархально-родового строя, по которому вдова была обязана или имела право вступить вторично в брак только с ближайшими родственниками своего умершего мужа, в первую очередь — с его братьями. В представлении отдельных народов левират выступал одним из средств продолжения рода умершего ближайшими родственниками.
Скотоводство
Основное занятие - экстенсивное кочевое и полукочевое скотоводство. Скотоводы, нуждаясь в пастбищах, вынуждены были совершать длительные переходы. Радиус кочевания был очень велик:
• Кыпчаки, обитавшие в Западном Казахстане, лето проводили в южных предгорьях Урала, а на зиму откочевывали в районы Аральского моря и в низовья Сырдарьи.
• О кочевых путях кыпчаков свидетельствует данные арабского географа Аль-Омари (XIV в.): «ханы кыпчаков проводят зиму в Сарае, летовища же их, как и не когда летовища царей Турана, находятся в области Уральских гор».
• Некоторые группы кимаков на зиму перекочевывали в степи между Уралом и Эмбой, а лето проводили в Прииртышье
• Часть огузов зимовала в низовьях Сырдарьи, а летовала в Прикаспийских степях.
В основном разводили лошадей, овец. Крупный рогатый скот и коз содержало в основном полуоседлое население, а верблюды были распространены в южных и западных районах края.
Основой имущественного неравенства была частная собственность - на скот. Знать сосредоточила в своих руках огромное количество скота, который было основным капиталом в степи. Плененный арабами тюргешский каган Кюль-чор предлагал за себя выкуп в 1000 лошадей и 1000 верблюдов.
Важную роль в жизни кыпчаков играла лошадь, которая давала мясо, жир, кобылье молоко - кумыс и кожу, использовавшуюся в домашних промыслах. Лошадь являлось и основным средством передвижения. Кони использовались также на войне и охоте. Нередко она служила тягловой силой. Говоря словами Аль-Джахиза (X в.), «тюрок сидел на спине лошади больше, чем на поверхности земли» Кыпчаки же славились своими прекрасными, породистыми конями.
Охота. Население каганатов также занимались охотой. Охотились на
семиреченских тигров, барсов, лис, добывали выдру, горностая, куницу, сурка. В Прииртышье найдена бронзовая бляха, на
которой изображен шмакский всадник в короткополой одежде, поражающей копьем тигра. Пушнина у карлуков, огузов и кимаков была одним из предметов торговли с другими странами.
На территории Западно-тюркского каганата охотились на мускусных газелей - кабаргу. По сведению Аль-Бируни (XI в.) Истеми каган послал в дар персидскому шаху Хосрову I Ануширвану 4 тыс. манов мускуса (3328 кг). Мускус применялся как ценное ароматическое вещество в парфюмерии, кулинарии, для приготовления лекарств.
Рыболовство. Немалую роль в бассейнах рек Или, Чу, Таласа, на среднем течении Сырдарьи играла рыбная ловля, особенно для бедняков.
Земледелие
Тюркские племена занимались земледелием. В IX-X вв. часть тюркских племен переходит к оседлости, приобщается к городской культуре. Оседание было вызвано в основном:
1. сокращением поголовье скота у части населения;
2. сосредоточением у кочевой знати огромного количества скота, лучших пастбищ и источников воды.
Земледелие было распространено в основном по берегам рек Сырдарьи, Чу, Таласа, Или и предгорьях Алатау.
Земледелие было поливным. Крупные оросительные системы в Южном Казахстане: Алтынтобе, Куюруктобе, Пышакшытобе, Актобе, Весидж, Жетиасар, Калмакарык.
Самый крупный центр поливного земледелия X-XII вв. - Отрарский оазис.
В своих путевых заметках Сюань-Цзянь (VII в.) отмечал, что на территории Семиречья возделывают пшеницу, просо, виноград. Арабский историк Абу-Дулаф (X в.) свидетельствует, что карлуки и кимаки употребляли в пищу горох, бобы и ячмень.
