Экономическая политика правительств Ш. Де Голля

Генерал Шарль де Голль был президентом V республики, возглавлял правительство в 1958-59гг. Экономическая политика де Голля проводилась на базе идей экономического дирижизма. В основе подхода сторонников дирижизма к экономическим проблемам было представление о том, что экономика должна подтягиваться к решению национальных задач. Экономическая платформа де Голля была разработана либеральным французским экономистом Жаком Рюэфор. Де Голль проводил экономическую политику под флагом модернизации, взывая к патриотическим, национальным чувствам французов. Причем речь шла не только о модернизации производства, но и о модернизации всего общества.

Главные направления политики де Голля:

Важным условием решения экономических проблем является решение проблем общественных.

Внедрение новейших технологий в производство, приоритет передовых отраслей.

Демонополизация некоторых замкнутых национальных рынков.

Укрупнение ряда промышленных финансовых групп.

Устройство территории (обеспечение равномерного экономического развития всех регионов нации, в том числе и заморских).

Создание гос. институтов, обеспечивающих поддержание классового мира во Франции.

Поддержка и распространение национальной культуры.

Установление жесткого контроля со стороны министерств за угольными шахтами, за электростанциями, металлургическими заводами, ж/д, независимо от форм их собственности.

Необходимость усиленного финансирования наукоемких отраслей, независимо от форм собственности.

Остальные отрасли и сферы экономики удостаивались внимания государства только, если им что-то угрожало, например, иностранная конкуренция.

При де Голле большим вниманием пользовались крупномасштабные проекты, национальные проекты по созданию самолета Конкорд, ракеты Ариан, эксплуатации сверхскоростных поездов. Широко привлекался для осуществления этих проектов частный капитал. Роль государства организационная и финансовая.

Во Франции в это время широко развернулось строительство шоссейных дорог. Много было сделано для телефонизации страны, хотя полная телефонизация была завершена после смерти де Голля при правительстве Жюстена.

Государство использовало самые разные способы поддержки НИОКР (научных исследований и опытно конструкторских разработок). В частности, компенсация расходов на НИОКР частным фирмам. Страхование рисков вложения средств в научные исслудования и разработки. При де Голле была проведена модернизация французской системы образования, но в 1968г. во Франции были массовые студенческие волнения, и после смерти генерала де Голля произошла демократизация системы образования.

Была существенно улучшена система соц. страхования и обеспечения, по линии комиссариата планирования (а во Франции в это время были планы, которые выполнялись и перевыполнялись) к работе в плановых комиссиях привлекались представители различных социальных слоев населения.

Государство обеспечивало социальные гарантии всем работникам независимо от формы собственности. И работник частной фирмы, и работник государственного предприятия чувствовали себя защищенными, в отношении увольнения и т.д.

При де Голле начала складывалась сильная региональная экономическая политика:

Государство старалось справедливо распределять инвестиции по регионам, в целях выравнивания уровня экономического развития.

Государство выделяло средства на конверсию экономики тех регионов, которые находились в состоянии экономического упадка.

Создавалась активная дорожная инфраструктура.

Создание полюсов экономического роста вокруг крупных экономических проектов.

Организация научно-производственных зон вокруг крупных университетских центров, а также туристических комплексов и зон отдыха.

Большое значение придавалось модернизации с/х, и, в частности, мерам по превращению фермерского хозяйства в хозяйство современного типа, построенное на кооперативной основе. Правительство заботилось о том, чтобы французские с/х производители как можно меньше теряли от конкуренции на рынке с/х продукции со стороны других стран, членов ЕЭС.

Большие успехи в области животноводства. Оно превратилось из сравнительно отсталой отрасли в отрасль, находящуюся на мировом уровне.

Эти меры, которые проводились в рамках политики экономического либерализма, способствовали модернизации Франции, превращению ее в уважаемое в экономическом смысле государство, создали возможности для постепенного смещения дирижизма и перехода к дерегулированию экономики.

Варианты государственного регулирования экономики после Второй мировой войны (Западная Европа, новые индустриальные страны, скандинавские страны, пост-социалистические страны).

