Возникновение древнерусского государства. Складывания вече, княжеской власти и дружины. Характер Киевского государства.
В VIII-IX в.у славян начинается процесс перерастания власти князца во власти князя. Потлач – это система даров отдаривание (дружина). В этот процесс у славян вмешиваются норманны. ПВЛ(862г.) ильменские славяне чудь и кривиче обеспокоенные расспросами пригласили к себе в качестве третейского князя из Заморья. Так у словян появляется Рюрик с братьями. Рюрик отправил на Юг своих воеводов Аскольда и Гира, которые к Рюрику не вернулись, осев в старом славянском городе Киев. 882г. после смерти Рюрика его волк Олег захватил Киев и объединил весь путь из варяг в греки.
В XVIII в науки сложилась так называемая норманнская теория. Ученый Байер считал: славяне не исторические, не способны создать государство, государство, как и культуру в целом (создали Германцы для славян). В XIX в. вначале XX в. выстраивается целая система аргументов в пользу норманнских систем:
1. Имена всех 1-ых русских князей это норманнские имена, а славянские.
2. Обнаружены большие кладбища норманнских народов.
3. Норманнские имена дружин.
4. Фальклер норманцев.
Против норманн:
1. Если бы принесли славянские культуру, то славяне бы заговорили на германском языке и принесли бы норманнских богов. Норманны (ассемелились) ославянелись и принесли славянских богов.
2. Государство нельзя создать за раз оно вырастает объективно в условиях раннеклассовых обществ как княжество-дружинная организация. Норманны в лучшем случае лишь строительные материалы.
С истории призвания норманн связана и проблема этнонима Русь.
В науке 2 подхода:
1. Основана на поиске славянских корней
2. Норманнское происхождение (rops) – гребцивой, гребцы – воины.
В истории древнерусского государства (конец IXв. начало XIв.) выделяется 2 больших этапа на 1 до конца Xв. власть Киева распространилась преимущественно на узкую полоску вдоль Днепра, с большинством славянских земель. Киевская Русь состояла договоренных отношениях.
Константин Базанародный: Пактиоты Руси это славяне
Только при Святославе и Владимире с конца X в. местную знать вырезают, на места садятся сыновья Киевского князя славяне из пактиота превращаются в подомников.
Вопрос № 5
Русь в удельный период. Основные типы социально-политического устройства русских земель.Русь в удельный период.
К концу 11в. насчитывались 1,5 десятка земель государств, а в 14 в. 2,5 сотен. Выделяются 3 типа устройства власти:
1. галицко-волынская Русь (юг зап. Украины) хорошие условия для земледелия, поэтому дружина охотно сходится на землю, богатеет. И начинает конкурировать с князем за власть. Богатыми, а значит и политически влиятельными были здесь и города, поднявшиеся на пригнанной торговле. Поэтому власть князя здесь ограничена – это классическая раннефеодальная монархия.
Но эта система оказалась неэффектной в то время. Сил у князей оказалось мало, чтобы удержать финство Галицко-волынской Руси, которая уже в середине 13в. распалась на ряд псевдо государственных образований, попавшие под власть Польши. Аналогичным образом была образована власть по всей Руси.
2. Новгородская Русь. Главные богатства – лесные и водные угодья, принадлежащие новгородским боярам – потомкам «лучших», «сильнейших» славянских мужей до Рюриковой эпохи. (Боярин эпохи раздробленности – это дружинник, севший на землю).
Раз бояре богатые, значит и власть у них. Они осуществляют власть ч/з вече.
Вече – распорядительная власть. Здесь же бояре избирали исполнительную власть: посадник, из бояр (глава администрации), тысяцкого (помощник посадника), из купцов.
Новгородцы также избирали священника.
Князь в Новгороде служил по договору за плату:
1. читался главой Новгородской земли и т.о. олицетворял единство Новгорода с Русью. Но это главенство князя декоративно, национальное, а не настоящее.
