Движение декабристов: причины, идеология и организации, значение.
1. Причины роста либеральных настроений в обществе: а) в ходе войны и походов дворяне-офицеры ближе познакомились со своими солдатами, а также увидели и сравнили жизнь простых людей в Европе и в России. Вернувшись, многие из них стали более остро воспринимать нищету и бесправие собственных крестьян; б) крепостнический строй, вступивший в стадию своего разложения, стал восприниматься передовой частью общества как основная причина бедствий страны, ее отсталости; в) политика Александра I, проводившего в начале своего царствования либеральные реформы, трансформировалась в последующие годы в консервативный курс, что вызывало неудовлетворенность в обществе; в) реакционный внешнеполитический курс, направленный на реставрацию феодально-монархических режимов в Европе и подавление там революционных выступлений; г) влияние идей европейского Просвещения.
2. Первыми носителями освободительных идей в России выступили представители дворянства, многие из которых сознавали, что понятия чести, достоинства и свободы личности, уже укоренившиеся в духовной жизни, несовместимы с рабством большинства населения и самодержавным режимом.
«Союз спасения» (1816—1818гг.) — первая тайная офицерская организация во главе с полковником А.Н. Муравьевым. У ее истоков стояли также князь С.П. Трубецкой, Никита Муравьев, Матвей и Сергей Муравьевы-Апостолы, И.Д. Якушкин — все участники Отечественной войны. Целью организации было введение конституции и гражданских свобод, что означало ликвидацию крепостничества и ограничение самодержавия.
«Союз благоденствия» (1818—1821 гг.), сложившийся на основе распущенного «Союза спасения», был более многочисленной организацией. Помимо пропаганды в армии и великосветских салонах, он осуществлял и легальную деятельность. Под его влиянием находились легальные литературные общества: «Зеленая лампа», «Измайловское
общество», а также «Общество для распространения ланкастерских училищ» (для взаимного обучения).
3. «Южное общество» (1821—1825 гг.) во главе с П.И. Пестелем, С. Волконским, С.И. Муравьевым-Апостолом, А.П. Юшневским действовало на Украине. Программным документом общества стала «Русская Правда», написанная Пестелем и включавшая: уничтожение самодержавия и установление республики; уничтожение сословий, равноправие всех граждан: введение суда присяжных для всех граждан; введение свободы слова, печати, вероисповедания, занятий; разделение властей на законодательную власть — Народное вече (парламент), исполнительную — Державная Дума из 5 избираемых на 5 лет членов и блюстительную (судебная) — Верховный Собор; уничтожается крепостное право; земля делится на частную и общественную, из которой каждый мог получить участок земли определенного размера,
«Северное общество» (1822—1825гг.) во главе с Н.М. Муравьевым, С. П. Трубецким, а с 1823 г. — К.Ф. Рылеевым действовало в Петербурге. Программным документом стала «Конституция», написанная Никитой Муравьевым и предполагавшая введение конституционной монархии; разделение властей на законодательную (парламент) и исполнительную (во главе с императором); федеративное устройство страны, состоящей из 14 держав и двух областей; ликвидацию крепостного права; сохранение права помещиков на землю в определенных размерах; наделение крестьян приусадебным участком в 2 десятины, остальная земля должна арендоваться у помещика; рассмотрение и принятие Конституции Учредительным собранием.
4. Выступление намечалось на лето 1826 г. Однако 19 ноября 1825 г. в Таганроге внезапно скончался Александр!. Трон должен был перейти к брату покойного Константину, так как у Александра не было детей. Но еще в 1823 г. Константин отрекся от престола, который теперь согласно закону переходил к следующему по старшинству брату — Николаю. Не зная об отречении Константина, Сенат, гвардия и армия присягнули ему 27 ноября. Затем назначили повторную присягу уже Николаю. В этих условиях у декабристов появилась возможность воспользоваться внезапной смертью царя, колебаниями власти, оказавшейся в обстановке междуцарствия, а также неприязнью части гвардии к престолонаследнику. Декабристы планировали поднять гвардейские полки, собрать их на Сенатской площади и заставить Сенат издать Манифест к русскому народу, в котором провозглашались уничтожение самодержавия, ликвидация крепостного права, учреждение Временного правительства и политические свободы. Часть восставших должна была захватить Зимний дворец и арестовать царскую семью. П.Каховский взял на себя задачу убить Николая. Руководителем восстания был избран князь С.П. Трубецкой.
