Значение учения И.А. Ильина в современном правоприменении

Государственно-правовая концепция в трудах И.А. Ильина предстает как систематизированное учение о праве и государстве, что имеет основополагающее значение, особенно применительно к современному состоянию российской государственности, перспективам ее становления и развития. Представляя собой теоретико-концептуальный уровень развития государственности, формулирующий основные положения государственно-правовой теории, определяющий ценности и идеалы, оно является одним из наиболее объективных, энциклопедично обоснованных национально-самобытных православно-христианских учений, отвечающих на вопросы, порожденные продолжающимся кризисом правосознания, а также наиболее удачной из конституировавшихся попыток его преодоления, в связи с чем должно быть отнесено к числу выдающихся феноменов русской юридической и политико-правовой мысли. По своему значению данная теория вполне сопоставима с классическими вариантами решения кризисных проблем, к примеру, П.И. Новгородцева, Л.А. Тихомирова, Н.Н. Алексеева и претендует на звание ведущей в эволюции отечественной научной мысли в альтернативных западноевропейским парадигмам политическом и философско-правовом мышлении и направлении.

Блестяще раскрыв аксиомы власти и правосознания, мыслитель тем самым показал существующую неразрывную связь политики, власти, государства и права.

И.А. Ильин был ярким представителем консервативной политологической традиции органического понимания политики, ориентирующейся на сохранение и поддержание исторически сформировавшихся «живых» форм государственного устройства и общественной жизни, морально-правовых и духовных ее оснований, воплощенных в личности, нации, религии, браке, семье, собственности.

Руководством к действию во все времена и для всех народов воспринимается далекое от современного толкования понимание И.А. Ильиным «политического». У него - это синтез правового организованного властвования государства и некоторой высшей ценности, которому оно служит. Поэтому под политическими он понимает только те цели, которые соответствуют этой высшей ценности. Отсюда, по глубокому убеждению мыслителя, истинная политика должна быть одновременно идеалистичной и реалистичной. Политика, считает ученый, невозможна без идеала и всегда сохраняет «идеалистический» характер. Как нам кажется, этого-то идеала современной политике и не достает.

Политика, по И.А. Ильину, - есть служение, искусство права. Иными словами, «политическое» и «правовое» приобретает смысл в русле политико-технологического анализа и диалектики. Очевидная неразвитость взаимоотношений политики и права в современном политико-правовом знании требует исследовательского движения в глубь, особенно в историю отечественной мысли[53].

Следуя учению И.А. Ильина, мы убеждены в том, что государственная власть должна выступать в роли творца и хранителя положительного права, в основу которого нормальным, лишенным недугов, правосознанием властвующего положено естественное право. Только внутренне цельный политик, движимый единением инстинкта и духа, способен воспринять истину и подчинить себя служению ей, творить верное право, обеспечить процветание народа и государства. Состояние современного российского общества, иллюстрацией которого служит падение жизненного и духовного уровня основной массы населения страны, не всегда отвечающие естественным насущным нуждам граждан принимаемые законы, да и сам далеко не «недугующий» облик отдельных представителей власти, свидетельствует не только о теоретическом интересе к идеям ученого, но и о необходимости их практической реализации.

Воззрения И.А. Ильина, рассматривающего феномены государства и права с точки зрения их внутренней духовной основы, наиболее важны сегодня в условиях повсеместно прогрессирующей деградации общества, вызванной в том числе беспрецедентной массированной пропагандой западной культуры, причем в ее низкопробных образцах. И корень этого, по нашему мнению, кроется в извращенном понимании первыми посткоммунистическими реформаторами сущности государства и права, целей и задач истинной политики.

Таким образом, мы видим, что определенное понимание государственности имеет значительные последствия на видение настоящего, прошлого и будущего государства, на его ценности и основы, на понимание права.

Глубокое знание и любовь И. А. Ильиным России позволили ему системным образом прозревать как недуги так и здоровые основания России. Его взгляды как никогда актуальны сегодня. Когда нам кажутся очевидными понятия, цели и ценности западной науки, необходимо вспомнить о российской традиции философско-правовой мысли, и тогда многое окажется, по крайней мере, проблематичным. Искушение перенести на российскую почву западные образцы построения государства живет не одну сотню лет. И. А. Ильин очень надеялся, что эта болезнь уже изжита, и творческое формирование нового содержания будет доминировать в российской политической практике. Всякое навязывание образцов не в интересах России. России приходится считаться с таким давлением и практиковать правовые нормы, утверждающие политический дизайн, характерный скорее для небольших стран с небольшими различиями в национальном составе, религии, обычаях, территории, климате, интересах. Несмотря на это, «мы должны считаться только с двумя великими реальностями:

1. С исторически данной Россией, ее целями и интересами.