2. суд. Охранял и защищал город.
Историки называли эти Новгородские порядки боярской республикой. Аналогичные порядки сложились в Вятке и Пскове.
3. Владимиро–Суздальская Русь. Условия для земледелия средние, поэтому дружина лишь частью села и частью продолжает ходить с князем. Города относительно небогаты, поэтому власть князя неограниченна – это деспотическая монархия. Эта система оказалась эффектной. В то время, когда другие княжества переживали распад, Владимиро-Суздальские княжества расцветали.
Вопрос № 6
Возвышение Москвы и начало складывания единого Русского государства Возвышение Москвы.
Объяснение причин возвышения Москвы Ключевского:
1. срединное положение Москвы, она как бы прикрыта другими русскими от степи, здесь безопасней.
2. приток населения с юго-востока на восток.
3. земледельцы быстро осваивают опалья, а население прибывает.
4. монастырско-крестьянская колонизация леса. Отсюда рост богатства Московского княжества.
5. на рубеже 13-14 вв. Москва неожиданно для себя получает военную силу.
6. Иван Калита 1325-1340гг. «купил» Москве право содержать митрополию.
Отношение русского народа к Москве не было одинаково на протяжении этого времени. В начале на Москву и ее князей смотрели, как на хищников, хватавших все, что плохо лежит. Ключевский действительно именно так характеризует московских князей, которые по ярославскому закону не имели права на получение великого стола, а потому вынуждены были пуститься во все тяжкие любой ценой, увеличивая богатство и могущество Москвы так, чтобы ордынцам ничего другого не оставалось, как отдать ярлык именно им. Отношение русского народа к Москве стало меняться с правлением Ивана Калиты. Политика его находила действительную оценку. С одной стороны люди осуждали ту жесткость, с которой он подавлял антиордынские выступления. Иван 1 обеспечивал Руси почти четверть века спокойствия, когда ордынцы, получая сполна выход и богатые подарки, сверху перестали заглядывать на Русь. Выросло целое поколение непуганых русских людей, дети этого поколения одержат в 1380г. победу на Куликовом поле. К концу 14в. отношение к Москве уже явно позитивное. Это видно из отношение людей к Донскому. Под его знамена встали рати из других русских земель. На Куликовом поле вышли эти разные отряды, а с Куликова поля вернулся русский народ, безоговорочно признавший Москву. В ходе борьбы за объединение русских земель, против Ордынского господства выделяются 3 этапа:
1. рубежа 13-14в. до Куликовой битвы. Основная борьба завязывалась между Москвой и Тверью за лидерство, и Москва выигрывает.
2. конец 14-середина 15в. Центр тяжести борьбы переносится внутрь самого Московского княжества. Московский князь стремится ограничить, ликвидировать уделы. Главным событием стала феодальная война 15в., а главным итогом становится новая модель передачи власти и земель княжества наследникам. Раньше князья смотрели на свои княжества, как на вотчину, и старались наделить всех сыновей уделами, теперь на княжество начали смотреть как на государство, которое может быть передано только одному сыну, остальным в лучше случае, даются совсем небольшие имения «в корм».
3. 1462-1505-1533гг. Процесс собирания русских земель резко активизируется, территория государства 400 тыс.кв.верст, достигает 2 млн.800 тыс. кв. верст к концу правления Василия 3. Именно Иван3 присоединил Тверь и, всегда державшись особняком Новгород. Одновременно решается важнейшая задача освобождения от ордынской власти. В 1480г. хан Ахмат, решивший показать Русь за отказ платить предпринимает поход, завершающийся на р.Угре. Ордынское государство распалось.
Вопрос № 7
Социально-экономическое развитие России в ХУ-ХУП вв. Основные группы населения средневекового общества. Новые явления в экономической жизни XVII века Социально-экономическое развитие России.
15-17вв. – это время, когда на Руси складываются основные классы сословия феодального общества.