Утром 14 декабря офицерам — членам «Северного общества» удалось вывести часть войск на Сенатскую площадь (всего около 3,5 тыс. чел.). Но к этому моменту сенаторы уже присягнули Николаю и разошлись. Трубецкой струсил и не явился на площадь, что, в свою очередь, вызвало замешательство и медлительность действий декабристов. Николай окружил площадь верными ему войсками. Но восставшие отбили атаки конницы, а генерал-губернатор Милорадович, пытавшийся склонить восставших к сдаче, был убит Каховским. После этого восставших расстреляли из артиллерийских орудий.
Причины поражения декабристов: узкая социальная база, ориентация на заговор; недостаточная конспирация, в результате чего правительство узнало о планах заговорщиков; отсутствие единства и согласованности действий; неготовность образованного общества, прежде всего дворянства, к ликвидации самодержавия и крепостничества.
В чем заключается историческое значение этих событий? В советской историографии выступление декабристов оценивалось очень высоко. ( В соответствии с ленинской концепцией, восстание декабристов подавалось как первый этап освободительного движения в России. В современной историографии выступление декабристов рассматривается как «акт гражданского неповиновения», попытка реализации группой молодых дворян, в основном офицеров, либеральных идей раннего периода правления Александра I.
Выступление декабристов, несмотря на поражение, подчеркнуло неотвратимость перемен, заставило общественное движение искать решение назревших для России проблем. Движение декабристов оказало влияние на развитие культуры. Однако, исходя из конкретно-исторической ситуации, поражение декабристов ослабило интеллектуальный потенциал русского общества, спровоцировало усиление правительственной реакции, задержало, по словам П.Я. Чаадаева, развитие России на полстолетия.
Вопрос № 15
Общественная мысль 30-50-х гг. XIX в.: особенности, основные вопросы и направления.
1. Факторы, определявшие эволюцию общественного движения: кризис крепостнического строя, тормозившего развитие страны, что все яснее понимали мыслящие люди; неготовность правительства осуществлять коренные реформы; влияние опыта общественного и экономического развития европейских стран.
Общественное движение развивалось в условиях жесткого правления Николая I, подавлявшего всякое инакомыслие. Отсутствие возможности свободной общественной деятельности привело к тому, что основной формой движения стали малочисленные кружки с небольшим количеством участников. Большое общественное значение приобрели художественная литература и литературная критика.
2. Консервативное направление оформилось в идейном отношении раньше других течений общественной мысли. Его наиболее значительными представителями стали историк М.П. Погодин, филолог С.П. Шевырез, известные журналисты Н.И. Греч и Ф.В. Булгарин. Опираясь на некоторые мысли Карамзина о преимуществах в России самодержавия и православия, о вреде немедленного освобождения крестьян, Погодин в середине 20-х гг. предложил концепцию самобытности России. История нашей страны, считал он, основана на «вечном начале, русском духе», обеспечивающем отсутствие борьбы в общественной жизни. Этот народный дух воплощается в православии и самодержавии, его корни лежат в ненасильственном создании русской государственности в результате добровольного приглашения варягов древними славянами. Благодетельность самодержавия и крепостного права отмечал и Шевырев, также писавший о том, что Россия не знает сословной вражды, а истоки русской истории лежат в православии. Действительную народность представители этого направления видели в приверженности православию и самодержавию, характерной для русского народа.
Министр народного просвещения С.С. Уваров, используя некоторые положения из работ Карамзина и Погодина, в 1832 г. сформулировал основы «теории официальной народности»: самодержавие,
православие и народность как основы русской истории обеспечивают благоденствие и могущество России, мир между сословиями и защиту от пагубных революционных идей Запада.
