Анализ и обобщение результатов исследования
Последним этапом опытно-экспериментального исследования стал контрольный эксперимент, целью которого является проверка эффективности использования метода проекта для развития рефлексивных способностей с помощью повторного проведения диагностических методик.
После реализации проекта была повторно заполнена карта наблюдения, отражающая уровень развития рефлексивных способностей.
01.04.2012г.учащимся контрольной и экспериментальной группы был повторно предложен тест с целью выявления личностной рефлексии.
Учащимся экспериментальной группы был повторно предложен тест с целью выявления изменения уровня развития личностной рефлексии у младших школьников.
В результате теста были получены следующие результаты: в экспериментальной группе 9 человек (39%) имеют высокий уровень развития личностной рефлексии; 11 человек (47%) имеют средний уровень развития; 3 человека (14%) имеют низкий уровень.
Уровни | Экспериментальная группа | |||
Констатирующий эксперимент | Контрольный эксперимент | |||
Количество | % | Количество | % | |
Высокий | 35% | 39% | ||
Средний | 43% | 47% | ||
Низкий | 22% | 14% |
Данные представлены в сравнительной диаграмме рис.2.6.
Рис. 2.4. Показатель изменения уровня развития личностной рефлексии у младших школьников в экспериментальной группе
На основе анализа результатов контрольного эксперимента можно сделать вывод, что у учащихся экспериментальной группы высокий уровень развития личностной рефлексии повысился на 4%, средний уровень стал выше на 4%, низкий уровень, значительно снизился, на 8 %.
Учащимся контрольной группы был повторно предложен тест с целью выявления изменения уровня развития личностной рефлексии у младших школьников. В результате теста были получены следующие результаты: в контрольной группе 8 человек (37%) имеют высокий уровень развития коммуникативной рефлексии; 10 человек (45%) имеют средний уровень развития; 4 человека (18%) имеют низкий уровень.
Уровни | Контрольная группа | |||
Констатирующий эксперимент | Контрольный эксперимент | |||
Количество | % | Количество | % | |
Высокий | 27% | 37% | ||
Средний | 63% | 45% | ||
Низкий | 10% | 18% |
Данные представлены в сравнительной диаграмме рис.2.5.
Рис. 2.5. Показатель изменения уровня развития личностной рефлексии у младших школьников в контрольной группе
На основе анализа результатов контрольного эксперимента можно сделать вывод, что у учащихсяконтрольной группы высокий уровень развития личностной рефлексии стал значительно выше на 10%, средний уровень стал ниже на 18%.Количество учащихся в контрольной группе с низким уровнем личностной рефлексии на 8 % выше.
Уровни | Экспериментальная группа | Контрольная группа | ||
Количество | % | Количество | % | |
Высокий | 39% | 37% | ||
Средний | 47% | 45% | ||
Низкий | 14% | 18% |
Данные представлены в сравнительной диаграмме рис.2.6.:
Рис.2.6. Показатель изменения уровня личностной рефлексии младших школьников в экспериментальной группе и контрольной группе.
На основе анализа результатов контрольного эксперимента можно сделать вывод, что у учащихся экспериментальной группы высокий уровень и средний уровень развития личностной рефлексии, значительно выше, чем в контрольной группе, на 2%, а низкий уровень в экспериментальной группе ниже, чем в контрольной на 4%.
Заключение
В результате проведенного теоретического анализа по данной теме, было выяснено, что рефлексия рассматривается как универсальное свойство психики, значимое качество личности, способность, обеспечивающая успешность и результативность деятельности и др. Рефлексивные способности относятся к общим способностям. Являются одними из важных, которые помогают человеку самоопределяться в окружающем мире, совершенствоваться, преодолевать возникающие трудности, намечая план их решения.
Проблема развития рефлексивных способностей младших школьников актуальна в настоящее время и активно изучается многими современными авторами, т.к. именно этот возраст является сензитивным для развития рефлексивных способностей.
На формирование рефлексивных способностей оказывает влияние ряд факторов, а именно: специальным образом организованная деятельность; деятельность, которая носит творческий характер; деятельность, имеющая определенный уровень сложности (в зоне ближайшего развития); а также деятельность, к которой у учащихся должным образом сформирована мотивация.
Такие условия могут быть обеспечены за счет включения в образовательный процесс активных методов обучения, групповой работы детей. Одним из них является методов проектов. Данный метод широко используется при обучении в средней и старшей школе. Но возможности использования его в начальной школе еще не до конца изучены современными авторами.
При организации проектной деятельности с младшими школьника необходимо учитывать их возрастные и индивидуальные особенности. Анализ соответствующей литературы позволил сделать вывод, что овладение проектной деятельностью доступно для младших школьников, более того данный метод будет наиболее эффективным для целенаправленного развития рефлексивных способностей.
Анализ различных проектов, представленных в психолого-педагогической литературе позволил сделать вывод, что во многих из них рефлексия выделяется как отдельный этап, однако способы и приемы организации рефлексии в процессе проектной деятельности недостаточно раскрыты в литературе.
Исходя из этого, в работе были представлены возможные способы и приемы организации рефлексии, использование которых, позволит учителю начальных классов обеспечить условия, направленные на развитие рефлексивных способностей младших школьников, а также будут способствовать формированию интереса детей к самопознанию и саморазвитию. Процедура рефлексии может быть организована по-разному, в зависимости от формы, содержания и количества участников.