Классы – большие группы людей, различающиеся друг от друга своим отношением к средству производства, ролью организации производства и той доли материальных благ, которой они располагают.
Сословия – большие группы людей, различающиеся друг от друга разным набором прав и обязанностей, зафиксированных в законе.
Общество:
1. тяглые (работают и платят казне): а) крестьяне:
- черносошные
- дворцовые
- владельческие
Б) посадские
2. служилые (ничего не платят в казну, но служат государству)
А) по прибору
Б) по отечеству:
- бывшие удельные князья
- бояре
- дворяне (сидят в поместье)
Положение владельческих крестьян было хуже всего, но говорить о том, что они подверглись жестокой эксплуатации нельзя. Само слово «крестьяне» появилось в русском языке в 15в. и первоначально значило крестьянин – земледелец => что в православной стране эти люди не могли занимать приниженное положение. Все наиболее тяглые работы выполняли не крестьяне, а задворные холопы. На протяжении 15-17вв. идет процесс сближения положения разных категорий тяглых – все они закрепощены. В лит-ре существует 2 концепции закрепощения тяглых:
1.указная – государство своими указами закрепостило тяглых. В нечерноземном центре – историческом ядре русского государства урожайность была невысокая, прибавочный продукт мал или отсутствовал, поэтому разного рода платежи и повинности производились из необходимого продукта, а поэтому крестьянство было склонно убегать, от этого страдала казна и феодалы, которые не могли привести в войско государя достойного количества воинов. Поэтому государство и закрепостило крестьян.
2. безуказная – правительственные указы не создали крепостных порядков, а лишь осветили, подтвердили их. Не столько крестьян закрепостили, сколько крестьяне сами закрепостились, попав в долговую зависимость, ищя могущественного покровителя.
Основные веки закрепостительного процесса:
1497г. – судебник Ивана3, первый свод законов русского государства.
1581 – 1582гг. – заповедные лета – законы – переходы запрещены даже в Юрьев день.
1565 – 1572гг. – опричнина Ивана 4.
1597-1598гг. – урочные лета.
1649г. – соборное уложение – запрещало всякое перемещение тяглых. Сыск беглых стал бессрочным.
Закрепощение сыграло решающую роль в складывании класса зависимых крестьян. На протяжении 15-17вв. идет процесс сближения положения разных категорий служил, в основе которого лежит постепенное стирание различий м/у вотчиной и поместьем. Вотчина начинает отбираться государями как будто это поместье, а поместье начинает продаваться и покупаться как будто это вотчина.
К концу 17в. 2 участка земли одинаковой площади и качества, вотчина и поместье – стоили почти одинаково, вотчина – чуть дороже. Раз исчезла разница м/у вотчиной и поместьем, значит исчезла м/у боярами и дворянами. Бояре численно заметно уступавшие дворянству, сильно побитые опричниной и смутой растворяются в массе дворян. Так сложилось более или менее единый класс сословия феодал.
Вопрос № 8
Развитие русской государственности в ХУ-ХУП вв.: от сословно-представительной к абсолютной монархии.Развитие русской государственности.
