Происхождение и основные этапы развития политической мысли 2 страница
Международный коллоквиум в Париже подвел итоги длительной дискуссии политологов по вопросу: рассматривать ли политологию как общую, интеграционную наука о политике во всех ее проявлениях, включающую в качестве составных частей политическую социологию, политическую философию, политическую географию и другие политические дисциплины, или речь должна идти о множественных политических науках. Коллоквиум принял решение употреблять термин «политическая наука» в единственном числе. Тем самым произошло конституирование политической науки как самостоятельной научной и учебной дисциплины. В 1949 г. под эгидой ЮНЕСКО была создана международная ассоциация политической науки. Политология как учебная дисциплина была введена в программы ведущих университетов США и Западной Европы [16, 7-8].
Политическая мысль XX –начала XXI в. – это большое количество имен, школ, направлений, огромный массив политической литературы.
К наиболее известным современным политическим школам (направлениям) относятся:
1) бихевиористское (поведенческое) направление;
2) структурно-функциональное направление;
3) герменевтическое направление;
4) институциональное направление;
5) политико-социологическое направление;
6) элитологическое направление.
Рассмотрим современные политические школы (направления) и используемые в их рамках парадигмы. Напомним, что «парадигма» – это совокупность познавательных принципов и приемов отображения реальности, формирующая у исследователя установку на определенное понимание политических явлений и интерпретацию фактов [12, 76].
Бихевиористское (поведенческое) направление. Происхождение термина «бихевиоризм» восходит к англ. behavior – «поведение».
Основные положения бихевиористского направления в современной политической науке:
1. Исходная методологическая установка бихевиористов состоит в том, что природа власти и политика выводятся из природы человека, доступной исследованию научными методами.
2. Бихевиористы отказались от моральной оценки политических проблем, рассматривая их исключительно как естественные. Политическая реальность является частью естественного, природного порядка, и потому политические процессы протекают в неизменных формах, которые обусловлены неизменной природой индивида.
3. По мнению бихевиористов определяющей чертой человеческой психики и поведения является неосознанно стремление к личной власти, понимаемой как возможность оказывать влияние на кого-либо. Человек – это «властолюбивое животное»: неосознанное стремление к власти лежит в основе вех его поступков и действий, от профессиональной карьеры до обыденных приобретений. Оно проявляется во всех без исключения формах жизнедеятельности человека. Изначальная и непреодолимая страсть к господству, стремление во что бы то ни стало подчинить другого своей воле является, по мнению бихевиористов, исходным пунктом и конечной целью любого политического действия, доминирующим стимулом и формой политической активности человека.
В рамках бихевиористского подхода выделяются следующие парадигмы: силовая; рыночная; игровая, психоаналитическая; школа «политического реализма».
Силовая парадигма. В соответствии с ней политическая жизнь общества представляет собой процесс постоянного столкновения индивидуальных стремлений к власти, «воль к власти», где побеждает сильнейший. Функционирование политической системы основано на балансе силы. Главная задача правящих классов и элит – поддержание в обществе оптимального баланса его основных политических сил.
Рыночная парадигма. Ее смысл состоит в механическом перенесении всех закономерностей функционирования рыночной экономики на политическую жизнь общества. Разница в том, что экономический рынок – это рынок товаров, а рынок политический – это рынок власти. Власть можно покупать и продавать, учитывая динамику спроса и предложения, ценностные ориентации и психологический настрой «потребителя». «Политический рынок», как и экономический, не может существовать без упорядочивающей силы государства.
Игровая парадигма. Она основана на предположении о том, что потребность в той или иной форме игровой деятельности рассматривается как одна из естественных потребностей человека, сопровождающая его на протяжении все жизни. Политика – наиболее популярная и наиболее увлекательная «игра для взрослых». Политика рассматривается как эффективное средство самовыражения личности.
