Источники международного гуманитарного права

Источники международного гуманитарного права весьма многочисленны и характеризуются предметным разнообразием.

Наиболее общий характер имеют два универсальных догово­ра, именуемые пактами, — Международный пакт об экономи­ческих, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах. Их предшественни­цей была Всеобщая декларация прав человека, день принятия которой — 10 декабря 1948 г. — отмечается в странах мира как День прав человека. Эта Декларация и сегодня сохраняет свое значение как первый комплексный документ в данной области сотрудничества, как своего рода первоисточник, положивший начало процессу формирования международного гуманитарно­го права в его современном смысле. Но Декларация не содер­жала обязывающих норм, имела рекомендательное значение,

§ 2. Источники международного гуманитарного права

провозглашалась «в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства».

Международные пакты о правах человека — это обязатель­ные для участвующих государств нормативные акты. Они были приняты Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г. и от­крыты для подписания. От имени СССР они были подписаны 18 марта 1968 г., ратифицированы 18 сентября 1973 г. Пакт об экономических, социальных и культурных правах вступил в си­лу 3 января 1976 г. Пакт о гражданских и политических пра­вах — 23 марта 1976 г.

Ко второму из названных пактов были приняты два факуль­тативных протокола, имеющих самостоятельное нормативное значение. К первому факультативному протоколу, принятому одновременно с пактами и регламентирующему личные обра­щения в Комитет по правам человека, СССР присоединился значительно позднее (заявление от 5 июля 1991 г.), для Россий­ской Федерации он вступил в силу 1 января 1992 г. Второй фа­культативный протокол, имеющий целью отмену смертной каз­ни, был принят 15 декабря 1989 г. (Российская Федерация, как и многие другие государства, в нем пока не участвует).

Источниками международного гуманитарного права являют­ся: Конвенция о политических правах женщин 1952 г., Конвен­ция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г., Конвенция о правах ребенка 1989 г., а также, поскольку речь идет о регламентации статуса определенных групп людей, Конвенция о статусе беженцев 1951 г. (Россий­ская Федерация присоединилась в 1992 г.), Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 г., Конвенция о коренных и ведущих племенной образ жизни народах в независимых странах 1989 г.

Самостоятельную группу составляют акты, ориентирован­ные на предотвращение, пресечение или упразднение таких действий, которые посягают на права, интересы или на само существование больших человеческих коллективов либо от­дельных людей. Имеются в виду Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г., Кон­венция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г., Международная конвенция о пресечении пре­ступления апартеида и наказании за него 1973 г., две конвен­ции об упразднении рабства и институтов и обычаев, сходных с рабством, 1926/1953 и 1956 гг., Конвенция против пыток и дру-

Глава 15. Международное гуманитарное право

гих жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство ви­дов обращения и наказания 1984 г.

Специфическую разновидность актов составляют конвенции МОТ, регламентирующие не только представляющие общий интерес и заслуживающие единообразного решения вопросы трудовых отношений, но и важные социальные аспекты жизне­деятельности индивида и коллектива. Среди почти двухсот ак­тов МОТ можно выделить конвенции о запрете принудительно­го труда (относительно принудительного или обязательного труда 1930 г., об упразднении принудительного труда 1957 г.), о минимальном возрасте для приема на работу 1973 г., об охра­не заработной платы 1949 г., о запрещении и немедленных ме­рах по искоренению наихудших форм детского труда — 1999 г. (последняя ратифицирована от имени Российской Федерации 8 февраля 2003 г.).

. Далее назовем региональные акты, регламентирующие весь комплекс основных прав и свобод применительно к определен­ной группе государств, к их гражданам и иным находящимся под их юрисдикцией индивидам. Это Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. (с дополняющими ее про­токолами №1,4, 6, 7, 12), действующая в рамках Совета Евро­пы, Американская конвенция прав человека 1969 г., Африкан­ская хартия прав человека и народов 1981 г., Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека 1995 г., Хартия Европей­ского союза об основных правах 2000 г.