3. Либеральными течениями в общественной мысли стали славянофильство и западничество. Славянофильство как течение общественной мысли появилось в начале 1840-х гг. Его идеологами были литераторы и философы А.С. Хомяков, братья И.В. и П.В. Киреевские, К.С. и И.С. Аксаковы, Ю.Ф. Самарин. Развивая идею самобытности русской истории, славянофилы главной движущей силой считали не самодержавие, а православный народ, сплоченный в сельские общины.
Основные положения теории славянофильства: важнейшей характеристикой российского общества и Российского государства является народность, а в основе, самобытного российского пути развития лежат православие и национальный русский характер; в России власть находится в гармонии с народом в противоположность Европе, где обострены социальные конфликты. Самодержавие, по мнению славянофилов, избавляло российское общество от политической борьбы, в которой погрязла Европа; основы русской общественной жизни заключаются в общинном строе в деревне, коллективизме, соборности; Россия развивается ненасильственным путем; в России духовные ценности преобладают над материальными; Петр I насильственными методами внедрял опыт, механически заимствованный у Запада, что привело к нарушению естественного развития России, законсервировало крепостничество и породило социальные конфликты; крепостное право необходимо ликвидировать, сохранив при этом общину и патриархальный уклад жизни (речь шла лишь о духовном укладе, славянофилы не выступали против современной техники, железных дорог и промышленности).
Западничество оформилось как идейное течение в работах и деятельности историков, юристов и литераторов Т.Н. Грановского, К.Д. Кавелина, П.В. Анненкова, Б.Н. Чичерина, В.П. Боткина, В.Г. Белинского. Как и славянофилы, западники стремились к превращению России в передовую державу, к обновлению ее общественного строя. Основные идеи западничества: Россия, развивающаяся по универсальным законам истории, отстает от Запада; необходимо ликвидировать историческое отставание, восприняв опыт и духовные ценности Запада; в России следует утвердить либеральные идеалы свободы личности, гражданское общество и, в перспективе, установить конституционную монархию; важно развивать рыночные отношения, предпринимательство, промышленность и торговлю; необходимо отменить крепостное право, передать крестьянам землю за выкуп; следует развивать образование и распространять научные знания; западники основными методами своей деятельности считали формирование общественного мнения для подготовки преобразования России путем реформ «сверху».
Вопрос № 16
Отмена крепостного права: причины, программы, содержание реформы 1861 г. и ее значение.
1. Великая реформа 1861 г., ликвидировавшая крепостное право, стала следствием комплекса факторов и, в первую очередь, кризиса, который охватил все сферы жизни российского общества середины XIX в.
Социально-экономический кризис: вследствие незаинтересованности работника в результатах производства в дореформенной России сохранялась низкая производительность труда. При этом крепостничество, предопределяя крайне низкие темпы развития страны, обрекая ее на застой и растущее отставание от стран Европы, в середине XIX в. еще не демонстрировало явных признаков своего краха, что создавало иллюзию его прочности, а у многих — и необходимости сохранения как основы стабильности, самобытности и даже гарантированного благополучия крестьян и помещиков; наметилось социальное расслоение крестьянства, обнищание одних и успешное вхождение в рыночные отношения —- других; происходило обезземеливание крестьян — их превращение в отходников, либо — чрезмерное увеличение работы на барщине; росла помещичья задолженность государству. Промышленный переворот, начавшийся в стране в 40-х гг., порождал необходимость в свободной и квалифицированной рабочей силе, а также в рынке сбыта промышленной продукции. Однако крепостное право, сохраняя личную зависимость крестьянина от помещика, затрудняло его переход в категорию наемных рабочих. Кроме того, отходник оставался сезонным, малоквалифицированным рабочим, чей труд был несовместим с потребностями машинного производства; крепостная система консервировала бедность подавляющей массы населения, ее низкую покупательную способность, а это тормозило развитие рынка сбыта промышленной продукции; ухудшилось финансовое положение, вырос дефицит бюджета, особенно в результате Крымской войны.
