Геополитическая нестабильность Африки
Пестрый Африканский континент лишь условно может быть назван единым геополитическим ареалом. Большинство геополитиков не признают существования единой африканской цивилизации, за исключением С. Хантингтона, но и сам он все время оговаривается и перед категорией «африканская цивилизация» в скобках добавляет: возможная1.
Дело в том, что север и восток Африканского континента относятся к исламскому миру, Эфиопия исторически сама по себе составляла особую цивилизацию, а в Южную Африку переселенцы из Европы (преимущественно из Голландии, Франции, Англии) принесли европейскую культуру, распространив христианство. Таким образом, здесь постепенно формируется два крупных геополитических ареала: субсахарская Африка (ниже Сахары) с возможным центром в ЮАР и северо-восточная Африка, тяготеющая к мусульманскому миру. Этот цивилизационный и геополитический раскол привел к тому то, что исламские группировки фундаменталистской ориентации в 1990-е гг. откровенно встали на путь экстремизма, объявив «священную войну» против светских государств региона — Алжира, Египта, Судана.
1 См.: Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., 2003. С. 59.
Однако конфликтогенность африканской геополитики отнюдь не исчерпывается обозначенным расколом: гораздо опаснее сложные межэтнические отношения на континенте. В Африке проживает около 50 наций и народностей, около 3 тыс. племен. При этом государственные границы до сих пор весьма условны и часто не имеют ничего общего с историческими ареалами проживания населения. Непрерывные межэтнические войны и столкновения усиливают миграционные потоки. Весьма приблизительные данные ООН свидетельствуют о том, что общая численность беженцев на континенте в конце XX в. (в связи с войнами в Судане, Руанде и Буруни) составляла 7 млн человек. Региональные потоки рабочих-мигрантов направляются в основном в Нигерию, ЮАР, Габон и Берег Слоновой Кости1.
В политическом плане в современной Африке развиваются преимущественно авторитарные режимы, они господствуют в 38 из 45 государств Тропической Африки. Причины выбора авторитарного пути развития в основном состоят в племенной культуре (диктаторы — это, как правило, вожди племен), низком уровне экономической жизни, отсутствии элементов гражданского общества, в сильных межэтнических противоречиях, обуздание которых требует «сильной руки».
Геополитики справедливо считают Африку самым конфликтогенным регионом планеты. Во второй половине XX в. там произошло около 100 военных переворотов, более 50 войн, жертвами которых стали около 4 млн человек. При этом 18 войн можно отнести к числу гражданских, И попадают под определение геноцида и массового политического террора. Одиннадцать конфликтов считаются непогашенными и время от времени вспыхивают вновь. По данным Детского фонда ООН, на континенте самая высокая детская смертность в • мире, и если учесть ее, то цифру 4 млн (погибших на полях сражений) необходимо удвоить2.
ООН не может справиться с проблемой предотвращения и урегулирования военных конфликтов в Африке: их число не сокращается, а растет, и военнослужащие ООН все чаще оказываются вовлеченными в боевые действия и попадают в заложники к вооруженным группировкам. Большая проблема состоит в том, что в Африке нет стержневых государств, имеющих серьезные региональные амбиции и обладающих необходимым влиянием, чтобы оказать давление на участников конфликтов.
См.: Российские стратегические исследования. М., 2002, С. 118.
Посреднические усилия иногда предпринимают новые региональные организации, такие, как Комитет восточноафриканских стран в составе Кении, Уганды, Эфиопии, Эритреи.
В столице Танзании Дарэс-Саламе создан Африканский центр по урегулированию конфликтов. Но конфессиональные и этнические стереотипы и убеждения, социально-этническая и религиозная психология служат неиссякаемыми источниками нестабильности на континенте. Борьба за ресурсы, власть или территорию неминуемо сопровождается кровавыми столкновениями, при этом традиционное сознание диктует бескомпромиссные, предельно жестокие формы борьбы, поэтому достижение компромиссов и налаживание сотрудничества в этих условиях становятся крайне проблематичными.