К началу 50-х гг. европейские страны восстановили в основном довоенный уровень производства. В последующие, 50-е и 60-е гг. экономическое развитие в большинстве стран Запада отличалось высокими темпами роста. Уже тогда появились термины, отражавшие необычность положения: «итальянское чудо», «западногерманское чудо», «японское чудо». Ряд причин таких небывалых темпов развития можно отнести к особенностям политики правительств в той или иной стране, однако имелись международные условия, облегчавшие сравнительно быстрое восстановление и модернизацию экономики стран Запада.

В 1944 г. в Бретон-Вудсе (США) на конференции Объединенных Наций представители 44 стран создали так называемую бретонвудскую валютную систему. Участники конференции условились установить фиксированное золотое содержание доллара, на который ориентировались курсы иных валют. Создавались также Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития, которые предоставляли кредиты странам — членам банков. Другая важная мера — «план Маршалла» (по имени госсекретаря США) — оказание Соединенными Штатами помощи странам Запада для экономического восстановления. За 1948-1952 гг. эта помощь составила 13 млрд. долларов. Стабилизация валютных курсов была важной предпосылкой экономического восстановления.

Началась либерализация рынка

В 1947 г. 23 индустриальных государства подписали Генеральное соглашение о торговле и тарифах (ГАТТ), которое открыло первый раунд переговоров и соглашений о сокращении пошлин и либерализации торговли. Только США сократили тогда ввозные пошлины на 50%. Затем последовали новые переговоры, и их последний раунд завершился в 1995 г. созданием вместо ГАТТ Всемирной торговой организации (ВТО), в которую ныне входит большинство стран мира.

Ускоренный рост мировой торговли был причиной и следствием экономического бума в течение почти трех послевоенных десятилетий. Одной из причин экономического подъема было внедрение новой техники и технологии. В первые послевоенные десятилетия было налажено массовое производство новых изделий и потребительских товаров. Механизация, биотехнология и химизация произвели революцию в сельском хозяйстве. Соединение массового производства, новых технологий, массового потребления и рациональной организации производства определили длительный и ускоренный подъем экономики индустриальных стран в 1950-1970-е гг. и в целом мировой экономики.

Нефть стала главным двигателем экономической жизни. За период 1950-1973 гг. производство нефти выросло в 6 раз. Открыты были новые, исключительно богатые и дешевые источники нефти на Ближнем Востоке в районе Персидского залива, в Северной Африке и Азии. Накануне энергетического кризиса в конце 60-х гг. баррель нефти стоил 1,5 долл. В европейской экономике в послевоенные годы упало производство и использование угля. Свои энергетические потребности Европа более чем наполовину обеспечивала за счет нефти. На нефти и дешевом сырье процветала нефтехимическая и обрабатывающая промышленность, осуществлялась моторизация и механизация в индустриальных и развивающихся странах.

Новым явлением для Европы стало осуществление экономической интеграции: в 1951 г. было создано Европейское объединение угля и стали, в которое вошли предприятия черной металлургии, каменноугольной и железорудной промышленности шести стран, что позволило им (Бельгия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция, ФРГ) получать беспошлинно необходимую для восстановления и развития продукцию тяжелой промышленности.

В 1957 г. указанные шесть стран создали Европейское экономическое сообщество. Ослабление, а затем и снятие таможенных барьеров в Западной Европе позволило создать емкий рынок для взаимной торговли.

Кроме объективных причин интернационализации хозяйственных связей, эта экономическая стратегия стран Запада определялась также противоборством двух великих держав — СССР и США

Переход к государству благосостояния в странах Западной Европы. Первая половина XX в. убедительно показала, что без государственного регулирования современная экономика развитых капиталистических стран нормально функционировать не может. Это признавали (но по-разному) сторонники всех политических течений: коммунисты, социал-демократы, либералы, консерваторы и экстремисты. Различия были в понимании степени государственного регулирования и его социальной направленности, насколько государство ограничивает или сохраняет базовые элементы эпохи классического капитализма — частную собственность, рынок как регулятор, товарно-денежные меновые отношения, конкуренцию, личную свободу и инициативу.