2. С верно понятыми и усвоенными аксиомами правосознания и государственности, взращенными в нас двухтысячелетним христианским опытом»[54].

Анализ исторических особенностей развития русской государственности, анализ основных учений и понятия государственности в истории русской консервативной политико-правовой мысли показал, что российской традиции присуще такое понимание государства, согласно которому оно является высшей формой союза людей, имеющих единое духовное миросозерцание.

И.А. Ильин является носителем традиции русской консервативной политико-правовой мысли в понимании государственности и оригинальностью мысли он дает новый толчок для ее развития.

Ильин не просто заимствует теоретические положения своих предшественников. Его исследования предшественников становятся шедеврами историко-философской, историко-правовой мысли, самостоятельными по своему значению. Такова его работа о Гегеле. Даже в советское время, когда основные работы его были недоступны, единственным упреком к его работе о Гегеле было его обвинение в идеализме.

Непревзойденной заслугой И.А. Ильина для теории права является его учение о правосознании. Он впервые показал, что истоки и критерии различения формы правления, государственного устройства, политического режима, необходимо искать в недрах правосознания народа, имеющего государственность. Оно не оценено и сейчас, и находится на периферии научной мысли. Но это понятие обладает, большим эвристическим потенциалом и богатством содержания.

Понятие государственности у И. А. Ильина несет большую мировоззренческую нагрузку. Оно дает ориентиры в таких сложных вопросах как организация государственной власти, государственное устройство, правовые отношения, смена власти, отношение государства и церкви и т.д. Во всех этих вопросах он выступает как ученый­ правовед, как философ права. Понятие государственности у И. А. Ильина несет в себе троякий смысл: государственность как процесс становления и развития государства; государственность как признание государства высшей формой общественного союза; государственность как понимание государства целостным, живым, духовным единством народа.

Традиция государственности опирается на органическое понимание государства как такого единства, в котором неразрывно соединяются геополитические особенности расположения государства, особенности формирования власти, негативный и позитивный опыт ее устроения, менталитет, историческая судьба, религия, духовный опыт народа. Государство является духовным организмом, опирающимся и определяющимся такими основаниями как: правосознание, присущее данному народу; устройство власти, религия, на которой покоится нравственная устойчивость народа.

При таком понимании государственности актуальная задача построения гражданского общества приобретает несколько иной, объемный смысл.

Заслуги И.А.Ильина в разработке теории государства и права огромны и бесспорны. Мы только начинаем осознавать актуальность его работ. Высочайшая культура его правовой мысли, огромность и разнообразие его духовного и литературного наследия позволяет только начать процесс ее освоения.

Заключение

Политико-правовая концепция государства и права, вытекающая из трудов И.А. Ильина, является одним из наиболее объективных, энциклопедично обос­нованных национально-самобытных православно-христианских учений, отве­чающих на вопросы, порожденные продолжающимся кризисом правосознания. По своему значению она вполне сопоставима с классическими вариантами ре­шения кризисных проблем, к примеру, П.И. Новгородцева, Л.А. Тихомирова, Н.Н. Алексеева и претендует на звание ведущей в эволюции отечественной на­учной мысли в альтернативном западноевропейским парадигмам политическом и философско-правовом мышлении направлении.

Политико-правовое наследие И.А. Ильина дает основание утверждать, что оно само по себе является важнейшим академическим элементом, способ­ным внести жизненно-важные коррективы в ход политического и государст­венно-правового строительства современной России, оказать существенное воздействие на успешное формирование национально-культурного и правового самосознания российских граждан.

Политико-правовой анализ концепции государства показал также, какое место занимает категория «правосознание» в его концепциях, что в русской по­литической и юридической науке нет сопоставимого примера ее разработки как теоретической и практической проблемы политологии и государственного пра­воведения.

Важным представляется вывод И.А. Ильина о содержании политики, предусматривающей как путь организованного властвования, так и некоторую высшую ценность, обслуживаемую государством, а значит политическим соот­ветствуют только те цели, которые отвечают этой высшей ценности. Отсюда истинная политика должна быть одновременно идеалистичной и реалистичной.

В поиске государственной формы И.А. Ильин делает попытку совместить преимущества монархии и демократии. Причем необходимость присутствия первой исходит из исторической и духовной традиции русского народа, по­требности в сильной и авторитетной власти, а вторая - из важности ее приятия народом, лояльного, добровольного и добросовестного исполнения гражданами всех, исходящих от государственной власти, законоустановлений.