Положение в социальной сфере характеризовалось нарастанием социальных конфликтов, крестьянских волнений (в 1850—1856 гг. их было 215, а в 1856—1860 гг. — 833), что вселяло в верхи страх перед угрозой новой пугачевщины. Активизировалась общественно-политическая жизнь в стране, сложились три общественных течения: консервативное, не предполагавшее серьезных преобразований; либеральное, предлагавшее освободить крестьян с землей; радикальное, призывавшее к революционной ликвидации существующего строя. Либеральные идеи проникали и в правящую элиту, часть которой все более осознавала безнравственность крепостничества, его пагубное •• воздействие на общество.
В результате поражения в Крымской войне выявилась отсталость России, была подорвана иллюзия о превосходстве российских порядков по сравнению с Западом, остро осознавалась необходимость возвращения России утраченного статуса великой державы. Восстановить свое международное значение могла лишь обновленная Россия.
2. Основные принципы и условия отмены крепостного права были сформулированы в Манифесте и Положениях, которые Александр Путвердил 19 февраля 1861 г.
Крестьяне получали личную свободу, статус сельских обывателей и элементарные экономические и гражданские права: на собственность, на защиту своих прав в суде, свободу торговать, основывать фабрики, торговые и ремесленные заведения, вступать в купеческие гильдии и ремесленные цехи; вступать в брак без согласия помещика.
Земля предоставлялась крестьянам за выкуп. Крестьяне становились после завершения выкупной операции собственниками земельного надела. Размеры надела, выкупа, повинностей определялись с согласия помещика и крестьянина и фиксировались в уставной грамоте. Размер выкупа полевого надела исчислялся, исходя из размера оброка, который прежде выплачивался крестьянином и существенно превышал рыночную цену земли. Помещику крестьянин выплачивал 20— 25% выкупа. Государство оплачивало 75—80% выкупа, но эту сумму крестьянин получал в виде ссуды и должен был ее возвратить государству в течение 49 лет, выплачивая, кроме того, 6% годовых. До перехода на выкуп крестьянин считался временнобязанным и исполнял четко зафиксированные повинности (оброк, барщину) в пользу помещика.
Освобожденные крестьяне оставались членами общины, которая становилась юридическим собственником земли крестьян, распределяла землю между общинниками, занималась хозяйственными вопросами, принимала решения о выходе крестьян из общины или приеме новых членов, отвечала за административный, полицейский порядок, а также сбор налогов, который совершался с помощью системы круговой поруки.
3. Реформа положила началоускоренной модернизации страны, т.е. переходу от аграрного к индустриальномуобществу. Великая реформа дала свободу миллионам людей. При этом ее проведение доказало возможность и плодотворность мирных преобразований в России, совершающихся по инициативе власти. Реформа дала мощный импульс экономическому и социальному прогрессу страны, открыла возможности для развития рыночных отношений. Она создала условия для либеральных преобразований в сфере управления, суда, образо-
вания. Освобождение крестьян изменило нравственный климат в обществе, повлияло на развитие общественной мысли и культуры в целом.
Вместе с тем сохранились пережитки крепостничества и элементы традиционных структур. Сохранилось крупное помещичье землевладение. В пореформенный период нарастала нехватка земли, приводящая к крестьянскому малоземелью, тяжесть выкупных платежей мешала процессу вхождения крестьянского хозяйства в рыночные отношения. Наличие сельской общины консервировало патриархальный характер деревни, затрудняло появление предпринимательских хозяйств. Община превращалась в оплот традиционализма, стоявшего на пути модернизации России.
Вопрос № 17
Буржуазные реформы 60-70-х гг. XIX п.: причины, основные реформы и их значение.
Буржуазные реформы 60-70х гг. 19в.
