Глава 2. стратегия государственной молодёжной политики на ставрополье
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | ||
ГЛАВА1 МОЛОДЁЖЬ КАК ОСОБАЯ ГРУППА ОБЩЕСТВА | ||
1.1 | Государственная молодёжная политика | |
1.2 | Социальные проблемы и потребности молодежи | |
1.3 | Роль социальной работы в решении молодежных проблем | |
ГЛАВА2 СТРАТЕГИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ НА СТАВРОПОЛЬЕ | ||
2.1 | Место молодёжи в социуме как особой социально - демографической группы населения | |
2.2 | Основные направления социальной поддержки молодёжи. Федеральная целевая программа «Молодежь России». Стратегия развития молодежной политики в Ставропольском крае. | |
2.3 | Социально - воспитательная и досуговая работа с молодежью на примере ГБУ ЦМП Ставропольского края | |
ГЛАВА3 ТЕХНОЛОГИИ И ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ В ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО–ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ И ДОСУГОВОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЁЖЬЮ | ||
3.1 | Пути совершенствования организации социально-воспитательной и досуговой работы с молодежью в городе Новоалександровске | |
3.2 | Проект «Правильный путь» | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | ||
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ |
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях модернизации российского государства формируются новые экономические, политические, культурные условия социализации личности, молодежи. Формирование физически, интеллектуально и духовно-культурно развитой, патриотически ориентированной молодежи - важнейшая социокультурная задача государства. С начала 90-х годов XX столетия в России произошла радикальная идеологическая, социально-политическая, духовно-культурная переориентация общества, что требует освоение новых социальных ценностей, идеалов, часто противоречащие тому, что было выработано в ходе социокультурного развития предшествующих поколений. Общество и государство всегда нуждается в молодежи, представляющей собой активную силу, как в таком поколении, которое, включаясь, в преобразовательную деятельность, становится участником социального, научно-технического и культурного прогресса.
Роль молодежи в современной России, возрастает, а в некоторых областях, прежде всего в экономической сфере (малое предпринимательство, освоение новых информационных технологий, деятельность в банковских структурах) значительна.
Вместе с тем, в условиях модернизации Российского общества, формирующейся социально-экономической, обстановке именно молодежь является наиболее незащищенной и подверженной различным радикальным и экстремистским идеям частью социума, что заметно актуализирует необходимость изучения данного явления и выработку системы мер противодействия негативным, процессам, проникающим в ее среду. В связи с этим есть смысл говорить о необходимости воздействия государства на молодое поколение с целью формирования- физически, морально развитого индивида, вовлечения молодежи в политическую и социокультурную деятельность и о поддержке на государственном уровне молодежных организаций, направляющих свою деятельность в интересах России.
Анализ проблем и особенностей социализации молодежи нельзя не начать с уточнения понятия «молодежь». Молодежь - это не только будущее, она «живое настоящее», и важно понять, насколько уже сегодня молодое поколение определяет содержание и характер будущего, насколько несет в себе «дух нового времени». Но следует дать более определенное научное понятие «молодежь».
Итак, молодежь - социально-демографическая группа с характерными для нее возрастными, социально-психологическими свойствами и социальными ценностями, которые обуславливаются уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в Российском обществе. Среди факторов социологического определения «молодежь» исследователями выделяются: возрастные границы и социально-психологические особенности; специфика социального статуса, ролевых функций, социокультурного поведения; процесс социализации как единство социальной адаптации молодежи и индивидуализации.
Актуальность данной темы, состоит в том; что в настоящее время, когда в нашей стране радикально меняются все общественные отношения и социальные институты, изучение особенностей социализации молодежи, в том числе и культурно досуговой, становится особенно востребованной и актуальной исследовательской проблемой, привлекающей внимание не только ученых, но и практических работников разного уровня - от политиков до учителей и родителей.
Поэтому в ближайшие несколько лет необходимо как можно больше уделять внимание проблемам, существующим в области реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации.