В оседло-земледельческих районах развивалось садоводство, виноградарство, огородничество и бахчеводство. Посол Рубрук писал, сообщая о Семиречье: «Я видел там лозы и дважды пил там вино».
Ремесло
Развитие ремесла связано с запросом городского населения и кочевого мира. Ведущие отрасли ремесла - гончарное дело, кузнечное дело, ювелирное дело, ткачество, ковроткачество, стеклоделие, резьба по кости, обработка по камню и дереву.
Высокого уровня достигло гончарное дело -изготовление керамической посуды, кухонной керамики, светильников.
Древние тюрки появились на исторической арене как искусные металлургии. Археологическими разведками обнаружены памятники металлургии VI-IX вв. Из высококачественного железа они изготовляли однолезвийные ножи, тесла-топора, стремена, удила, наконечники копий и стрел, сабли с малым изгибом и массовым клинком, котлы. Развитие металлургии позволило тюркским каганам перевооружить свою армию и создать отборные, ударные части из латной кавалерии.
Изкостей и рог в основном делались амулеты, рукоятки для ножей, заколки, булавки, пуговицы, игральные фишки.
Камень шел на изготовление распространенных в быту - зернотерок, жерновов, пестов и ступок.
Торговля
Раннесредневековые государства имели торговые связи с Византией, Ираном, Средней Азией, Кавказом, Алтаем, Восточным Туркестаном и Сибирью. В 568 г. Истеми каган направил два посольства в Иран для налаживания торговли.
Большую роль в торговле и культурном воздействии Запада на Китай играли согдийцы.
На важнейших караванных путях стояли караван-сараи, местом торговли и наиболее оживленной точкой в городе был базар.
Торговля развивалось в 3 направлениях:
1. Торговля между странами;
2. Торговля между городами и округами;
3. Торговля между городами и кочевой степью.
Большая роль в торговле прнадлежала городам, занимавшим узловое положение на караванных путях - Тар азу, Отрару, Сыгнаку, Койлыку. \
Обменная торговля с кочевникам осуществлялось на ярмарках, которые^ собирались в больших городах Испиджабе, Отраре и Дех-Нуджикесе.
Важным торговым центром был Тараз, о котором в источниках говорится как о «городе купцов». Крупным торговым городом Чуйской долины являлся Суяб, о котором сообщается, что «в нем смешанно живут торговцы из разных стран, а половину жителей города составляют купцы».
Денежное обращение
Торговля требовало развитого денежного обращения. В VI-VIII вв. представители влиятельных родов уже чеканили монету со своими тамгами.
В начале VII в. известны монетные выпуски тюргешских каганов. По сведению английского тюрколога Клоусона, первые тюргешские монеты чеканились в тАкбешиме (Суябе).
О наличии денежной торговли говорят находки монет, отчеканенных в городах Отрар, Суябе, Таразе - это монеты кангаров, тюргешей, тухусов. Для периода IX-XII вв. характерен рост товарно-денежных отношений, которые вытесняли товарный обмен. В крупных городах Казахстана - Испиджабе, Отраре, Будухкете и Таразе функционировали монетные дворы.
В IX-X вв. в обиходе жителей Казахстана находились монеты государства Саманидов -золотые динары, серебряные дирхемы и медные фельсы. Золотые динары, выполнявшие функции международной валюты, при караханидах стали средствами обращения.
В начале XI в. в обращении были высокопробные серебряные дирхемы, но уже с начала второго десятилетия XI в. известны монеты, в которых содержание меди доходит до 35%. Чеканка серебряных монет продолжалось до последней четверти XI в. Примерно с середины XI в часть монетных дворов Караханидского ханства выпускали дирхемы из меди и свинца. В XI-XII вв. дирхемы стали чеканить из меди, лишь сверху покрывая слоем серебра. Причина этого явления, называемого «серебряным кризисом», заключалась прежде всего в изменениях запасов серебра в Средней Азии.