Во второй половине 15в., первой и третьей 16в. в России существовала диспатическая монархия, единое, но не вполне централизованное государство. Власть на местах принадлежала местным, бывшим князьям и боярам, чтобы установить собственный контроль над провинцией. Московские государи посылали на места наместников – кормленцев, которым разрешалось, наряду с выполнением государственных функций, кормиться за счет местного населения. Несмотря на то, что эта государственная система была достаточно сложной, централизацию властей и управления она не обеспечивала, даже при наличии одного общерусского судебника 1497г. В 16в., прежде всего в правлении Ивана4 российское государство строится в форме сословно – представительной монархии. С 1547г. государь начинает именовать себя царем, принимает помазание на царство, как и его предшественники, он не в состоянии управлять без опоры на знатное боярство, отсюда значительная роль боярской думы в системе управления страной. Как и его предшественники, Иван4 тяготит т зависимостью от бояр, стремится отодвинуть их от управления, но для этого ему нужна иная социальная опора, такую социальную опору он видит в растущем классе – боярстве. Отчасти может и в лице городов. Поэтому при Иване4 начинают собирать Земские соборы. Царь пытается опираться не столько на думу, сколько на соборы. Начинают собираться и освещенные соборы – собрание духовенства, которые корона также пытается использовать в борьбе за централизацию власти. Важным условием такой централизации было создание и центрального аппарата, который и возник при Иване4 - в виде приказа – учреждений, отвечавших за разные отрасли, территории государства, за администрацию, налоги и суд. Поскольку создавались приказы по случаю без общего плана, этот централизованный аппарат к концу 16в. оказался чрезвычайно громоздким, приказы работали не эффективно, тем не менее шаг к созданию централизованной администрации был сделан. Важной задачей правительства было превращение армии в эффективную полицейскую силу. Этой целью служила реформа избранной рады. Наряду с феодальной колонизацией – основой войска были созданы стрелецкие полки, поселившиеся в Москве, которые должны были обеспечить безопасность государя в случае народных волнений или заговора. Важным направлением внешней политики были попытки реформы суда, очищение его от взятки, несправедливости, а также введение новой налоговой системы – меры прописанные в судебнике 1550г. Еще одним важнейшим, но неудавшимся направлением стала реформа избранной рады, направленная на переделку местного самоуправления. Наместников – кормильцев решили заменить местными выборными, губными и земскими старостами, считалось, что местные быстрее наведут порядок, оплачивать их работу не предполагалось, денег в казне из – за частых воин не было. В итоге выборные отказывались выполнять свои обязанности, в конце концов от их услуг отказались, заменив их воеводами, которым в отличие от кормленцев запрещено было брать с местного населения.
Вопрос № 9
Реформа Петра I: причины, основные направления и значение Реформа Петра1.
В литературе проблема причин трактуется по-разному. Соловьев считал, что причины реформ лежат внутри самого русского Московского общества, которое переживало своеобразный нравственный интеллектуальный кризис и реформы это ответ на этот кризис. Ключевский видел причины реформ вне русского общества. Реформы породила война. В современной литературе утвердился взгляд, согласно которому реформы Петра были воплощением, выражением противоречивых тенденций социально – политического развития России 17в. С одной стороны на лицо некоторое распространение товара – денежных отношений, начала складывания всероссийского рынка, как системы торговых связей м/у областями, появление первых мануфактур, т.е. начала буржуазного развития. С другой стороны именно в середине 17в. оформляется крепостное право, которое ограничивает, сдерживает элементы капитализма. Эти социально – политические противоречия русского общества сделали противоречивой и политику Петра, который стремился поставить Россию на уровень Европейских держав с помощью крепостных приемов. Проблему планомерности, подготовленности петровских реформ первым поставил Ключевский, который считал, что никаких планов преобразований у Петра на самом деле никогда не было, все реформы – это импровизация. Такой же точки зрения поддерживался Милюков. Совершенно иначе рассуждает Павленко : все реформы Петра готовились заранее, был и общий замысел. Компромиссное мнение сформулировал Анисимов: Первые реформы Петра действительно импровизация, но с 1917-1918гг. т.е. с коллежской реформы преобразования уже планировались заранее. Это суждение Анисимого одновременно содержит и периодизацию петровских реформ с двумя периодами до и после Коллежской реформы. Реформу Петра судили по впечатлению, какое она о себе оставила, а впечатление воспринималось по настроению минуты, по общественной погоде, какая создавалась сторонними веяниями.
