II. Усиление идеологизации общественно-политической и культурной жизни страны.
В исторической литературе нет единой точки зрения в отношении решения проблем и противоречий, возникших всоветском обществе в послевоенное время. Так в постсоветских исследованиях преобладала точка зрения западных авторов, например, Н.Верта, о том, что пути их решении были традиционными для той модели «государственного социализма», которая начала осуществляться в СССР с конца 1920-х гг., то есть преобладание репрессивных методов их решения в направлении Гукрепления и совершенствования советской тоталитарной слстемы
При этом, утверждает Верт, ленинские традиции играли всё меньшую роль и более того произошёл радикальный разрыв с ленинским наследием на нескольких уровнях:
На уровне символов, что выражалось в воссоздании гражданских и военных званий, которые были упразднены Лениным, поскольку воплощали, по его мнению, традиционное государство (народные комиссары превратились в министров, Рабоче - Крестьянская Красная Армия переименована в Советские Ворружённые Силы, ВКП (60 в 1952 г. превратилась в КПСС).
На теоретическом уровне шла скрытая критика ленинской концепции партии.Так в феврале 1946 г. Сталин заявил, что разница между коммунистами и беспартийными состоит в том, что первые являются членами партии . а вторые нет.
3) На более глубоком уровне реального осуществления власти разрыв с ленинизмом выражался в последовательном формировании руководящих органов партии: тирнадцать с половиной лет. с марта 1939 по октябрь 1952 г. не созывались съезды и пять с половиной лет. С февраля 1947 по октябрь 1952 г. - пленумы ЦК. Даже политбюро ( (10 членов и четыре кандидата) почти никогда не собиралась в полном составе из-за введённой Сталиным практики «малых комиссий (
-------- ВдТтШшТ^таштекстеновейших российских исследованиях, как полагает
А.И. Вдовин(с.248. Новейшая Отечественная история ... т.2.) можно сказать, что в политическом процессе 1945-1953 гг., не совсем укладывающемся в расхожие представления о постоянном нарастании черт тоталитаризма в эти годы, тесно переплетались два противоположныхкурса - на сохранение и развитие репрессивной роли государства и на формальную демократизацию политической системы.
Вторая тенденция в послевоенном политическом процессе, на формальную демократизацию политической систем, проявилась: Во-первых,в упразднении чрезвычайных органов военного времени: упразднении в 1945 г. ГКО, выборах 1946 г. в высший орган советской власти - Верховный Совет СССР второго созыва, заменившего Верховный Совет первый созыва, выбранный в 1936 г., преобразование в 1946 г. Совнаркома в Совет Министров СССР, соответствующих изменениях органов власти в субъектах советской федерации.
Во-вторых,произошло также оживление общественной жизни, возобновление после долгого перерыва съездов общественных и общественно-политических организаций СССР. Так в 1949 г. состоялся X съезд профсоюзов и XI съезд комсомола (спустя соответственно 17 и 13 лет
после предыдущих).!} 1952 г. состоялся XIX съезд партии, принявший решение переименовать ВКП (б) в КПСС.
В-третьих,в 1946-1947 гг. велась разработка проектов новой Конституции СССР и программы ВКП (б). Конституционный проект предусматривал развитие демократических начал в жизни общества. Впроцессе обсуждения проекта высказывались пожелания о децентрализации экономической жизни, о расширении хозяйственной самостоятельности местных управленческих организаций.
Проект Программы ВКП (б) базировались на доктрине перерастания диктатуры пролетариата в общенародное государство,что означало, как говорилось в проекте, «всё большее отмирание принудительных форм ..., всё большей замене форм принуждения воздействием общественного мнения, к всё большей замене мер принуждения воздействием общественного мнения, к всё большему сужению политических функций государства, к превращению его по преимуществу в орган управления хозяйственной жизнью общества».
В социально-экономической области выдвигалась задача обеспечить каждой семье отдельную квартиру, наладить массовое производство и продажу гражданам легковых автомобилей, подготовку к бесплатному снабжению населения продуктами питания и бесплатного обслуживания первоклассными столовыми, прачечными и другими культурно-бытовыми учеждениями.
Проект программы партии предусматривал также по мере продвижения к коммунизму осуществлять принцип выборности всехаеления должностных лиц госаппарата, максимально развивать самодеятельность добровольных организаций.
В-четвёртых,шла на убыль жестокость в послевоенной политической и идеологической борьбе по сравнению с 1930-ми гг. Так, с 26 мая 1947 г. до 12 января 1950 г. в стране не было смертной казни
Однако в связи с ужесточением внутриполитического курса и осуждением главных руководителей разработок,деятелей ленинградской, так называемой «антипартийной группировки» Вознесенского, Кузнецова, Родионова, Попкова и др. работа над проектами документов прекратились. Внимание вновь направлялось не столько на выработку мер по демократизации общества, сколько на поиски потенциальной оппозиции советской власти.
Таким образом, вновь возобладала тенденция на сохранение и развитее репрессивной роли государства, что неизбежно вело к усилению идеологизации общественно-политической и культурной жизни страны. Каковы же были причины и особенности этой кампании?
Начавшаяся с середины 1946 г. «холодная война» перечеркнула все надежды на либерализацию и демократизацию послевоенной общественной жизни. Противоборство с капиталистическим миром заставила вспомнить об уже наработанных в 1930- е гг. приемах и методах утверждения «классового подхода», идеологического воспитания масс в контексте возрастающей угрозы третьей мировой войны.
Так, по своим взглядам Сталин был интернационалистом. Однако с середины 1930-х гг. он накануне и особенно в годы войны, стремясь мобилизовать нёсший на своих плечах основные тяготы модернизации и войны русский народ, возродил традиции русского национального патриотизма. Поэтому рядом с именем Ленина встали имена Дмитрия Донского и Александра Невского, как если бы они были представителями одной традиции. Такое представление имело свою позитивную функцию. Нельзя отрицать, что у веры людей в Сталина также была своя собственная роль в период Отечественной войны. Национальный патриотизм слился воедино с патриотизмом советским, корни которого тянутся от Великой Октябрьской революции".
Поэтому основой долговременной пропагандисткой кампании по воспитанию народов СССР в духе советского патриотизма стало
выступление Сталина на приёме в Кремле в честь командующих войсками Красной армии 24 мая 1945г. Поднимая тост не за советский, а за русский народ, Сталин объяснил, что последний - «руководящая сила Советского Союза» - сыграл решающую роль в войне. Своими «ясным умом»,»стойким характером» и» терпением» он заслужил право быть признанным вождём «наиболее выдающейся нации из всех наций, входящих в состав Советского Союза».Это была не только дань уважения национального патриотизму русских в годы войны, но и в предверии испытаний и тягот послевоенного восстановления страны, грядущей «холодной войны», необходимость новой мобилизации русского народа.
Речь Сталина означала отказ от прежней концепции русского народа как первого среди равных в пользу его дореволюционного видения как народа-просветителя и покровителя. Сталин, по сути, лишь вернулся к идеям, которые он отстаивал вопреки Ленину в 1922 г. в своём проекте автономизации, где Россия играла роль центра системы. Эта концепция была обоснована во второй половине 1940-х гг., прославлением прошлого русского народа и ревизией истории его отношений с другими народами СССР.