Права граждан на участие в управлении делами государства

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3

1 Понятие и нормативно - правовое регулирование содержания права

граждан на участие в управлении делами государства 6

1.1 Понятие права граждан на участие в управлении делами государства

и его место в системе основных прав и свобод 6

1.2 Нормативное содержание и структура права граждан на участие в управлении делами государства 14

2 Реализация права граждан на участие в управлении делами государства

в Российской Федерации 24

2.1 Механизм и формы реализации права граждан на участие в управлении делами государства 24

2.2 Гарантии реализации права граждан на участие в управлении

делами государства 29

2.3 Проблемы реализации права граждан на участие в управлении делами государства и пути их решения 37

Заключение 48

Список использованных источников и литературы 51

Список сокращений и условных обозначений 60

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы выпускной квалификационной работы, предопределена, значимостью задачи, которая в современный период требует незамедлительного решения со стороны руководства государства: обеспечение активного, непрерывного и эффективного участия граждан РФ в управлении делами государства.

Конституционное развитие российской государственности,
направленное на поддержание традиционных институтов прямой демократии и развитие новых форм участия граждан РФ в управлении делами государства, нуждается в проведении научных исследований в области правового регулирования и реализации закрепленной в ст. 32 Конституции РФ возможности участия граждан в управлении делами государства [1].

Право граждан РФ на участие в управлении делами государства оказывает серьезное воздействие на процесс развития гражданского общества, однако, серьезному исследованию данное право до настоящего времени не подвергалось. В связи с этим образованны проблемы касающиеся определения содержания и понятия «участие в управлении делами государства», также отсутствует утвержденный перечень форм участия граждан в управлении делами государства и их классификация, следовательно, возникают затруднения при реализации гражданами своих прав, что так же определяет значимость проведенного исследования данного политического права.

Объект выпускной квалификационной работы.Общественные отношения, возникающие в процессе реализации конституционного права граждан на участие в управлении делами государства, в отдельных формах данного права, также правоотношения между обществом и государством в процессе деятельности органов, связанной с реализацией конституционного права граждан на участие в управлении делами государства.

Предмет исследования выпускной квалификационной работы.Правовой механизм реализации права граждан на участие в управлении делами государства.

Целью выпускной квалификационной работывыступает расмотение содержания права граждан на участие в управлении делами государства; проведение анализа форм реализации исследуемого права, посредством изучения международных и национальных нормативно – правовых актов, правовых позиций авторов, судебных постановлений, фактических обстоятельств; рассмотрение существующих проблем связанных с реализацией данного права, рассмотрение и предложение способов для их устранения.

Достижение указанной цели обусловило необходимость постановки и решения следующих задач:

- раскрытие понятия права граждан на участие в управлении делами государства, определение места данного права в системе основных прав и свобод;

- раскрытие нормативно правового содержания права граждан на участие в управлении делами государства, рассмотрение структуры данного права;

- изучение механизма реализации и форм участия граждан в управлении делами государства;

- исследование гарантий реализации права граждан на участие в управлении делами государства;

- проведение анализа проблематики связанной с реализацией права граждан на участие в управлении делами государства, рассмотрение возможных способов их разрешения.

При освещении правовой основы исследования в качестве источников информации для написания бакалаврской работы были использованы Международные правовые документы, Федеральные законы Российской Федерации, Федеральные конституционные законы Российской Федерации, Указы Президента Российской Федерации, материалы судебной практики Конституционного суда Российской Федерации, законодательство субъектов Российской Федерации, в частности законодательство Республики Башкортостан.

При освещении эмпирической базы исследования в качестве источников юридической практики, послужили научные исследования российских правоведов Фролова Е.С., Бондарь Н.С., Головина А.Г., Липчанской М.А., Бушенева Ю.И., Козловой Е.И., Кутафина О.Е., Кучинского В.А.,Дмитриева Ю.А., Гриб В.В. и другие.

Структура выпускной квалификационной работыобусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из оглавления введения, двух глав, включающие пять параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы, списка сокращений и условных обозначений.

1 Понятие и нормативно – правовое содержание

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги проведенного исследования данной выпускной квалификационной работы, в соотвествии с поставленными целями и задачами, можно сделать следующие выводы.

Российское общество достаточно неоднородно, каждый человек имеет свои интересы и потребности. Согласование интересов граждан РФ, государственными органами и органами местного самоуправления, с целью разрешения наиболее значимых вопросов, касающиеся экономической, социальной политики, безопасности государства, защиты прав и свобод граждан, конституционного строя и демократических принципов гражданского общества в РФ, тем самым обеспечивают гарантии реализации права граждан на участие в управлении делами государства. Право граждан на участие управлении делами государства является основным политическим правом.