Реформа 1861г. поставила Россию на рельсы буржуазного развития, отсюда и необходимость перестройки надстрочных институтов общества – школы, цензуры, финансы, суда местного самоуправления и др. Поэтому 60-70 мы видим в России финансовую реформу – реформу Татарина, отмену телесных наказаний, реформа начальной, средней и высшей школы, земская, судебная, реформы цензуры, городские реформы, военные реформы. В истории реформ выделяются 2 периода: до и после 1 апреля 1866 (выстрел Каракозова). Выстрел напугал и царь сменил окружение и стали преобладать консерваторы. Поэтому реформы на одном этапе или быстро и довольно последовательно, а на втором этапе замедлились в отдельных областях, прежде всего в области образования виден откат назад. Дворянство считало себя ограбленным и обманутым реформа 1861г. и требовало компенсации. Такой компенсацией стала земская реформа 1864г. Земства – муниципалитеты – выборные местные органы самоуправления, которые занимались начальной школой, здравоохранением, социальным призрением. Уездное земство избиралось всем населением, но на разных основаниях. Было 3 губернских группы:
1. Причины реформ: необходимость привести судебную систему, органы местного самоуправления, образование, финансы, вооруженные силы в соответствие с изменившимися общественными и экономическими условиями; рост общественного движения, социальных и национальных конфликтов.
2. Земская реформа началась в 1864 г. В ходе ее создавались всесословные, выборные, представительные органы местного самоуправления в уездах и губерниях. Земские учреждения ведали местными хозяйственными и социальными вопросами: строительство и эксплуатация дорог, устройство лечебных и благотворительных учреждений, народное образование, продовольственное снабжение, пожарная охрана, статистическая служба, попечение местной торговли и промышленности, а также распределение податей. Политическая деятельность земств не допускалась.
Выборы в земские органы проводились раз в три года по трем куриям. По первой курии крупные землевладельцы без различия сословий и владельцы крупной недвижимости в сельской местности избирали выборщиков на свой уездный съезд. По второй — избирались представители крупных городских торгово-промышленных заведений и городской недвижимости. Выборы по третьей — крестьянской курии имели еще больше ступеней: сельский сход — волостной сход — уездный съезд выборщиков по курии.
Уездные земские собрания являлись распорядительными органами и выбирали исполнительные органы — земские управы, а также гласных в губернские земские собрания, которые строились по такому же принципу, избирая губернские земские управы. Председателем земских собраний автоматически становился предводитель уездного или губернского дворянства.
Земства способствовали развитию хозяйства, активизации общественной жизни на местах. Земства создавали школы и больницы, улучшали жизнь русской деревни. Земства становились ячейками гражданского общества, некоторые из них пытались влиять и на политику правительства. Однако полномочия земств постоянно
ограничивались, губернским земствам запрещались контакты между собой,
Городская реформа, начавшаяся в 1870г., создавала новую систему городского самоуправления. Выборы проводились на основе не сословного, а имущественного ценза. Избирательные права предоставлялись лишь лицам мужского пола, достигшим 25 лет и платившим в пользу города налоги и сборы, что ограничивало число избирателей. Наиболее крупными группами избирателей стали владельцы недвижимости в черте города, содержатели торговых и промышленных заведений, обладатели купеческих и промысловых свидетельств.
Каждая курия избирала 1/3 состава гласных городской думы, являвшейся распорядительным органом. Она, в свою очередь, избирала Городскую управу — исполнительный орган во главе с городским головой. Городское самоуправление занималось благоустройством города (освещение, водоснабжение, очистка, транспорт и пр.), образованием, здравоохранением, попечением торговли и промышленности; имело свой бюджет, часть которого шла на содержание пожарной охраны, полиции, тюрем,
Компетенция городского самоуправления не выходила за рамки хозяйственных вопросов, его права были еще более ограничены, чем права земств, но в целом реформа способствовала становлению элементов гражданского общества и развитию городов.
3. Судебная реформа началась с введением в 1864 г. новых судебных уставов. Основные принципы новой судебной системы: бессословность, т. е. дела представителей всех сословий рассматривались в одних и тех же судах, что означало равенство всех перед законом; независимость суда, т.е. суд не подчинялся исполнительной власти и принимал самостоятельные решения; несменяемость судей, т.е. правительство не могло своей властью отстранить от должности судью; гласность; состязательность, т.е. участие в процессе прокурора и адвоката (присяжного и частного поверенного), первый из которых выдвигал обвинения, а второй защищал подсудимого; вводился институт выборных присяжных заседателей, определявших, виновен ли обвиняемый.