Вид №1 1. Петровские реформы были вызваны рядом факторов:
а) нарастало экономическое и военное отставание России от передовых европейских стран, что представляло угрозу национальному суверенитету;
б) служилое сословие по своему социально-политическому и культурному уровню не соответствовало требованиям общественного развития страны, оставалось патриархальной социальной общностью средневековой эпохи, имевшей смутное представление даже о своих сословных интересах;
в) социальная нестабильность порождала необходимость укрепления позиций правящего класса, его мобилизации и обновления, а также совершенствования государственного аппарата управления и армии;
г) необходимо было добиться выхода к морю.
Одним из условий начала реформ стала сама личность царя-преобразователя.
2. Непосредственная государственная деятельность Петра началась с организации в 1695 г. первого Азовского похода. Мощную турецкую крепость взять не удалось из-за отсутствия флота, способного ее блокировать с моря. Петр, осознав причины неудач, начал энергичную подготовку ко второму походу и благодаря действиям построенных на верфях Воронежа галер сумел в 1696 г. взять Азов.
Для.развития успеха и осуществления прорыва в Черное море Петр принял решение о создании мощного флота. Кроме того, он организовал в 1697 г. Великое посольство в Европу в целях приглашения на русскую службу специалистов, закупки вооружения, ознакомления с политической обстановкой, экономическими и культурными достижениями стран Западной Европы.
Толчком к проведению военной реформы стало неудачное начало Северной войны. Были изменены принципы комплектования и организации армии. Вместо дворянского ополчения и стрелецкого войска начинает создаваться регулярная армия. Вводятся рекрутские наборы. Для подготовки офицерского корпуса создаются специальные «школы. Возникает гвардия. Был создан сильный военно-морской
флот.
3. Реформа системы государственного управления, предпринятая Петром I, объясняется необходимостью создания нового государственного аппарата, отвечавшего духу времени и способного эффективно осуществлять руководство модернизирующимся обществом. В ходе губернской реформы 1708—1710 гг. страна была разделена на 8 губерний (позже — 11) во главе с генерал-губернаторами и губернаторами, назначавшимися царем из числа особо доверенных лиц. Губернаторы сосредоточили в своих руках высшие военные и гражданские функции и всю полноту судебной власти на местах. С1719 г. губернии стали делиться на 50 провинций, а последние — на уезды. С формированием коллегий реформа получила свое завершение, так как все местные органы стали подчиняться соответствующим коллегиям. Реформа привела к росту местного бюрократического аппарата.
В1711 г. создается Сенат. В 1718 г. на смену приказам стали приходить коллегии. Ведущими стали Военная, Адмиралтейская и Иностранная. В 1721 г. была создана Духовная коллегия, вскоре переименованная в Синод, организованный по образцу светских коллегий во главе с чиновником — обер-прокурором, назначаемым царем. В результате этой реформы церковь полностью подчинялась государству, превратившись по сути дела в часть его бюрократического аппарата. Структура и функции новых органов власти вплоть до организации делопроизводства, процедуры заседаний, штатного расписания были подробно разработаны в Генеральном регламенте и регламентах отдельных коллегий. В 1722 г. принята Табель о рангах — государственный закон, определяющий порядок прохождения службы и устанавливающий иерархию служебных разрядов. Теперь принцип занятия той или иной государственной должности по знатности заменялся бюрократическим. Продвижение по служебной лестнице зависело от выслуги, образования, а в итоге — от личных способностей дворянина. В трех разрядах службы — гражданской, военной и дворцовой — все должности разделялись на 14 рангов — от 1-го высшего, например, канцлера в гражданской службе, до 14-го низшего — коллежского регистратора. Табель о рангах отделила чиновный класс от низшей бюрократии. При Петре чиновник уже с 14-го ранга получал личное, а с 8-го (коллежский асессор) — потомственное дворянство. Для военных потомственное дворянство предоставлялось с 14-го ранга — низшего офицерского чина прапорщика. Это давало возможность наиболее способным представителям низов продвигаться вверх по социальной лестнице.