Известно, что демократические принципы сосуществования различных конфессий и этнических групп законодательно закреплены во многих конституциях африканских государств, на практике они игнорируются. В рамках религиозного и племенного сознания религиозная или этническая элита может обладать «особыми преимуществами», иметь «исторические заслуги», что позволяет ей укреплять групповую сплоченность, разжигать фанатизм, находит оправдание любым действиям, включая самые жестокие, по отношению к другим группам общества.
Например, история Республики Нигерии, богатой нефтью и полезными ископаемыми, изобилует военными переворотами, во главе ' которых обычно стояли представители мусульманского севера. После смерти последнего военного диктатора в ходе демократических выборов к власти в стране в 1999 г. пришел гражданский президент О. Обасанджо, принадлежащий к христианской народности.
Однако накал внутриполитической борьбы в Нигерии между мусульманами и христианскими народностями постоянно грозит перерасти в междоусобную войну: религиозные и межэтнические столкновения за последние годы унесли жизни более чем 2 тыс. человек. Бедность, безработица, коррупция и другие социально-экономические проблемы подогревают враждебность и нетерпимость людей. Мусульманское население преобладает в северных штатах, где уже официально введен шариат (хотя по конституции Нигерия — светское государство), что делает положение христианских народностей весьма сложным.
Мусульманские вооруженные группы нападают на представителей других этнических и религиозных групп, вытесняя христиан в неудобные для жизни районы юга.
В дельте реки Нигер, богатой нефтью, регулярно происходят вооруженные столкновения между представителями разных этносов, что связано с распределением правительственных субсидий и нефтяных доходов. Только вмешательство армии, переброска войск из Центральной Нигерии и Лагоса остановили эскалацию насилия.
Еще более драматична ситуация в Республике Либерия, богатой железной рудой, каучуком и алмазами. Здесь на протяжении последних лет идет кровопролитная гражданская война. Президент республики Ч. Тейлор в конце 1990-х гг. взял курс на укрепление режима личной власти, постепенно устранив из правительства всех деятелей других политических движений Либерии, после чего в стране начались восстания и столкновения с правительственными войсками. Повстанцы периодически осаждают столицу — город Монровию, требуя отставки президента страны.
Экономика страны находится в бедственном положении, что усиливают международные санкции ООН, которые включают эмбарго на вывоз всех необработанных алмазов из Либерии, запрет на поставки туда любых видов вооружений, а также ограничения на зарубежные поездки либерийских высших должностных лиц.
Гражданские войны и конфликты, помимо Нигерии и Либерии, продолжаются в ряде африканских государств, особенно кровопролитные — в Анголе, Конго (Заире), Сомали, Мозамбике, Руанде, Сьерра-Леоне. Эксперты считают, что в настоящее время в Африке представлена практически вся палитра угроз, с которыми сталкивается человечество на рубеже XX—XXI вв.: межгосударственные и гражданские войны, межэтнические столкновения, голод, производство и вывоз наркотиков, эпидемии смертоносных болезней, включая СПИД (самый высокий уровень в мире), острые социально-демографические проблемы, неуправляемые потоки беженцев.
Такое необычайное переплетение всех наиболее острых проблем современности во многом связано с тем, что после окончания «холодной войны» здесь образовался «вакуум силы», поскольку не только постсоветская Россия, но и США не стали расходовать средства на стабилизацию ситуации на континенте. В результате в течение 1990-х гг. ВВП на душу населения в странах Африки снизился на 25%, а в странах Тропической Африки — на 30%. При этом внутренние капиталовложения уменьшились на 75%, экспорт — на 30%, импорт — на 60%'.
1 International Politics and Society. Bonn, 1998. № 1. Р. 40.
В результате сегодня около 50% населения Тропической Африки живет менее чем на 40 центов в день, что значительно ниже международного стандарта черты бедности в 1 доллар. Из 20 самых бедных стран мира 18 находятся сегодня в Африке и с каждым годом становятся все беднее. На грани национальной катастрофы находятся Эфиопия, Ангола, Заир, Мозамбик, Либерия, Судан, Сомали. В конце XX в. ВВП всех африканских стран южнее Сахары, где проживает 600 млн человек, был равен по объему ВВП одной только Бельгии с населением 10 млн человек.
