Основные направления поддержки органами власти института опеки
В 2008 году произошло серьезное изменение правового статуса органов опеки и попечительства, внесены соответствующие изменения в действующее законодательство Российской Федерации [3].
Известно, что Федеральным законом от 29.12.2006 № 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничений полномочий» изменен пункт 1 статьи 34 Гражданского кодекса Российской Федерации. Согласно прежней редакции указанной статьи органами опеки и попечительства являлись органы местного самоуправления, а с 1 января 2008 года эти полномочия переданы органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Правовое положение органов, осуществляющих опеку и попечительство, изменилось с началом очередного этапа реформ, направленных на возрождение местного самоуправления в России - обязанность по осуществлению опеки и попечительства была возложена на органы муниципальной власти, не входящие в систему органов власти государственной, что нашло отражение в статье 34 ГК РФ [1].
Одним из важных этапов совершенствования законодательства в сфере опеки является принятие Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», который направлен на четкое регулирование отношений, возникающих в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки [7]. Он объединил в себе нормы, ранее содержащиеся в различных источниках права, в том числе отрывочно в Гражданском, Семейном и Жилищном кодексах РФ.
Над указанным законом Государственная Дума работала на протяжении трех лет: проект внесли в июне 2005 года, принят он был в апреле 2008 года, под эгидой Года семьи.
В Законе «Об опеке и попечительстве» сформулированы принципы государственного регулирования в области опеки, определены права и обязанности органов опеки и попечительства, правовой статус опекунов и попечителей, упорядочены процедуры установления и прекращения опеки и попечительства.Таким образом, с 2008 года произошли радикальные перемены в сфере опеки и попечительства. Государство признало необходимость четкого урегулирования деятельности органов власти в данной сфере и осуществление строгого контроля за соблюдением прав и интересов лиц, которые в силу состояния здоровья не в состоянии не только защитить себя, но и самостоятельно организовать свою жизнедеятельность. Произошло придание полномочиям по опеке и попечительству государственного статуса, что обязывает выстроить в регионах государственную систему органов опеки и попечительства.
У органов социальной защиты населения появилось принципиально новое направление деятельности, под руководством и контролем Главного управления фактически «с нуля» организуется и осуществляется деятельность по следующим вопросам:
- обеспечение своевременного выявления и учет лиц, нуждающихся в установлении опеки (попечительства);
- защита прав и законных интересов подопечных, обеспечение достойного уровня их жизни;
- обеспечение исполнения опекунами (попечителями) возложенных на них обязанностей.
Работа в сфере опеки и попечительства над совершеннолетними гражданами строится по двум направлениям: в отношении лиц, проживающих в семьяхили одиноко и в отношении лиц, помещенных в специализированные учреждения системы здравоохранения или социальной защиты населения.
Опека и попечительство
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительств» (далее – Федеральный закон № 48-ФЗ) органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Органы опеки и попечительства осуществляют свои права и исполняют свои обязанности в соответствии с нормативными правовыми актами [7].
Органы местного самоуправления муниципальных образований (в том числе органы местного самоуправления поселений), на территориях которых отсутствуют органы по опеке и попечительству, образованные в соответствии с настоящим Федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации могут наделяться полномочиями по опеке и попечительству. Органы местного самоуправления наделяются указанными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
Деятельность органов опеки и попечительства по оказанию подопечным и (или) опекунам или попечителям помощи в получении образования, медицинской помощи, социальных услуг, а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах, осуществляется во взаимодействии с другими органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и общественными организациями.
Полномочия органов опеки и попечительства по выявлению лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах, могут осуществлять образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Контроль за деятельностью органов опеки и попечительства и разработку методических материалов по вопросам деятельности по опеке и попечительству осуществляет уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
Задачи органов опеки и попечительства
- защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством;
- надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;
- контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Полномочия органов опеки и попечительства
- выявление и учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства;
- обращение в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности, а также о признании подопечного дееспособным, если отпали основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным или был ограничен в дееспособности;
- установление опеки или попечительства;
- осуществление надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;
- освобождение и отстранение в соответствии с настоящим Федеральным законом опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей;
- выдача в соответствии с настоящим Федеральным законом разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных;
- заключение договоров доверительного управления имуществом подопечных в соответствии со статьей 38 Гражданского кодекса Российской Федерации;
- представление законных интересов несовершеннолетних граждан и недееспособных граждан, находящихся под опекой или попечительством, в отношениях с любыми лицами (в том числе в судах), если действия опекунов или попечителей по представлению законных интересов подопечных противоречат законодательству Российской Федерации и (или) законодательству субъектов Российской Федерации или интересам подопечных либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных;
- выдача разрешения на раздельное проживание попечителей и их несовершеннолетних подопечных в соответствии со статьей 36 Гражданского кодекса Российской Федерации;
- подбор, учет и подготовка в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах;
- оказание содействия опекунам и попечителям, проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей, определяемых в соответствии с частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона.
По вопросам, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки или попечительства, органы опеки и попечительства издают акты. Указанные акты могут быть оспорены заинтересованными лицами в судебном порядке.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона № 48-ФЗ полномочия органа опеки и попечительства в отношении подопечного возлагаются на орган опеки и попечительства, который установил опеку или попечительство в соответствии со статьей 35 Гражданского кодекса Российской Федерации[1].
При перемене места жительства подопечного орган опеки и попечительства, установивший опеку или попечительство, обязан направить дело подопечного в орган опеки и попечительства по его новому месту жительства в течение трех дней со дня получения от опекуна или попечителя извещения о перемене места жительства подопечного.