2) В начале XX в. территория Казахстана находилась в составе различных административных центров Российской империи: Степного (Омск, Оренбург), Туркестанского, Астраханского генерал-губернаторств и Закаспийской области (территория расселения адаевцев была передана в 1872 г., после восстания). Ведущей тенденцией социально-экономического развития является все более интенсивное проникновение капиталистических отношений: патриархальные черты общества прикрывают суть капиталистической эксплуатации: «патриархально- родовые отношения при известных условиях проявляют необычайную способность приспосабливаться с своему антиподу, происходит нечто вроде капитализации родовых отношений» (В.Г.Соколовский). Социальные процессы в Казахстане не доросли до серьезных противоречий.
Начало проникновения банковского капитала в Казахстан и создание на его территории кредитной сети относится к концу XIX в. В это время стали распространяться новые формы кредита. Стал развиваться и капиталистический кредит. К началу Первой мировой войны на территории Казахстана, не считая казначейств, осуществлявших простейшие банковские операции, а также 345 кредитных и судо-сберегательных товариществ, действовало 44 банковских учреждения.
Основным банком на территории Казахстана в конце XIX начале XX в. был Государственный.
Филиалы Государственного банка в Казахстане предоставляли основную массу кредитов местной и российской торговой буржуазии. По сумме кредитов на первом месте стояла торговля скотом и мясом, на втором - хлебом, на третьем - «смешанными» товарами (мануфактура - рыба | скот, мануфактуращ рыба - хлеб и другие комбинации товаров).
В годы предвоенного промышленного подъема (1909-1913 гг.) наряду с филиалами Государственного и акционерных - коммерческих банков кредитование торговых и промышленных предприятий осуществляли местные кредитные учреждения - общества взаимного кредита и городские общественные банки. Представляя собой как бы среднее звено в кредитной системе, они обслуживали преимущественно среднюю и мелкую буржуазию.
Среди городских общественных банков Казахстана самыми крупными были Петропавловский, Семипалатинский и Вернинский.
По мере проникновения капиталистических отношений в деревню и аул здесь для мелких товаропроизводителей и сельской буржуазии создавались различные типы учреждений мелкого кредита, главным образом, в форме кредитных кооперативов, поскольку им банковский кредит был малодоступен.
В, начале XX в. значительное развитие на территории Казахстана получили сберегательные кассы.
Образование кредитно-банковской сети на территории Казахстана как части общероссийской кредитной системы и расширение кредитных операций не уничтожило ростовщичество, а только в известной степени ограничило его былое монопольное положение. Капиталистический банковский кредит не достиг ещё такого уровня, чтобы вытеснить разнообразные формы ростовщического кредита и существенным образом повлиять на величину ростовщического процента. Более того, торгово- промышленная буржуазия и кулацко-зажиточная верхушка учреждений мелкого кредита нередко использовали полученные в банках кредиты для ростовщических операций. Характерной особенностью кредитной сети, всех ей звеньев в Казахстане было теснейшее взаимодействие и переплетение капиталистического банковского кредита с различными архаическими формами кредита ростовщического.
Процесс развития кредита и кредитных учреждений в экономике дореволюционного Казахстана был внутренне противоречив. Диалектика этого противоречия состояла в том, что с одной стороны, смыкание банковского капитала с торгово - ростовщическим вело к консервации докапиталистических форм, с другой т к их разложению и распространению капиталистических форм эксплуатации.
Благодаря значительному развитию земледелия, промышленности, городов и переселенческого движения в Казахстане, социальная структура весьма усложнилась. Как предвестники новых социальных отношений появилась торгово- ростовщическая буржуазия, увеличилось численность работающих в различных отраслях горной промышленности, большое количество людей было занято промыслами. Образ жизни характеризуется переходными чертами, в основе которой лежит комплексная хозяйственная деятельность. Нет четко сформировавшихся социальных стартов. Значительным общественным событием XX века стал Манифест от 17 октября 1905г. На многочисленных митингах казахов поднимались вопросы национального характера: прекращения переселения крестьян, передачи земель в собственность казахов, открытия школ, свободы вероисповедания (особенно религиозные и земельные темы). Русская переселенческая деревня осталась безучастной к волнениям, охватившим различные регионы Казахстана.
