Эволюция феодальных отношений в Киевской Руси.

С постепенным развитием хозяйства крестьяне и ремесленники стали производить
больше продуктов и изделий, часть которых стали присваивать себе старейшины,
военные предводители, дружинники. Они могли теперь .жить за счет труда
зависимых от них крестьян и ремесленников.
Крестьяне Древней Руси, или, как тогда говорили, «люди», «смерды», все чаще
попадали в зависимость от государственной власти: князья захватывали
общинные земли и собирали дань с подвластного населения, со своих «людей»;
Сбор дани так и назывался — полюдье.
Жители поселка кормили за свой счет князя с дружиной. Лошадям князя и дружинников надо было давать овса «сколько съедят». Когда власть князей укрепилась, они стали требовать, чтобы подданные сами привозили дань. Такой способ сбора дани называли повоз. Постепенно количество свободных крестьянских земель уменьшалось, а размеры
владений знати росли. У крестьянина было свое хозяйство: лошадь или пара волов, орудия
труда, изба. В зависимость от землевладельца крестьяне попадали различными
путями. Иногда крестьянин получал от боярина ссуду -«купу» —
деньгами, зерном, скотом. Такой крестьянин работал на хозяина и назывался
«закуп». В других случаях с хозяином заключался договор, или «ряд»,-о работе
на феодала. Такой работник назывался «рядович».
Все зависимые люди, работавшие во дворе феодала, назывались челядью. В их
состав входили рабы, их называли холопами. В холопы попадали прежде всего
военнопленные. Но иногда и очень бедные смерды продавали себя феодалам в
холопы. Зависимые смерды несли повинности: отрабатывали в хозяйстве феодала
(барщина) или платили натуральный оброк.
Землевладельцы Древней Руси различались по количеству находившихся в их
собственности земли, зависимых людей и военных слуг. Устанавливалась система
феодальной иерархии, т. е. соподчинения феодалов. «Великий князь русский» считался владельцем всей земли и государства. Зависимые от него «светлые князья» и боя ре владели отдельными княжествами и землями, а также го родами. Более мелкие феодалы, в свою очередь зависящие от князей и бояр, владели меньшими городами или отдельными селами.
Земельные владения князей и бояр назывались вотчина ми (вотчина — владение,
передаваемое по наследству от отца). В Западной Европе такие владения
назывались феодами, что и дало название эпохе — феодализм.
Обычно в центре вотчины располагался господский двор. Здесь находились жилой
дом феодала, помещения для слуг хозяйственные постройки: клеть для хранения
зерна хлев и загон для коров и овец, конюшня для лошадей. В каждой вот чине
было много слуг, помогавших феодалу управлять хозяйством и держать в
повиновении крестьян: огнищанин (старший дружинник, управитель хозяйства),
тиун (управитель дома), подъездной (сборщик оброка, дани) и др.
Пахотные земли вотчины состояли из двух частей: на одной велось господское
хозяйство, другая делилась на наделы зависимых крестьян.
Наряду с передаваемой по наследству существовала и другая форма феодальной
собственности: земля давалась князьями своим дружинникам во временное
держание за военную службу.
После принятия христианства особым видом феодальной земельной собственности
стало церковное и монастырское землевладение.

С постепенным развитием хозяйства крестьяне и ремесленники стали производить
больше продуктов и изделий, часть которых стали присваивать себе старейшины,
военные предводители, дружинники. Они могли теперь .жить за счет труда
зависимых от них крестьян и ремесленников.
Крестьяне Древней Руси, или, как тогда говорили, «люди», «смерды», все чаще
попадали в зависимость от государственной власти: князья захватывали
общинные земли и собирали дань с подвластного населения, со своих «людей»;
Сбор дани так и назывался — полюдье.
Жители поселка кормили за свой счет князя с дружиной. Лошадям князя и дружинников надо было давать овса «сколько съедят». Когда власть князей укрепилась, они стали требовать, чтобы подданные сами привозили дань. Такой способ сбора дани называли повоз. Постепенно количество свободных крестьянских земель уменьшалось, а размеры
владений знати росли. У крестьянина было свое хозяйство: лошадь или пара волов, орудия
труда, изба. В зависимость от землевладельца крестьяне попадали различными
путями. Иногда крестьянин получал от боярина ссуду -«купу» —
деньгами, зерном, скотом. Такой крестьянин работал на хозяина и назывался
«закуп». В других случаях с хозяином заключался договор, или «ряд»,-о работе
на феодала. Такой работник назывался «рядович».
Все зависимые люди, работавшие во дворе феодала, назывались челядью. В их
состав входили рабы, их называли холопами. В холопы попадали прежде всего
военнопленные. Но иногда и очень бедные смерды продавали себя феодалам в
холопы. Зависимые смерды несли повинности: отрабатывали в хозяйстве феодала
(барщина) или платили натуральный оброк.
Землевладельцы Древней Руси различались по количеству находившихся в их
собственности земли, зависимых людей и военных слуг. Устанавливалась система
феодальной иерархии, т. е. соподчинения феодалов. «Великий князь русский» считался владельцем всей земли и государства. Зависимые от него «светлые князья» и боя ре владели отдельными княжествами и землями, а также го родами. Более мелкие феодалы, в свою очередь зависящие от князей и бояр, владели меньшими городами или отдельными селами.
Земельные владения князей и бояр назывались вотчина ми (вотчина — владение,
передаваемое по наследству от отца). В Западной Европе такие владения
назывались феодами, что и дало название эпохе — феодализм.
Обычно в центре вотчины располагался господский двор. Здесь находились жилой
дом феодала, помещения для слуг хозяйственные постройки: клеть для хранения
зерна хлев и загон для коров и овец, конюшня для лошадей. В каждой вот чине
было много слуг, помогавших феодалу управлять хозяйством и держать в
повиновении крестьян: огнищанин (старший дружинник, управитель хозяйства),
тиун (управитель дома), подъездной (сборщик оброка, дани) и др.
Пахотные земли вотчины состояли из двух частей: на одной велось господское
хозяйство, другая делилась на наделы зависимых крестьян.
Наряду с передаваемой по наследству существовала и другая форма феодальной
собственности: земля давалась князьями своим дружинникам во временное
держание за военную службу.
После принятия христианства особым видом феодальной земельной собственности
стало церковное и монастырское землевладение.



Наши рекомендации