Б) революционно-демократическое (центристское)
Жан Жак Руссо – выражал интересы мелкой буржуазии (фермеры, крестьяне).
1) исследовал проблемы неравенства, частной собственности, возникновения государства. 2) выступал за ликвидацию крупной собственности, но в пользу сохранения мелкой, основанной на индивидуальном труде. Ни один гражданин не может быть настолько богатым, чтобы купить другого.
3) сторонник прямой демократии (человек напрямую решает государственные дела, например, на референдуме, непрямая – народ выбирает парламент, представителей народа, которые решают государственные дела).
4) избранные народом исполнители должны следить за выполнением законов.
5) равенство всех перед законом.
6) каждый народ имеет то правительство, которое заслуживает.
в) социалисты – утописты (Жан Мелье, Морелли, Бабеф, Джеральд Уинстенли). За уничтожение частной собственности и установление социального равенства и справедливости. Последователи утопистов в XVIII-XIX вв. – Фурье, Сен-Симон, Оуэн.
Иммануил Кант: идея правового государства, идея гражданского общества как оппонента государства. Права и свободы личности защищаются в гражданском обществе. Будущее общество – федерация равноправных государств республиканского типа. Для прочного мира необходимо экономическое сотрудничество всех наций и благоразумие всех правителей.
В. Гегель: учение о диалектике, впоследствии использованное Марксом и Энгельсом. Сторонник конституционной монархии, считал ее наилучшей формой государственного устройства. Отрицал теорию естественного права в вопросе происхождения государства.
В XIX-XX вв. возникла марксистско-ленинская идеология. Основоположники – Маркс и Энгельс, развивал Ленин. Источник марксизма – утопический социализм, поставленный на научную основу:
1) учение о классовой борьбе, на Западе Маркса считают основоположником политических конфликтов (пролетариев с буржуазией и т.д.)
2) диктатура пролетариата, установленная в результате социалистической революции
3) ликвидация частной и установление общенародной собственности.
Впервые идеология была осуществлена в Советском Союзе.
7. Политическая власть: сущность, функции, классификация.
Политическая власть – основная категория политологии, как науки. Власть в политике занимает роль денег в экономике. Политическая власть в обществе столь же естественна, как вода, огонь, воздух.
Роберт Даль: власть дает возможность одному человеку заставить другого делать то, что по своей воле он не делал бы.
Власть– волевое отношение, налагать свою волю на волю других. Присуща как особый вид общественных отношений всем этапам человеческого развития. В любом обществе всегда есть различные интересы, между которыми происходят столкновения, усиливается социальная напряженность.
П/власть – реальная способность и возможность отдельных индивидуумов или социальных сил осуществлять свою волю по отношению к другим индивидуумам, оказывать определенное воздействие на поведению людей с помощью определенных средств.
Любая власть – два основных компонента – господство и подчинение. Господство – право одних властвовать на другими. Подчинение – принятие власти.
Власть возникает вместе с возникновением человеческого общества. Исторически первой была власть в первобытном обществе (вожди) – не носила политического характера. Объект и субъект власти совпадали (не было неравенства). Трансформация в п/власть происходила постепенно с появлением неравенства, излишка и богатства, развития частной собственности. Потребность общества в саморегуляции и привело к появлению п/власти. Ядро п/власти – государственная власть – высшая форма п/власти, обладающая особым авторитарным управлением.
Социальное назначение п/власти:
1) выработка стратегии управления делами общества и государства
2) разработка принятия конкретных решений по основным направлениям развития общества
3) поддержание общественного порядка и стабильности при помощи определенных п/институтов
4) принуждение во имя социально значимых целей
5) локализация и разрешение каких-либо социальных конфликтов и проблем, достижение общественного согласия (консенсуса)
6) осуществление на практике выработанной стратегии управления обществом и государством
Функции п/власти:
1) господство
2) руководство – предполагает законодательное закрепление воли правящей партии
3) управление – осуществление стратегий управления на практике
4) контроль п/власти за всеми процессами в обществе и государстве
Особенности политической власти:
1) публичность, всеобщность – всегда действует от имени всего общества и обращается ко всему обществу
2) суверенитет – верховенство власти над всеми другими, обязательность решений для всех других видов власти
3) наличие воли – программы, цели и готовности ее выполнить
4) легальность – использование силы на законных основаниях
Типология (классификация) п/власти:
I. По области функционирования:
1) государственная
2) партийная
3) профсоюзная
4) армейская
II. По формам государственных органов:
1) законодательная
2) исполнительная
3) судебная
III. По масштабу функционирования:
1) федеральная
2) региональная
3) местная
IV. По способам взаимодействия субъекта и объекта:
1) демократическая
2) тоталитарная
3) авторитарная
4) деспотическая
5) либеральная
6) автократическая
V. По властвующим субъектам:
1) олигархическая
2) самоуправленческая
3) охлократическая (власть толпы)
VI. По ресурсам:
1) экономическая
2) социальная
3) духовная
Основные принципы и нормы организации власти:
1) преемственность – она может отниматься, завоевываться, передаваться. Но она не исчезает никогда.
2) динамичность – власть может видоизменяться, двигаться вперед, развиваться. Она динамична, застоя нет и не может быть.
3) легитимность (законность) – важнейшее условие власти, исполнение своего назначения. основное условие легитимности – выборы.
