Взаимодействие с органами МСУ
По новому законодательству было сформировано два уровня муниципальной власти: поселенческий и районный, в результате вместо 27 муниципальных образований в области было создано 229 МО.
Идея может быть была неплоха – приблизить местную власть к населению, однако отсутствие полноценной экономической и финансовой основы, дефицит кадров в значительной степени снижает эффективность реформы МСУ.
Городские округа:Архангельск, Котлас, Коряжма, Мирный, Новая Земля, Новодвинск, Няндома, Северодвинск. СХЕМА
Взаимодействие с органами МСУ:
К положительным факторам можно отнести развитие ТОСов, которые на местах в глубинке пытаются самостоятельно решать проблемы самовыживания на основе различных маломасштабных производств, возведения различных объектов соцкультбыта: домов культуры, спортивных площадок, домов для престарелых земляков и т.д.
Такие местные инициативы помогают сохранять рабочие места, создают у людей уверенность в своих силах.
Архангельские ТОСы благодаря стараниям Глеба Тюрина стали известны далеко за пределами не только области, но и страны.
Контрольная власть в СГУ
Контроль как элемент управления:
Контроль – это один из главных элементов любого управления.
Суть контроля заключается в том, чтобы выявить, проблемы, слабые места в системе управления, скорректировать ее деятельность в сторону повышения эффективности и достижения поставленных цели и задач. Процесс контроля -схема.
1этап: определение стандартов, 2: сравнение результатов со стандартами, 3: действия
Контролю подлежат все сферы и уровни системы государственного управления. Общая задача его заключается в том, чтобы соблюдались законодательство, дисциплина, общественный порядок, а в случае необходимости виновные привлекались к ответственности. Учитывая важность контроля, в практике государственного управления многих стран накоплены разнообразные виды и формы его организации:
Виды контроля:
• Общественный - от имени общества, (в Международном пакте о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. записано: «Государство есть общее дело народа»).
• Поэтому в некоторых странах контроль реализуется в форме - «народный контроль» (в СССР), «Институт народных защитников» (в Испании), «Уполномоченный по правам человека» в России.
• В определенной мере функцию общественного контроля выполняют Средства массовой информации.
• Общегосударственный: в ряде государств контрольные функции возложены на специальные контрольные палаты или управления, которые выделены в самостоятельную ветвь контрольной власти, были предложения и в России создать нечто подобное, но пока эту функцию выполняет Главное контрольное управление Президента РФ, созданное в 1996 году
• Конституционный, который осуществляется Конституционным судом, контролирующим соответствие принимаемых правовых актов Конституции.
• Межведомственный: статистический, финансовый, налоговый
• Внутриведомственный, который, как правило, носит административно-служебный характер.Основная его задача установление случаев недобросовестности, нецелесообразности, иногда неэтичности поведения государственных служащих.
К органам контрольной власти Российской Федерации обычно относят:
• Прокуратуру, Счетную палату, ряд экспертов относят сюда полномочных представителей президента,
• а также учреждения, осуществляющие функции санитарно-эпидемиологического надзора, пожарной безопасности. Контрольные органы осуществляют свою деятельность независимо, что является важным признаком их важности.
Прокуратура:
Согласно Конституции РФ и ФЗ, принятому в 2002 году, прокуратурапредставляет собой единую федеральную, централизованную систему. Ее единство обеспечивается особым порядком формирования и подчиненности. Все прокуроры назначаются Генеральным прокурором сроком на пять лет и ему, а также вышестоящим прокурорам подчинены. Прокуроры, их помощники должны быть независимы от политических пристрастий и не могут совмещать свою основную деятельность с иной, кроме преподавательской, научной и творческой.
Функции прокуратуры:
• Надзор за соблюдением Конституции и законов;
• Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Как государственными, муниципальными служащими, так и предпринимателями;
• Надзор за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность;
• Надзор за администрациями, учреждений, исполняющих наказание.
• Значительные полномочия принадлежат прокуратуре в судебном процессе.
Счетная палата:
занимает важное место в системе контрольной власти, главное направление деятельности которой контроль за исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета. Палата формируется Парламентом, подотчетна ему, состоит из председателя, аудиторов и аппарата. Деятельность свою она осуществляет в форме проверок, предложений по устранению недостатков вплоть до предписаний о прекращении финансирования злостных нарушителей. В целях текущего контроля за бюджетом в России создана единая система органов Федерального казначейства, на которые возложены функции проверки расходов бюджетных средств практически всеми организациями и предприятиями.
Требования к контролю:
Для того, чтобы контроль выполнял свои истинные задачи, он должен быть своевременным, гибким, понятным, экономичным и ориентированным на результат. С целью совершенствования государственного контроля с 1 октября 2011 года вступил в силу фз "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и МО". Цель законопроекта - установить общие принципы организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и МО и их основные полномочия. Эффективности общественного контроля способствует Общественная палата РФ созданная в 2006 году, она осуществляет взаимодействие граждан с органами государственной власти и местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов граждан, защиты их прав и свобод.