Исследование установило, что право граждан на участие в управлении делами государства является комплексным правом, включающее в себя многообразие форм участия граждан в управлении делами государства: право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме; право на равный доступ к государственной службе; право участвовать в отправлении правосудия.

Также в ходе рассмотрения данной темы, выявленно, что не все формы участия граждан в управлении делами государства являются эффективными и используются в достаточной мере. Доказательством этому служит низкая активность избирателей на выборах органов государственной власти, органов местного самоуправления, низкий уровень заинтересованности в определении значимых политических направлений, что вызванно многообразием проблем возникающие в процессе реализации политических прав.

В ходе исследование широко рассмотрены проблемы препяствующие реализации конституционного права граждан на участие в управление делами государства. Выделены наиболее значимые проблемы, связанные с реализацией и обеспечением данного права:

1. В сознании граждан укрепилась позиция о том, что участие в государственном управлении является не эффективным. Данная позиция вызванна отсутсвием доверия граждан к деятельности органов государственной власти, развитой бюрократизацией и коррумпированностью государственных структур.

2. Избирательное право имеет достаточное законодательное регулирование, однако в данной сфере наиболее часто совершаются, грубейшие нарушения. Избирательное законодательство систематически обновляется, разрабатываются новые средства для устранения нарушений, но наряду с этим выявляются новые, наиболее изощренные. Наиболее распространенными наршуениями избирательного процесса являются: противазаконные формы и методы ведения избирательной кампании; массовый подкуп; недостаточность информационного освещения в процессе проведения выборов; давление властей на свободу средств массовой информации. Перечисленные наршуения приводят к массовому отказу населения от участия в политической жизни страны и неэффективной работе выборных органов власти.

3. Несмотря на конституционное закрепление института рефенрендума как высшего непосредственного выражения власти народа, в современной России широкое использование указанного средства выражения народовластия не наблюдается. В связи с этим положения законодательства, регулирующие вопросы организации на федеральном уровне, до настоящего времени являются не востребованными. Ислледование выявило, что имеются факты проведения референдумов в РФ на региональном уровне, наиболее чаще на муниципальном уровне. Процесс проведения референдума на местном уровне имеет свои проблемы: нехватка финансовых средств, на проведение референдума, отсутсвие правовой позиции у граждан о важности данного средства выражения народовластия, отсутсвие инициативности со стороны граждан, неэффективность исполнения решений принятых на референдуме органами местного самоуправления.

4. Процесс поступления на государсвтенную гражданскую службу имеет множество противоречий и недочетов: непроработанность системы конкурсного отбора, неодназначность норм федерального законодательства, «торговля должностями».

В современный период, устранение изъянов, совершенствование государственной политики в вопросах участия российских граждан в процессе управления делами государства, становится все более необходимым, в связи с тем, что Россия является активным участником глобальных процессов, где проблемы демократии наиболее актуальны. Существует возможность превращения России в некий экономический и политический центр, в связи с набирающей обороты конкурентоспособностью, которая касается не только экономики, но и политической успешности.

Международные акты

1. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. С. 3-8.

2. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.) // Российская газета. 1995. 5 апреля.

3. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 4 ноября 1950 г.) (с изм. от 13 мая 2004 г.) (вместе с «Протоколом № 1» (Подписан в г. Париже 20 марта 1952 г.), «Протоколом № 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней» (Подписан в г. Страсбурге 16 сентября 1963 г.), «Протоколом № 7» (Подписан в г. Страсбурге 22 ноября 1984 г.) // Собрание законодательства РФ. 2001. № 2, ст. 163.

Документы РФ

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11 – ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 9, ст. 851.

2. Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента РФ» (с посл. изм. и доп. от 13 июня 2015 г. № 231-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2015. № 45, ст. 2345.

3. Федеральный закон от 18.05.2005 г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (с изм. и доп. от 01 июня 2016 г. ФЗ - № 458 - ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2015. № 58, ст. 456.

4. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с посл. изм. и доп. от 9 марта 2016 г. № 66-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2015. № 76, ст. 1289.

5. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (с посл. изм. и доп. от 5 апреля 2016 г. № 92-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 44, ст. 1345.

6. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с посл. изм. и доп. от 1 мая 2016 г. № 129-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2016. № 67, ст. 1247.

7. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (с посл. изм. и доп. от 30 декабря 2015 г. № 418-ФЗ) // Собрание законодательства. 2015. № 23, ст.1124.

8. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (с посл. изм. и доп. от 13 июля 2015 г. № 262-ФЗ) // Собрание законодательства. 2015. № 34, ст.1621.