В СССР огосударствление собственности, планирование, распределение, т. е. огосударствление всей социальной и экономической жизни, привело к ликвидации демократии и установлению тоталитарного коммунистического режима. Этот процесс начал осуществляться во всех странах Восточной Европы, в Китае и других странах, составивших после второй мировой войны мировую «социалистическую систему».

В странах Запада были приняты иные принципы государственного регулирования экономики и стабилизации социальных отношений в обществе. Регулирование рыночных отношений, конкуренции и расширения потребительского спроса. Предлагалось в условиях кризиса осуществлять «накачку спроса», т. е. увеличивать государственные расходы, понижать налоги и банковский процент, чтобы стимулировать рост производства, а в условиях «перегрева» экономики и инфляции сокращать расходы, повышать налоги и банковский процент. Эти меры государственного регулирования были названы принципом «стой – иди».

После Второй мировой войны эти механизмы регулирования широко применялись практически всеми индустриальными странами, что позволило в 50-60-е гг. сохранять сравнительно стабильный высокий уровень занятости. Этими механизмами государственного регулирования и социальной инженерии одинаково могли пользоваться как тоталитарные, так и либерально-демократические политические режимы.

Кейнсианство, таким образом, предлагало проводить политику государственного макрорегулирования. При этом демократия не свертывалась, а, наоборот, расширялась, деловая инициатива граждан поощрялась, социальная защищенность, социальное страхование и помощь малоимущим законодательно закреплялись. Эта модель государственного развития стала альтернативой тоталитарному государству и получила название «государство благосостояния».

В 50-е и 60-е гг. в странах Запада сложилось новое общество, особенностями которого стало достижение высокого уровня жизни, определяемого массовым потреблением и социальной защищенностью. Важным показателем нового жизненного уровня было изменение в структуре потребительских расходов.

Другим показателем «государства благосостояния» явилось развитие системы государственной и общественной социальной политики

Достижение такого уровня потребления стало возможным благодаря росту производительности труда и переориентации производства на предметы длительного пользования для массового покупателя.

Символом этого экономического подъема стал автомобиль, подобно тому как это было в США в 20-е гг. В 1945 г. в Европе насчитывалось 5 млн. личных автомобилей, а к началу 80-х гг. — уже 100 млн. автомашин. Механизация сельского хозяйства.

Глубокие перемены произошли в сельском хозяйстве Западной Европы. Мощное развитие технологии и биотехнологии, сельскохозяйственного машиностроения позволило в послевоенные десятилетия завершить механизацию и химизацию сельского хозяйства, резко сократить занятость. К середине 60-х гг. Западная Европа не только полностью стала обеспечивать себя продуктами питания, но и превратилась в крупного экспортера продовольствия.

Важной сферой поглощения освобождавшейся рабочей силы в промышленности и сельском хозяйстве была сфера услуг, включающая также образование, здравоохранение и систему социального обеспечения.

Одной из причин ускоренного развития экономики ведущих стран была относительная дешевизна нефти и сырьевых материалов, добываемых в странах «третьего мира», что позволило европейским странам в 50-60-е гг. перейти в значительной мере с угля на нефть в обеспечении энергией. Экстенсивный тип производства, при котором рост его в немалой степени обеспечивался материалоемкими и энергоемкими технологиями, позволил странам Запада добиться высокого уровня занятости и снижения безработицы до 2-3%, что считалось признаком полной занятости.

В итоге в 50-60-е гг. в странах развитого капитализма был завершен процесс индустриального развития экстенсивного типа, основы которого были заложены еще в прошлом веке. Его признаками было развитие тяжелой промышленности (прежде всего производство угля и стали), механизация и частичная автоматизация, а в XX в. — широкое внедрение моторов, автомобильного и авиационного транспорта. В странах Запада к 1970 г. завершился этап зрелого индустриального общества.

Наши рекомендации