Психоаналитическая парадигма. Политика и власть описываются в терминах индивидуального бессознательного. Власть, политика интерпретируются как сфера сублимации (замещения) конфликта между подавленным либидо (сексуальным влечением) и требованиями моральных норм. Проблема власти в широком смысле выступает в психоанализе как проблема господства бессознательного над человеческим сознанием и поведением. Известный американский политолог-психоаналитик Карен Хорни (1885-1952) считала главной движущей силой политической деятельности состояние страха, порождаемое в человеке враждебной социальной средой. Суть политической деятельности, по ее мнению, составляет стремление человека избежать ситуаций, внушающих страх. Исследователь выделяет «четыре великих невроза нашего времени»: «невроз привязанности» (жажда любви и одобрения любой ценой), «невроз власти» (погоня за престижем и обладанием), «невроз покорности» (склонность к конформизму) и «невроз изоляции» («бегство» от общества, стремление «спрятаться» от социальной жизни).
Школа «политического реализма», основана одним из классиков бихевиоризма, американским политологом Гансом Моргентау (1904-1982). Он перенес методологию бихевиоризма на анализ международной политики. В своей фундаментальной работе «Международная политика» (1948) он выявил закономерности, управляющие внешней политикой. Она базируется на трех постулатах:
1) основным субъектом международных отношений является национальное государство, выражающее свои интересы в категориях силы (т. е. они обусловлены той силой, которой он обладает);
2) следствием этого, движущей пружиной, двигающей международные отношения, становится борьба государств за максимальное увеличение своего влияния во внешней среде;
3) оптимальным ее состоянием видится международное (региональное) равновесие сил, предупреждающее образование национальной или коалиционной мощи, превосходящей существующие государства и их коалиции, что достигается (сознательно или бессознательно) политикой баланса сил.
Структурно-функциональное направление.Основоположником структурно-функционального анализа считается американский социолог Толкотт Парсонс (1902-1979).
В работе «Система современных обществ» он рассматривает общество как бесконечное множество взаимодействий людей, в котором присутствуют аспекты относительно устойчивого (структуры), имеющие определенные роли и значения (функции).
Исходной «клеточкой» всей системы общественных отношений является т. н. «социальное действие».
Структурно социальное действие состоит из трех основных элементов:
- субъекта действия (или действующего лица);
- ситуации действия и отношения субъекта действия к ситуации;
- его ориентации.
При этом утверждается, что субъект участвует в социальном действии не как «целостная сущность», а лишь в той мере, в какой он играет некую социальную роль.
«Социальная роль» – второе ключевое понятие структурно-функционального анализа. По этой причине это направление иногда называют также ролевыми теориями, а применительно к политике – политологией социального действия. В каждый момент своих действий индивид выступает в определенной роли, как бы надевая попеременно различные социальные маски – мужа, отца, сына или друга, начальника или подчиненного, покупателя или продавца, производителя или потребителя и т. д.
Социальная роль индивида определяется его ценностными ориентациями в данной ситуации, которые, в свою очередь, детерминированы ценностно-нормативной системой общества.
Можно указать на четыре основные функции любой социальной системы:
1) функция адаптации, которую обеспечивает экономическая подсистема общества;
2) функция достижения целей (целедостижения), реализуемая политической подсистемой;
3) функция интеграции, осуществляемая через правовую подсистему (она рассматривается отдельно от политической системы, как ее специфический элемент);
4) функция воспроизводства системы, а также преодоления различных «скрытых очагов напряженности», которая осуществляется через религию, мораль, общепринятые нормы и ценности, включая специальные институты социализации – семью, систему образования.
В соответствии с этими принципами структурно-функциональная политология рассматривает и систему властных отношений. Эти отношения интерпретируются:
1) как отношения межличностные, как отношения партнеров, выступающих в определенных ролях;
2) как отношения ассиметричные, где индивиды играют роли не равноправных партнеров, а повелителя и подчиняющегося.
В рамках политологии социального действия выделяют ряд парадигм анализа политики: парадигму сопротивления; парадигму обмена; парадигму раздела сфер влияния.
Парадигма сопротивления.В ее основе лежит постулат М. Вебера о том, что любая власть по сути своей есть применение принуждения и насилия. Политические отношения в обществе – постоянно воспроизводящийся процесс подавления субъектами власти сопротивления со стороны ее объектов.
Парадигма обмена. Ассиметрия отношений объекта и субъекта власти связана с неравным распределением благ, т. е. ресурсов. В результате у индивидов, не обладающих ресурсами, возникает острая потребность в них, напротив, те, кто располагает дефицитными ресурсами, могут трансформировать их излишки во власть, уступая часть ресурсов другим в обмен на желаемое поведение.