9. Федеральный закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (с посл. изм. и доп. от 15 февраля 2016 г. № 21-Ф) // Собрание законодательства РФ. 2007. № 34, ст. 374.

10. Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (с посл. изм. и доп. от 29 декабря 2015 г. № 409-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 54, ст. 456.

11. Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» (с посл. изм. и доп. от 9 марта 2016 г. № 66-ФЗ) (с изм. и доп. от 13 марта 2016 г. № 45 - ФЗ) // Парламентская газета. 2001. 17 июля.

12. Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (с посл. изм. и доп. от 3 ноября 2015 г. № 305-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2006. № 19, ст. 142.

13. Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» (с посл. изм. и доп. от 5 апреля 2016 г. № 103-ФЗ) // // Собрание законодательства РФ. 2015. № 99, ст.1679.

14. Федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в РФ» (с посл. изм. и доп. от 29 декабря 2010 г. № 433-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2015. № 56, ст. 1346.

15. Федеральный закон от 30 мая 2001 г. № 70-ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации» (с посл. изм. и доп. от 4 июня 2014 г. № 143-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 78, ст.145.

16. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (с посл. изм. и доп. от 5 февраля 2014 г. № 4-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2013. № 72, ст.1267.

17. Федеральный закон от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (с посл. изм. и доп. от 3 ноября 2015 г. № 305-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2006. № 19, ст. 2060.

18. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (с посл. изм. и доп. от 31 января 2016 г. № 7-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1995. № 21, ст. 1930.

19. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (с посл. изм. и доп. от 31 января 2016 г. № 7-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 3, ст. 148.

20. Федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (с посл. изм. и доп. от 9 марта 2016 г. № 61-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2004. № 25, ст. 2485.

21. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с посл. изм. и доп. от 15 февраля 2016 г. № 17-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2003. № 40, ст. 3822.

22. Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 256-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества предоставляемых организациями услуг в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования» // Собрание законодательства РФ. 2014. № 30 (Часть I), ст. 4257.

23. Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» (с посл. изм. и доп. от 12 марта 2014 г. № 45-ФЗ) // Российская газета. 2014. 23 июля.

24. Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении» (с посл. изм. и доп. от 12 марта 2014 г. № 5-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 5, ст. 375.

25. Указ Президента РФ от 4 марта 2013 г. № 183«О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива» (вместе с «Правилами рассмотрения общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива») (с посл. изм. и доп. от 23 июня 2014 г. № 452) // Собрание законодательства РФ. 2013. № 10, ст. 432.

26. Указ Президента РФ от 10 марта 2009 г. № 261 О федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009 - 2013 годы)» (с посл. изм. и доп. от 10 августа 2012 г. № 1156) // Собрание законодательства РФ. 2009, № 11, ст. 1277.

27. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12 декабря 2013 г. // Российкая газета. 2013. 13 декабря.

II. Материалы практики

1. Постановление Конституционного Суда РФ от 29 ноября 2004 г. № 17-П «По делу о проверке конституционности абзаца первого пункта 4 статьи 64 Закона Ленинградской области «О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в Ленинградской области» в связи с жалобой граждан В.И. Гнездилова и С.В. Пашигорова» // Собрание законодательства РФ. 2004. № 49, ст. 213.

2. Постановление Конституционного Суда РФ от 25 февраля 2004 г. № 4-П «По делу о проверке конституционности п. 10 ст. 75 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав
и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и ч. 1 ст. 259 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом Верховного Суда Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2004. № 9, ст. 1831.

3. Постановление Конституционного Суда РФ от 10 июня 1998 г. № 17 – П «По делу о проверке конституционности положений п. 6 ст. 4, подпункта «а», п. «з», п. 3, п. 4 ст. 13, п.3 ст. 19 и п.2 ст. 58 Федерального закона от 19.09.1997 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» // Вестник Конституционного Суда РФ. 1998. № 5, ст. 46.

4. Постановление Конституционного Суда РФ от 15 декабря 2003 г. № 19-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Закона Ивановской области «О муниципальной службе Ивановской области» в связи с запросом Законодательного собрания Ивановской области» // Собрание законодательства РФ. 2003. № 52, ст. 1101.

5. Постановление Конституционного Суда РФ от 3 февраля 2009 г. № 2-П по делу о проверке конституционности ч. 1, 2, 3 и 4 ст. 22 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и п.п. 2 и 4 ч. 2 ст. 13 Закона Псковской области «О государственной гражданской службе Псковской области» в связи с запросом Псковского областного Собрания депутатов // Собрание законодательства РФ. 2009. № 7, 237.