В основе системы общего суда находился окружной суд, охватывавший одну губернию, с присяжными заседателями. Второй инстанцией стала судебная палата, приходившаяся на несколько окружных судов. Роль высшей инстанции играл Сенат.
Параллельно действовала система мировых судов, занимавшихся разбором относительно мелких дел. Такой суд состоял из одного судьи, который избирался земскими собраниями и городскими думами. Мировым судом второй инстанции являлся окружной съезд мировых судей. Коронный и мировой суды рассматривали гражданские и уголовные дела, но не занимались политическими процессами и не судили высших государственных чиновников. Эти вопросы находились в ведении Высшего уголовного суда. Судебная реформа способствовала либерализации общественной жизни, стала шагом на пути к правовому обществу. Судебная система в России приблизилась к стандартам европейской юстиции. Однако реформа осталась незавершенной. Так, для разбора конфликтов в крестьянской среде сохранялся сословный волостной суд. Новая судебная система вступала в противоречие с существующим политическим строем, вызывала постоянное стремление верхов ее ограничить.
4. Военная реформа началась сразу после Крымской войны в конце 50-х гг. и проводилась поэтапно.
Содержание реформы: сокращение численности армии; создание сети военных и юнкерских училищ, куда принимались представители всех сословий; усовершенствование системы военного управления, введение военных округов, создание Главного штаба; создание гласных и состязательных военных судов, военной прокуратуры; отмена телесных наказаний в армии; перевооружение армии и флота (принятие нарезных стальных орудий, новых винтовок и т.д.), реконструкция казенных военных заводов; введение в 1874 г. всеобщей воинской повинности вместо рекрутского набора и сокращение сроков службы до 6 лет в армии и 7 — на флоте. При этом лица с начальным образованием служили лишь 3 года, со средним — 1,5 года, с высшим — несколько месяцев.
В целом либеральные реформы стали одним из переломных событий в истории России, положив начало модернизации всех сторон жизни, однако эти реформы осуществлялись «сверху», самодержавной властью. Отсюда — их определенная непоследовательность и противоречивость.
Вопрос № 18
Развитие капитализма в пореформенной деревне и феодальные пережитки.
Развитие капитализма.
Реформа 1861г. с одной стороны создала условия для буржуазного развития реформ – отделила помещичье хозяйство от крестьянства. В тоже время реформа сохранила и феодальные пережитки. Барщина – феодальные, а не буржуазные отношения.
Крупным пережитком страны была община, сдерживающая хозяйственную инициативу крестьян:
- круговая порука по платежам,
- ограничение свободного перемещения
- принудительный сееоборот.
Тем не менее капитализм сильнее всего развивался в крестьянском хозяйстве, что привело к разложению крестьян. Российские особенности этого процесса:
1) разлагаясь как класс, крестьяне оставались единые как сословие
2) на помостах в деревне появляются кулаки, живущие эксплуатацией не наемного труда, а должников; не сельские рабы, а пауперы.
3) процесс шел быстрее на окраинах, где крестьянское хозяйство тесно было связано с рынком и медленнее в черноземном центре, где с рынком было связано больше помещичье хозяйство. Капитализм мог окончательно победить либо по американски, - для этого надо было отдать крестьянам всю землю, и они стали бы фермерами, либо по Прусски, - для этого надо было разрешить приватизацию надела.
Вопрос № 19
Завершение промышленного переворота в России во второй половине XIX и. Российские буржуазия и пролетариат. Есть в тетрадке.
Вопрос № 20
Народничество 70-80-х гг. XIX в.: идеология и практическое движение.