3)Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП) — самопровозглашённый орган в СССР, состоявший из ряда представителей руководства ЦК КПСС и правительства СССР, осуществивший 18—21 августа 1991 года «августовский путч» — попытку насильственного отстранения М. С. Горбачёва с поста Президента СССР, смены проводимого им курса и срыва намеченного на 20 августа1991 года подписания «Договора о Союзе Суверенных Государств». Действия ГКЧП были квалифицированы Президентом[2] и Верховным Советом СССР[3] как государственный переворот. После провала попытки переворота 21 августа1991 года все члены ГКЧП были арестованы, за исключением покончившего с собой министра внутренних дел СССРБориса Пуго.
Тоталитари́зм (от лат. totalis — весь, целый, полный; лат. totalitas — цельность, полнота[3][4]) — политический режим, стремящийся к полному (тотальному) контролю государства над всеми аспектами жизни общества. В сравнительной политологии под тоталитарной моделью понимается теория о том, что фашизм[5], сталинизм и, возможно, ряд других систем являлись разновидностями одной системы — тоталитаризма[6][7][8][9].
Тоталитаризм с точки зрения политологии — форма отношения общества и власти, при которой политическая власть берёт под полный (тотальный) контроль общество, образуя с ним единое целое, полностью контролируя все аспекты жизни человека. Проявления оппозиции в любой форме жестоко и беспощадно подавляются или пресекаются государством. Также важной особенностью тоталитаризма является создание иллюзии полного одобрения народом действий этой власти.
По уставу «Область Сибирских киргизов» разделялась на внешние и внутренние округа. Во внешние округа, вошли казахи, кочевавшие на левобережье Иртыша. С 1822 г. по 1838 г. было образовано 7 округов - Каркаралинский, Кокчетавский, Аягузский, Акмолинский, Баян-Аульский, Сарысуский и Кокпетинский. Во главе округов стояли окружные приказы - «диван», где сосредотачивались администрация, полиция, суд. Приказы возглавляли ага-султаны, при нем работали 4 заседателя: 2 русских чиновника, назначенные губернатором, и 2 казаха, выбираемых на 2 года почетными биями-старшинами. Старший султан избирался по положениям Устава на собрании султанов на 3 года. Ему присваивалось на время службы звание майора. После 3 выборов, успешно их выдержавшие могли претендовать на диплом дворянина. В округ входило от 15 до 20 волостей. Во главе стояли султаны, правда за неимением их во многих родах на эту должность выбирали представителей черной кости. По своему положению они приравнивались к чиновникам 12 класса, их власть была исполнительного характера: выполнение приказов, постановлений «дивана» и исполнение судебных приговоров. Каждая волость состояла из 10-12 аулов. Аульные старшины избирались каждые три года й утверждались окружным приказом. Каждый из таких административных аулов объединял от 50 до 70 юрт-шаныраков.
Андроновская культура эпохи бронзы.
В раннем (ХVІІІ-ХVІ вв. до н.э.) и среднем (ХV-ХІІ вв. до н.э.) периодах бронзового века Казахстан населяли племенаандроновской культуры , охватывающие, помимо Казахстана, Сибирь, Приуарлье и Среднюю Азию. Андроновская культура – одна из самых крупных культур эпохи бронзы в Европе и Азии. Ее памятники распространены на обширной территории от Енисея на востоке и до Урала на западе, охватывая обширные пространства Южной Сибири, Казахстана, Урала, Среднюю Азию до Южного Таджикистана, Афганистана, Северного Пакистана. Андроновская культура – условное название для целого ряда культур, носители которых родственны по историческим судьбам, развитию.
Основное этнографическое отличие Андроновской культуры в особенностях захоронения: усопшие – на боку, в скорченном положении в «ящиках» из каменных плит или прямоугольных грунтовых ямах, стены которых выложены камнем, сверху – каменная крышка. Иногда труп сжигали.