Несомненная заслуга И.А. Ильина состоит в том, что он взял на себя от­ветственность и с честью справился с задачей обоснования права, доказав, что оно практически необходимо на пути человека к осуществлению верховного блага и должно быть духовно признано и внутренне принято.

Особого внимания заслуживает та убедительность, с которой ученый вышел из кажущегося дуализма права при его различении на естественное и положительное. Для него естественное право - это некая единая и объективная правота, познаваемая только через внутренний опыт, подлинное, предметное испытание, это своего рода прообраз, основа положительного права, данная от Бога и от природы свобода самовоспитания и самостроительства, которую надо искать в глубине собственного духа. Истоком зрелого естественного права, его объективного общезначимого содержания является неосознанное «правовое чувство», «инстинкт правоты», «интуиция правоты», которым живет душа, пе­реживающая право предметно и верно в его основной идее.

Долгое забвение научных трудов И.А. Ильина объясняется отнюдь не претензиями к качеству его философско-правового мышления, не недостаточ­ностью степени глубины его трудов. Первопричиной этого ста­ли далеко отстоящие от науки идеологические обстоятельства. И.А. Ильин и коммунистическое правосознание с его абсолютным республиканизмом были столь же взаимно неприемлемы, как и современный политический либерализм оппозиционен православно- философскому правоведению ученого.

Данное исследование привело к выводу о том, что в ус­ловиях модернистского правоведения И.А. Ильин создал основы творчески-традиционалистского, телеологического понима­ния политики, права и государства.

Список использованной литературы

Нормативные правовые акты

1. Конституция Российской Федерации. - М.: ACT, Астрель, 2010. - 64 с.

2. Российское законодательство Х-ХХ веков : в 9 т. / Под общ. ред. О. И. Чистякова. - М.: Юридическая литература, 1984-1994. - Т. 9: Законодательство эпохи буржуазно- демократических революций / Отв. ред. О. И. Чистяков. - 1994. - 351 с.

Научная литература

3. Алексеев, Н. Н. Очерки по общей теории государства: Основ, предпосылки и гипотезы гос. науки - М.: Моск. науч. изд-во, 1919. - 209 с.

4. Алексеев, Н.Н. Основы философии права. - СПб.: Юридический институт, 2008. - 216 с.

5. Антология мировой правовой мысли: В 5-ти т / Нац.обществ. -М.: Мысль, 1999. Т.4: Россия XI - XIX вв. - 813 с.

6. Бердяев, Н. А. Философия свободы. Истоки и смысл русского коммунизма - М.: Сварог и К, 2007. - 415 с.

7. Бердяев, Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX и начала XX века // О России и русской философской культуре. М.: Наука. 2010. - 528 с.

8. Гегель Г. В. Ф. Философия права. - М.: Мысль, 2010. - 524 с.

9. Данилевский, Н. Я. Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому / Н.Я. Данилевский. - М: Известия, 2009. - 606 с.

10. Золина, М.Б. Философия власти И.А. Ильина // Социально-политический журнал. - 1996. -№ 3. - С. 36 -41.

11. Ильин, И. А. Собрание сочинений. Кто мы?/ Ильин И. А.. О революции. О религиозном кризисе наших дней. - М.: Русская книга, 2001.-575 с.

12. Ильин, И.А. Путь духовного обновления // Ильин И. Собр. соч. -Т. 1.-М.: Русская книга, 1993.-С. 39-285.

13. Ильин, И.А. Кризис безбожия // Ильин И. Собр. соч. - Т. 1. - М.: Русская книга, 1993. - С. 333 - 380.

14. Ильин, И.А. Наши задачи // Ильин И. Собр. соч. Т. 2. в 2-х кн. - М.: Русская книга, 1993.

15. Ильин, И.А. Религиозный смысл философии. // Ильин И. Собр. соч. Т. 3. - М.: Русская книга, 1994. - С. 15 - 89.

16. Ильин, И.А. Из лекций «Понятия монархии и республики» // Собр. соч. Т. 4. - М.: Русская книга, 1994. - С. 545 - 576.

17. Ильин, И.А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. Статьи 1948-1954 годов. В 2-х т. - М.: МП «Рарог» 1992.

18. Ильин, И.А. Общее учение о праве и государстве // Собрание сочинений в десяти томах. Том 4. М., 1994. С. 47-147.

19. Ильин, И.А. О монархии и республике // Собр. соч. Т. 4. - М.: Русская книга, 1994. - С. 415 - 544.

20. Ильин, И.А. О сущности правосознания // Ильин И. А. Собр. соч. Т. 4. - М: Русская книга, 1994. - С. 149 - 414.