При прохождении преддипломной практики в МБОУ СОШ №3 в 3 «А» классе г.Тольятти с 2.03.12 по 5.04.12 было проведено опытно-экспериментальное исследование, с целью апробации и выявления эффективности использования настоящих приемов и способов работы для развития рефлексивных способностей младших школьников. Была разработана и апробирована модель учебного проекта.
Исследование содержало первичное и итоговое констатирующее наблюдение, на основе которых сравнивалось уровень развития рефлексивных способностей у учащихся до проведения проекта и после. Результаты свидетельствуют о положительной динамике развития рефлексивных способностей учащихся, что позволяет сделать вывод об адекватности применения проектного метода для достижения поставленных целей.
На основе анализа теоретического материала, проведенной опытно-экспериментальной работы можно сделать вывод о подтверждении выдвинутой гипотезы: если при организации процесса обучения используются адекватные формы организации образовательного процесса и используется проектная деятельность младших школьников, то это способствует развитию их рефлексивных способностей.
Таким образом, практическая значимость работы состоит в том, что представленные материалы опытно-экспериментального исследования могут быть использованы в профессиональной деятельности учителя начальных классов, в частности на уроках литературного чтения и во внеурочное время в качестве средства развития рефлексивных способностей младших школьников в педагогической практике общеобразовательных школ.
Список литературы
1.Барабанщиков, В.А. Идея системности в психологии [Текст] /В.А Барабанщиков. - М.: Просвещение, 2005. -С.67-68
2.Громыко, Ю.В. Построение общественной практики средствами образования [Текст] / Ю.В. Громыко.- М: Просвещение,2009.-С.75-76
3.Давыдов, В.В. Виды обобщения в обучении [Текст ] / В.В. Давыдов. - М.:Просвещение,2009.-С.56-57
4.Дыганова, Я.И. Развитие рефлексивных способностей личности как педагогическая проблема [Текст] /Я.И Дыганова. - М.: Просвещение, 2009.-С.190-192
5.Карпов, А. В. Психология рефлексивных механизмов деятельности [Текст] /А.В Карпов. - М: Просвещение,2009.-С.67-68
6.Кутолин, С.А. Психология рефлексивных способностей [Текст] /С.А.Кутолин.- М:Просвещение,2010.-С.32-33
7.Ладенко, И.С. Модели рефлексии [Текст] /И.С Ладенко.-М:Просвещение,2009.-С.44-45
8.Матяш, Н. В. Проектный метод обучения в системе технологического образования [Текст] /Н.В Матяш // Начальная школа, 2009,№4. – с. 38 – 41.
9.Мухина, В. С. Психология детства и отрочества. Учебник для студентов психолого-педагогических факультетов вузов. [Текст] /В.С.Мухина. – М.: Просвещение ,2009.- С.300-301
10.Немов, Р.С. Психология [Текст] /Р.С Немов.- М.: Просвещение, 2005.-С.45-46
11.Овчарова, Р. В. Практическая психология в начальной школе [Текст] /Р.В.Овчарова. - М.: Просвещение, 2005.-С.66-67
12.Полат, Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. [Текст] /Е.С.Полат. – М.: Академия, 2002.- С. 64 – 110.
13.Поливанова, Н.И. Рефлексия и ее роль в процессе организации и построения коллективно-распределенного действия у детей [Текст] /Н.И Поливанова. - М: Просвещение,2007.-С.90-91
14.Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога [Текст] /Е.И Рогов.-М:Просвещение,2009.-С.48-49
15.Россохин, А. В. Рефлексия и внутренний диалог в изменённых состояниях сознания [Текст] /А.В.Рассохин.-М:Просвещение,2009.-С.77-78
16.Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] /C.Л Рубинштейн.- М: Просвещение,2010.-С.345-346
17.Семенов, И. Н. Тенденции психологии развития мышления, рефлексии и познавательной активности [Текст] /И.Н.Семёнов.-М:Просещение,2008.-С.22-23
18.Слободчиков, В. И. Генезис рефлексивного сознания в младшем школьном возрасте [Текст] /В.И.Слободчиков.-М:Просвщение,2009.-С.56-57
19.Стеганцева, Т. А. Методы организации и проведения психолого-педагогического исследования [Текст] /Т.А Стеганцева.-М:Просвещение,2009.-С.78-79
20.Степанов, С.Ю. Психология рефлексии: проблемы и исследования [Текст] / С.Ю Степанов.-М:Просвещение,2010.-С.76-78
21.Уваров, А. Ю. Кооперация в обучении: групповая работа: Учебно-методическое пособие [Текст] /А.Ю.Уваров. – М: Просвещение,2009.-С.56
22.Хуторской, А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций [Текст] /А.В.Хуторской.-М:просвещение,2010.-С.88-89
23.Цукерман, Г.А. Виды общения в обучении [Текст] /Г.А Цукерман.-М:Просвещение,2009.-С.65-66
24. Цукерман, Г.А. Оценка и самооценка в обучении, построенном на теории учебной деятельности [Текст] /Г.А Цукерман// Начальная школа,2009,№5.-С.21-22
25.http://centridra.narod.ru/p83aa1.html
26.http://festival.1september.ru/articles/501697/
Приложение 1