4. Промышленность пережила наиболее существенные сдвиги в связи с военными потребностями России и активной политикой государства, сумевшего мобилизовать природные и человеческие ресурсы страны. Было начато освоение нового промышленного района — Урала, ставшего вскоре центром металлургии. Легкая промышленность развивалась за счет строительства мануфактур, выпускавших продукцию для военных нужд и, в значительно меньшей степени, для внутреннего рынка. Всего в стране было основано около 200 мануфактур. Особенностью российской промышленности было то, что она создавалась преимущественно за счет казны и долгое время находилась под непосредственным государственным контролем. Другой особенностью промышленности было использование крепостнического труда на мануфактурах. С ростом промышленности на заводах обнаружился дефицит рабочих рук. Решение проблемы оказалось возможным лишь за счет использования подневольного труда. На вспомогательные работы привлекались государственные крестьяне, приписываемые целыми деревнями к тому или иному заводу и обязанные в течение 2—3 месяцев исполнять там свои повинности. А в 1721 г. Петр разрешил мануфактуристам покупать к заводам крепостных крестьян, которых стали называть «посессионными».
Выросло значение внешней торговли. Силовыми методами царь начал переводить торговлю из Архангельска на Балтийское море, что вызвало разорение многих купеческих фамилий. В 1724 г. в России был введен таможенный протекционистский тариф, призванный оградить русскую промышленность от иностранной конкуренции и содействовать установлению активного торгового баланса. На экспорт вводились низкие пошлины, чтобы стимулировать продажу русских товаров на внешних рынках. На ввоз устанавливалась высокая пошлина, если эта продукция производилась в России, и низкая, если она не производилась и была необходима для отечественной промышленности (краски, шерсть, сахар-сырец и др.).
5. В результате преобразований были созданы мощное промышленное производство, сильная армия и флот, что позволило России добиться выхода к морю, преодолеть изоляцию, сократить отставание от передовых стран Европы и превратиться в крупную державу. Однако форсированная модернизация и заимствование технологий осуществлялись за счет резкого усиления архаичных форм эксплуатации народа, оплатившего крайне высокой ценой положительные результаты реформ.
Реформы государственного строя придали новые силы служилому деспотическому государству. Европейские формы прикрыли и укрепили восточную сущность самодержавного государства, чьи просветительские намерения не совпадали с политической практикой.
Реформы в области культуры и быта, с одной стороны, создавали условия для развития науки, просвещения, литературы. Однако дворянство, воспринимая ценности европейской культуры, обособлялось от национальной традиции и ее хранителя — русского народа, чья привязанность к традиционным ценностям и институтам нарастала по мере модернизации страны. Это вызвало глубокий социокультурный раскол общества, во многом предопределивший глубину противоречий и мощь последующих социальных потрясений.
Вопрос № 10
Социально-политический смысл дворцовых переворотов. Социально – политический смысл дворцовых переворотов.
С 1725-1726гг. – это время, когда лица у власти менялись часто, обычно с использованием гвардии. Причины смены лиц: во взаимодействии и борьбе тех главных политических сил того времени – это корона, аристократия, дворянство.
Корона: государи, пришедшие на смену Петру, по масштабу личности, сильно уступали Петру, поэтому они часто прячутся за спины фаворитов, которых выносят на подмостки истории. Все их правления в смысле удержать корону.
