Отношение лидерству в кругах США
«Империи зла», американскую научную к созданию теории глобального , вытекающей из Л.Штрауса. основе этой — идея глобальной и глобального лидерства США.
элита США глобальнуюдемократию самоценную субстанцию, необходима всему . А раз субстанция мировая, и защищать должно глобальное . Поэтому, США взять на ответственность за мировой демократии. влиянием интеллектуалов считает значительная американского истэблишмента. понимании американской элиты эта должна сводиться экспорту демократии те страны, ее нет, где она под угрозой.
философии Штрауса проектах американского для изменения начиная с 60- годов выступает историческая со своими социальных и революций.
Еще концепцию для революций предложил . Геллнер. Его «Нации и», вышедшая в 1983 ., стала руководством действию для политических проектов стратегов массовых на годы . Э. Геллнер нацию не общность людей основе общих и культуры, как массовый проект. И этому проекту « национализм порождает , а не ».[6]Концепцию Э. использовали социальные , которые выстроили практических действий отношении Югославии 1991–2008 годах. В процессе активную играли сербские , с которыми западные политологические . Их стратегия к стимулированию в Югославии соответствии с Э. Геллнера.
начале 2000-х США, в со своими соображениями, действовали на Украине, своей борьбе глобальное лидерство. этой геополитической Украина, по американцев, должна создать свою нацию. И самым выйти культуры российской .
Современные PR-, бескровные перевороты странах с США режимами тремя факторами: концепцией, имеющей политической доктрины, и финансами. политическая доктрина, из работ о диалектике господства и лидерства, определяет развития человечества условиях глобализации распространения демократии управлением американской . Эту концепцию теория «мягкой ». Ная. «Мягкая » в трактовке . Ная — это привлекательности определенной , определенных политических и ценностей.
подходах американской-академической элиты вопросу о США в мире преобладает «просвещённого лидерства», , в частности, известнымиэкспертами как . Бжезинский, Г. , Р. Хаас, . Мэтлок. Глубинные лидерских амбиций США коренятся идее избранности американской нации и мессианстве. В умах речах практически американских деятелей самого образования в Северной превалирует идея исключительности США. С открытия Нового Америка воспринималась нечто утопическое, , в которой лучшие условия настрадавшегося человечества. « по-американски», « мечта», в воплощены все человечества - вот , сформировавшие в мнении миф американской исключительности. этих идеях целые поколения государственных деятелей, впоследствии выпестовали мировосприятие, главной которого является , что центральное в системе отношений занимают Соединенные Штаты. Современные высшие политические деятели не являются исключением. одном из бывший госсекретарь .Клинтон говорит том что: « на сложные , в которых Обама и начали нашу , мы укрепили лидерство. Мы продолжать лидировать, на то другие страны к переднему . Мы будем , потому что – это американская ».[7]В разработанной Б. Обамы национальной безопасности 2010 ., в частности, : «Наша стратегия безопасности сфокусирована, образом, на американского лидерства тем, чтобы могли более продвигать наши в 21-м ».[8]Новоизбранный президент .Трамп в первом выступлении конгрессом заявил: «, что мы сегодня, является американского духа. союзники увидят, Америка вновь быть лидером».[9] словам политика, цели ближайших встреч – утверждение в качестве лидера.
Соединенные , руководствуясь собственными о том, должен выглядеть мировой порядок, стали действовать международной арене присущей им в правильности действий. одноцентричность нового дел в , попытки Вашингтона под контроль международные организации, отрицание суверенитета государств, практика несанкционированных ООН за рубежом, также поворот к неограниченному военной силы главной чертой, с нелицеприятной американский внешнеполитический , проводимый практически коренных изменений момента слома миропорядка.
Т..Шаклеина выделяет основные концепции политики США, которых дает понять их.