21. Ильин, И.А. Понятия права и силы (Опыт методологического анализа) // Собр. соч. Т. 4. - М: Русская книга, 1994. - С. 5 - 44.

22. Ильин, И.А. Основы государственного устройства // Ильин И. Собр. соч. Т. 7. - М.: Русская книга, 1998. - С. 488 - 508.

23. Ильин, И.А. Проект Основного Закона Российской Империи // Ильин И. Собр. соч. Т. 7. - М: Русская книга, 1998. - С. 509 - 572.

24. Ильин, И.А. Собрание сочинений: В 10 томах. Т. 8: [Большевистская политика мирового господства: Планы III Интернационала по революционизированию мира; Взгляд в даль: Книга размышлений и упований] - М.: Русская книга, 1998. - 573 с.

25. Ильин, И.А. Собрание сочинений [Ильин,И.А.]: В 10 томах. Т.9-10: [О войне; Порядок или беспорядок?; Крушение России; Родина и мы; Белая идея; Борьба за Россию]. - Москва: Русская книга, 1999. - 506 с.

26. Ильин, И.А. Собрание сочинений: Статьи. Лекции. Выступления. Рецензии (1906-1954) / И. А. Ильин; [Сост. и коммент. Ю. Т. Лисицы]. - М.: Рус. кн., 2001. - 566 с.

27. Ильин, И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности бога и человека. - СПб.: Наука, 1994. - 541 с.

28. И. А. Ильин: pro et contra: Личность и творчество Ивана Ильина в воспоминаниях, документах и оценках русских мыслителей и исследователей: антология / Рос. акад. образования. Сев.-Зап. отд-ние, Рус. Христиан, гуманитар, ин-т; сост., вступ. ст., примеч. И. И. Евлампиева; отв. ред. Д. К. Бурлака - СПб.: Изд-во РХГИ, 2009. - 895 с.

29. Иван Александрович Ильин и современная Россия: [Сб. ст.] / Моск. гос. ун-т коомерции, Всерос. заоч. финансово-экон. ин-т. - М.: Всерос. заоч. финансово-экон. ин-т, 2001. - 340 с.

30. История философии права / Отв. ред. А.П. Альбов, Д.В. Масленников, В.П. Сальников. - СПб.: Юридический институт (Санкт-Петербург); Санкт-Петербургский университет МВД России, 2008. - 640 с.

31. Керимов, Д.А. Философские основания политико-правовых исследований. - М.: Мысль. 1986. 332 с.

32. Кистяковский, Б.А. Социальные науки и право. Очерки по методологии социальных наук и общей теории права. - М., 1916.

33. Кистяковский, Б.А. Философия и социология права / Сост., примеч., указ. В.В. Сапова. - СПб.: РХГИ, 2009. - 800 с.

34. Кистяковский, Б.А. Реальность объективного права // Правоведение. 1996. № 4.С. 140 - 146.

35. Коркунов, Н.М. Русское государственное право. - СПб., 1904. Т. 1.-371 с.

36. Кузнецов, Э.В. Философия права в России. - М.: Прогресс, 1989.-238 с.

37. Лисица, Ю.Т. Иван Александрович Ильин как правовед и государствовед// Вопросы философии. - 1991. - № 5. - С. 146-158.

38. Мальцев, Г.В. Понимание права. Подходы и проблемы. - М.: Прометей, 1999. - 419 с.

39. Нерсесянц В. С. Философия права Гегеля. - М.: Юрист, 1998. - 352 с.

40. Русская философия второй половины XIX века. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1991. Ч. 1: Философия русских революционных демократов и естествоиспытателей: Хрестоматия/Сост. Б. В. Емельянов. - 255 с.

41. Русские мыслители о государстве, правосознании и патриотизме / А. М. Кумыков; М-во образования Рос. Федерации. Кабард.-Балк. гос. ун-т им. X. М. Бербекова; Чуваш, гос. ун-т им. И. Н. Ульянова. - Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2000. - 387 с.

42. Шашкин, П.А. Волюнтаристическая метафизика власти в социально-политической философии И. А. Ильина. - М.: Компания Спутник+, 2002.- 130 с.

43. Шершеневич Г. Ф. История философии права. - СПб.: Изд. «Лань», 2001.- 528 с.

[1] Гегель Г.В.Ф. Философия права. - М., 2010. С. 294.

[2] Там же. С. 114.

[3] Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. - М., 1911. С. 211-213.

[4] Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. - М., 1911. С. 203.

[5] Ильин И.А. Общее учение о праве и государстве. Соч. Т. 4. С. 121-122.