6. Постановление Верховного Суда РСФСР от 22 ноября 1991 г. № 1920-1 «О Декларации прав и свобод человека и гражданина» // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. № 52, ст. 1865.

III. Специальная литература

1. Авакьян С.А. Изменение статуса субъекта Российской Федерации: проблемы и пути их решения. М. : Право, 2013. 295 с.

2. Афанасьева С.А. Классификация политических прав и свобод человека и гражданина. М. : Юридические науки, 2009. 112 с.

3. Баскакова Ю.М. Мы эту власть не выбирали»: абсентеизм на выборах 2011-2012 гг. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. М. : Наука, 2012. 120 с.

4. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации / В. М. Баглай. М. : НОРМА, 2012. 365 с.

5. Бондарь Н. С. Местное самоуправление и конституционное правосудие: конституционализация муниципальной демократии в России / под ред. Н. С. Бондарь. М. : Норма, 2014. 299 с.

6. Бланкенагель А. П. Референдум и Конституционный суд. Сравнительное конституционное обозрение. М. : Право, 2013. 234 с.

7. Бушенёва Ю.И. Абсентеизм как фактор избирательного процесса в современной России: автореф. дис. ... канд. полит. наук. СПб., 2013. 93 с.

8. Гензюк Э.Е. О некоторых признаках государственного управления. СПб. : Питер, 2007. 154 с.

9. Головин А. Г. Политические партии как один из институтов, обеспечивающих реализацию права граждан Российской Федерации участвовать в управлении делами государства. Конституционное и муниципальное право. М. : Норма, 2015. 234 с.

10. Гранкин И.В. Законодательное обеспечение прямой демократии на муниципальном уровне. М. : Республика, 2012. 305 с.

11. Гриб В.В. Правовые формы воздействия институтов гражданского общества на органы государственной власти. Конституционное и муниципальное право. СПб. : Питер, 2015. 98 с.

12. Дмитриев Ю. А., Исраелян В. Б. Избирательное право и процесс в Российской Федерации. Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. 217 с.

13. Златопольский А.А. Политические права и свободы граждан и механизм их реализации в РФ: дис. … канд. юрид. наук. М., 2014. 134 с.

14. Иванкина Т.Р., Завгородний А. Н. Конкурсный подбор кадров государственных гражданских служащих. М. : Литрат, 2010. 93 с.

15. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право Российской Федерации / под ред. Е.И. Козлова, О.Е. Кутафина. М. : Юрист, 2011. 376 с.

16. Карташкин В.А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. М. : Институт государства и права РАН, 2010. 278 с.

17. Кучинский В.А. Личность, свобода, право. М. : Наука, 2014. 321 с.

18. Курячая М.М. Право на референдум в системе публично-политических прав граждан Российской Федерации: монография. М. : Изд-во МГУ, 2014. 217 с.

19. Комкова Г.Н. Конституционно-правовые основы участия граждан Российской Федерации в отправлении правосудия. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2012. 134 с.

20. Липчанская М.А. Участие граждан Российской Федерации в управлении делами государства: проблемы конституционно-правового регулирования и реализации. М.: ДМК - Пресс, 2014. 105 с.

21. Липчанская М. А. Формы участия граждан в управлении делами государства в решениях Конституционного суда РФ. М. : Интел – Синтез, 2016. 98 с.

21. Лебедев А.В. Политические права и свободы граждан РФ. Конституционно-правовое исследование: дис. …канд. юрид. наук. Челябинск, 2013. 165 с.

22. Ноздрачев А.Ф. Гражданин и государство: взаимоотношения в XXI веке. М. : Наука, 2005. 119 с.

23. Невинский В.В. Общероссийский референдум: содержание и значение конституционно-правовых новелл 2004 г. СПб.: Питер, 2013. 179 с.
24. Поленина C.B. Развитие представительной и непосредственной демократии в условиях формирования правового государства. Теория права: новые идеи. М. : Право, 2012. 167 с.

25. Путин В.В. Демократия и качество государства // Сайт: Путин. Итоги. [Электронный ресурс]. URL: http://www.putinitogi.ru (дата обращения: 23.02.2016).

26. Рамазанов Р. У. Коррупции - решительное нет. Совершенствование механизма предоставления государственными и муниципальными служащими и членами их семей сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера // Закон и право. 2011. № 5. С. 21-22.

27. Столярова В. Н. Проблемы государственной гражданской службы. Социальные стандарты и нормативы. М. : Наука, 2014. 134 с.

28. Франк С.Л. Духовные основы общества. М. : Республика, 2015. 169 с.