Особенности Бегазы-Дандыбаевской культуры.
1) Хозяйственная жизнь была основана на кочевом скотоводстве.
2) Строительство особого типа надгробных сооружений.
3) Своеобразный погребальный обряд.
4) Появление новых форм глиняной посуды.
5) Наличие большого количества шахт по добыче меди.
2)Наполеоновское нашествие всколыхнуло всю Россию от центра до самых отдаленных окраин, поставило народы страны перед опасностью иноземного порабощения. По словам В. Г. Белинского, «и колоссальное могущество Наполеона, и национальное существование России сошлись решить вопрос: "быть или не быть". «Гроза двенадцатого года» нашла живой отклик во всех слоях населения многонационального Оренбургского края. Движимые глубоким чувством патриотизма, любви к родной земле русские, башкиры, татары, калмыки, мордва, чуваши, казахи и другие народы грудью поднялись на защиту Родины, на отражение страшной опасности.
Узнав о военных действиях, сотни казахских джигиитов изъявили желание войти в состав народных ополчений и постоянных воинских частей, которые были организованы в Усть-Каменогорской, Убинской и Крутоберезовской волостях. Накануне войны такие части располагались по Иртышской военной линиии, между Бухтарминской и Омской крепостями. Полки Иртышской лини в августе 1812 г. приняли участие в сражении под Бородино В составе русских войск принимали участие и казахские джигиты. За героизм проявленный в Бородинском сражении, казахский воин Майлыбай-улы был награжден серебряной медалью, а старшина первого тептярского полка Карынбай Зындагул-улы - медалью на голубой ленте. В сражениях под деревнями Малаево болото и Левия 27 июля 1812 г. отличились казахские воины Мурат Кулшоран улы и Ериш Азамат улы, им был присвоен чин хорунжего.
В сражениях при Рамоново героически сражались конные воины Боранбай Шуашабай-улы и есаул Ыксан Аубакир-улы. За героизм в сражении под Вязьмой есаул первого тептярского полка Сагит Хамит-улы был награжден орденом Святой Анны 3-й степени.
Сражавшийся в составе Башкирского полка казах Нарынбай Жанжигит-улы за проявленные героизм, стал полным кавалером ордена Георгия. В составе башкирского полка сражался и воин-поэт Амен Байбатыр-улы. Жанжигит-улы и Байбатыр-улы, участвовавшие в штурме городов Лейпциг и Глогау, затем присоединились к русским военным частям, направленным генералом Беннигсеном для разгрома французских отрядов, отступивших к городу Эрфурту. Воины этого полка 18 марта 1814 года одними из первых вошли в столицу Франции.
3)Шанью́й (кит.трад.單于, упр.单于, пиньинь: chányú, палл.: чаньюй) — титул главы хунну. Избирался хуннской племенной аристократией, правил пожизненно. Управлял совместно с советом родо́в, обычно 24 рода пяти хуннских племён.
Китайские хронисты оценивали этот титул как примерно равный царскому (ван), но в некоторые годы хуннского шаньюя признавали равным Императору (Хуан-ди).
Жатаки, дословно — «лежащие», занимались строительством и ремонтом зимних стоянок — кыстау, с их жилыми и хозяйственными постройками, заготовкой сена для байского скота, которого далеко не всегда хватало на зиму, примитивным земледелием на речных заводях, вокруг пресных озер. Все богатство у жатака состояло, как правило, из одной или двух молочных коров, верблюда и лошади в качестве тягловой силы. Овец и коз у него почти не было.
В 1718 году произошло сражение близ реки Аягоз. Казахи потерпели поражение. В том же году джунгары разбили казахское войско на реке Арыс. Осложняли ситуацию кроме джунгар, набеги башкир, бухарцев, кокандцев и хивинцев. После заключения мирного договора с Цинским Китаем джунгары возобновили свои походы в казахские улусы, в 1723—1727 годахджунгары захватывают Южный Казахстан и Жетысу, разбивая казахские войска. Джунгары разграбили города Ташкент, Сайрам и Туркестан и захватили Ферганскую долину . Эти годы вошли в историю Казахстана, как «Годы великого бедствия» (Ақтабан Шұбырынды). С 1729 до 1739 джунгары снова заняты войной с Китаем.
