Культура и политическая мысль
В XVII в. в Англии происходит поворот от средневековой культуры в широком смысле слова к культуре нового времени. Это касалось прежде всего идейной, мировоззренческой сферы. Революционная борьба начиналась как движение за свободу вероисповедания; воодушевленная текстами и образами Ветхого Завета, она сделала своим идейным знаменем пуританизм; народные низы горели эсхатологической верой в скорое второе пришествие и установление Тысячелетнего царства. Но и в ходе самой революции, и в значительной мере в результате ее поражения идеалы пуританизма были развенчаны. На смену туманным милленарийским чаяниям приходил культ Разума; на смену идеалистическому стремлению к всеобщему братству и любви - интерес наживы. На примере множества трактатов и публицистических произведений можно проследить эту эволюцию от веры к разуму, от пуританского ветхозаветного монотеизма к трезвому просветительскому деизму. Необычайная популярность и распространенность Библии стимулировали ее критику - как ученую, так и стихийную, непросвещенную, сектантскую. Кальвинистская этика, насаждавшаяся пуританскими проповедниками, несла с собой культ рационалистической утилитарности. Левеллерские политические теории и сам характер их аргументации от естественного права усиливали тенденции к секуляризации.
Если начало века знаменовалось расцветом драмы и поэзии - достаточно назвать имена У. Шекспира, К. Марло, Б. Джонсона, Г. Спенсера, Дж. Донна,- то культура эпохи революции дала миру одно по-настоящему великое имя - Джона Милтона. Его ранние стихи, поэмы и драмы сочетают в себе традиции Ренессанса и духовную глубину развитой религиозности Реформации. Его политические трактаты - против епископата, о свободе личности, о праве на развод, о свободе печати, а также знаменитые зрелые творения 1649-1650 гг., написанные в защиту цареубийства и английской республики,- выражают точку зрения партии индепендентов, возглавившей революцию. Великие поздние поэмы «Потерянный рай», «Возвращенный рай» и драма «Самсон-борец», продиктованные слепым поэтом в эпоху террора и гонений, поднимают вечные вопросы о добре и зле, грехе и раскаянии, о праве и возможности сопротивляться тирании и отстаивать человеческое достоинство в самых неблагоприятных обстоятельствах.
Среди заметных явлений культуры в революционное двадцатилетие, оказавших влияние на позднейшее развитие, следует назвать кружок Сэмюэля Хартлиба, активно действовавший с первых лет работы Долгого парламента. Он состоял из социальных реформаторов, ученых, инженеров, изобретателей, преобразователей сельского хозяйства, педагогов. Кружок был тесно связан с европейским реформационным и гуманистически-просветительским движением: в него входили знаменитый чешский педагог Я.А. Коменский, инженер из Богемии Иоганн де Берг, протестантский пастор и миссионер Джон Дьюри и др. Члены его выступали с многочисленными проектами реформ в социально-экономической области, образовании, агрикультуре, технике, рудном деле и т. п. Из их среды вышла предложенная парламенту анонимная утопия «Описание знаменитого королевства Макарии».
Значительный прогресс был достигнут в естественных науках и философии. На заре века выступил с замечательными трудами Ф. Бэкон. В середине столетия Т. Гоббс систематизировал материалистическое учение Бэкона, в то же время упростив его. Он развил философию государства в своих политических сочинениях «Левиафан» и «О гражданине»; при этом естественное состояние Гоббс понимал как «войну всех против всех» и защищал принцип сильной, авторитарной государственной власти. Другой политический философ Дж. Гаррингтон выводил форму государственного правления из формы распределения земельной собственности в стране; согласно его теории, в Англии XVII в. произошло перемещение земельной собственности из рук короны, знати и церкви в руки народа; соответственно форма правления должна быть республиканской. Теории Гаррингтона - в частности, принцип введения аграрного закона, ограничивающего крупную земельную собственность, а также принцип ротации, т. е. ежегодного обновления всех государственных учреждений на одну треть,- оказали влияние на дальнейшее развитие социальной и политической мысли. Его последователями в годы реставрации были теоретики конституционной монархии Г. Невиль, О. Сидней, У. Пени.
Существенный вклад в развитие политической теории внесли памфлеты и трактаты левеллеров - Дж. Лилберна, У. Уолвина и Р. Овер-тона. Социальную утопию, в основу которой был положен принцип общей собственности на землю, создал вождь диггеров Дж. Уинстэнли. Теории политической экономии, базирующиеся на материалистическом методе Ф. Бэкона и Т. Гоббса, развивал У. Петти, заложивший в своих трудах основу теории трудовой стоимости. Квакер Дж. Беллерс создал оригинальный проект «Производственного содружества» - своего рода производственного кооператива, который приносил бы прибыль богатым основателям, вложившим туда свой капитал, и обеспечивал бы безбедную жизнь беднякам-работникам, воспитание и бесплатное образование их детям.
После поражения революции идейная атмосфера в стране резко изменилась. В литературе, мемуаристике, драме, переписке стали преобладать мотивы упадка, страха, распущенности, цинизма. Этические ценности разительно меняются: равнодушие к политическим проблемам сочетается с восхвалением материального процветания. После реставрации Дж. Чайлд, Ч. Дэвенант, Д. Дефо и другие открыто признавали, что ведущим импульсом человеческого существования является интерес наживы. Отчетливо проявилось стремление к конкретным техническим и научным новшествам, а также к агрессивному экономическому проникновению в другие страны. В самой Англии распространились взяточничество, коррупция. Карл II и его двор поражали своим распутством. Театр был вопиюще аморален. Граф Рочестер вслед за Т. Гоббсом изображал человека как подлое, жадное, похотливое, лицемерное существо. Исключение составляли произведения Дж. Баниана, рисовавшего странствия человеческой души к «Небесному Иерусалиму» через искушения, грехи и падения земного пути.
Достижение политического компромисса 1689 г. нашло отражение в произведениях философов, политических писателей, литераторов. Его крупнейшим идеологом стал философ Дж. Локк, который в двух «Трактатах о правительстве» объяснил и обосновал суть происшедшего в Англии переворота. Рост буржуазной предприимчивости нашел отражение в романах Д. Дефо; нравы поклонявшейся чистогану буржуазии и уродства наступающей новой эры высмеивались в едких сатирах Дж. Свифта. Наступала эпоха Просвещения, на которую предшествующая революция наложила неизгладимый отпечаток.