Аристократия – остатки боярских рядов, иностранцы. Несмотря на то, что аристократия была раздираема борьбой группировок, в отношении короны она действовала солидарно, стремясь поделить власть с короной. В правлении Екатерины1 (1725-1727гг.) аристократия создает Верховный тайный совет, который фактически соуправлял вместе с Екатериной, а затем с Петром2. В 1730г. верховники решили пригласить на русский престол племянницу Анну Иоанновну, и при этом юридически оформить перераспределение власти м/у короной и советом. Анна в начале согласилась, но когда поняла, что это ограничение ее власти не поддерживает Московское дворянство, отказалась от кондиций. Кондиции стали самым крупным и одновременно последним политическим достижением аристократии. Для того, чтобы противостоять домогательствам аристократии корона пошла по пути сближения с дворянством как надежной опорой самодержавной власти. Анна устанавливает срок службы 25 лет, разрешает единственному сыну у родителей не служить, отменяет указ о едином наследии, распространяется практика записи младенцев в солдаты. При Елизавете Петровне дворянам были даны значительный экономические льготы, открыт земельный банк, дана монополия на винокурение. Наконец, Петр3 освободил дворян от необходимости служить. Все э то меры с одной стороны прочно привязали дворян к самодержавию, изолировали аристократию, а с другой стороны означает начало глобального раскрепостительного процесса, первым результатом которого стало освобождение дворян от обязательной службы.
Вопрос № 11
Государственно-правовые и социальные преобразования Екатерины П. «Просвещенный абсолютизм». «Золотой век русского дворянства». Есть в тетрадке.
1. «Просвещенный абсолютизм» — одна из форм государственной политики многих стран Европы, возникшая на определенной стадии их развития в результате укрепления позиций новых общественных сил, боровшихся за свои права с существующими абсолютистско-фе-одальными режимами. Эта политика формировалась под влиянием идей Просвещения, осуждавших сословное неравенство, произвол власти, католическую церковь и обосновывающих «естественные права» человека — свободу, равенство, право на частную собственность, а также принцип разделения властей, верховенство закона и др. Философы-просветители полагали, что «просвещенные монархи» с либеральными взглядами, проводя реформы, утверждая «разумные законы» и способствуя распространению знаний, смргут добиться экономического процветания, социальной гармонии и безопасности для своих народов,
В России политика -«просвещенного абсолютизма» объясняется следующими причинами: а) стремлением верховной власти привести существующие систему управления, уровень социально-экономического и культурного развития в соответствие с духом времени; б) остротой социальных противоречий и необходимостью принятия таких мер, которые бы смягчали недовольство низов; в) притязаниями России на ведущую роль в системе международных отношений.
Однако незрелость социальных и духовных предпосылок (отсутствие национальной буржуазии, непросвещенность основной массы дворянства, патриархальность населения) приводила к тому, что политика просвещенного абсолютизма носила поверхностный характер. Задачи политики просвещенного абсолютизма в России: а) укрепление самодержавия за счет модернизации и совершенствования системы управления, устранения ее наиболее архаичных элементов; б) расширение прав и свобод дворянства в целях его превращения в привилегированное и просвещенное сословие, способное не за страх, а за совесть служить интересам государства и всего общества; в) проведение мер, направленных, с одной стороны, на усиление власти помещиков над своими крестьянами, а с другой — призванных смягчить социальную напряженность; г) создание условий для экономического развития страны; д) распространение знаний, развитие европейских форм культуры и образования в стране; е) повышение авторитета России за границей, укрепление ее международного положения.
Вопрос № 12
Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в.: кризис феодальной системы и начало промышленного переворота. Социально-экономическое развитие в России в первой половине 19в.
Феодальная система основана на 3 принципах:
1. господство натурального хозяйства
2. рутийность техники
3. прикрепление производителя к средствам производства.
В первой половине 19в. эти признаки начали разрушаться и отмирать, в 30-е годы 20% хлеба становится товаром. Техника оставалась рутийной, потому что работник крепостной
1. Вне черноземной полосе рост оброка как следствие развития товара – денежных отношений заставляет крестьянина уходить в город на заработки.
2. В черноземной полосе помещик под воздействием товара – денежных отношений расширяет свою запашку.
И 1 и 2 имеют своим следствием падение урожая – это и есть кризис феодальной системы. Промышленный переворот – переход от мануфактур к фабрике, имеющий 2 стороны:
1. техническая – широкое распространение машин,
2. социальное – образование классов пролетариата и буржуазии.