Важнейшим фактором устойчивого развития страны и общества, роста благосостояния ее граждан и совершенствования общественных отношений является эффективная государственная молодежная политика, которую следует рассматривать как самостоятельное направление деятельности государства, предусматривающее формирование необходимых социальных условий инновационного развития страны, реализуемое на основе активного взаимодействия с институтами гражданского общества, общественными объединениями и молодежными организациями.
Проводимая комитетом Ставропольского края по делам молодежи молодежная политика является составной частью государственной политики в области социально-экономического, культурного и национального развития молодежи Ставропольского края. Необходимо поддерживать и совершенствовать сложившуюся в нашем крае определенную структуру молодежной политики.
Особый интерес, в рамках реализации молодежной государственной политики, представляет деятельность региональных общественных организаций.
Теоретическая значимость исследования заключается в определении основных характеристик молодёжи как социально – демографической группы, анализе молодёжной политики, направленной на решение проблем молодёжи на муниципальном уровне.
Цель исследования: проанализировать особенности и предложить меры по улучшению реализации молодёжной политики на муниципальном уровне.
Объектом исследования является процесс реализации государственной молодежной политики в РФ.
Предмет исследования: особенности деятельности центра молодёжных проектов Ставропольского края по реализации государственной молодежной политики.
В качествегипотезы исследования выступает предположение, что успешность реализации государственной молодежной политики в региональных общественных организациях определяется, во-первых, адекватностью этой деятельности потребностям молодежи, и, во-вторых, взаимодействием всех социальных институтов, занимающихся решением проблем этой категории граждан.
Задачи исследования.
Изучить молодёжь как социально-демографическую группу и её проблемы.
· Раскрыть сущность государственной молодежной политики в Российской Федерации.
· Рассмотреть значение молодежных общественных организаций на реализацию государственной молодежной политики.
· Оценить перспективы развития центра молодёжных проектов Ставропольского края
Методы исследования.
1. Анализ литературы по проблеме исследования.
2. Статистические выборки.
3. Прогнозирование.
Практическая новизна дипломной работы в том, что обоснованы пути совершенствования деятельности «центра молодёжных проектов» Ставропольского края. Материалы исследования могут быть использованы специалистами, работающими в сфере решения социальных проблем молодежи.
ГЛАВА1. МОЛОДЁЖЬ КАК ОСОБАЯ ГРУППА ОБЩЕСТВА
1.1. Государственная молодёжная политика
Государственная молодежная политика - это внутренняя политика государства по регулированию отношений молодежи и государства.
Молодежь - объект национально-государственных интересов, один из главных факторов обеспечения развития российского государства и общества. Молодежь несет особую ответственность за сохранение и развитие своей страны, за преемственность исторического и культурного наследия, за возрождение своего Отечества.
Государственная молодежная политика является составной частью государственной политики в области социально-экономического, культурного и национального развития Российской Федерации и, представляет собой целостную систему мер правового, организационно- управленческого, финансово-экономического, научного, информационного, кадрового характера, направленных на создание необходимых условий для выбора молодыми гражданами своего жизненного пути, для ответственного участия в возрождении России.
Реализация государственной молодежной политики направлена на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека, на развитие и поддержку молодежных и детских общественных объединений, движений и инициатив[1].
Государственная молодежная политика отражает стратегическую линию государства на обеспечение социально-экономического, политического и культурного развития России, на формирование у молодых граждан патриотизма и уважения к истории и культуре Отечества, к другим народам, на соблюдение прав и свобод человека и гражданина.
Поддержка молодых людей, их привлечение к созидательному, активному участию в жизни общества и государства - это инвестиции в развитие стратегических ресурсов государства.
Концепция государственной молодежной политики в Российской Федерации представляет собой систему научных положений, принципов, приоритетных направлений и основных механизмов ее реализации. Концепция учитывает потребность активизации действий всех органов государственной власти, согласования государственных и общественных интересов в обеспечении поддержки молодежи на этапе ее социального становления[2].
