Формирование сталинской модели «государственного социализма»: индустриализация, коллективизация, культурная революция.
Стержнем, на котором строилась политическая система в стране в 1920-1930-е гг., стала Коммунистическая партия, которая соединяла в себе партийный и государственный аппарат.
Партийную иерархию возглавлял И.В. Сталин, который в 1922 г. занял пост Генерального секретаря ЦК РКП (б), после чего постепенно сконцентрировал в своих руках неограниченную власть:
1)Сталину удалось одержать победу во внутрипартийной борьбе за власть, которая развернулась после смерти В.И. Ленина между ведущими партийными лидерами (Л.Д. Троцким, Л.Б. Каменевым, Г.Е. Зиновьевым, Н.И. Бухариным);
2) партийная власть в рамках государственно-политической системы давала ему абсолютный контроль над всеми рычагами управления обществом;
3) Генеральному секретарю подчинялись высшие руководители партии, которые занимали одновременно руководящие государственные посты как в союзных, так и республиканских органах. Сформировался обособленный привилегированный слой партийно-государственной бюрократии – партноменклатура. Упрочению однопартийной политической системы послужила принятая в 1921 г. на X съезде РКП (б) резолюция «О единстве партии», запрещавшая открытое проявление оппозиционности к генеральной линии ЦК.
Началом сплошной коллективизации сельского хозяйства в СССР является 1929 г. После знаменитой статьи Сталина «Год великого перелома» форсированное колхозное строительство стало главной задачей.
Сущность процесса коллективизации:
1) ликвидация единоличных хозяйств;
2) раскулачивание;
3) разгром хлебного рынка;
4) фактическое огосударствление деревенской экономики.
Основные причины коллективизации:
1) большевики с самого прихода к власти одобряли появление коллективных хозяйств в деревне. В годы «военного коммунизма» они насаждались в форме коммун;
2) огромных капиталовложений требовала начавшаяся форсированная индустриализация.
Политика коллективизации проводилась по двум главным направлениям:объединение единоличных хозяйств в колхозы и раскулачивание.
Основной формой объединения единоличных хозяйств были объявлены колхозы. В них обобществлялись земля, крупный скот, инвентарь.
В одно время с коллективизацией шла кампания раскулачивания, ликвидации кулачества как класса.
Итоги и значение коллективизации:
1) в 1932–1933 гг. в самые хлебные районы страны, прежде всего на Украину, Ставрополье, Северный Кавказ, пришел голод, погибло более 3 млн человек. Хотя неуклонно росли и экспорт зерна из страны, и объемы государственных поставок;
2) к 1933 г. в колхозы было объединено более 60 % крестьян, а к 1937 г. – около 93 %. Коллективизация была объявлена завершенной;
3) коллективизация нанесла огромный удар по русской деревне (сокращение производства зерна, поголовья скота, урожайности, посевных площадей). В то же время государственные заготовки зерна возросли в 2 раза, а размеры налогов с колхозов – в 3,5 раза. В этом противоречии наблюдается подлинная трагедия российского крестьянства;
4) крупные, технически оснащенные хозяйства имели преимущества. Но колхозы, формально остававшиеся добровольными кооперативными объединениями, на деле превращались в сельскохозяйственные государственные предприятия, которые имели жесткие плановые задания, подлежали директивному управлению;
5) колхозники при проведении реформы паспортов не получили, что фактически их прикрепило к колхозам и лишило свободы передвижения;
6) индустриализация была проведена за счет сельского хозяйства;
7) коллективизация превратила колхозы в надежных и безропотных поставщиков сырья, продовольствия, капиталов, рабочей силы;
8) был уничтожен социальный слой крестьян-единоличников с его культурой, нравственными ценностями.
Происходившие в духовной сфере процессыбыли сложны и неоднозначны. Государственные акты в области народного образования, которые были приняты после 1917 г.:
1) «Положение о единой трудовой школе РСФСР» (сентябрь 1918 г.);
2) «Основные принципы единой трудовой школы (октябрь 1918 г.);
3) ряд правительственных декретов.
Новая система образования строилась на демократических принципах:
1) единая трудовая школа;
2) обязательное сначала четырехклассное начальное, а затем и семиклассное образование;
3) преемственность всех звеньев обучения, отсутствие «тупиковых» (начальных) школ;
4) бесплатное обучение;
5) доступность обучения на всех ступенях и для всех детей независимо от социального, имущественного положения или национальности их родителей.
К 20-м гг. XX в. относится создание так называемыхрабфаков– факультетов по подготовке специалистов с высшим образованием из числа рабочих и крестьян. Особое внимание уделялось подготовке преподавателей общественных наук для высшей школы (был создан Институт красной профессуры).