[6] О сущности правосознания // Ильин И.А. Соч.: В 2 т. Т.1. Философия права. - М., 1993. С. 192.

[7] О сущности правосознания // Ильин И.А. Соч.: В 2 т. Т.1. Философия права. - М.,1993. С.193.

[8] Ильин И.А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. Статьи 1948-­1954 годов. В 2-х т. - М: МП «Рарог» 1992. С. 47.

[9] Ильин И.А. Понятия права и силы//Ильин И. А. Соч.: В2т. Т.1. Философия права. - М., 1993.С. 27-28.

[10] Там же. С. 29.

[11] Ильин И.А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. Статьи 1948­-1954 годов. В 2-х т. - М.: МП «Рарог» 1992. С.87-88.

[12] См.: Данилевский, Н. Я. Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому / Н.Я. Данилевский. - М.: Известия, 2009.

[13] Ильин И.А. О сущности правосознания//Ильин И.А. Соч.: В 2 т. Т.1. Философия права. - М., 1993. С. 75.

[14] Ильин И.А. О сущности правосознания // Ильин И. Собр. соч. Т. 4. – М., 1994. С. 157.

[15] Ильин И.А. О сущности правосознания // Ильин И.А. Соч.: В 2 т. Т. 1. Философия права. - М., 1993. С.152.

[16] Путь духовного обновления // Ильин И.А. Путь к очевидности. - М., 1993. С. 202.

[17] Там же. С. 205.

[18] Там же. С. 220.

[19] Ильин И.А. О сущности правосознания // Ильин И.А. Соч.: В 2 т. Т.1. Философия права. - М, 1993. С. 152,166.

[20] Там же. С.167.

[21] Там же. С.167.

[22] Там же. С.173.

[23] Там же. С.173.

[24] Ильин И.А. О сущности правосознания // Ильин И.А. Соч.: В 2 т. Т.1. Философия права. - М., 1993. С.172.

[25] Ильин И.А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. Статьи 1948­-1954 годов. В 2-х т. - М.: МП «Рарог» 1992. С. 86.

[26] Там же. С.85-86.

[27] Там же. С. 86.

[28] Там же. С. 87.

[29] Ильин И.А. О сущности правосознания // Собр. соч. Т. 4. - М., 1994.С. 291.

[30] Ильин И.А. Путь духовного обновления // Ильин И.А. Путь к очевидности. - М., 1993. С. 170.

[31] Гусев В.А. Проблемы государственного устройства в трудах И.А. Ильина // Социально-политические науки. 1992. № 2-3. С. 77.

[32] Ильин И.А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. Статьи 1948­1954 годов. В 2-х т. - М.: МП «Рарог» 1992. Т. 2.С. 9.

[33] Там же. С. 10.

[34] Там же. С.10.

[35] Ильин И.А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. Статьи 1948­-1954 годов. В 2-х т. - М.: МП «Рарог» 1992. Т. 2.С. 6.

[36] Там же. С. 6.

[37] Там же. С. 7.

[38] Ильин И.А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. Статьи 1948­1954 годов. В 2-х т. - М.: МП «Рарог» 1992. Т. 1.С. 128.

[39] Ильин И.А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. Статьи 1948­-1954 годов. В 2-х т. - М.: МП «Рарог» 1992. Т. 2.С. 13.

[40] Там же. С. 199.

[41] Ильин И.А. О сущности правосознания // Ильин И. Собр. соч. Т. 4. - М, 1994. С. 402.

[42] Там же. С. 174.

[43] Там же. С. 177.

[44] Там же. С. 178.

[45] Там же. С. 182.

[46] Лисица Ю. Иван Александрович Ильин как правовед и государствовед // Вопросы философии. 1991. № 5. С. 146-158.

[47] Ильин И.А. Путь духовного обновления//Ильин И. Собр. соч. Т. 1. - М., 1993. С. 195.

[48] Ильин И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. - СПб., 1994. С. 304.

[49] Ильин И.А. О сущности правосознания. Соч. Т.4. С. 157.

[50] Ильин И.А. О сущности правосознания. Соч. Т.4. С. 157-158, 180.

[51] Там же. С. 197.

[52] Ильин, И.А. Общее учение о праве и государстве // Собрание сочинений в десяти томах. Том 4. М., 1994. С. 54.

[53] См.: Баранов П.П., Шпак В.Ю. Политология: Курс лекций. - Ростов-на-Дону: РЮИ МВД России, 2010. С. 31-32.

[54] Ильин, И.А. Основы государственного устройства// Ильин И. Собр. соч. Т. 7. - М.: Русская книга, 1998. - С. 491.

Наши рекомендации