Концепция основывается на положениях Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации, на общепризнанных принципах и нормах международного права.
Современная концепция государственной молодежной политики призвана учитывать государственную политику в сфере экономики, образования, здравоохранения, демографических процессов, науки, культуры, национальных отношений, экологии, физкультуры, спорта, отдыха.
Концепция государственной молодежной политики опирается на анализ положения молодежи России и опыт реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации.
Концепция является основной для органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, участвующих в реализации государственной молодежной политики.
Концепция государственной молодежной политики состоит из:
- необходимости создания основы устойчивого экономического и духовного развития России, обеспечения достойной жизни народа, укрепления и развития генофонда, национальной безопасности государства;
- признания исключительной роли молодежи как стратегического ресурса развивающегося общества;
- понимания важности государственной поддержки молодых граждан в современных условиях социально-экономической трансформации общества в обеспечении их образования, воспитания и развития на этапе социального становления, в процессе включения в социально-профессиональную деятельность, создания семьи, проявления социальных, гражданских инициатив, реализации ими своих прав и обязанностей;
- необходимости повышения ответственности органов государственной власти, органов местного самоуправления, активизации их взаимодействия на принципах сотрудничества и партнерства с организациями и физическими лицами по вопросам защиты прав и законных интересов молодых граждан, стимулированию их самостоятельности и созидательной активности.
Государственная молодежная политика проводится в отношении граждан Российской Федерации в возрасте от 14 до 30 лет[3].
Процесс активного социального становления, получения соответствующего образования, начала трудовой деятельности, службы в
Вооруженных Силах Российской Федерации, создания семьи, рождения и воспитания детей, интенсивной адаптации к различным формам социальных отношений, т. е. начала активной реализации молодыми гражданами своих прав и обязанностей, жизненного потенциала, приходится на указанный период. Именно в данный период исключительно важна государственная поддержка и создание условий для активного проявления созидательного потенциала молодежи во всех сферах государственной и общественной жизни.
Резкое ухудшение положения российской молодежи в последнее десятилетие - рост темпов депопуляции, снижение качества жизни и здоровья молодых граждан, ухудшение условий для получения полноценного образования, обеспечения занятости, увеличение числа наркозависимых лиц, рост правонарушений и преступности в молодежной среде - осложняют процесс созидательного участия молодежи в жизни общества, и требуют активизации государственной молодежной политики.
Субъектами реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации выступают органы государственной власти, органы местного самоуправления, работодатели, общественные объединения, другие юридические и физические лица, осуществляющие деятельность по созданию необходимых и достаточных условий для жизни молодежи, ее образования, воспитания и развития.[4]
Исключительное значение имеет участие самих молодых граждан, молодежных и детских общественных объединений в формировании и реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации.
Государственная молодежная политика в Российской Федерации основывается на конституционных гарантиях равенства прав и свобод граждан, реализация которых в отношении молодежи осуществляется на следующих принципах:
- ответственности государства за соблюдение прав и законных интересов молодежи;
- приоритетности государственной поддержки молодежи на этапе социального, культурного, духовного и физического развития, выбора жизненного пути, образования, начала профессионально- трудовой и предпринимательской деятельности, создания семьи, приобщения к культурным ценностям, реализации общественно значимых инициатив молодых граждан, деятельности молодежных и детских общественных объединений;
- ответственности молодых граждан за реализацию ими конституционных прав и обязанностей в процессе деятельности в основных сферах государственной и общественной жизни;
- единства государственной молодежной политики на федеральном, региональном и местном уровнях;
- обеспечения предоставления молодому гражданину гарантированного государством необходимого объема социальных услуг в сфере образования, воспитания, культурного, духовного и физического развития, в области охраны здоровья, трудоустройства, их дополнение и развитие на уровне субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
- признания молодежи в качестве равноправного партнера в формировании и реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации;
осуществления поддержки, координации и взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, неправительственных организаций, иных юридических и физических лиц в реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации;
- преемственности, стабильности и совершенствования мер по формированию и реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации.