В России переворот начинается в 30-50-е гг.:
1. появляется первая фабричная отрасль производства:
2. 1837г. первая железная дорога Петербург – Царское Село
3. 1850г. на реках Европейской России 100 пароходов.
Социальные перемены запаздывают, на фабриках не пролетариат, а крестьяне-отходники. Сами фабрики не были главным делом у предпринимательских купцов, получавших основную прибыль с торговли.
Это обстоятельство дало возможность Рындзинскому предпринимателю собственную датировку начала промышленного переворота.
Вопрос № 13
Самодержавие и его внутренняя политика в первой половине XIX в.: реформаторская и консервативная тенденции. Самодержавие или внутренняя политика первой половины 19в.
В условиях кризиса феодальной системы и начала капитализма на Западе произошли буржуазные революции, абсолютная монархия уступает место конституционной монархии или даже республике. В России революции не происходит. Буржуазия, сыгравшая революционную роль в Европе и Америке, в России такую роль сыграть не могла – слишком тесно она была связана с казной, выйдя из народа она сохранила присущее народу глубокую религию и цизоризм. Поэтому все планы государственных преобразований в конституционном духе в России так и остались не реализованными, а их авторы были не вождями революции, а политическими одиночками, в лучшем случае способны лишь на заговор – Сперанский, декабристы, Новосельцев. Максимум во что вылилась либеральная конституционная тенденция возможного развития российской государственности – это конституция Польши 1815г. Еще одним элементом конституции стало учреждение в 1850г. по проекту Сперанского – законовещательного органа власти. Со временем складываются традиции предварительного обсуждения всех важных проектов, решение которых не являлось обязательным. Поскольку конституционная тенденция возможного развития государства не осуществлялась, осуществлялась другая – прямо противоположная. Условия кризиса феодальной системы, начало революционного движения в стране заставили правительство пойти пути сверх централизации власти и управления, что наиболее ярко проявилось в правлении Николая1.
Инструментом такой сверх централизации стало Собственное Его Императорского Величия Канцелярия, подмявшие под себя все высшие и центральные органы управления и власти. Главными отделениями канцелярии были второе и третье. Второе отделение под руководством Сперанского, осуществляло кодификацию законов, вышедших в свет после 1649г. ПСЗ РИ (полное собрание законов российской империи). СЗ РИ (свод законов российской империи) – это высший шаг к сверх централизованной власти, теперь каждое учреждение, сословие, подданные точно знали свои права и обязанности. Третье отделение – политическая полиция Бекендерор, не допустить повторений декабристов. По выражению русского историка Преснякова: «при Николае1 самодержавие достигает высшей точки развития». Кризис феодальной системы сделал главным вопросом внутренней политики - вопрос с крепостном праве. И Александр1 и Николай1 хотели, но боялись отменить крепостное право отсюда полумеры непоследовательной политики. 1803г. указ о вольных хлебопашцах – помещикам предлагалось освободить своих крепостных с землей за выкуп. Однако этот закон не заработал. В 1815-1816гг. правительство ввело инвестиционные соглашения м/у крестьянами и помещиками Прибалтики. Эта мера ограничивала эксплуатацию крестьян. Однако вскоре в отношении крестьян начинается совсем иная политика о помещичьих крестьянах политика забывает, берется за переустройство государственной деревни, по инициативе фаворита Аракчеева в этой деревне создаются военные поселения. Замысел состоял в том, чтобы сохранить финансовое содержание армии, часть армии домой, военные поселения создаются как компенсация, крестьяне объявляются военнослужащими, в тоже время они себя содержат самостоятельно. Военные поселения бунтовали не переставая.
В 1842г. Николай подписал указ об обязательности крестьян. Помещикам предлагалось перевести крестьян на инвентари. Однако и этот закон не работал. В целом крестьянская политика первой половины 19в. оказалась неудачной, но она нашла формулы, которые впоследствии будут использоваться при подготовке реформы 1861г.
Вопрос № 14