Источники международного гуманитарного права
Источники международного гуманитарного права весьма многочисленны и характеризуются предметным разнообразием.
Наиболее общий характер имеют два универсальных договора, именуемые пактами, — Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах. Их предшественницей была Всеобщая декларация прав человека, день принятия которой — 10 декабря 1948 г. — отмечается в странах мира как День прав человека. Эта Декларация и сегодня сохраняет свое значение как первый комплексный документ в данной области сотрудничества, как своего рода первоисточник, положивший начало процессу формирования международного гуманитарного права в его современном смысле. Но Декларация не содержала обязывающих норм, имела рекомендательное значение,
§ 2. Источники международного гуманитарного права
провозглашалась «в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства».
Международные пакты о правах человека — это обязательные для участвующих государств нормативные акты. Они были приняты Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г. и открыты для подписания. От имени СССР они были подписаны 18 марта 1968 г., ратифицированы 18 сентября 1973 г. Пакт об экономических, социальных и культурных правах вступил в силу 3 января 1976 г. Пакт о гражданских и политических правах — 23 марта 1976 г.
Ко второму из названных пактов были приняты два факультативных протокола, имеющих самостоятельное нормативное значение. К первому факультативному протоколу, принятому одновременно с пактами и регламентирующему личные обращения в Комитет по правам человека, СССР присоединился значительно позднее (заявление от 5 июля 1991 г.), для Российской Федерации он вступил в силу 1 января 1992 г. Второй факультативный протокол, имеющий целью отмену смертной казни, был принят 15 декабря 1989 г. (Российская Федерация, как и многие другие государства, в нем пока не участвует).
Источниками международного гуманитарного права являются: Конвенция о политических правах женщин 1952 г., Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г., Конвенция о правах ребенка 1989 г., а также, поскольку речь идет о регламентации статуса определенных групп людей, Конвенция о статусе беженцев 1951 г. (Российская Федерация присоединилась в 1992 г.), Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 г., Конвенция о коренных и ведущих племенной образ жизни народах в независимых странах 1989 г.
Самостоятельную группу составляют акты, ориентированные на предотвращение, пресечение или упразднение таких действий, которые посягают на права, интересы или на само существование больших человеческих коллективов либо отдельных людей. Имеются в виду Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г., Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г., Международная конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 г., две конвенции об упразднении рабства и институтов и обычаев, сходных с рабством, 1926/1953 и 1956 гг., Конвенция против пыток и дру-
Глава 15. Международное гуманитарное право
гих жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г.
Специфическую разновидность актов составляют конвенции МОТ, регламентирующие не только представляющие общий интерес и заслуживающие единообразного решения вопросы трудовых отношений, но и важные социальные аспекты жизнедеятельности индивида и коллектива. Среди почти двухсот актов МОТ можно выделить конвенции о запрете принудительного труда (относительно принудительного или обязательного труда 1930 г., об упразднении принудительного труда 1957 г.), о минимальном возрасте для приема на работу 1973 г., об охране заработной платы 1949 г., о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда — 1999 г. (последняя ратифицирована от имени Российской Федерации 8 февраля 2003 г.).
. Далее назовем региональные акты, регламентирующие весь комплекс основных прав и свобод применительно к определенной группе государств, к их гражданам и иным находящимся под их юрисдикцией индивидам. Это Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. (с дополняющими ее протоколами №1,4, 6, 7, 12), действующая в рамках Совета Европы, Американская конвенция прав человека 1969 г., Африканская хартия прав человека и народов 1981 г., Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека 1995 г., Хартия Европейского союза об основных правах 2000 г.
Российская Федерация подписала Конвенцию СНГ 26 мая 1995 г. и ратифицировала ее 4 ноября 1995 г. Вступив в Совет Европы, Российская Федерация подписала и ратифицировала Конвенцию о защите прав человека и основных свобод и дополняющие ее протоколы (протоколы № 6 и 12 подписаны ею, но пока не ратифицированы). Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 5 мая 1998 г., с 1 ноября 1998 г. она действует в редакции Протокола №11.
В числе действующих в рамках Совета Европы актов гуманитарного характера можно назвать следующие: Европейская социальная хартия (1961 г.) и пересмотренная Европейская социальная хартия (открыта для подписания в мае 1996 г.), Европейская конвенция о предупреждении пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (1987 г.), Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств (1995 г.), Европейская конвенция о гражданстве (1997 г.).
§ 2. Источники международного гуманитарного права
Вступила в силу принятая 11 апреля 1997 г. от имени двух организаций — ЮНЕСКО и Совета Европы — Конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе.
В особую предметную группу следует выделить акты, ориентированные на обеспечение и охрану прав индивидов и групп людей в условиях вооруженных конфликтов, т. е. те акты, которые традиционно рассматривались как компоненты международного гуманитарного права. Основными в этой группе являются Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г. (четыре конвенции, в том числе Конвенция о защите гражданского населения во время войны), Дополнительные протоколы к этим Конвенциям, принятые в 1977 г. (Протокол I, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов, и Протокол II, касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера). Имеются в данной сфере и региональные акты; в их числе Соглашение о первоочередных мерах по защите жертв вооруженных конфликтов, подписанное государствами СНГ 24 сентября 1993 г.
В международном гуманитарном праве ощутимы взаимосвязи его актов и норм с внутригосударственным законодательством и его нормами. Эти связи многообразны и проявляются как в воздействии на содержание законов государства о правах и свободах, так и в совместном применении тех и других актов и норм при регламентации, обеспечении и защите прав и свобод.
Вполне закономерно в Конституции РФ сказано, что «в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией» (ч. 1 ст. 17). Очевиден пробел в этой формулировке, не адекватной тексту ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, поскольку здесь ссылка на общепризнанные принципы и нормы международного права не сопровождается ссылкой на международные договоры РФ, а ведь именно в международных договорах — как в универсальных, так и в локальных (региональных) — воплощены наиболее значимые права и свободы.
По многим вопросам гуманитарного права международные договоры (конвенции) контактируют и прямо взаимодействуют с федеральным законодательством РФ, прежде всего с такими
Глава 15. Международное гуманитарное право
актами, как Конституция РФ, гл. 2 которой называется «Права и свободы человека и гражданина», законы «О гражданстве Российской Федерации», «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», «Об образовании», «Об охране здоровья населения», «О беженцах», «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», новые ГК РФ, ТрК РФ.
Признанные государствами — членами Совета Европы единые пенитенциарные стандарты, т. е. правила обращения с заключенными, механизмы исполнения наказания, постепенно воспринимаются российским законодательством (имеются в виду прежде всего Уголовно-исполнительный кодекс РФ1 от 8 января 1997 г. и новый УПК РФ). В соответствии с Указом Президента РФ от 15 октября 1997 г. осуществлено поэтапное реформирование уголовно-исполнительной системы МВД России посредством передачи ее в ведение Минюста России. Совершенствование системы исполнения уголовных наказаний обусловлено рекомендациями Комитета Министров Совета Европы.