Реформы избранной Рады. 13. Иван 4 Грозный. Опричинина.
Борьба за достижение основных стратегических целей в области внутренней и внешней политики, определившихся на рубеже XV–XVI вв., продолжалась в XVI столетии. Это столетие неразрывно связано с именем первого русского царя Ивана IV (1533–1584), прозванного Грозным, период правления которого составляет целую эпоху русской истории. В деятельности Ивана Грозного выделяются два этапа: доопричный и опричный.
Первое правительство Ивана Грозного – Избранная рада (круг приближенных к царю лиц – Андрей Курбский, Адашев, Сильвестр, дьяк Висковатый, митрополит Макарий) проводила ряд важных структурных реформ, направленных на укрепление централизованного аппарата власти, укрепление основ Российского государства:
1) созыв Земских соборов – собраний представителей сословий;
2) издание нового Судебника (1550 г.). Он базировался на Судебнике 1497 г., который сохранил Юрьев день, но увеличил размер пожилого. Судебник содержал более упорядоченные статьи о правилах перехода крестьян и разрешал превращать холопов в крестьян, ограничил права наместников (исполнявших местную власть), вводил статьи о наказании за взяточничество. Податное население должно было нести тягло – совокупность натуральных и денежных повинностей. В XVI в. установилась единая для всего государства мера взимания налогов – соха, земельная единица, зависевшая от положения владельца и качества земли.
Последующие этапы закрепощения крестьян были отмечены тем, что в 80-е гг. в практику вошли «заповедные» годы (от слова «заповедь» – запрет) – временный полный запрет на крестьянские переходы, Юрьев день запрещался. В 90-гг. крестьяне полностью лишились права перехода от одного феодала к другому. Они ответили на это бегством, принявшим массовый характер, вследствие чего в 1597 г. был введен пятилетний срок сыска беглых крестьян.
Реформы повысили централизацию государства, эффективность управления, способствовали становлению сословно-представительной монархии. Ее основа – власть царя-самодержца (Иван VI был первым царем, за которым всеми официально был признан титул царя). Его власть отличалась от великокняжеской тем, что монарх становился царем через особое церковное таинство – венчание, помазание на царство, при котором он приобретал статус «отца» для всего народа – «царь-батюшка».
Создание центральных органов государственного управления – приказов, высшего исполнительного органа двух видов:
1) отраслевые приказы, управляющие отдельными сферами жизни государства: Посольский, Стрелецкий, Разрядный, Пушкарский и т.п.;
2) территориальные приказы, управляющие присоединенными к России новыми землями: приказ Казанского дворца, приказ Астраханского дворца.
Функции многих приказов дублировались, были распределены нечетко.
Боярская дума – законосовещательный орган власти, включала в себя потомков удельных князей, старомосковских и других боярских родов, «Совет всей Русской земли». Царь и Дума осуществляли процедуру принятия законодательных актов – «Царь указал, бояре приговорили».
Сословно-представительная монархия – форма правления, предусматривающая участие сословных представителей в управлении страной. Земский собор – сословно-представительный законосовещательный институт. Первый был созван в 1549 г. Он состоял из Боярской думы, Освященного собора из числа высших иерархов русской православной церкви и представителей различных слоев землевладельцев (помещиков). В работе этого учреждения не участвовали выборные от социальных низов (податные сословия).
Существуют разные точки зрения по поводу полномочий Земских соборов:
1) это высший законосовещательный орган власти;
2) орган, соединяющий центральную и местную власть.
Земские соборы собирались нерегулярно. Законодательно компетенция Земских соборов четко не фиксировалась, и все они были очень разные – на одних решались рядовые вопросы (поддержка решения правительства, подготовка нового Судебника), на других – вопросы, от которых зависела дальнейшая судьба страны (Собор 1613 г.). Регулярно действующим «парламентским» органом, ограничивающим самодержавие в России, Земский собор не стал.
С целью укрепления вооруженных сил Российской державы была проведена военная реформа:
1) введен единообразный порядок организации военных сил: по отечеству (по происхождению) для дворян и боярских детей и по прибору (по набору). «Приборные люди» селились отдельными слободами, получая за службу коллективные земельные «дачи», также им разрешалось вести мелкую торговлю и заниматься промыслами;
2) из числа служилых людей «по прибору» сформировано стрелецкое войско – личная охрана царя;
3) во время походов отменено местничество (порядок замещения должностей в войске в зависимости от знатности воевод).