На рубеже 1860—1870-х гг. происходит становление идеологии революционного народничества. Свое законченное выражение она обрела в работах Бакунина, Лаврова, Ткачева. Твердо убежденные в том, что человечество в своем развитии неизбежно должно прийти к социализму, эти идеологи возлагали особые надежды на крестьянскую общину в России, рассматривая ее как зародыш социализма. Народников особенно привлекала возможность достижения социализма, минуя капитализм, избежав пролетаризации крестьянства и образования класса буржуа-эксплуататоров. Для этого, по их мнению, достаточно было передать крестьянам все пахотные земли и другие угодья, избавить их от непосильных налогов, освободить от контроля со стороны административно-полицейских органов. Сходясь в основных теоретических установках, ведущие идеологи народничества предлагали различные средства для их претворения в жизнь. М. А. Бакунин (бунтарское направление) видел такое средство в немедленной крестьянской революции, толчок к которой должна дать революционная интеллигенция. П. Л. Лавров (пропагандистское направление) также поддерживал идею крестьянской революции и рассматривал интеллигентов-революционеров как силу, способную возбудить к ней народные массы. Но, в отличие от Бакунина, он считал, что потребуется длительный период для того, чтобы интеллигенция смогла найти общий язык с крестьянством, — период напряженной пропагандистской работы. П. Н. Ткачев (заговорщическое направление) исходил из того, что разрыв между народом и интеллигенцией слишком значителен и, по существу, непреодолим. Поднять крестьян на сознательное революционное движение невозможно. Общину должна освободить интеллигенция, захватив путем вооруженного переворота власть и сверху проведя необходимые преобразования. В конце 1860 — начале 1870-х гг. в России в студенческой среде возник ряд народнических кружков. В 1874 г. их члены начинают массовое «хождение в народ» под бунтарскими лозунгами. Однако поднять крестьян на революцию «бунтарям» не удалось; все их призывы встречали в крестьянской среде самое недоверчивое, а нередко и враждебное отношение. Тогда революционеры начали вести более планомерную пропаганду в деревне. В 1876 г. возникает «Земля и Воля» — организация, игравшая в этой деятельности роль координационного центра. Народники стремились создать в деревне опорные пункты для организованного восстания. Однако никаких серьезных результатов они не достигли. В 1879 г. происходит раскол «Земли и Воли» на «Черный передел» и «Народную волю». «Черный передел», лидером которого был Плеханов, остался на старых позициях. Деятельность этой организации оказалась совершенно бесплодной. «Народная воля» на первый план выдвинула политическую борьбу, стремясь добиться свержения самодержавия. Главным средством их борьбы с властью стал индивидуальный террор, с помощью которого они надеялись развалить существующий строй. «Народная воля» собрала в свои ряды ярких, незаурядных людей — Желябова, Михайлова, Морозова, Перовскую, Фигнер и др. Им удалось создать немногочисленную, но сильную, великолепно законспирированную организацию. Предприняв ряд террористических актов, народовольцы заставили правительство идти на уступки. 12 февраля 1880 г. была образована «Верховная распорядительная комиссия». Во главе ее был поставлен М. Т. Лорис-Меликов, который, с одной стороны, продолжил беспощадную борьбу с революционным подпольем; с другой — провел ряд мер, смягчавших цензуру и произвол местной администрации. Самое же главное, Лорис-Меликов представил царю проект, в котором предлагал создать «подготовительные комиссии» для разработки законопроектов по наиболее важным экономическим, финансовым, административным вопросам. В комиссиях наряду с чиновниками должны были заседать и выборные от земств. Этот проект был с восторгом встречен либералами. Народовольцев же деятельность Лорис-Меликова не удовлетворяла ни в малейшей степени. 1 марта 1881 г. ими был убит царь. К власти пришел его сын Александр III. «Конституция» Лорис-Меликова была отклонена. В стране воцарилась реакция.
Вопрос № 21
Самодержавие и его внутренняя политика 80-90-х гг. XIX в.: причины поворота правительства к реакции, контрреформы, социально-сословная политика.
Вопрос № 22
Буржуазная модернизация России рубежа XIX-XX вв.: сущность модернизации и ее российские особенности. Политика И.А. Вышнеградского - С.Ю. Витте.
Буржуазная модернизация России рубежа 19-20вв.