Типы легитимности власти (по Веберу):
1) традиционная власть – основана на обычаи, привычке повиноваться власти
2) харизматическая власть (харизма – божий дар) – держится на авторитете личности лидера, которому присваивается харизма
3) рационально-бюрократическая (легальная власть) – юридическое обоснование власти на основании конституции
8. Субъекты и объекты п/власти. Правящие элиты. Механизмы формирования правящей элиты.
Власть состоит из нескольких компонентов. Любая власть имеет свою структуру:
а) объект власти – отдельные личности или общество. Без объекта и без подчинения объекта власти быть не может.
б) субъект власти – воплощает ее активное начало, это один человек или п/партия.
в) ресурсы и средства власти
г) властный процесс, который приводит к взаимодействию объекта и субъекта с источников ресурсов власти
Субъекты власти делятся на 1) первичные (индивиды, слои и др.) и 2) вторичные (государство и его институты, политические организации, партии, элиты и лидеры) и на а) непосредственные и б) опосредованные.
Все субъекты власти включают в себя:
1) социальную общность (народ, нации, классы, социальные слои, группы)
2) государство и его институты
3) п/партии и п/организации
4) правящая элита, бюрократия
5) политическое лидерство, личная власть
Для осуществления властных функций субъект должен обладать:
1) волей, желанием власти
2) готовностью брать на себя ответственность
3) компетентностью (профессионализмом, знанием сути дела, настроений и состояния подчиненных)
4) авторитетом у объекта
5) умением использовать ресурсы власти
Ресурсы власти:
1) утилитарные ресурсы (материальные и социальные блага, деньги, земля, природные богатства)
2) принудительные, или силовые ресурсы (мера административного наказания)
3) нормативные ресурсы (СМИ, законодательство, поощрение, убеждение, наказания)
4) демографические (трудовые ресурсы)
Макроскопически реальная власть находится у первичных субъектов, западные же политологи считают, что у вторичных. Двигателем истории служат судьбы элиты. Реальная власть у элиты.
Элита обладает высоким интеллектом, характеризуется хорошим образованием, внутренними устойчивыми связями, информацией, харизмой. Большинство же членов общества этих качеств не имеет.
Элита – узкий и относительно замкнутый круг людей с достаточно постоянным и численно ограниченным составом, имеющим право на власть.
Правящая элита – общественная группа, стоящая вне класса или над классами (избранные, «сливки общества»). Элита, которая принимает решения, влияющие на функционирование общества. Делится на 1) аристократическую – более закрыта и 2) демократическую – имеет возможность обновляться в результате выборов.
Парето выдвинул теорию круговорота элит как универсальный закон общественного развития. Элита постепенно дегенерирует не обновляясь. Если рядом формируется контрэлита, она может со временем заменить правящую сейчас элиту. Все снова повторяется (элита® деградация ® замена новой элитой ® деградация и т.д.)
Классификация (типы) элит:
1. Политическая элита – часть правящей элиты – привилегированная группа людей, которая занимает руководящие позиции в системе власти и имеет полномочия принимать ответственные решения (руководство п/партий)
2. Бюрократическая (управленческая) элита – класс чиновников
3. Экономическая элита – представители крупного капитала, банкиры, отдельные олигархи, компании.
4. Научно-техническая элита – влияет на прогресс науки и техники.
5. Военная элита – роль ее зависит от милитаризации общества (Иран, Ирак). Военные не имеют права входить в какие-либо политические партии.
6. Медицинская элита.
7. Культурная элита.
8. Информационная элита.
9. Идеологическая элита.
Для функционирования общества необходимо согласие масс с действиями элиты.
9. Понятие п/режима, его содержание и условия формирования.
П/режим – как осуществляется власть. Ранее понятие использовалось только в негативном смысле.
П/режим – характер и способы взаимоотношения власти, общества и личности (дословный перевод – «управление»). Это совокупность способов осуществления политической и государственной власти и функционирования п/систем общества.
П/режим – система методов, способов и средств осуществления государственной власти, отражающая состояние политических прав и свобод личности, отношение органов власти к правовым основам их деятельности.
Критерии, характеризующие п/режим и определяющие его сущность и тип в отдельном государстве:
1. Полномочия главы государства, его функции и роль в системе п/руководства, характер п/лидерства.
2. Порядок, способы и механизмы функционирования и формирования п/власти, прежде всего представительной, а также степень участия в ней народных масс
3. Взаимоотношения между законодательной и исполнительной ветвями власти, между ее центральными и местными органами
4. Роль и значение п/идеологии в жизни общества
5. Мера политического плюрализма, наличие многопартийности
6. Правовой статус личности, состояние прав и свобод личности и гражданина
7. Политический и юридический статус органов подавления, т.е. силовых структур общества
8. Положение средств массовой информации, уровень гласности, наличие объективных источников информации. Прозрачность деятельности государственного аппарата.
9. Степень верховенства закона во всех сферах общественной жизни. Наличие реальных механизмов привлечения к ответственности должностных лиц, в т.ч. и высших.
П/режимы делят на демократические и недемократические. В основе такого деления – соотношение прав и свобод личности.
Установление п/режима зависит от множества причин:
1) от целей и задач, которые ставят перед собой господствующие в обществе социальные силы и их партии
2) от идеологической направленности господствующих социальных сил и их партий
3) от соотношения и остроты борьбы в обществе между различными социальными силами страны
4) от географического расположения страны, ее международного положения, целей и задач в проведении внешней политики
5) от экономического положения страны и уровня ее развития
6) от исторических традиций, религии, политического сознания граждан, политической культуры