Материальная культура. Прикладное искусство
- Развитие на Руси металлообработки (XI-XII вв.) Совершенствование оружейного дела (изготовление различных видов холодного оружия, щитов, колчанов, шлемов, кольчуг и т.д.)
- Развитие гончарного ремесла (изготовление посуды, выделка кирпичей, черепицы, изразцов, игрушек и других видов изделий из глины).
- Становление ювелирного искусства (X-XII вв.) (ковка, чеканка, позолота, зернь, скань, эмаль, чернь, изготовление украшений из стекла).
Зернь – техника изготовления ювелирных украшений, когда мелкие серебряные или золотые шарики напаиваются на орнамент;
Скань – вид ювелирной техники изготовления украшений из тонкой золотой или серебряной гладкой или свитой проволоки;
Эмаль – прочное стеклообразное покрытие, применяемое для изготовления украшений методом его нанесения и закрепления обжигом на металлический предмет.
- Развитие кожевенного дела. Изготовление кожаной обуви, шапок, оружейных ремней, конской сбруи, сёдел, перемётных сум, рукавиц и т. д.
- Совершенствование обработки древесины. Изготовление инструментов, деревянное строительство; мастерство изготовления одежды.
Народный фольклор
- Развитие народного фольклора как неотъемлемой части русской культуры.
Примерами устного народного творчества этого периода являются: обрядовый фольклор (свадебные песни, похоронные плачи-причитания, праздничные обряды, заговоры, заклинания, сказки, пословицы, поговорки, загадки); народные предания (предание о Кие, Щеке и Хориве и основании Киева, предание о князе Олеге).
- Особое место в народном фольклоре народных былин. Богатырские былины.
Первые образцы былин возникли ещё в дохристианский период, но своего подлинного развития достигли после принятия христианства. Наибольшую известность получили былины о Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Микуле Селяниновиче, новгородские былины о «госте» Садко, сказания о князе Романе и др.
Именно богатырские былины дают возможность оценить, насколько духовно разгорается и высоко воспаряет древнерусское национальное чувство под влиянием принятия Русью христианства. Княжение Владимира Красное Солнышко, когда князь, приобщив страну христианству, начал напряженную борьбу со степными кочевниками, стало временем возникновения стержневого циклаотечественных былин.
Главными персонажами киевских богатырских сказаний являются могучие христианские воины, защищающие Православную Русь от посягательств иноверцев. Богатыри предстают перед нами в сражениях, чудесных подвигах и на пирах гостеприимного великого князя Киевского. Владимир Красное Солнышко находится в центре удалого и могучего богатырского народа. Добрый, ласковый, хлебосольный, он приветливо соединяет вокруг себя гостей-витязей, пришедших из разных краев Руси, согревая их своим православным сердечным отношением, так же как настоящее солнце освещает и греет необозримую Русскую землю со всем живущим на ней. «Праздник, пир – составляет колорит Владимировых песен; но этот пир, как и вся жизнь, имеет христианскую основу, – поясняет известный мыслитель-славянофил К.С. Аксаков в своем очерке о богатырских былинах. – Христианство есть главная основа всего Владимирова мира. На этой-то христианской основе является богатырская сила и удаль молодого, могучего народа.– Эти пиры, эта жизнь имеет и всерусское значение; видим здесь всю русскую землю, собранную в единое целое христианскою верою, около великого князя Владимира, просветителя земли русской. Радость, проникнувшая жизнь, после возрождения Христовым учением, является как праздник, как постоянный братский пир... Могучий, пирующий хор богатырей в то же время хранит землю русскую от врагов и хищников».
Много витязей собирается у Владимира. Они представляют практически все края Русской земли: Ростов Великий – Алеша Попович и Еким Иванович, Галич – Казарин Петрович и Дюк Степанович, Рязань – Добрыня Никитич, Новгород – Ставр-боярин, Киев – Чурила, наконец, Муром – Илья Иванович Муромец. Илья Муромец – самый выдающийся герой сказаний, признанный святым Русской Церковью, мощи которого покоятся в Киево-Печерской лавре. Среди молодых и удалых богатырей только Илья Иванович стар и лишен удали. Выходец из крестьян, он степенен, не кровожаден, не любит убивать и где возможно избегает наносить удара. По точному определению К.С. Аксакова – это тихая непобедимая сила, скрывающая в себе крепость духа и олицетворяющая сам русский народ. Вместе с богатырями в былинах присутствуют и калики перехожие – так в Древней Руси называли православных странников, идущих поклониться гробу Господню в Святой Земле (Палестине) и добывающих пропитание милостыней. Калики наделяют Илью Муромца богатырской мощью, а иногда и сами проявляют недюжинную молодецкую стать: Калика-богатырь побивает несметную силушку, а с могучим каликой Иванищем не решается вступить в единоборство даже Илья Иванович. Тот факт, что смиренные паломники не противопоставляются богатырям, а сами нередко оказываются богатырями, исследователь былин В.И. Калугин считает весьма важным проявлением древнерусской точки зрения, приравнивающей духовный подвиг паломничества к подвигу ратному. В создаваемых каликами и устно передаваемых духовных стихах, отражающих сугубо народное миросозерцание, святые Божии угодники стоят плечом к плечу с Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем и другими православными воинами как духовные защитники и покровители Русской земли. Этим, в принципе мирным, неагрессивным, чисто оборонительным пафосом защиты веры и Отечества русские богатыри существенно отличаются от героев западных рыцарских хроник, таких как «Песня о Роланде», «Песня о Гильоме Оранжеском» (Франция), «Песня о нибелунгах» (Германия) или «Песня о Сиде» (Испания). В современных былинам произведениях средневекового европейского эпоса наличествуют совершенно чуждые первым идеи завоевания, кровавой мести, борьбы за славу и богатство, насильственного крещения иноверцев, религиозной войны. Итак, на фоне мирного труда и битв «…за веру христианскую, И за землю российскую, Да и за стольный Киев град, За вдов, за сирот, за бедных людей…», былины рисуют нам образ по-христиански смиренного и благочестивого воина, соединяющего в себе телесную мощь и непобедимую силу духа. Таков был древнерусский идеал, рожденный сочетанием новозаветной благодатной религии с самоощущением молодого могучего народа.