Модернизация – переход от аграрного общества к индустриальному. В экономике – это индустриализация, т.е. создание крупной механизированной тяжелой промышленности, способной переоснащать всю экономику. Индустриализация вызывает становление современной банковской системы, без кредитов и прямого участия, без которой крупную тяжелую промышленность не создать. Невозможна индустриализация и на базе фамильных капиталов. Отсюда развитие акционерной формы и становление современного рынка ценных бумаг с фондовой биржи. В социальной сфере это урбанизация – рост городов за счет деревни и высокая социальная мобильность индивида, частая смена социальных статусов. В государственно – правовой области: окончательное утверждение парламент, как инструмент властного контроля крупного капитала за общество, а также развитие правового государства. В области сознания и культуры 3 явления порождают модернизацию:
- изменятся тип обыденного сознания и поведения человека. М. Вебер: в аграрном обществе господствует ценностный тип сознания и поведения:
1)примат потребления над производством (человек живет, чтобы потреблять)
2)человек стремится приспособиться к окружающей природной и социальной среде. Индивид принадлежит к группе, сословию.
- в модернизационную и индустриальную эпоху появляется 2 тип сознания и поведения: целевой или прагматический.
1)примат производства над потребителем (живет, чтобы зарабатывать)
2)человек стремиться приспособить для своих нужд окружающий мир в том числе и социальные отношения, и проэксплуатировать окружающий мир в своих интересах.
Модернизация порождает национализм. В аграрном обществе символом объединившим народ страны обычно была абсолютна монархия, правящая династия. Однако, буржуазные революции 18-19в. сильно уронили авторитет монархии, а интенсивное экономичное и культурное развитие стран привело к появлению нового объединяющего народ к символу – идеи нации. Международные конфликты 19в. порождают и национализм, как идею национального превосходства, а создание «великими» державами колоний в Азии и Африки порождает расизм. Новый разлом культуры. Наряду с народнической и классической появляется массовая городская культура. Особенности модернизационного процесса в России проистекали из ее запаздывания. В научной литературе сложилась концепция 3 эталонов капитализма:
- запад
- центральная восточная Европа, включая Россию и Японию.
- страны Азии и Африки
Отсюда:
1)если на западе модернизация начинается «сама собой», «снизу» то в Россию она инициируется и подталкивается сверху – правительство пытается сократить отставание от запада.
2)если на западе модернизация носит комплексный характер, то в России долгое время ограниченный, даже точечный, по преимуществу это модернизация при том, что страна остается сельской, сохраняется абсолютная монархия.
3)Гайер. В России был не один, а два национализма: 1. «реактивный» - его девиз: «догоним запад, мы не хуже». Эти настроения имели место в сравнительно узких кругах деловой и бюрократической элиты. 2. «консервативный» - девиз «раньше было лучше» - это реакция национального сознания на модернизацию, которая в силу запаздывания неизбежно должна была пользоваться западными идеями, формами, приемами, капиталами, т.е. выступала в глазах русских, как вестернизация. Эти настроения были очень хорошо распространены от деревни до зимнего двора. Инициатива политической модернизации, а точнее индустриализации приготовила руководству министерства финансов, которое с 1887-1891 возглавлял Вышнегородский и Витте шли двумя путями:
- создание благоприятных условий для части инвестиций в тяжелой промышленности, а поскольку российский капитал шел туда неохотно, всемирное вовлечение иностранных капиталов. 1891г. Вышнеградский создает жестоко-протекционистский таможенный тариф – высокие пошлины на импорт – тариф «убивал 2-х зайцев» во-первых, защищал отечественных фабрикантов, во-вторых, сигнализировал иностранцев: «везите в Россию не товар, а капитал». 1897г. Витте вводит свободный размер бумажных денег на золотые. Это облегчало вывоз иностранцам прибыли. Иностранный капитал сыграл выдающуюся роль в Российской индустриализации – более 75% основных фондов в тяжелой промышленности, более 90% в высокотехнологических отраслях иностранного капитала. Второй путь к индустриализации прямые государственные вложения не в промышленности, а в ж/д. Если есть ж/д 1900г. принять за 100%, то 90-е и было построено 40%. Это вызвало «цепную реакцию» развития отраслей тяжелой промышленности. Источниками средств послужили резко взросшие при Витте косвенные налоги, удачно размещенные займы, в том чис