Многие аналитики видят причину углубления экономического кризиса в Африке в изъянах монетаристской модели развития, навязанной международными финансовыми институтами. В соответствии с этими рекомендациями считается, что достижение стабилизации возможно только путем последовательной либерализации экономики, сокращения госсектора и развития свободных рыночных отношений. В основе монетаристской концепции государственного регулирования лежит утверждение о том, что главное преимущество рыночной экономики — конкуренция, поэтому государство должно вмешиваться в рыночные отношения только в том случае, если можно констатировать антиконкурентную деятельность экономических акторов на рынке.
Однако критики монетаризма справедливо упрекают неолиберализм в недостаточном внимании к социальным проблемам, что приводит к росту напряженности в обществе и способно спровоцировать социальные взрывы. Известный американский социолог И. Валлерстайн высказался по поводу результатов таких монетаристских экспериментов, разоривших целые страны и континенты, весьма резко и определенно: «...мошенники, более известные под именем «чикагских мальчиков»... стали предлагать всем в качестве лучшего средства магию рынка. Но рынок способен улучшить экономическое положение беднейших 75% мирового населения не больше, чем витамины могут излечить Лейкемию. Мы имеем дело с надувательством, и мошенников скоро выгонят со двора, но только тогда, когда нанесенный ими ущерб станет явным»!.
Сегодня африканские страны уже в полной мере почувствовали разрушительную силу монетаристских экспериментов. Неудивительно поэтому, что многие африканские политические деятели и ученые обвиняют западные страны во главе с США в крахе экономики африканских государств. Например, заирский профессор Ж. Нталажа подчеркивает: «Западные страны действуют исключительно в интересах правящей марионеточной клики, которая больше заботится о личном обогащении, чем об интересах народа».
1 Валлерстайн И.Конец знакомого мира. Социология XXI века. М., 2004. С. 41.
Все это позволило американскому геополитику С. Хантингтону констатировать, что в Африке начался долговременный процесс девестернизации: значимость и влияние западных стран падают, на первый план вновь выдвигается туземная культура. Сегодня даже ЮАР проводит политику подчинения англо-африканских элементов в своей культуре африканским: «В то время как Латинская Америка все больше становится похожей на Запад, Африка становится на него похожей все меньше»1.
Российские эксперты подсчитали, что для обеспечения стабилизации Африканского континента необходимы инвестиции в размере 100 млрд долларов в год2. Но сегодня такие деньги предоставить африканским странам не готова ни одна международная организация. Это, по существу, означает, что геополитическая нестабильность Африки будет усиливаться. Африка становится центром демодернизации и неоархаизации современного мира. «Потерянное поколение» стагнирующего Юга грозит в недалеком будущем обернуться для благополучной цивилизации Севера отрядами «новых варваров».
Некоторые геополитики видят в этом новом противостоянии Севера и Юга. не что иное, как «вертикальное», диахронное столкновение цивилизаций. Иначе говоря, они считают, что современный мир столкнется не с теми культурами, которые существуют на планете в проявленном виде и хорошо известны, а с «некой тенью, призраком цивилизации, нависающей из будущего»3. Такой геополитический ' прогноз весьма тревожен: труднее всего бороться с теми угрозами, которые четко не идентифицируются.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1.Почему африканский мир рассматривается на Западе как варварская цивилизация, полная архаики?
2.Какие африканские страны охвачены гражданскими войнами и почему?
3.Каковы основные геополитические центры современной Африки?
4.Какие основные геополитические противоречия между США и африканскими странами появились в последние годы?
5.Какие геополитические сценарии наиболее вероятны на Африканском континенте в XXI в.?
1Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. С. 388.
2См.: Российские стратегические исследования. М., 2002. С. 134.
3 Неклесса А. Внешняя политика нового мира // Pro et Contra. Внешняя политика
нового века. Осень 2002. Т. 7. № 4. С. 11.