Развитие народного образования в условиях индустриализации страны:
1) государство главным образом с началом индустриализации, а также в условиях нарастания военной угрозы вкладывало значительные средства в развитие точных и естественных наук, повышался материальный уровень жизни ученых. Но репрессии 30-х гг. не обошли ученых стороной;
2) индустриализация потребовала обученных, подготовленных рабочих, поэтому в 30-е гг. также произошли большие перемены. К концу второй пятилетки практически полностью была ликвидирована неграмотность, а к 1938 г. более 8 % рабочих имели образование 7 классов и выше;
3) повысилась тяга рабочих к знаниям, самообразованию, во многих рабочих квартирах стали появляться книги.
Развитие науки.Административно-командная система основное внимание уделяла цифровым показателям, в том числе и в области науки и культуры. В печати сообщалось о росте количества научных учреждений по сравнению с 1913 г. и числа научных работников в несколько раз. Хотя в действительности в эти годы в советской науке работали выдающиеся ученые и инженеры своего времени, а именно: И.П. Бардин, В.И. Вернадский, Г.О. Графтио, А.Ф. Иоффе, П.Л. Капица и др. Крупные фундаментальные работы проводились в Физико-техническом институте в Ленинграде, в 1934 г. была образована комиссия телемеханики и автоматики. Но общий уровень подготовки специалистов, особенно в начале 30-х гг., быстро снижался. В условиях массовых репрессий, начавшихся в стране против старой интеллигенции в конце 20-х – начале 30-х гг., главный упор был сделан на быстрый количественный рост инженерно-технических кадров при снижении требований (в частности, отмена дипломных проектов).
Литература и искусство.В этот же период партийное руководство стало решать, что именно из произведений искусства необходимо и полезно народу. В результате процесс развития культуры был очень противоречивым. С одной стороны, впервые десятки миллионов людей разных национальностей имели возможность прикоснуться к родникам литературы, искусства, взяли в руки книги Пушкина, Гете, Шекспира, познакомились с произведениями народов СССР, приобрели свою письменность. Народ получил «Тихий Дон» М.А. Шолохова, книги А.П. Гайдара, Н.А. Островского, А.С. Макаренко, К.А. Паустовского, А.Н. Толстого, музыку С.С. Прокофьева, Д.Д. Шостаковича, А.М. Баланчивадзе; картины и скульптуры В.И. Мухиной, М.В. Нестерова, фильмы Г.Н. и С.Д. Васильевых, А.П. Довженко, архитектурные сооружения братьев Весниных, А.В. Щусева и др.
Но в то же время подвергалось гонениям творчество М.А. Булгакова, С.А. Есенина, А.П. Платонова, живопись П.Д. Корина, К.С. Малевича, разрушались памятники архитектуры (храм Христа Спасителя), были уничтожены тысячи церквей, переписывалась история страны.
36.Внешняя политика накануне войны
Для внешнеполитической доктрины СССР 20-х гг. был характерен и отход от концепции мировой коммунистической революции и курс на нормализацию отношений с империалистическими странами. Процесс налаживания внешнеполитических отношений тормозился такими факторами, как отказ Советского правительства оплатить долги царского и Временного правительства и активное участие СССР в финансировании иностранных коммунистических и национально-освободительных движений. После провала интервенции и окончания гражданской войны западные державы, убедившись в прочности советской власти, начали серьезно воспринимать Советское правительство. Это привело к. налаживанию дипломатических отношений между Советским государством и западными странами.
В 1921-1924 гг. был заключен ряд двусторонних торговых договоров Советского государства с Англией (март 1921 г ., февраль
1924 г.), Германией (май 1921 г ., октябрь 1925 г .), Италией (февраль 1924 г .), что фактически являлось признанием СССР. Кроме этих стран в 1924 г . были установлены дипломатические отношения с Норвегией, Австрией, Швецией, Грецией, Данией, в
1925 г. - с Японией. ("ССР участвовал в Международной экономической конференции в Генуе (1922) и Лозаннской мирной конференции. На этих конференциях представители Франции Англии и других европейских стран требовали от Советского правительства выплаты царских долгов и прекращения поддержки коммунистических движений. Наиболее успешно в 20-х гг. складывались отношения с Германией. К концу 20-х гг. из великих держав только США не установили дипломатических отношений с СССР.
В начале 20-х гг. активно развивались отношения с азиатскими странами. Наиболее тесными стали отношения с Китаем, куда были направлены советские специалисты для помощи Народной партии (Гоминьдан) и его лидеру Сунь Ятсену. Однако с середины 20-х гг. начинается охлаждение советско-китайских отношений, вылившееся в противостояние с преемником Сунь Ятсена - Чан Кайши. Высылка советских специалистов из страны в 1928 г ., отказ Чан Кайши от сотрудничества с СССР привели к разрыву отношений с СССР.