Парадигма раздела сфер влияния. Взаимодействующие индивиды постоянно меняются ролями субъекта и объекта власти. Например, человек, обладающий властью на работе, может не обладать ею в семье, и, наоборот, рядовой исполнитель, придя домой, превращается во всесильного повелителя по отношению к своим ближним. Следовательно, властные отношения не следует рассматривать как иерархически односторонние, господство одних индивидов или групп в конкретной сфере уравновешивается контролем других в иных сферах.
Герменевтическое направление.Герменевтика – это искусство толкования текстов, методология гуманитарных наук и философское учение, согласно которому пониманиеявляется целью и средством человеческого бытия. Свое название герменевтика получила от имени древнегреческого бога Гермеса, который был посредником между богами и людьми – истолковывал волю богов людям и доносил пожелания людей богам.
Герменевтика как новая методология анализа политики появляется в 60-е гг. XX в. Это было обусловлено потребностями информационного общества, пришедшего на смену индустриального. Становление этой методологии во многом связано с именем политолога Дж. Мосса, эмигрировавшего в 30-е гг. в США из Германии.
Современный мир, полагают сторонники герменевтического направления, представляет собой лингвистически структурированную реальность. Взаимодействие индивидов осуществляется в терминах и значениях определенных языков и понятий. Политическая деятельность также подчинена существующей в обществе лингвистической культуре.
В границах герменевтического подхода политика рассматривается как средство коммуникации между членами общества, поколениями, представителями различных культур.
Специфика политики как формы коммуникации состоит в способности соединять два вида коммуникаций:
а) рациональный или прерывный, когда интересующий объект описывается, познается, но между ним и познающим субъектом сохраняется дистанция, как это бывает у научного работника;
б) эмоциональный или непрерывный, связанный с тем, что познающий субъект «пропускает» объект через собственное сознание, «растворяется» в нем, «входит» в него, что свойственно искусству.
Наибольшее внимание в политической герменевтике уделяется проблеме политической символики. Символ используется как основная единица анализа политической культуры, которая, в свою очередь, выступает главным фактором политических отношений в обществе. Символы – своего рода регуляторы политического поведения людей.
Институциональное направление. Наиболее видным теоретиком этого направления был Морис Дюверже (род. 1917), внесший огромный вклад в европейскую и мировую политическую науку.
В основании политической науки, согласно М. Дюверже, лежит понятие «политический институт». По мнению М. Дюверже, «институты есть известные модели человеческих отношений, с которых копируются конкретные отношения, приобретающих таким образом характер стабильных, устойчивых и сплоченных. Благодаря подобному качеству они отличаются от отношений, возникающих вне рамок институциональных моделей, которые случайны, эфемерны и шатки».
Любой институт, подчеркивает М. Дюверже, представляет собой органическое единство двух элементов: структуры самих институциональных моделей и конкретных отношений, из них проистекающих.
К политическим институтам М. Дюверже относит: государство, политические партии, политические режимы, группы политического давления, общественное мнение, средства массовой информации и т. д.
В центр политических институтов он ставит государство, которое определяет особенности государственной власти. Государство отличается от других политических форм общения двумя критериями:
1) сильной организацией;
2) интенсивностью солидарностью ее членов.
Превосходство государственной власти проявляется:
а) в разделении труда между правящими (законодатели, администраторы, судьи) и управляемыми;
б) в четко организованной системе санкций, позволяющей добиваться повиновения;
в) в обладании большими материальными силами для осуществления своих решений.
Не меньшую роль играет и другой институт – политическая партия.
Политико-социологическое направление.Данное направление связано, прежде всего, с именем немецкого социолога и политического мыслителя Макса Вебера (1864-1920) Исследователь акцентирует внимание на социокультурных факторах политического развития. Свой подход он сформулировал в рамках т. н. «понимающей социологии».
М. Вебер не верил в возможность познания закономерностей социального и политического развития, не искал универсальных законов социального бытия. По его мнению, природные процессы протекают вне человека, и потому они – объект его познания. Социальное же проходит через сознание человека и потому открывается как внутренний мир человека. Если для естественных наук достаточно наблюдения, то для социальных наук необходимо постижение, понимание.