Государственная молодежная политика в Российской Федерации преследует множество целей:
- возрождение России, как государства, обеспечивающее достойную жизнь и свободное развитие своих граждан;
- создание правовых, социально-экономических, организационных условий для выбора молодыми гражданами своего жизненного пути, социального становления и реализации ими конституционных прав и обязанностей;
- содействие социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодежи;
- воспитание и образование молодежи;
- реализация общественно значимых инициатив, общественно полезной деятельности молодежи, молодежных и детских общественных объединений;
- использование инновационного потенциала молодежи в интересах государственного и общественного развития самой молодежи;
- создание условий для более активного созидательного включения молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества;
- недопущение дискриминации по возрасту, защита прав и законных интересов молодых людей.
Цели государственной молодежной политики реализуются органами государственной власти, органами местного самоуправления. В их осуществлении участвуют неправительственные организации и иные юридические и физические лица.[5]
Координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации осуществляется полномочным федеральным органом исполнительной власти, с учетом межведомственного подхода в рамках образованной Правительственной комиссией по делам молодежи.
Задачи по реализации государственной молодежной политики в субъектах Российской Федерации рассматриваются органами представительной и исполнительной власти и утверждаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Органы местного самоуправления реализуют цели и задачи государственной молодежной политики в Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
Общественные объединения, иные юридические лица участвуют в реализации задач государственной молодежной политики в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Определение приоритетных направлений и основных механизмов реализации государственной молодежной политики строится с учетом:
- целей и конкретных задач государственной политики, признании молодежи в качестве стратегического ресурса устойчивого социально- экономического развития, укрепления демократического правового государства и гражданского общества, обеспечения высокого качества жизни народа и национальной безопасности Российской Федерации;
- реальных возможностей государства, результатов, достигнутых в осуществлении социально-экономической политики, в том числе в области государственной молодежной политики;
- актуальности и специфики социальных проблем молодежи, в том числе различных возрастных, профессиональных и иных групп молодых граждан.
С учетом названных положений приоритетами государственных интересов в отношении молодежи являются:
- воспитание патриота - гражданина, заботящегося о защите интересов Отечества, о материальной и духовной устойчивости российского общества, о преемственности традиций и нравственных ценностей;
воспитание гражданина, знающего и обогащающего отечественную историю и культуру, достижения общества в экономике, науке, литературе и искусстве, активно участвующего в государственной и общественной жизни, в функционировании институтов правового государства и гражданского общества, в том числе в работе молодежных и детских общественных объединений;
-воспитание гражданина - труженика, имеющего образование, соответствующее потребностям современного материального и духовного производства, обладающего качествами предприимчивости, добросовестности, ответственности, способного проявить себя квалифицированным специалистом, предпринимателем, грамотным потребителем;
- воспитание нравственного и физически развитого гражданина, ведущего здоровый образ жизни, семьянина, заботящегося о воспитании последующих поколений.[6]
В формировании и реализации государственной молодежной
политики выделяются следующие основные направления и механизмы
(рис.1.)
Рис. 1.1. Основные направления реализации молодёжной политики.
