Чоу впо «институт экономики, управления и права (г. казань)»
ЧОУ ВПО «ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА (г. Казань)»
КОЛЛЕДЖ
кафедра гражданского права
УКАЗЫ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ИСТОЧНИКИ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
по специальности СПО
030912 «Право и организация социального обеспечения»
Научный руководитель Сибгатуллина Эльвира Тельмововна
Студентка 3 курса гр.к 1812/9 Лазарева Анастасия Сергеевна
Казань 2014
Оглавление
Введение.......................................................................................................... 3
Глава 1. Понятие источников права социального обеспечения и их классификация 6
1.1. Понятие источников права социального обеспечения........................... 6
1.2. Классификация источников права социального обеспечения.............. 16
Глава 2.Указы Президента Российской Федерации как источники права. 27
2.1. Указы Президента РФ как источники права социального обеспечения 27
2.2. Роль и значение Указов Президента РФ как источники права социального обеспечения................................................................................................... 36
Заключение.................................................................................................... 49
Список использованной литературы........................................................... 52
Введение
Актуальность проблемы. С началом социальных реформ в России и формированием концепции современного права в юридической науке заметно возрос интерес к общим проблемам, связанным с источниками права, но особенно обострилась потребность в детальном, глубоком их изучении в праве социального обеспечения. Право на социальное обеспечение признается одной из общечеловеческих ценностей в цивилизованном обществе. Оно неразрывно связано с правом человека на жизнь, ведь социальное обеспечение - единственная гарантия права на жизнь для людей, которые в силу различных, как правило, не зависящих от их воли причин утратили источник средств к существованию.
Актуальность работы предопределена и особой социальной значимостью правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере социального обеспечения, которое является одной из важнейших гарантий основного права человека – права на жизнь. За источниками права стоит государство, обеспечивающее их реализацию своими возможностями и в первую очередь своей принудительной силой.
Вопросы, касающиеся понятия, основных признаков, сущности и содержания, места и роли указов Президента РФ в системе права источников социального обеспечения, их юридической природы, исследование указов не только в традиционном формально-юридическом плане, но и с точки зрения их реального содержания, фактического места и роли в системе других источников права, всегда находились в поле зрения ученых, практиков, законодателя на разных этапах становления российского государства и претерпевали существенные изменения в зависимости от многих социально-экономических, политических и иных обстоятельств.
Поэтому, изучение Указов Президента РФ как источники права социального обеспечения имеют актуальное значение на сегодняшний день.
Разработанность проблем.Система источников права достаточно широко разработана в теории права. Можно назвать работы С.Л. Зивс, С.А. Голунского, С.Ф. Кечекьян, М.Н. Марченко, В.А. Муравского, М.С. Строгович, А.Ф. Шебанова, Г.Ф. Шершеневич и др. Проблема источников права социального обеспечения, она не нашла еще комплексного освещения. Можно отметить труды В.С. Аракчеева, Ю.В. Васильевой, А.Ю. Зелениной, Е.Е.Мачульской, С.И.Кобзевой, М.Ю. Роман и др.
Указы Президента как источник права являлись предметом исследования ученых-юристов: А. Авакьяна, Ю.Г. Арзамасова, Г.В. Дегтева, С.А. Иванова, А.Т. Карасева, О.Н. Кичалюк, Е.А. Лукьяновой, В.О. Лучина, М.Н. Марченко, Л.А. Окунькова, О.Н. Ординой, Ж.С.Тлеубаева, А.Н. Черткова и др.
Отдельные вопросы источников затрагиваются в ряде монографий, посвященных другим проблемам социального обеспечения, статьях, комментариях к законам.
Целью работыявляется изучение Указов Президента Российской Федерации как источники права социального обеспечения. Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие источников права социального обеспечения;
- проанализировать классификацию источников права социального обеспечения;
- дать характеристику Указам Президента РФ как источники права социального обеспечения;
- определить роль и значение Указов Президента РФ как источники права социального обеспечения.
Объект исследования является система источников права социального обеспечения в российском законодательстве.
Предмет исследованиявыступают Указы Президента Российской Федерации как источники права социального обеспечения.
Нормативно-правовой основой исследованияявляются Конституция РФ, международно-правовые акты в области права социального обеспечения, Указы Президента РФ, нормативные акты Правительства РФ, органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ.
Структура работы состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и списка литературы.
Во введении определена актуальность, разработанность проблемы, цели и задачи исследования, объект и предмет исследование, указана нормативно-правовая основа исследования, описана структура работы.
В первой главе раскрываются понятие источников права социального обеспечения и их классификация.