Первая концепция на жесткой , американском безальтернативном . Использовалась со половины 20 века 1992 г. К числу сторонников идеи гегемонии можно Г. Киссинджера, . Доула, У. , Р. Кейгана, . Кристола, Ч., Дж.Муравчика, .Сичермана, а ученых из научных центров. 1992 году республиканские и консервативные не смогли привлекательную для внешнеполитическую концепцию, привело к поражению на выборах. Даже президента Буша- в мобилизации — членов НАТО проведение операции « в пустыне» 1991 году, когда Штаты действовали мировой лидер, недооценен или американцами.В время среди американцев не желания видеть страну гегемоном, мировым регулированием. общественного мнения, в 1992 году, , что американцы поддерживали идею мирового лидерства связанных с финансовых затрат. мнение, что нужен президент, будет больше уделять внутренним, не международным . Избиратели недвусмысленно , что теперь, холодная война , им не мировой лидер. ходе опроса, Ассошиэйтед Пресс 10-14 1992 года, был вопрос о , «какая из будет решающей ходе президентских 1992 года. Ответы следующим образом: — 39%, образование — 13%, здравоохранение — 13%, с преступностью — 8%, среда — 7%, права — 4%, внешняя — 1%.[10]
В мировой гегемонии , предложенной в предвыборной кампании 1996 , когда Р. был кандидатом пост президента Республиканской партии, тезис об потенциальных врагов. того — произошла «образа врага» лице России условиях, когда очевидно не никакой угрозы США. Программа республиканцев вступлению в век, по и терминологии времена холодной , осталась непривлекательной для большинства элиты, так для общественности. результате Р. проиграл президентские .
Политики и теоретики, стоящие позициях американского , отвергают любые о многополярном . Они считают и даже попытки навязать и мировому идеи о мире, о уменьшить масштаб деятельности США. Гегемонисты считают положение, при проведение нужных военных акций быть затруднено невозможно без других стран. Οʜᴎ того, чтобы формально, на допускалась какая- зависимость от и решения стран и , так как, их мнению, в международных эффективен только наличии твердого руководства сверхдержавы — , и без мир скатится конфликтам и .
В концепции «жесткой» политики лидерства утверждается, американская гегемония образом отличается гегемонии советской, любой другой гегемонии прошлого: гегемония — «щедрая», «».Впоследствии о благотворительном американской гегемонии использован и более мягкого варианта гегемонии из числа консервативно-либерального , работавших на Клинтона.
Второй к лидерству на либерально- направлении (концепция «» гегемонии). В основе все же идеи , оформленные в терминах. Идеи исключительности заменены распространения демократии рыночной экономики образца. Был пафос американской , усилен фактор США с странами, ставился на открытости либеральности политики .
Идеи, высказывавшиеся концепции либерально- варианта глобального , вошли в « Клинтона». В 1993 была создана группа по новой «большой» США на после холодной . В нее помощник по безопасности Э. , сотрудники аппарата Дж. Рознер, . Фюрт, Дж. . Перед ними поставлена задача оригинальной концепции, которой уже идеи и получили бы жизнь. Предполагалось новое толкование лидерству, сделать более реалистичным, притягательным для и не резкой негативной у оппонентов. К 1996 администрация располагала , получившей определение « Клинтона», которая, словам заместителя С. Тэлботта, в себе реализм и идеализм, идеи демократии и . Представленный администрацией вариант внешней США был ее авторами «демократическое лидерство». контроль определялся жизненно необходимый остального мира. частности, отмечалось :
· Утрата Америкой лидерства приведетусилению нестабильности, вероятности возникновения , что негативно как на , прямо в не вовлеченных, и на США;
· Такое событий риведет такому положению, страны, ранее «зонтиком» США, будут искать пути обеспечения безопасности, укрепления военной мощи, может привести усилению гонки на региональном ;
· Без американского возможно усиление к распространению оружия, рост отдельных стран обладанию оружием уничтожения;
· США утратить свое положение в за годы , и им очень трудно невозможновосстановить позиции, когда вновь захотят к активной .
· Мировое лидерство больших затрат США, однако следует преувеличивать ущерб от политики, так отказ от позволит сэкономить 1-1,5% ВВП США, 70-100 млрд. долл. год, — сумму, для американской .[11]
Таким образом продемонстрировали желание готовность бороться укрепление своего на мировые , используя, рычаги, дипломатическое и военные . Они оставляли собой право односторонние действия. такой трактовке глобальное лидерство черты «либеральной ».
Сопоставлении того, указано в национальной безопасности при Дж. младшем и .Обамой, c внешнеполитической деятельностью , говорит о данной концепции их администрациях, однако есть и .
Во-первых, Стратегии 2010 года особая роль « power» для глобального лидерства и либеральное содержание, именно признание центров силы.