1.Государственная поддержка молодых граждан в сфере образования, воспитания и развития:
- создание условий для недопущения ущемления равных прав и возможностей в получении полноценного образования молодыми гражданами из малоимущих, многодетных семей, молодыми гражданами, проживающими в городских поселениях с численностью до 50 тысяч человек, сельских поселениях, районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, молодыми гражданами, находящимися в трудной жизненной ситуации, в том числе молодыми гражданами из числа детей с ограниченными возможностями развития, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, молодыми гражданами из числа военнослужащих Сооруженных Сил Российской Федерации, уволенных в запас, и ветеранов боевых действий, а также особо одаренных молодых граждан;
- формирование и реализация мер по созданию благоприятных условий для получения образования молодыми гражданами, поступившими в государственные и муниципальные :образовательные учреждения среднего, высшего и послевузовского профессионального образования на бюджетной основе и на основании договоров с оплатой ими стоимости обучения;
- разработка и осуществление долгосрочных мер по обеспечению занятости выпускников профессиональных образовательных учреждений,
о поддержке их стабильной, полноценной трудовой деятельности;
- реализация системы мер по государственной поддержке воспитанников и обучающихся в образовательных учреждениях;
- формирование и реализация целевых программ (проектов) по поддержке общественных объединений, действующих в образовательных учреждениях;
- разработка и реализация мер по поддержке и поощрению талантливых молодых граждан в области образования, науки техники и культуры;
- разработка и реализация федеральных, региональных, местных целевых программ по гражданскому становлению молодежи, ее культурному и физическому развитию, патриотическому и духовно- нравственному воспитанию;
- координация и поддержка деятельности молодежных и детских общественных объединений в области военно-патриотического, духовно- нравственного, экологического воспитания, профориентационной работы, потребительского образования, введение в практику конкурсов программ и
проектов в данной области;
- разработка и реализация мер по распространению в молодежной среде идей духовного единства, чувства российского патриотизма, дружбы народов, межнационального согласия;
- формирование и реализация системы мер по повышению правовой культуры молодых граждан;
- формирование и реализация мер по поддержке различных форм интеллектуального, нравственного, физического развития молодых граждан для их приобщения к ценностям общечеловеческой и национальной культуре, для активизации их участия в культурной жизни общества;
- проведение конкурсов, олимпиад и фестивалей по различным направлениям творческой реализации детей и молодежи, в том числе в области профессиональной, предпринимательской деятельности;
- поддержка и развитие различных форм воспитательной работы в специализированных учреждениях, в учреждениях дополнительного образования, в подростковых и молодежных клубах по месту жительства.
2. Содействие и поддержка молодых граждан в области охраны их здоровья, в профилактике опасных заболеваний и формирования здорового образа жизни:
- совершенствование мер государственной поддержки и помощи молодым гражданам, в том числе оказавшимся в трудной жизненной ситуации, обеспечение здорового образа жизни молодых граждан, обеспечение безопасного материнства, профилактика заболеваний, передающихся половым путем;
- активизация мер по профилактической работе с молодыми гражданами группы социального риска, по предупреждению негативного поведения в молодежной среде;
- стимулирование мер пропаганде здорового образа жизни, по развитию у молодых граждан потребности и обеспечению активных занятий физической культурой и спортом;
- развитие практики проведения всероссийских, межрегиональных и региональных спортивных соревнований, турниров молодежи по массовым видам спорта;
- формирование и развитие системы учреждений социального обслуживания для молодежи, создание условий для медико-психолого-педагогической реабилитации, социальной адаптации несовершеннолетних граждан;
- создание условий для развития массовых видов молодежного туризма, поддержка деятельности молодежных и детских общественных объединений в указанной сфере; осуществление мер поддержки деятельности детских оздоровительных, образовательных учреждений, экспериментальных площадок в целях внедрения инновационных технологий и методик в области формирования здорового образа жизни, полноценного детского, молодежного, семейного отдыха, досуга, творческого развития.