Во второй главе анализируются Указы Президента как источники права социального обеспечения. Рассматривается роль и значение Указов Президента РФ на примере конкретных нормативных актов в сфере социального обеспечения.
В заключенииданы краткиевыводы по результатам анализа нормативно-праввых актов и специальнй литературы.
Общий объем дипломной работы 55 страниц. Список использованной литературы включает 31 наименование.
Заключение
Целью данной работы явилось изучение Указов Президента Российской Федерации как источники права социального обеспечения. Поставленные цель и задачи были решены. На основе анализа нормативно-правых актов в сфере социального обеспечения и специальной литературы, можно сделать следующие выводы.
1. Источники права социального обеспечения являются той формой, в которой нормы права выступают в реальной жизни, из которой черпаются знания о действующем праве и к которой обращаются при решении конкретных правовых ситуаций. Основными признаками источника права являются: нормативный характер предписаний; обязательность для исполнения; сила государственного принуждения.
Главную, ведущую роль в системе источников российского права, в том числе и права социального обеспечения, играют нормативные правовые акты. Их большой удельный вес по сравнению с другими источниками связан прежде всего с повышением роли государства в регулировании общественно значимых отношений.
Качество нормативных правовых актов затрагивает интересы всего населения (пенсионные законы, о монетизации льгот, социальном обслуживании, медицинской помощи), поэтому должна быть установлена персонифицированная ответственность за разработку, принятие, применение законов.
2. В праве социального обеспечения присутствует сочетание нескольких уровней правового регулирования, а именно, централизованного с региональным, муниципальным и локальным, что является одной из основных черт метода права социального обеспечения.
Конституция РФ в иерархии источников права социального обеспечения занимает первое место. Закон решает практические вопросы, его нормы должны отличаться стабильностью по сравнению с нормами подзаконных актов. От оптимального количества и качества законов зависит четкое функционирование механизма правового регулирования.
Значительное место в системе источников права социального обеспечения занимают подзаконные нормативные акты: Указы Президента, акты Правительства РФ, министерств и других федеральных органов исполнительной власти, нормативно-правовые акты субъектов РФ, международные договора.
Сегодня, как никогда, возникла настоятельная потребность в принятии кодифицированного нормативного правового акта, что явилось бы важным этапом создания единой, целостной системы источников права социального обеспечения.
3. Указ как нормативный акт и источник российского права складывался не одно столетие. Особое место указа в российской правовой системе обусловлено его сущностью и принадлежностью. Долгое время, в разные исторические моменты, данный нормативный акт оказывал влияние на формирование правовой системы.
В современной России указы появились одновременно с установлением института президентства. В юридической литературе указы Президента Российской Федерации чаще всего называют подзаконными нормативными правовыми актами.
Указы Президента Российской Федерации как главный вид его нормативного правотворчества, основанный на Конституции Российской Федерации, входят в систему правовых актов. В системе источников российского права, они наделены высшей юридической силой по отношению к нормативным подзаконным актам и сами являются таковыми.
4. Указы Президента РФ выполняют роль источников права социального обеспечения, так как ими регулируются многие вопросы, относящиеся к данной сфере. В последнее время приняты Указы Президента РФ, которые устанавливают различные социальные гарантии лицам, находившимся на государственной службе (должности); меры по социальной поддержке граждан, потерявших работу и признанных безработными; меры по социальной поддержке многодетных семей; социальные льготы несовершеннолетним — бывшим узникам концлагерей; повышенные размеры компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, и другие вопросы социальной защиты населения Российской Федерации.
Проведенный анализ дает основание утверждать, что нормативные указы Президента, принимаемые для регулирования в сфере социального обеспечения российских граждан, способствуют осуществлению социальной функции государства.
При этом аксиологическое значение указов Президента РФ заключается в том, что они выступают как оперативными, так и действенными правовыми средствами механизма правового регулирования социального обеспечения, выводя нормы права из статического состояния, заставляя их «работать» - регулировать социально-экономические отношения.
Список использованной литературы
1. Нормативные материалы
1. Конституция Российской Федерации Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с попр. от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 15. - Ст. 1691.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (в ред. от 05.05.2014 г.) // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.
3. Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2013. -№ 52 (часть I). - Ст. 7007.
4. Федеральный закон Российской Федерации от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ (в ред. от 12.03.2014 г.) «О государственной социальной помощи» // Российская газета. - 1999. – 23 июля.
5. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» // Российская газета. - 2012. - 9 мая.
6. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» // Российская газета. - 2012. - 9 мая.
7. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» // Российская газета. - 2012. - 9 мая.
8. Указ Президента РФ от 01 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» // Собрание законодательства РФ. - 2012. - № 23. - Ст. 2994.
9. Указ Президента РФ от 6 мая 2008 г. № 685 «О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов» // Собрание законодательства РФ. – 2008. - № 19. - Ст. 2115.
10. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 января 2003 г. № 2 (в ред. от 10.02.2009 г.) «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» // Российская газета. - 2003. - 23 января.
Специальная литература
11. Аракчеев, В.С. Социальное обеспечение как понятийная категория права / В.С. Аракчеев // Вестн. Том. гос. ун-та. - 2012. - № 355 – С.34-42.
12. Арзамасов, Ю.Г. Новое «указное» нормотворчество: общая характеристика результатов; тенденции развития / Ю.Г. Арзамасов, Е.А. Певцова // Государство и право. - 2010. - № 1. - C. 12-20.
13. Васильева, Ю.В. Система права и система законодательства о социальном обеспечении (к вопросу о кодификации отраслевого законодательства) / Ю.В. Васильева // Вестник пермского университета. - 2009. - № 3. - С.171-178.
14. Зеленина, А.Ю. Правовое регулирование процедур в праве социального обеспечения / А.Ю. Зеленина // Вестник Томского государственного университета. - 2012. - № 357. - С. 126-129.
15. Зуйков, А.В. Расширение компетенции института президентства нормативными актами Президента РФ в 1991 - 1993 гг. / А.В. Зуйков // Конституционное и муниципальное право. - 2008. - № 6. - С.21-25.
16. Карасев, А.Т. Глава государства в системе разделения властей: некоторые вопросы характеристики полномочий / А.Т. Карасев; А. Т. Карасев, А. С. Морозова // Конституционное и муниципальное право. - 2013. - № 8. - C. 65-67.
17. Кириенко, Г.С., Бредихин А.Л. К вопросу о соотношении нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, Указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации / Г.С. Кириенко, А.Л. Бредихин // Государственная власть и местное самоуправление. - 2013. - № 1. - С. 16-19.
18. Кобзева, С.И. Источники права социального обеспечения России / С.И. Кобзева. - М.: Проспект, 2009. - 264 с.
19. Кобзева, С.И. Указы в системе источников права / С.И. Кобзева // Право и государство: теория и практика. - 2008. - № 12. - С.41-45.
20. Курс права социального обеспечения / В.М. Лушникова, А.М. Лушников. - М. : Юстицинформ, 2012. - 653 с.
21. Лучин, В.О. Указы Президента РФ. Основные социальные и правовые характеристики / В.О. Лучин, А.В. Мазуров. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 303 c.
22. Марченко, М.Н. Источники права: монография / М.Н. Марченко. - М.: Проспект, 2013. - 768 с.
23. Мачульская, Е.Е.Право социального обеспечения: учеб. пособие. / Е.Е. Мачульская. - 2-е изд., доп. М. : Юрайт, 2011. - 575 с.
24. Муравский, В.А. О различии между источником и формой права / В.А. Муравский // Российский юридический журнал. - 2013. - № 5. - С. 63-73.
25. Ордина, О.Н. Становление и развитие нормативных указов Президента Российской Федерации / О.Н. Ордина // Юридическое образование и наука. - 2008. - № 2. - С. 32-33.
26. Право социального обеспечения / под ред. В.Ш. Шайхатдинова. - М.: 2013. - 654 с.
27. Права человека и правовое социальное государство в России / Отв. ред. Е. А. Лукащева. - М.: Норма, 2011. - 400 с.
28. Роман, М.Ю. Указы главы Российского государства как инструмент правового регулирования общественных отношений. Историко-теоретический аспект / М.Ю. Роман // Закон и право. - 2014. - № 1. - С.39-42.
29. Савченко, В.И. Правовая природа нормативного правового акта как источника права / В.И. Савченко // Бизнес в законе. - 2010. - № 1. - С.51-54.
30. Тлеубаев, Ж. С.Указ Президента РФ как форма выражения властных полномочий / Ж.С. Тлеубаев // Проблемы права. – 2012. - № 1. - С. 57-59.
31. Чертков, А.Н. Указы Президента России, принимаемые по вопросам законодательного регулирования: проблемы и перспективы / А.Н. Чертков, М.Ю. Роман // Законодательство и экономика. - 2014. - № 3. - С.5-12.
ЧОУ ВПО «ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА (г. Казань)»
КОЛЛЕДЖ
кафедра гражданского права