-вторых, в документе нет об односторонних силовых действиях, проводятся без доказательств об и соответствующих международных организаций.
-третьих, в Б. Обамы необходимость коллективных государств в международного права повышения в связи роли . В документе , что ни государство не в одиночку на себя урегулирования вооруженных , происходящих в . «С этой мы сделаем акцент на и предотвращение дипломатических действий… если для на угрозу международные силы сохранения мира, будем работать с международными …».[12]
Главная цель Обамы – национальное для восстановления глобального лидерства. В отмечается, что по-прежнему ресурсами, которые предыдущие десятилетия сохранять лидерство, том числе международные организации американским контролем, военное превосходство самая конкурентноспособная.
2015 г. является конкретной и по целям задачам в с предыдущими вариантами. При она перегружена риторикой на "американской исключительности", лозунгами о лидерстве США. документе указано внутри американской элиты существует относительно мирового США. При американское лидерство подкрепляться силой, на экономическое и ВС, не имеют равных во мире. Авторы полагают также, "Соединенные Штаты обеспечивать свое , являясь примером остальных государств".[13] есть "прочность институтов власти, приверженность верховенству являются наглядными для всех правительств. Если твердо отстаиваем ценности у дома, то эффективнее продвигать за рубежом. международных норм стандартов позволяет ожидать аналогичных со стороны государств».[14]Кроме , лидерство США на надежных партнеров. "Мы будем расширять рамки с другими , негосударственными субъектами международными институтами - первую очередь ООН, транснациональными структурами, региональными . Это может значительный импульс совместного вклада в поддержание безопасности и , в соблюдение ответственного поведения международной арене".[15]
документу, США считают, что применение не является эффективным средством вызовам. , приоритетом выступает , а также наложения экономических , которая останется рычагом воздействия субъектов международных , а также криминальных и сетей.
Стратегия заключается в своего лидерства расчетом на перспективу. Точно же как способствовали развитию процессов, в время они влиять на ход и , совершенствуя способы формы воздействия удержания своего .
Таким образом концепция американского лидерства («ограниченной», «», «мягкой гегемонии») наиболее востребованной лидерства, в кругах США.
основетретьей лидерства лежит -реалистическое представление роли США мире. Сторонниками концепции являются гегемонии вообще. строится на сбалансированной оценке в мире возможностей США. отличием от предыдущих подходов признание необходимости от мессианских , не препятствовать других центров в мире проводить политику США в ведущих держав. теории реалистического являются С. , Ч. Лейн, . Мейнс.Они, отрицая превосходства , в то время не за ними на безальтернативное , рассматривают современную как «переходную», процессе которой новой системы отношений будет влияние главного силы, но будет определяться Вашингтона. В академических и более политических сторонников данной явное меньшинство.
дополнение к концепциям, которые Т.А. , нужно добавить концепцию неоизоляционизма, популярность в президентских выборов 2016 . в США.
- узкая трактовка интересов США ограничиваемых защитой своего суверенитета, территориальной и безопасности. современном мире государства, способного угрожать безопасности . Ядерное оружие – гарант политического и территориальной США. Стабильность континента может вызвать серьезного , так как ядерные державы – , Франция, Россия, – будут находиться влиянием взаимосдерживающих . Существующий расклад между США другими ядерными вряд ли этим странам на роль в военной экономической сфере. позволит США контроль над ситуации в , не вмешиваясь конфликты, отказаться интервенционистских операций характера, пересмотреть союзнические отношения. этого подхода , что подобная приведет к последствиям. Отсутствие лидерства может нарастающую нестабильность повысить вероятность . Кроме того, выгода, от американской международной не составит цифры. Неоизоляционизм выражение в свертывания участия военно-политических политико-экономических , сокращения военной другим государствам, всего внешнеполитического США, а военных расходов.
неоизоляционистских взглядов, Э. Басевич, . Бьюкенен и . Немало сторонников позиция тех , которые акцентируют на необходимости самоограничения США проведении внешней , вызванного экономическими , например, М. , Д. Каллео др.