3. Содействие обеспечению экономической самостоятельности молодых граждан и реализации их трудовых прав и обязанностей:
- создание условий для занятости молодежи, в том числе разработка и принятие мер по квотированию рабочих мест для молодежи;
- поддержка специализированных организаций, осуществляющих деятельность по содействию занятости, профессиональной ориентации, профессиональной подготовке и переподготовке молодых граждан: центров временной и сезонной занятости молодежи, молодежных бирж труда, студенческих трудовых отрядов, молодежных объединений, реализующих программы в сфере занятости и профориентации молодежи, несовершеннолетних, в сфере развития современной культуры предпринимательства, привития культуры и навыков потребительского поведения, просвещения по вопросам защиты прав потребителей;
- формирование и реализация программ содействия социальной адаптации и повышению конкурентоспособности молодежи на рынке труда;
- обеспечение финансовой поддержки мероприятий по созданию рабочих мест для молодежи, в первую очередь для лиц, не достригших 18- летнего возраста, особо нуждающиеся в социальной защиты и испытывающих трудности в поиске работы (дети- инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей), и молодых граждан из числа бывших военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, ветеранов боевых действий, а также молодежи проживающей в сельской местности и районах Крайнего Севера;
- формирование и реализация системы государственных мер по материально-технической и финансовой поддержке деятельности молодежных учебных предприятий, бизнес-инкубаторов, учебно-деловых центров, коммерческих организаций, более 75% численности работников которых составляют молодые граждане;
- формирование государственных механизмов поддержки молодежного предпринимательства.
4. Государственная поддержка молодых семей:
- разработка и принятие федеральных, региональных, местных целевых программ (проектов) по государственной поддержке молодых семей, в первую очередь малоимущих, по оказанию им материальной и иной помощи в решении социально-экономических, социально-бытовых проблем, по обеспечению занятости молодых родителей, по формированию здорового образа жизни;
- организация просветительской работы с молодыми гражданами по
вопросам репродуктивного здоровья, безопасного материнства, воспитания и развития обеспечения детей, организации семейного и детского отдыха;
- введение в практику социологических мониторингов по проблемам молодой семьи, по научно-методическому обеспечению работы с молодыми семьями;
- совершенствование законодательства по вопросам поддержки молодых семей в строительстве и приобретении жилья (по осуществлению субсидирования, целевого льготного кредитования, ипотечного кредитования, по внедрению механизмов аренды государственного и муниципального жилья и других), улучшения жилищных условий для молодых малоимущих семей;
- разработка и реализация мер по поддержке инициатив молодых граждан, движения молодежных жилищных комплексов, других молодежных объединений и иных организаций по строительству доступного жилья для молодежи;
- формирование системы социальных служб в целях расширения сферы образовательных, медико-социальных, социально-правовых, психолого-педагогических, информационных, консультационных и других услуг молодым семьям для обеспечения охраны здоровья, образования, воспитания и развития детей, социальной защиты, социальной адаптации и реабилитации молодых граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
5. Государственная поддержка молодых граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в их социальном обслуживании, в социальной реабилитации и адаптации:
- разработка и реализация мер государственной поддержки молодых граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (молодые граждане с недостатками физического и (или) психического развития;
- молодые граждане - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий, оказавшиеся в экстремальных условия;молодые граждане из числа беженцев и вынужденных переселенцев; молодые граждане, отбывающие наказание в виде лишения свободы, в том числе в воспитательных колониях; молодые граждане, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; молодые граждане, жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств, которые они не могут преодолеть самостоятельно или с помощью семьи;
- совершенствование нормативно-правовых оснований для обеспечения необходимой помощи и социально-правовой защиты молодых граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
- разработка и реализация мер по активизации социально-правовой, психолого-педагогической, информационной и консультативной помощи молодым гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, по вопросам выбора направлений и форм образования, профессиональной ориентации, трудоустройства, организации предпринимательской деятельности и другие виды помощи;
- активизация мер по оказанию помощи, обеспечению медицинской, социально-психологической, социальной реабилитации и адаптации молодых граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
- совершенствование нормативно-правовых оснований поддержки общественных объединений и иных юридических и физических лиц, осуществляющих помощь и поддержку молодым гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
6. Поддержка общественно значимых инициатив, общественно- политической деятельности молодежи, молодежных и детских общественных объединений:
- активизация мер по поддержке общественных инициатив молодежных и детских общественных объединений, общественно полезной деятельности молодых граждан, их общественных объединений, по
созданию условий для реализации созидательной активности, потенциала молодых граждан во всех сферах общественной жизни;
- дальнейшее совершенствование практики по информационному, научно-методическому, кадровому обеспечению деятельности молодежных и детских общественных объединений;
- стимулирование мер по поддержке на федеральном и региональном уровнях общественных инициатив по привлечению молодежи к консультативной деятельности органов законодательной и исполнительной власти в области государственной молодежной политики, по распространению практики создания и деятельности консультативных органов по проблемам молодежи при указанных органах власти;
- привлечение молодежных объединений к обсуждению проектов нормативно-правовых актов по вопросам осуществления законных прав и интересов молодежи.