30-е гг. были связаны с дестабилизацией внешней политики СССР. Произошла активизация дальневосточного направления политики - в 1929 г . возник советско-китайский вооруженный конфликт на Китайско-Восточной железной дороге (КВЖД), в середине 30-х гг. в результате широкомасштабной японской агрессии СССР удалось сделать западно-китайские земли (Восточный Туркестан) сферой своего влияния. В 1938 г . произошли столкновения с японской армией на советско-маньчжурской границе - у озера Хасан и у реки Хапхин-Гол.
В 1928-1933 гг. внешнеполитическая активность переносится на западное направление. В этот период отношения с ведущими европейским державами были крайне нестабильными. В 1929 г . восстанавливаются дипломатические отношения с Англией (разорванные в 1927 г . из-за поддержки СССР английского рабочего движения). В 1930-1931 гг. резко обострились советско-французские отношения из-за оказания Советским Союзом материальной поддержки коммунистам Франции. Постепенно отношения с Францией налаживались. В 1933 г . установлены дипломатические отношения с США, а в 1934 г . СССР был принят в Лигу Наций. В 1935 г . заключены договоры о взаимопомощи с Францией и Чехословакией. Внешнеполитическая деятельность 1935-1939 гг. носила антигерманский и антияпонский характер. СССР в 30-х гг. оказал помощь испанскому антифашистскому движению и осудил немецко-итальянскую интервенцию в Испанию.
В 1939 г . происходит охлаждение в отношениях СССР с Англией, Францией и начинается сближение с Германией. 23 августа 1939 г . заключен секретный советско-германский Пакт о ненападении (пакт Молотсва - Риббентропа), поделивший сферы интересов этих стран. Польша становилась сферой интересов Германии, а Прибалтика, Финляндия, часть Румынии, Западная Украина и Западная Белоруссия - сферой интересов России. Заключение этого пакта привело к прекращению дипломатических отношений СССР с другими европейским державами, а после захвата Западной Белоруссии и Украины (сентябрь 1939 г .) и начала русско-финской войны (30 ноября 1939 г . - 12 марта 1940 г .) СССР был исключен из Лиги Наций. Нападение Германии на Польшу 1 сентября 1939 г , стало началом Второй мировой войны (1939-1945). Союзниками Германии стали Италия, Румыния, Венгрия, Финляндия. Неправильный анализ международного положения, игнорирование данных разведки и ошибки в определении срока начала войны стали причиной неподготовленности России к войне.
37.вторая мировая: В соответствии с договором от 1 сентября 1939 г.
Германия начала войну против Польши. А советские войска заняли ее восточные районы. В состав СССР в результате вошли земли Западной Украины и Западной Белоруссии.
После завершения военных операций в Польше между СССР и Германией был подписан договор о дружбе и границе и новые секретные протоколы, в которых были уточнены сферы интересов стран: в обмен на некоторые территории Польши Германия отдала СССР Литву.
Война с Финляндией. 31 октября Советский Союз предъявил территориальные претензии к Финляндии в отношении Карельского полуострова. 30 ноября 1939 г. Красная армия начала боевые действия против финских войск. Начало этой войны было воспринято мировым сообществом как акт агрессии. СССР исключили из Лиги Наций. Результатом войны СССР с Финляндией стал мирный договор, по которому все территориальные притязания СССР к Финляндии были удовлетворены.
В 30-х гг. СССР заключает договоры о взаимной помощи с прибалтийскими странами – Эстонией, Латвией и Литвой. Они предусматривали присутствие военных баз на территории этих государств. Присутствие советских войск было использовано СССР для провозглашения здесь советской власти. В странах Прибалтики были созданы новые правительства, которые обратились с просьбой к СССР о вхождении в его состав в качестве союзных республик.
В 1940 г. СССР предъявил ультиматум Румынии. Затем были аннексированы Бессарабия и Северная Буковина. На этих территориях была образована Молдавская СССР, вошедшая в состав СССР.
На Дальнем Востоке в 1938–1939 гг. произошли столкновения советских и японских войск в районе озера Хасан и р. Халхин-Гол.
В это время в Германии полным ходом шла разработка «плана Барбаросса», целью которого было нападение и завоевание СССР. В декабре 1940 г. согласно директиве № 21 план был одобрен Гитлером. Когда до войны оставались лишь месяцы, СССР по-прежнему неукоснительно соблюдал все принятые с Германией договоренности, в том числе о поставке вооружения, продовольствия и строительных материалов.