Придерживающийся взглядов А. считает, что следует отказаться претензий на лидерство и масштабы своего в мировых , избавляться от обязанностей в и военной , чтобы избежать для страны во имя . «Если у Штатов и миссия, то , прежде всего главным образом в том, спасти себя… краха однополярности возможным вернуться и восстановить предназначение страны».[16]
сохранения американской П. Бьюкенен резко ограничить военных расходов всего путём обязательств перед странами-членами и Израилем, перераспределить расходы блока. Первейшими США он демонтаж американских за рубежом вдохновляющее воздействие мир силой внутриполитического примера.
отказа от форм гегемонизма . Бьюкенен настаивает неприемлемости для интересов США глобализации транснациональными исключительно с увеличения прибыли. результате вывода предприятий в с дешевой силой сворачиваются отрасли промышленности, количество рабочих и налоговых в казну, государственный долг.его мнению изменить сложившуюся можно с таких радикальных , как проведение протекционистской политики, из МВФ ВТО, ликвидация .
Все четыре модели лидерства демонстрируют, в , актуальные принципы, руководствуются нынешние политики при и реализации стратегии. Однако в связи негативными проявлениями , идеи и протекционизма стали наиболее востребованы предвыборной риторике первых действиях итогу первых 100 , нового президента Д.Трампа:
· выход США из
· перераспределение финансовых в НАТО
· реформирование ведомства
· протекционисткиереформы
· миграционные указы
. Трапм считает лидерства связано необходимостью затрат. его мнению, не покрываются результатами войн, благодарностью союзников. экономическую базу, постепенно становятся удерживать лидерские в мире, свои интересы., не приносящее , США не .
По-нашему, США по- главенствуют, однако , эффективность и этого лидерства все больше . Американцы должны , что престиж страны и к глобальному все больше зависеть от справиться с проблемами. Главным для любой оценки глобальных Америки сейчас государственные меры отношении необходимых преобразований. Трезвая – необходимая отправная для реформ, которых Америка сможет удерживать лидерство.
Модель лидерства Китая
мировой академической разгораются ожесточенные по поводу роли Китая строящейся международной . Ожидать ли ближайшем будущем Китая на лидерство или устроит статус державы? Как вести себя на мировой , сравнявшись с и достигнув сверхдержавы?
Ролт Китая в делах неуклонно и требует . Особого внимания этой точки заслуживает китайская «гармоничного мира».
внешняя политика объектом пристального таких зарубежных , как, например, .Д. Барнетт, .Чан, Г., Г.Гомперт, .Голстейн, С., Дж.Г., А.Джонсон, .Ларди, К., К.Менджес.
аналитиков разных сходятся в - Китай уже может оставаться тени, следуя великого китайского Дэн Сяопина, они уже соответствуют мировым реалиям. За беспрецедентного экономического КНР вышла авансцену мировой и по увеличения своей создала прочный для возвышения, претензией на лидерство. В обществе происходит трансформация идеологических . По словам востоковеда С.. Лузянина, «В сформировался слой настроенного населения, т.ч. среди молодежи, в любой откликнуться на партии и в бой, в жизнь о восстановлении справедливости и Китая на мировой державы, которой считаются за которой следовать».[17]В Ху Цзинтао XVIII съезде ясно прослеживается о том, Китай достиг уровня развития, позволяет ему мощной мировой , а в и сверхдержавой. По-нашему, мнению, практически реализовался экономическая и сверхдержава, которой только закрепить своём устойчивом влиянии.
Китай в защиту многополярного мира, гегемонию той иной державы блока держав и разработал концепцию , согласно которой следовало бы мыслить категориями и альянсов перейти к и дипломатическому .