29. Фролов Е. С. Обращения граждан как форма их участия в управлении делами государства. Гражданин и право. М. : Норма, 2015. 214 с.

30. Чиркин В.Е. Публичная власть. СПб. : Наука., 2012. 167 с.

31. Шевченко В. Н. Бюрократия в современном мире: теория и реалии жизни. М. : ИФРАН, 2012. 198 с.

32. Эбзеев Б.С. Личность и государство в России: взаимная ответственность и конституционные обязанности. М. : Норма, 2015. 268 с.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3

1 Понятие и нормативно - правовое регулирование содержания права

граждан на участие в управлении делами государства 6

1.1 Понятие права граждан на участие в управлении делами государства

и его место в системе основных прав и свобод 6

1.2 Нормативное содержание и структура права граждан на участие в управлении делами государства 14

2 Реализация права граждан на участие в управлении делами государства

в Российской Федерации 24

2.1 Механизм и формы реализации права граждан на участие в управлении делами государства 24

2.2 Гарантии реализации права граждан на участие в управлении

делами государства 29

2.3 Проблемы реализации права граждан на участие в управлении делами государства и пути их решения 37

Заключение 48

Список использованных источников и литературы 51

Список сокращений и условных обозначений 60

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы выпускной квалификационной работы, предопределена, значимостью задачи, которая в современный период требует незамедлительного решения со стороны руководства государства: обеспечение активного, непрерывного и эффективного участия граждан РФ в управлении делами государства.

Конституционное развитие российской государственности,
направленное на поддержание традиционных институтов прямой демократии и развитие новых форм участия граждан РФ в управлении делами государства, нуждается в проведении научных исследований в области правового регулирования и реализации закрепленной в ст. 32 Конституции РФ возможности участия граждан в управлении делами государства [1].

Право граждан РФ на участие в управлении делами государства оказывает серьезное воздействие на процесс развития гражданского общества, однако, серьезному исследованию данное право до настоящего времени не подвергалось. В связи с этим образованны проблемы касающиеся определения содержания и понятия «участие в управлении делами государства», также отсутствует утвержденный перечень форм участия граждан в управлении делами государства и их классификация, следовательно, возникают затруднения при реализации гражданами своих прав, что так же определяет значимость проведенного исследования данного политического права.

Объект выпускной квалификационной работы.Общественные отношения, возникающие в процессе реализации конституционного права граждан на участие в управлении делами государства, в отдельных формах данного права, также правоотношения между обществом и государством в процессе деятельности органов, связанной с реализацией конституционного права граждан на участие в управлении делами государства.

Предмет исследования выпускной квалификационной работы.Правовой механизм реализации права граждан на участие в управлении делами государства.

Целью выпускной квалификационной работывыступает расмотение содержания права граждан на участие в управлении делами государства; проведение анализа форм реализации исследуемого права, посредством изучения международных и национальных нормативно – правовых актов, правовых позиций авторов, судебных постановлений, фактических обстоятельств; рассмотрение существующих проблем связанных с реализацией данного права, рассмотрение и предложение способов для их устранения.

Достижение указанной цели обусловило необходимость постановки и решения следующих задач:

- раскрытие понятия права граждан на участие в управлении делами государства, определение места данного права в системе основных прав и свобод;

- раскрытие нормативно правового содержания права граждан на участие в управлении делами государства, рассмотрение структуры данного права;

- изучение механизма реализации и форм участия граждан в управлении делами государства;

- исследование гарантий реализации права граждан на участие в управлении делами государства;

- проведение анализа проблематики связанной с реализацией права граждан на участие в управлении делами государства, рассмотрение возможных способов их разрешения.

При освещении правовой основы исследования в качестве источников информации для написания бакалаврской работы были использованы Международные правовые документы, Федеральные законы Российской Федерации, Федеральные конституционные законы Российской Федерации, Указы Президента Российской Федерации, материалы судебной практики Конституционного суда Российской Федерации, законодательство субъектов Российской Федерации, в частности законодательство Республики Башкортостан.

При освещении эмпирической базы исследования в качестве источников юридической практики, послужили научные исследования российских правоведов Фролова Е.С., Бондарь Н.С., Головина А.Г., Липчанской М.А., Бушенева Ю.И., Козловой Е.И., Кутафина О.Е., Кучинского В.А.,Дмитриева Ю.А., Гриб В.В. и другие.

Структура выпускной квалификационной работыобусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из оглавления введения, двух глав, включающие пять параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы, списка сокращений и условных обозначений.

1 Понятие и нормативно – правовое содержание

права граждан на участие в управлении делами государства

Наши рекомендации