7. Управление в сфере государственной молодежной политики в Российской Федерации включает:
- разработку системы мер по совершенствованию нормативно- правовой базы государственной поддержки и защиты прав и интересов молодых граждан России;
- расширение практики социологических исследований и мониторингов по положению молодежи в Российской Федерации, регулярное проведение общероссийских, межрегиональных, региональных научно-практических, учебно-методических конференций, семинаров по проблемам реализации государственной молодежной политики;
- формирование и реализация мер по улучшению кадрового потенциала, по обеспечению системы подготовки специалистов по направлениям и технологиям реализации государственной молодежной политики;
- формирование и развитие федеральной системы информационной помощи молодежи, обеспечение деятельности информационно-аналитических, учебно-технических центров по вопросам государственной молодежной политики.[7]
- Концепция может быть использована для планирования мероприятий по реализации государственной молодежной политики на федеральном уровне, в субъектах Российской Федерации, разработки региональных планов и программ по улучшению положения молодежи.
- Подводя итог важно подчеркнуть, что актуальной задачей современной государственной молодежной политики является конкретное вложение инвестиций в молодежь. Подход к расчетам финансовых средств на цели поддержки молодежи и ее объединений должен быть основан на прогнозировании позитивных последствий от таких социальных вложений, как в обозримой, так и отдаленной перспективе. И это незамедлительно даст огромный эффект в виде повышения активности молодежи в улучшении социально-экономического положения края.
- Реализация государственной молодежной политики должна быть непременно направлена на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека, на развитие и поддержку молодежных и детских общественных объединений, движений и инициатив.
- Государственная молодежная политика в настоящее время отражает стратегическую линию государства на обеспечение социально- экономического, политического и культурного развития России, на формирование у молодых граждан патриотизма и уважения к истории и культуре Отечества, к другим народам, на соблюдение прав и свобод человека и гражданина.
1.2. Социальные проблемы и потребности молодежи
Изучение реальных социальных проблем и потребностей молодежи в социальных услугах выступает ключевым элементом при формировании системы их социального обслуживания. Согласно исследованиям молодежь нуждается, прежде всего, в бирже труда, пунктах правовой защиты и юридического консультирования, работе телефона доверия и далее - в сексологической консультации, центре помощи молодой семье, общежитии - приюте для подростков, оказавшихся в конфликтной ситуации дома. При этом молодые рабочие отдают предпочтение пунктам правовой защиты и юридического консультирования, молодежной бирже труда, центру помощи молодой семье; учащиеся - телефону доверия, сексологической консультации, бирже труда.
Угрожающий характер приобретает рост безработицы среди молодежи. Молодые граждане составляют 38 процента от общего числа безработных, в ряде регионов - почти 50 процентов. Отсев из образовательных учреждений общего среднего и среднего профессионального образования составляет в настоящее время до 2 миллионов человек. Не востребованность наиболее профессионально подготовленной части молодых граждан составляет почти 50 процентов. Государство сегодня не гарантируют обеспечение занятости молодежи, создавая тем самым условия для дестабилизации общества, роста напряженности и криминальных проявлений среди молодежи.
Снижение интеллектуального потенциала страны, ухудшение положения молодежи различных возрастных групп и различной степени профессиональной подготовки, потеря значительной частью молодежи <