Российская Федерация подписала Конвенцию СНГ 26 мая 1995 г. и ратифицировала ее 4 ноября 1995 г. Вступив в Совет Европы, Российская Федерация подписала и ратифицировала Конвенцию о защите прав человека и основных свобод и до­полняющие ее протоколы (протоколы № 6 и 12 подписаны ею, но пока не ратифицированы). Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 5 мая 1998 г., с 1 ноября 1998 г. она действует в редакции Протокола №11.

В числе действующих в рамках Совета Европы актов гумани­тарного характера можно назвать следующие: Европейская со­циальная хартия (1961 г.) и пересмотренная Европейская соци­альная хартия (открыта для подписания в мае 1996 г.), Европей­ская конвенция о предупреждении пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (1987 г.), Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств (1995 г.), Европейская конвенция о гражданстве (1997 г.).

§ 2. Источники международного гуманитарного права

Вступила в силу принятая 11 апреля 1997 г. от имени двух организаций — ЮНЕСКО и Совета Европы — Конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образова­нию в Европейском регионе.

В особую предметную группу следует выделить акты, ориен­тированные на обеспечение и охрану прав индивидов и групп людей в условиях вооруженных конфликтов, т. е. те акты, кото­рые традиционно рассматривались как компоненты междуна­родного гуманитарного права. Основными в этой группе явля­ются Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г. (че­тыре конвенции, в том числе Конвенция о защите гражданского населения во время войны), Дополнительные протоколы к этим Конвенциям, принятые в 1977 г. (Протокол I, касающийся за­щиты жертв международных вооруженных конфликтов, и Про­токол II, касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера). Имеются в данной сфере и ре­гиональные акты; в их числе Соглашение о первоочередных ме­рах по защите жертв вооруженных конфликтов, подписанное государствами СНГ 24 сентября 1993 г.

В международном гуманитарном праве ощутимы взаимосвя­зи его актов и норм с внутригосударственным законодательст­вом и его нормами. Эти связи многообразны и проявляются как в воздействии на содержание законов государства о правах и свободах, так и в совместном применении тех и других актов и норм при регламентации, обеспечении и защите прав и сво­бод.

Вполне закономерно в Конституции РФ сказано, что «в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией» (ч. 1 ст. 17). Очевиден пробел в этой формулировке, не адекватной тексту ч. 4 ст. 15 Конститу­ции РФ, поскольку здесь ссылка на общепризнанные принци­пы и нормы международного права не сопровождается ссыл­кой на международные договоры РФ, а ведь именно в между­народных договорах — как в универсальных, так и в локальных (региональных) — воплощены наиболее значимые права и сво­боды.

По многим вопросам гуманитарного права международные договоры (конвенции) контактируют и прямо взаимодействуют с федеральным законодательством РФ, прежде всего с такими

Глава 15. Международное гуманитарное право

актами, как Конституция РФ, гл. 2 которой называется «Права и свободы человека и гражданина», законы «О гражданстве Российской Федерации», «О праве граждан Российской Феде­рации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», «Об образова­нии», «Об охране здоровья населения», «О беженцах», «О пра­вовом положении иностранных граждан в Российской Федера­ции», новые ГК РФ, ТрК РФ.

Признанные государствами — членами Совета Европы еди­ные пенитенциарные стандарты, т. е. правила обращения с за­ключенными, механизмы исполнения наказания, постепенно воспринимаются российским законодательством (имеются в виду прежде всего Уголовно-исполнительный кодекс РФ1 от 8 января 1997 г. и новый УПК РФ). В соответствии с Указом Президента РФ от 15 октября 1997 г. осуществлено поэтапное реформирование уголовно-исполнительной системы МВД Рос­сии посредством передачи ее в ведение Минюста России. Со­вершенствование системы исполнения уголовных наказаний обусловлено рекомендациями Комитета Министров Совета Ев­ропы.

Наши рекомендации