Билет №3
1)С начала 2 тысячелетия до н.э. на территории Казахтана жили арийские племена. В 1-м тысячелетии до н.э. их преемниками стали саки. В персидских источниках называлис имена сакских племен и групп племен. В их числе саки парадарайя – заречные (заморские) саки, тиграхауда – носящие остроконечные шапки, обитавшие в низовье Сырдарьи и Амударьи, хаомоварга – изготовлявшие напиток хаома, обитавшие в Прибалхашье, аримаспы – стерегущие золото грифов, расположившиеся на Алтае и в Восточном Казахстане.
Сведения о древних насельниках Казахстана содержаться в античных источниках в трудах Геродота. Древнегреческие и латинские источники саков называли скифами и упоминали имена племен: массагеты в междуречье Сырдарьи и Амударьи, савроматы (позднее сарматы) – на западе Казахстана, а также Исседоны, аргипейи, саракаулы и др. Саки были достойными соперниками таких могучих держав как персидское государство Ахеминидов, Ассирия, Урарту. Саки древнего Казахстана играли важную роль в мировой политике того времени, были активными участниками исторических событий. Они сражались на стороне персов в греко-персидских войнах.
В эпоху саков окончательно происходит становление скотоводческого хазяйства. Сакское общество не было однородным. На его высшей ступени были «цари», обладавшие немалой властью, они решали вопросы войны и мира, посылали послов, заключали союзы, возглавляли войска. Сущестовал «царский» род, из которого были наследственные правители. Важную роль в сакском обществе играла военно-пленная аристократия. Основную роль в управлении общества играли родовые предводители, каждый сакский мужчина был свободным и полноправным человеком.
Скопления сакских могильников обнаружены на берегах Таласа, Чу, Или, в предгорных зонах Кыргызкого, Заилийского, Джунгарского Алатау, в долнах Кегеня и Нарынкола. Наиболее известный памятник – Курган Иссык, расположенный в 50 км восточнее Алматы в предгорьях Заилиского Алатау в 1969г – было обнаружено погребение «Золотого Человека», датированное V веком до н.э.
Культура саков достигла высокой степени развития. Главным компонентом в исскустве саков был «зверинный стиль», сложившийся в VII – VI веках до н.э.. Этто образы различных животных,которыми оформлялись предметы быта, одежда, посуда, оружие.
2)Планомерное переселение русских и украинских крестьян почти во все области края началось в 70-х гг. XIV (реформы 1867 - 1868 гг. объявили территорию Казахстана государственной собственностью) и массовый характер приобрело в 80-х г. Первые крестьянские участки появились в 1879 г. в Кокшетауском уезде.
По инициативе военного губернатора Семиреченской области Колпаковского, с 1868 г. были разработаны "Временные правила о крестьянских переселениях в Семиречье", действовавшие до 1883 г. По "Временным правипам", переселенцам определялся ряд льгот: наделение землей в размере 30 десятин на душу (мужскую), освобождение от налогов и всякого рода повинностей сроком на 15 лет, выдача ссуды до 100 рублей.
В 1886 г. было разработано "Положение об управлении Туркестанским генерал-губернаторством". По этому документу устанавливался размер надела в 10 десятин на мужскую душу, переселенцы освобождались от налогов и повинностей на пять лет, а в течение последующего пятилетия выплачивал их в половинном размере.
Специальное положение "О добровольном переселении сельских обывателей и мещан на казенные земли и о порядке причисления лиц, означенных сословий, переселившихся в прежнее время" от 13 июля 1889 г. допускало переселение только с предварительного разрешения министров внутренних дел и государственных имуществ. Но стремление Царских властей как-то урегулировать ставший стихийным процесс переселения не удалось. Самостоятельное занятие крестьянами казахских земель пр