Понятия в науке – это условные, лишенные объективного содержания, идеальные типы, которые создаются сознанием для удобства систематизации иррациональной действительности.
Познав господствующие идеи каждой эпохи, можно объяснить сущность и назначение существующих политических институтов. Так либеральная демократия неразрывно связана с протестантской этикой, культурой консенсуса, духом индивидуализма.
М. Вебер исследует феномен бюрократии, которая является неотъемлемой стороной жизни общества на политическом этапе его развития. Современная бюрократия является рациональной и наиболее эффективной системой государственной организации, поскольку основана на строгом разделении обязанностей, профессионализме и дисциплине.
Бюрократизация общественной жизни может вызвать конфликт между бюрократией и демократией. Чтобы избежать тирании бюрократов, М. Вебер предлагает теорию плебисцитарной демократии.Согласно этой теориихаризматический лидер, избранный плебисцитарным путем (прямым голосованием всего народа) должен обеспечить политическую стабильность, выполнять роль независимого и беспристрастного арбитра во всех спорах.
Элитологическое направление. Элитология – отрасль политической науки, которая изучает происхождение элит, законы их функционирования, рассматривает государство и власть в контексте политической стратификации, т. е. неизбежности деления общества на правящих и управляемых.
Одним из основателей элитологии является итальянский социолог Вильфредо Парето (1848-1923).
С точки зрения Парето, в любом обществе всегда правит элита, которая представляет собой избранную часть населения и которой противостоит остальная часть, приспосабливающаяся «к полученным от нее стимулам»
Элиты подразделяются на правящие (господствующие) и неправящие. Парето рассматривает проблемы возникновения и деградации правящих элит. Циклы подъема и упадка элит, по мнению Парето, составляют закономерность существования человеческого общества.
Сторонники элитологии самое пристальное внимание уделяют исследованию политических идеологий, используемых элитами (кстати, идеология рассматривалась Парето в качестве ложной формы общественного сознания; любая идеология – это псевдологическое обоснование уже совершенного или совершаемого действия).
Имена и идеи современной политологии. Завершая рассмотрение современного этапа развития политической мысли, укажем на имена и труды исследователей, определивших «лицо» политической науки XX – начала XXI века.
Адорно Теодор (1903-1969) – немецкий философ и социолог, представитель Франкфуртской школы, изучал проблемы политической психологии и политического лидерства. Наиболее известное произведение – «Исследование авторитарной личности» (1950).
Алмонд Габриэль (р. 1911) – современный американский политолог, специалист в области теории политики и сравнительной политологии. Основные работы: «Сравнительная политология: концепция развития» (1966); «Сравнительная политология сегодня» (1988). Совместная работа Г. Алмонда и С. Вербы «Гражданская культура» (1963) является одним из первых классических комплексных исследований проблем политической культуры.
Арендт Ханна (1906-1975) – немецкий политический философ, одна из основоположников концепции тоталитаризма. Наиболее известная работа – «Истоки тоталитаризма» (1951).
Арон Раймон (1905-1983) – французский социальный философ, социолог и политолог. Исследовал проблемы индустриального общества, демократии и тоталитаризма. Внес большой вклад в разработку современной теории международных отношений. Основные работы: «Развитие индустриального общества и социальная стратификация» (1956); «Демократия и тоталитаризм» (1965); «Мир и война между нациями» (1968).
Бурдье Пьер (1930-2002) – известный французский политолог и социолог политики, создатель теории генетического структурализма. Теоретической основой социологии П. Бурдье служит концепция двойного структурирования, включающая комплекс представлений, отражающих генезис и структуру социальной действительности. Основные работы: «Социология политики» (1993); «Начала» (1994); «Практический смысл»(2001).
Бжезинский Збигнев (р. 1928) – известный современный американский политолог польского происхождения. В годы «холодной войны» был специалистом в области «советологии». В 1990-е гг. опубликовал ряд геополитических работ антироссийской направленности. Основные работы: «Тоталитарная диктатура и автократия (в соавторстве с К. Фридрихом, 1956); «Большой провал. Рождение и смерть коммунизма в ХХ столетии» (1990); «Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы» (1997).
Валлерстайн Иммануил (р. 1930) – современный американский социолог и политолог неомарксистского направления. Широкую известность получил благодаря своей концепции «мир-системы». Основные работы: «Современная мир-система». В 3-х т. (1989); «Капиталистическая мир-экономика» (1979).