В системе местного самоуправления упразднены должности наместников (на местах им принадлежала вся полнота власти, назначались из центра), отменены «кормления» (за выполнение обязанностей – суд, управление – наместник взимал с население налог, который шел лично ему). Властные полномочия и судебные функции на местах перешли в руки воевод, назначаемых правительством, а также выборным из детей боярских – губным старостам.
Реформы середины XVI столетия привели к крупным военным успехам: к России были присоединены Казанское и Астраханское ханства, в состав государства вошли Среднее и Нижнее Поволжье, а также Южное Приуралье. Открывалась возможность дальнейшего продвижения на восток, в Сибирь. Сибирское ханство было разгромлено и присоединено в конце XVI в.
В целом государственно-административные реформы значительно укрепили центральную власть и государственное управление.
Лидеры Избранной рады были сторонниками постепенных реформ, ведущих к упрочению централизации. Иван Грозный предпочел путь террора, который способствовал более быстрому усилению его самовластия. Роспуск Избранной рады в 1560 г. означал начало перехода ко второму этапу правления Ивана IV, связанному сопричниной и опричным террором.
В 1565 г. с помощью ловкого политического маневра (неожиданно покинул Москву и удалился в загородную резиденцию – Александрову слободу, что повергло простой люд в смятение, после чего царь прислал в столицу две грамоты: в первой на имя митрополита царь обвинял церковных иерархов и всех бояр, дворян в измене, во второй, адресованной посадскому населению Москвы, писал о том, что на него царский гнев не распространяется) Иван IV обеспечил за собой право неограниченной власти, учреждения опричнины – государева удела с особой территорией, войском и государственным аппаратом. В опричнину царь включил наиболее экономически развитые районы страны. На этих землях поселились дворяне помещики, вошедшие в особое опричное войско. От опричников требовалось лишь одно – беспрекословное выполнение приказов царя при полной личной преданности. Фактически опричное войско представляло собой карательный механизм. Бывшие владельцы имений выселялись в земщину.
Сразу же после этого начался террор, обрушившийся сначала на феодальную аристократию, а затем и на другие слои общества. Кульминацией опричного террора стал конец 1569 – начало 1570 г., когда варварскому разгрому был подвергнут Новгород, якобы умысливший измену и пожелавший отойти к Литве. По дороге к Новгороду опричники устроили кровавые погромы в Клину, Твери и Торжке. Однако опричное войско было не в состоянии защитить государство от внешних врагов. В 1571 г. крымский хан Дивлет-Гирей спалил Москву дотла. Царь понимал, что над страной нависла смертельная опасность, поэтому опричнина была отменена в 1572 г., земли вновь объединены. Даже само упоминание слова «опричнина» было запрещено.
Вопрос о сути и целях опричнины как системе внутриполитических мероприятий продолжает вызывать острые споры среди историков:
1) одни из них рассматривают опричнину как последовательную политику, направленную на уничтожение сепаратизма феодальной аристократии, на подрыв экономических основ ее политической власти путем ликвидации княжеско-боярского землевладения и обеспечения широких кругов дворянства (основы монархической власти) поместьями за счет конфискованных земель;
2) другие объясняют введение опричнины стремлением Ивана IV форсировать процесс централизации, что в условиях невызревших экономических и социальных предпосылок возможно было только путем террора;
3) третьи считают, что целью опричнины и развязанного в стране террора был переход к самовластию (близкому к восточной деспотии), поскольку складывание сословно-представительной монархии шло вразрез с представлениями Ивана Грозного о безусловном и всеобъемлющем характере власти царя-самодержца, восходящими и к византийским традициям, и к идеям, утвердившимся на Руси в период золотоордынского господства;
4) четвертые подчеркивают, что целью опричнины была война против бояр, их крамолы (и реальной, и потенциальной, и мнимой), сопровождающаяся ломкой и перетасовкой землевладельческих отношений, стравливанием разных слоев землевладельцев между собой, иррациональным террором, обрушившимся на страну.
Очевидно, что для уяснения смысла опричнины необходим синтез разных подходов.