В интервью газете The Wall Street Journall ( в сентябре 2015 г.) Си Цзиньпин перед визитом в Вашингтон отметил: «Система глобального управления была построена и используется всем миром совместно и не может контролироваться какой-либо отдельной страной. Китай никогда не думал и не будет думать об этом. Китай является участником, строителем и реформатором существующей международной системы»
Стремясь уравновесить США после советского блока, активно развивает со странами БРИКС, ШОС странами Европы. Китай подверг действия НАТО Югославии и выступил против операции США их союзников Ираке в 2003. касается российско- кризиса, то официальных заявлений и освещения событий китайскими , говорит от то что, Китай до пор пытался компромиссную позицию, кризис, но критикуя при действия России . Его позиция отношению к - результат сложных между КНР, и США, также следствие приоритетов, которыми Китай в международной политике. не стоит на более поддержку Китая отношении Украины, международному сообществу стоит ожидать, Китай станет посредником в кризиса. Скорее Китай останется наблюдателем.Официально выразил уважение территориальной целостности, это говорит о близости к позиции , чем к России. Однако редакций официальных СМИ подразумевают России. В колонке «Хуаньцю », например, говориться: « бы ни , приоритет Китая - лишать Россию ».[18] Другое влиятельное , People's Daily, Запад отказаться стереотипов холодной в отношении . Китай не действий России Крыму, но критика украинского и последующих процессов близка позиции России. « несколько дней назадмятеж оппозиции, осуществленный поддержке Запада, неконституционные методы свержения всенародно президента Януковича», - на одной передовых страниц.[19]
касается сирийской , то позиция немного определеннее, в ООН Китай и неоднократно использовали Вето по вопросу и уровне официальных СМИ, которые лакмусовой бумажкой, позицию Пекина. Синьхуа, главная КПК Жэньминь и таблоид Global Times раз публиковали , где выражали поддержку действий в Сирии.
внешней политики – создание сильного, и единого , играющего в роль одной великих держав. реализации проекта « держава» Китай и укрепляет экономическую мощь, его соответствующим военно-стратегического , однако только элементов недостаточно воздвижения на мировой политики, Пекин уделяет внимание и воздействию.
Гуманитарное - то, о говорил Дж. , представляет в век неотъемлемый фрагмент политического лидерства. Китай, осознавая важность гуманитарного , проводит курс массовый экспорт и культурных . На сегодняшний по всему реализация гуманитарной Китая осуществляется в нескольких . Китайское центральное вещает на языках, институты действуют почти 100 странах мира, регулярно проводит мировой значимости, , Олимпиада-2008, «ЭКСПО-2010» и .
Важной особенностью является его экономического развития - « с китайской » и очевидно, китайская экономическая является жизнеспособной, собой альтернативу модели, что росту симпатий привлечению сторонников.
рамках китайской науки и можно выделить концепций, дающих понять подходы международным отношениям. упрощая ситуацию, мы выделим две модели поведения: и коллективистскую. националистической концепции , что Китай решительно отстаивать национальные интересы мире. Также считают, что мере усиления он может более важную в международных , преследуя свои , действуя в порядке, на основе или группами союзников. позицию занимают , полагает, что защиты национальных Китай должен более значимую в рамках системы, опираясь международные организации коллективную политику. На официальном уровне они представляют собой подавляющее большинство.
Некоторые международных событий выдвигать что- похожее на идеологических притязаний универсальную ценность модели. По одного из : «Нынешние сбои механизмов – это западной модели, которой, в очередь, главенствует «». На более уровне это западной культуры. активного участия глобальном управлении достойного выполнения роли крупной страны, Китай взять на инициативу донести понятие «гармонии» остального мира. история знает примеров, когда страны сопровождается новой концепции. «гармонии» служит отражением мирного Китая, и следует распространять с понятиями , взаимной выгоды совместного развития».[20]
того, китайские временами переходят более открытую американского мирового . Вот что другой китайский международных событий: « на то финансовый кризис США существенно свои «однополюсные» , Штаты по- не принимают международную структуру, -прежнему изо сил стараются мировое господство любой ценой статус «первого ». Учитывая продолжающийся рост Китая повышение его как восходящей державы, рано поздно в сил Китай США поменяются , за которые сторонам неизбежно побороться. <…> Международный кризис выявил «американской модели», Штаты принялись «блокировать» и «китайскую модель» глазах мировой общественности. в политическом и ценностях стран могут «» и дальше».[21]
В опубликованной в 2011 годуПресс-канцелярией Госсовета КНР «Белой книге» говорится что Китай, в соответствии с развитием глобализации стремиться к взаимной выгоде, обоюдному выигрышу и общему развитию со всеми странами, совместно с международным сообществом прилагать совместные усилия к созданию гармоничного мира, в котором царит долгосрочный мир и общее процветание, а китай никогда не станет гегемоном и не будет бороться за мировое господство. Одновременно Китай, прилагает неуклонные усилия для внесения собственного вклада в дело мира и развития во всем мире, неизменно представляет собой непоколебимую силу по защите мира и стабильности в регионе и в мире.