Вебер Макс (1864-1920) – выдающийся немецкий социолог и политолог, создатель теории легитимного господства. Основные работы: «Протестантская этика и дух капитализма» (1905); «Политика как призвание и профессия» (1919); «Хозяйство и общество» (1921).
Даль Роберт Алан (р. 1915) – современный американский политолог. специалист в области теории демократии и сравнительной политологии. Основные работы: «Введение в теорию демократии» (1956); «Политическая оппозиция в западных демократиях» (1966); «Полиархия. Участие и оппозиция» (1971); «Дилеммы плюралистической демократии» (1982); «Демократия, свобода и равенство» (1986).
Дарендорф Ральф (р. 1929) – современный немецкий социолог и политолог. Широкую известность получили его исследования в области конфликтологии. Основные работы: «Классы и классовый конфликт в индустриальном обществе» (1959); «Конфликт и свобода» (1972).
Дюверже Морис (р. 1917) – современный французский политолог и политический социолог, известный специалист в области изучения партий и партийных систем. Основные работы: «Политические партии» (1951). «Социология политики»: элементы политической науки»((1973).
Дюркгейм Эмиль (1858-1917) – французский философ и социолог. Дюркгейм в развернутой форме представил один из первых вариантов структурно-функционального анализа. Наряду с К. Марксом и М. Вебером оказал существенное влияние на формирование современного облика политической социологии. Основные работы: «Разделение труда в обществе» (1893); «Правила социологического метода» (1895); «Самоубийство» (1897); «Первичные формы религиозной жизни» (1925); «Нравственное образование» (1925); «Социализм и Сен-Симон» (1928); «Профессиональные этические и гражданские морали» (1950).
Истон Дэвид (р. 1917) – современный американский политолог, специалист в области теории политики, известен своими исследованиями политических систем и проблем легитимности власти. Основные работы: «Политическая система» (1953); «Концептуальная структура для политического анализа» (1965); «Системный анализ политической жизни» (1965).
Каплан Мортон (1918-1993) – американский политолог, известный своими исследованиями системы международных отношений. Наиболее известное про изведение – «Система и процесс в международной политике» (1957).
Кеохейн Роберт (р. 1941) – современный американский политолог, один из ведущих представителей неолиберального направления в теории международных отношений. Наиболее известное произведение – «Транснациональные отношения и мировая политика» (в соавторстве с Дж. Наем, 1971).
Лассуэлл Гаролд (1902-1979) – современный американский политолог, видный представитель Чикагской школы, один из родоначальников политической психологии. Основные работы: «Анализ политического поведения» (1947); «Власть и личность» (1948); «Будущее политической науки» (1963).
Лейпхарт Аренд (р. 1926) – современный американский политолог, специалист в области сравнительной политологии. Основные работы: «Демократия в многосоставных обществах» (1977); «Демократия: типы мажоритарного и консенсусного правления в двадцати одной стране» (1984).
Липсет Сеймур (р. 1922) – известный американский политолог, специалист в области политических движений и идеологий, проблем политической социализации. Наиболее известное произведение – «Политический человек» (1950).
Маннгейм Карл (1893-1947) – немецкий социолог и философ, известен своими исследованиями политической идеологии. Наиболее известное произведение – «Идеология и утопия» (1929).
Мерриам Чарльз Эдвард (1874-1953) – американский политолог, представитель Чикагской школы социологических и политических исследований. Основные работы: «Американская партийная система» (1922); «Четыре американских партийных лидера» (1926); «Политическая власть: ее структура и сфера действия» (1934); «Что такое демократия?» (1941).
Михельс Роберт (1876-1936) – немецкий социолог и политолог, один из создателей классической теории политической элиты, автор т. н. «железного закона олигархии». Наиболее известное произведение – «Политические партии: социологическое исследование олигархических тенденций в современной демократии» (1911).
Моргентау Ганс (1904-1982) – классик американской политологии. Основоположник школы «политического реализма» в теории международных отношений. Наиболее известное произведение – «Политика между нациями. Борьба за власть и мир» (1948).
