Основные вехи развития российской историографии. Летописи. В.Н. Татищев. Н.М.Карамзин. С.М.Соловьев. В.О.Ключевский. Марксистская историография.
Основные вехи:Средневековый книжник, обычно служитель культа объяснял исторический процесс Промыслом, Провидением Господним. Этот взгляд на историю называется провиденциализмом (европейские хроники, русские летописи).Пример: «Повесть временных лет», Нестор-летописец.
С XVII в. в Европе и с XVIII в. - в России новое объяснение истории дает идеология (философия) Просвещения: Бог только сотворил мир, а все остальное люди сделали сами. Это объяснение появляется в ответ на социальный заказ, быстро богатеющей буржуазии (последствия Великих географических открытий и связанного с ними подъема торговли и промышленности, развития капитализма). В трудах Т. Гоббса, Вольтера, Ш. Монтескье и др. исторический процесс объяснялся действиями людей. Чем просвещеннее, разумнее эта деятельность - тем более гармоничным, материально и культурно преуспевающим будет общество. Историю делают великие люди: просвещенные монархи, мудрые министры и т.п. Это субъективистский подход к истории (ее делают субъекты -деятели). В русской историографии этих идей придерживались В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов, Н.М. Карамзин. У Татищева историю делают такие люди, как Петр I. Карамзин - автор знаменитой «Истории государства Российского» - ценит в деятелях истории не только разумное, но и нравственное начало. В начале XIX века в европейской мысли происходит своеобразная интеллектуальная революция. Великий философ Гегель завершает своим творчеством школу немецкой классической философии. Он доводит идею Просвещения до крайности, и она, фактически, превращается в свою противоположность: если у Просвещения «Разум правит миром», то у Гегеля «Мир - это и есть Разум». История предстает как этап саморазвития изначального Абсолютного Разума (Абсолютного Духа, Мирового Духа). Высшей стадии исторический процесс достигает тогда, когда Мировой Дух «человеческими руками» создает (воплощается в) государство. История, таким образом, приобретает объективный, т.е. не зависящий от воли и желания людей (даже великих исторических деятелей) характер. Русская научная, общественная мысль уже в 30-40-е гг. начинает осваивать гегельянство. Во второй половине XIX в. крупнейшим русским историком, находившимся под влиянием философии Гегеля, был С.М. Соловьев - автор самого объемного обобщающего научного труда по отечественной истории - «Истории России». Соловьев объясняет исторический процесс действием объективных факторов. Это «природа страны», «природа племени» (примерно то, что сейчас называют менталитетом, национальным характером) и «ход внешних событий» (они даны нам извне, как условие, к которому мы вынуждены примеряться).В 40-50-х гг. XIX в. в Европе происходит новая интеллектуальная революция - появляется философия марксизма. Маркс, начинавший как гегельянец, условно говоря, изменил угол зрения: не Дух, Сознание, а Бытие, Материя первичны, изначальны. В общественной жизни, соответственно, первичным является производство материальных благ. Его осуществляют, по Марксу, производительные силы (человек-работник и те средства производства, которыми он располагает) в рамках определенных производственных отношений (отношения между людьми в процессе производства). Поскольку производство - первичная сфера жизни общества, производственные отношения Маркс называет базисом, а все другие общественные отношения (право, государство, политика, идеология) -надстройкой. Базис и надстройка определенной исторической эпохи составляют общественно-экономическую формацию. Маркс считал, что все страны и народы мира под действием развития производительных сил движутся по «исторической лестнице» формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая. Переход от одной формации к другой происходит за счет социальной революции. Последняя складывается из конфликта производительных сил и устаревших производственных отношений, тормозящих производство, а также резкого обострения классовой борьбы. Крупнейший русский историк конца XIX - начала XX в. - В.О. Ключевский, хотя и не являлся марксистом, некоторое влияние Маркса все же испытал. Как и Соловьев, он считал, что в основе исторического процесса лежат объективные факторы: 1) естественно-географический; 2) этнопсихологический и культурный; 3) экономический; 4) социальный; 5) политический. Каждая историческая эпоха основана на оригинальной, неповторимой комбинации этих пяти факторов, которая, преломляясь в сознании людей, порождает оригинальные, свойственные только данному времени представления, мировоззрения, идеологии. Ими и руководствуются люди в своем поведении. Так развивается история. Если Соловьев, как последователь Гегеля, основное внимание обращает на историю государства, то Ключевский - на историю народа, главное явление русской истории у него - народная колонизация - освоение все новых и новых территорий.Вся советская историография была марксистской, иной она по политическим причинам и не могла быть. Как марксистская она лучше всего разработала историю экономики и историю классов и классовой борьбы. Ее слабой стороной была «политизация» науки (М.Н. Покровский - первый профессиональный историк-марксист говорил, что история - это опрокинутая в прошлое политика).Современная историография (основной водораздел проходит между линейными и нелинейными представлениями об историческом развитии): идея всемирного прогресса против идеи цивилизации, как этно-культурной общности, которая подобно живому организму рождается, взрослеет, стареет и умирает, ни о каком всемирном прогрессе говорить нельзя. Для современной историографии в целом характерен поворот в сторону изучения человека, так сказать антропологизация истории.
Вопрос № 3