В Белой книге 2015 года в ряду наиболее серьезных военно-политических проблем находятся гегемонизм США, и Китай будет совершенствовать свой оборонный потенциал, выступая против какой-либо мировой гегемонии, и поддерживая развитие многополярного современного мира.
образом, подходы пониманию лидерства политических кругах и КНР и представляют разное видение , которые дает почетным статусом . В США более жесткая , предполагающая навязывание субъективных американских и стандартов миру, подчинение путем гуманитарных и инициированием конфликтов. В от гегемонистской США, в лидерство проявляется лояльно. Заслугой является мягкое, распространение влияния. активно практикуется «мягкой» силе, в мир таинственной китайской . Однако такая не ликвидирует мирового сообщества поводу будущего Пекина. Ведь динамику перемен Китае, можно , что помимо , социальных нововведений, постепенно меняют внешнеполитическую стратегию, все больше тени. По российского синолога.В. Виноградова, «С точки зрения развития главная Китая - восстановить справедливость, вернуть место регионального и мировой ... В соответствии этим Китай стать мировой по статусу региональной по ».[22]
По-моему , былое экономическое Китая позволяет что современный Азии – это сути возвращение , но достаточно могущества.Китай играть ключевую в мире его глобальное , с концепцией «», предопределенно.
Модель « двойки»
Администрация . Обамы была на беспрецедентное с Китаем. план заключался том, чтобы условиях кризиса глобальное лидерство с Китаем. до инаугурации Г.Киссинджер Зб. Бжезинский, концепцию «большой » (G2), предлагая разделить вместе США бремя миром. Концепция предполагала,что не будут с Китаем ХХI веке статус глобального , а разделят статус с , сделав его союзником. Показательны решения, которые сделаны в в расчете новую политику. Департамент Азии Национальном совете возглавил известный Д. Балдер, первым заместителем стал главный китайской политики Д. Стайнберг. хотел привлечь к решению проблем на евразийском пространстве – Ближнего Востока Северной Кореи. предполагалось, что легко пойдет сотрудничество, стоит обратиться к с соответствующим . Несмотря на реакцию Китая, о формировании «» усиливались в мирового кризиса, стало очевидно, Вашингтон не состоянии удерживать глобального лидера. Китая к идее побудила ковторой еще раз ее, на раз устами Обамы во его визита Китай в 2009 года. Обама Пекину разделить США бремя в мире. этом он заявил: «Представление том, что суждено быть , не является -то предопределенным»[23], , что США намерены сдерживать китайскую мощь.
Китайские предложение Обамы отклонили. Это публично премьер Вэнь Цзябао, : «Мы не с предложением G2 из и КНР. – это развивающаяся с огромным , и нам предстоит пройти путь модернизации. будет проводить политику и станет вступать альянс с -либо странами».[24]
того как похоронен проект « двойки», – объявила .Клинтон, – в -китайских отношениях начался период .Нереализуемость доктрины « двойки» закономерна. не мог отвергнуть это , как ранее мог не предложение стать « акционером» в делах, сделанное администрацией Буша. считаем, что причина несостоятельности «большой двойки» в приведенных словах Вэнь . Китай – это огромная страна огромным населением, предстоит пройти путь модернизации. Китая множестов тяжелых внутренних : низкие доходы душу населения, расслоение, безработица, , несбалансированность экономики, сырьевых ресурсов, противоречия, нерешенный воссоединения с , экология т.. Китаю предстоит все усилия то, чтобы Китай на развития, предотвратить внутренних конфликтов. причина заключается том, что очевидно предлагали , лишь вторую и Китай ни в мере не и никогда устроит. У слишком много задач, целей устремлений, и они слишком . Говоря обобщенно, великодержавие не ужиться с гегемонией, как не могло с великодержавием . Если когда- ходом истории суждено будет место мирового вместо США, Китай займет место без американского приглашения. желает и действовать полностью на глобальном .
Китайское руководство из твердого о том, обеспечение необходимого Китая развития, без взаимодействия США. Как один из политологов, экономическое с самой державой мира – и мирное с Западом неотъемлемым внешним прогресса в модернизации Китая.
такой: полного между США Китаем быть может, слишком противоречий между накопилось в частях земного . Но формула в отношениях ними может на определенных и в определенного периода , в том работать не интересах прежде России.