Моска Гаэтано (1853-1941) – итальянский социолог и политолог. Один из создателей классической тезведение - ории пое известное проилитиболеической элиты. Наиболее известное произведение – «Основы политической науки» (1895).
Най Джозеф (р. 1937) – современный американский политолог, один из ведущих представителей неолиберального направления в теории международных отношений. Наиболее известное произведение – «Транснациональные отношения и мировая политика» (в соавторстве с Р. Кеохейном, 1971).
Парето Вильфредо (1848-1923) – итальянский экономист и социолог, один из основоположников классической теории политической элиты. Наиболее известное произведение – «Трактат по общей социологии» (1916).
Пшеворски Адам (р. 1940) – современный американский политолог польского происхождения. Область научных исследований – проблемы перехода от авторитаризма и тоталитаризма к демократии. Основные работы: «Капитализм и социал-демократия» (1985); «Демократия и рынок. Политические и экономические реформы в восточной Европе и Латинской Америке (1991).
Ратцель Фридрих (1844-1904) – немецкий географ, один из основоположников геополитики. Наиболее известное произведение – «Политическая география» (1897).
Розенау Джозеф (р. 1924) – современный американский политолог, известный специалист в области международных отношений. Основные работы: «Научное изучение внешней политики» (1971); «Мировая политика в движении. Теория изменений и преемственности» (1990).
Уолтц Кеннет (р. 1924) – современный американский политолог, один из родоначальников неореалистического направления в теории международных отношений. Наиболее известное произведение – «Теория международной политики (1979).
Фукуяма Френсис (р. 1952) – современный американский политолог японского происхождения, автор концепции «конца истории». Основные работы: «Конец истории и последний человек» (1992); «Доверие. Социальные добродетели и созидание благосостояния» (1995); «Великое крушение» (1998).
Хабермас Юрген (р.1929) – крупнейший немецкий социальный философ, социолог и политолог, автор одной из наиболее фундаментальных конструкций всестороннего теоретического синтеза современной социологии. Основные работы: «Знание и человеческие интересы» (1968); «Кризис легитимности» (1973); «Теория коммуникативной компетентности. Т. 1-2 (1984, 1988) и др.
Хайек Фридрих Август фон (1899-1992) – австрийский экономист и политолог, проведший значительную часть жизни в Великобритании. Известен как автор радикальной либеральной политологической концепции, отрицающей целесообразность вмешательства государства в экономику по причине «ограничения свободы». Сторонник свободной рыночной экономики. Противник кейнсианства и критик концепции «государства всеобщего благоденствия». Основные работы: «Дорога к рабству» (1944); «Индивидуализм и экономический порядок» (1948); «Конституция свободы» (1961).
Хантингтон Самюэль (р. 1927) – один из наиболее известных современных американских политологов, специалист в области сравнительной политологии и международных отношений. В 1990-х гг. большое внимание привлекли его концепции «столкновения цивилизаций» и «третьей волны» глобальной демократизации». Основные работы: «Политический порядок в изменяющихся обществах» (1968); «Третья волна: демократизация в конце ХХ столетия» (1991); «Столкновение цивилизаций и преобразование мирового порядка» (1996).
Хаусхофер Карл (1869-1946) – немецкий геополитик. Основные работы: «Геополитика Тихого океана» (1924); «Военная политика» (1932); «Военная геополитика» (1941).
Челлен Рудольф Юхан (1864-1922) – известный шведский ученый и политический деятель, специалист в области политических наук и истории. Автор термина «геополитика» (1916). Основные работы: «Великие державы» (1910); «Государство как форма жизни» (1916).
Шмитт Карл (1887-1985) – немецкий политолог, государствовед и геополитик. Основные работы: «Понятие политического» (1939); «Порядок больших пространств в праве народов, с запретом на интервенцию для чужих пространству сил» (1939); «Номос Земли» (1950); «Планетарная напряженность между Востоком и Западом и противостояние Земли и Моря» (1959).
Шумпетер Йозеф (1883-1950) – австрийский и американский экономист, социолог и политолог. Известен своим вкладом в разработку проблем демократии. Наиболее известная работа – «Капитализм, социализм и демократия» (1942).
Нами рассмотрены происхождение и основные этапы развития мировой политической мысли. Далее мы сосредоточим внимание на генезисе политической мысли в России, попытаемся выявить ее специфику.