Информационной безопасности
1 Информация как объект юридической защиты.
Основные принципы засекречивания информации
ИБ представляет собою совокупность решений, законов, нормативов, регламентирующих как общую организацию работ по обеспечению ИБ, так и создание и функционирование систем защиты информации на конкретных объектах. Основные функции организационно-правовой базы следующие.
1. Разработка основных принципов отнесения сведений, имеющих конфиденциальный характер, к защищаемой информации.
2. Определение системы органов и должностных лиц,, ответственных за обеспечение ИБ в стране и порядка регулирования деятельности предприятия и организации в этой области.
3. Создание полного комплекса нормативно-правовых руководящих и методических материалов (документов), регламентирующих вопросы обеспечения ИБ как в стране в целом, так и на конкретном объекте.
4. Определение мер ответственности за нарушения правил защиты.
5. Определение порядка разрешения спорных и конфликтных ситуаций по вопросам защиты информации.
Под юридическими аспектами организационно-правового обеспечения защиты информации понимается совокупность законов и других нормативно-правовых актов, с помощью которых достигались бы следующие цели:
- все правила защиты информации являются обязательными для соблюдения всеми лицами, имеющими отношение к конфиденциальной информации;
- узакониваются все меры ответственности за нарушение правил защиты информации;
- узакониваются (приобретают юридическую силу) технико-математические решения вопросов организационно-правового обеспечения защиты информации;
- узакониваются процессуальные процедуры разрешения ситуаций, складывающихся в процессе функционирования системы защиты.
Разработка законодательной базы ИБ любого государства является необходимой мерой, удовлетворяющей первейшую потребность в защите информации при развитии социально-экономических, политических, военных направлений развития этого государства.
Определение основных принципов отнесения сведений, имеющих конфиденциальный характер, к защищаемой информации. Созданием законодательной базы в области ИБ каждое государство стремится защитить свои информационные ресурсы. Информационные ресурсы государства в самом первом приближении могут быть разделены на три большие группы:
- информацию открытую - на распространение и использование которой не имеется никаких ограничений;
- информацию запатентованную - охраняется внутригосударственным законодательством или международными соглашениями как объект интеллектуальной собственности;
- информацию, "защищаемую" ее собственником, владельцем с помощью отработанных механизмов защиты государственной, коммерческой или другой охраняемой тайны; к этому виду относят обычно информацию, не известную другим лицам, которая или не может быть запатентована, или умышленно не патентуется с целью избежание или уменьшения риска завладения ее соперниками, конкурентами.
Защищают и охраняют, как правило, не всю или не всякую информацию, а наиболее важную, ценную для собственника, ограничение распространения которой приносит ему какую-то пользу или прибыль, возможность эффективно решать стоящие перед ним задачи.
К защищаемой информации относят:
- секретную информацию (сведения, содержащие государственную тайну);
- конфиденциальную информацию. (сведения, содержащие коммерческую тайну, а также тайну, касающуюся личной (неслужебной) жизни и деятельности граждан.
Таким образом, под защищаемой информацией понимают сведения, на использование и распространение которых введены ограничения их собственником и характеризуемые понятием "тайна".
Применительно к органам государственной власти и управления под тайной понимается то, что скрывается от других, что известно определенному кругу людей. Иначе говоря, те сведения, которые не подлежат разглашению, и составляют тайну.
Основное направление использования этого понятия - засекречивание государством определенных сведений, сокрытие которых от соперников, потенциального противника дает ему возможность успешно решать жизненно важные вопросы в области обороны страны, политических, научно-технических и иных проблем с меньшими затратами сил и средств.
К подобному же ввиду тайны относится засекречивание предприятием, фирмой сведений, которые помогают ему эффективно решать задачи производства и выгодной реализации продукции.
Сюда же примыкают и тайны личной жизни граждан, обычно гарантируемые государством: тайна переписки, врачебная тайна, тайна денежного вклада в банке и др.