Государственная власть в период дворцовых переворотов середины 18 века.
28 января 1725 г. скончался Петр I. В 1722 г. в связи с делом царевича Алексея и ранней смертью сыновей Петра от брака с Екатериной он издал указ, по которому престол должен был наследовать человек, указанный в завещании императора. Петр такого завещания не оставил. С этого момента престол становится объектом борьбы различных придворных группировок, в которой огромную роль играла гвардия. История России с 1725 по 1762 г. ознаменована рядом дворцовых переворотов. Они совершались с необыкновенной легкостью, так как не меняли природы самодержавия. Речь шла о переходе власти от одной дворянской группировки к другой. Борьба за власть не меняла основу организации политической жизни общества. Так, в царствование Екатерины I (1725 — 1727 гг.) и первые месяцы царствования Петра II (1727 — 1730 гг.) во главе государственного управления фактически был Меньшиков. С конца 1727 по февраль 1730 г. власть удерживали представители вельможной аристократии, стоявшие во главе Верховного Тайного совета, заменившего Сенат (Голицын, Долгоруковы).
Правление Анны Иоановны (1730 — 1740 гг.) и Иоана Антоновича (1740 — 1741 гг.), правившего при регентстве его матери Анны Леопольдовны, характерны засилием всякого рода иностранных авантюристов. Например, правление Анны называют бироновщиной, по имени герцога Бирона, бывшего при ней фактическим правителем России. Восшествие на престол в ноябре 1741 г. Елизаветы Петровны привело к перевесу при дворе русских дворян. Среди них наиболее видную роль играли фавориты императрицы Разумовские, Шуваловы. Наследником Елизаветы стал ее племянник, сын герцога Голштинского Петр III Федорович (1761 — 1762 гг.). Он был внуком Петра I и Карла XII. Петр III с первых дней начал проводить политику, чуждую русскому дворянству. Это грозило новой бироновщиной. Поэтому в июне 1762 г. гвардия совершила очередной переворот и возвела на престол жену Петра III — Екатерину II.
В условиях частых дворцовых переворотов и смен лиц, стоявших во главе государственного правления, конечно, не могло идти речи о продолжении крупных реформ, осуществленных в царствование Петра I (такие реформы будут проведены только Екатериной II). Правительства, сменявшие друг друга, ограничивали свою деятельность решением текущих вопросов. Ведущее место в политике заняло осуществление ряда мер, направленных на расширение прав и привилегий дворянства. Главный магистрат уничтожается, а губернские и городовые магистраты подчиняются воеводам. Облегчается служба дворян, им разрешается заводить мануфактуры.
10. Реформы государственного управления во второй половине 18 века.
После смерти Петра Первого в стране были созданы органы, ограничивающие власть государя.
С 1725 – 1730 – верховный тайный совет;
С 1730 – 1740 – кабинет министров;
С 1740 – 1762 – конференция при высочайшем дворе.
Во второй половине 18 века проведена областная реформа – 1775г. Суть – губернии составлялись, исходя из численности податного населения. В губернии 300 – 400 тыс жителей, для уезда – 20 – 30 тыс. Многие села и слободы были превращены в уездные города.
Порядок управления губернией и городом:
Во главе стоял губернатор, создавалась казенная палата, которой руководил вице-губернатор (вопросы финансов и промышленности).
Создавался гражданский и уголовный суд, который осуществлял надзор за низшими судами губернии. Был создан верхнеземский суд для дворян, губернский магистрат – для горожан; верхняя расправа – суд над государственными крестьянами. Совестный суд – суд над малолетними и умалишенными. Создан приказ общественного презрения, он управлял школами, больницами, тюрьмами. Постепенно все коллегии закрылись и были заменены губернским правлением.
Городское население делилось на именитых граждан (банкиры, гор. интеллегенция – они освобождались от телесных наказаний) и мещан (ремесленники, городские старожилы и домовладельцы).
В городах была создана шестигласная Дума как постоянный исполнительный орган; она состояла из городской главы и шестигласных. Они ведали текущим управлением города.
Была создана общая городская Дума. Она избирала членов шестигласной Думы.
Губернские магистраты выполняли судебную и административную функции.
11.Система государственной власти в 1 четверти 19 века.
В начале 19 века была предпринята реформа высшего управления. В 1801г был образован непременный совет (постоянный) в качестве совещательного органа при императоре. Состав совета назначался самим императором из числа высших чиновников. Сенат был восстановлен в правах высшего судебно-административного органа с титулом «правительствующий». В свои руки он получил высшую административную, судебную и исполнительную власть. Сенат был разделен на 9 департаментов. Святейший сенод управлялся обер-прокурором, который выбирался из числа гражданских лиц; его назначал император. Высшее духовенство вызывалось, а не собиралось на заседания сенода. Это означало полное подчинение духовной власти светской.
С 1802 – 1811гг была проведена министерская реформа. Ее целью было сделать министерство высшим органом исполнительной власти. Было создано 8 министерств: военное, морское, иностранных дел, коммерции, юстиции, внутренних дел, просвещения и финансов. Вскоре – министерство императорского двора и уделов. Каждое министерство получило единообразное устройство. Во главе был министр и его товарищ (заместитель). Министерство делилось на департаменты во главе с директором департамента. Департамент делился на отделения во главе с начальником отдела. Отделения делились на столы во главе со столоначальником.
В основе деятельности министерств лежал принцип единоначалия и и строгое подчинение низшего высшему. Министр назначался императором и был ответственен только перед ним. Министерство входило в состав сената. В январе 1810 года был создан государственный совет. Он стал связующим звеном между законодательной, судебной, исполнительной властью и монархом.
Государственный совет состоял из общего собрания 4 департаментов: законов, военных, гражданских и духовных дел, государственной экономии.