Крещение Киевской Руси — процесс принятия и распространения христианства на землях Киевской Руси.
Узловая событие — массовое крещение в 988 году жителей Киева, а впоследствии других городов государства князем Владимиром Святославичем, в результате чего христианство стало ведущей религией на Руси.
Судя из разных источников переводов, летописей, материальных памятников христианское вероучение на землях, которые в будущем вошли в состав Киевской Руси появилось практически сразу после начала его распространения в мире, во времена святых апостолов. Процесс распространения христианства был длительным и постепенным. Так в III в. появляются упоминания о Скифскую епархию в составе единой вселенской кафолической православной церкви, в состав которой входила значительная часть земель будущей Киевской Руси. Христианская жизнь епархии несколько упадок с приходом гуннов в других источниках — болгар, союза племен смешанного прасловянотюркоугрофінського происхождения и появления государства Великая Болгария Гунния, Хазария. Но Скифская епархия продолжает существовать до IX в. То есть фактически до принятия христианства на Руси.
В любом случае можно говорить о том, что на момент принятия христианства в обществе Киевской Руси существовало большое количество различных вероучений и направлений, среди которых следует отметить язычество, христианство греческого и латинского обрядов, все еще единственной на то время вселенской кафолической церкви , мусульманство распространенное в соседней Волжский Булгарии, а значит без сомнения известно и на Руси, иудаизм вера правителей Хазарии, а также сообществ в разных городах Руси, в частности Киеве. Таким образом, перед Владимиром Великим, стояла сложная задача — выбрать одно из вероучений о едином Боге, каждое из которых имело значительную часть своих сторонников на землях Руси — христианства греческого или латинского, мусульманства или иудаизма в качестве государственного вероучения.
Утверждение христианства на Руси — длительный сложный процесс, растянувшийся во времени на много веков нашей эры, пройдя в своем развитии несколько важных стадий: спонтанного проникновения христианских идей и ценностей доязичницького среды, борьбы христианства и других мировых религий за сферы влияния, провозглашение христианства государственной религией Киевской Руси, противостояние языческого общества новой идеологии.
Крестить Киевскую Русь и провозгласить христианство государственной религией пришлось князю Владимиру. Придя к власти с помощью варяжской дружины и языческой элиты, Владимир ради их интересов ввел языческий пантеон богов. На месте старого капища, где стоял идол Перуна, появляются 6 разноплеменных богов — Перун, Даждьбог, Хорс, Стрибог, Симаргла, Мокошь.
Но чуть позже Владимир убедившись, что для укрепления государства и его престижа нужно новой веры Киевское государство поддерживала тесные отношения с Византией — самой богатой, мощной и наиболее культурно влиятельным государством того времени. Так он решил принять христианство и окрестить весь свой народ.
Крещение произошло во времена ослабления внутриполитического положения в Византийской империи. Во второй половине 80-х гг Х в. взрывается крайне опасное антиправительственное восстание на востоке империи, возглавляемое Вардой Фокой и поддержанное населением Таврии. Затруднительное положение, в котором оказался император Византии, заставило его обратиться в Киев с просьбой о военной помощи. Условия, по которым Киев соглашался помочь Византии, продиктовал Владимир. За ними киевский князь обязывался помочь императору подавить восстание, а за это он должен был отдать за Владимира свою сестру Анну т.е. он получал права на трон и способствовать крещению населения Киевского государства. При этом сначала получил отказ и только восхищение им византийской колонии Херсонес Корсунь заставило Византию заключить сделку.
О том, откуда пришла иерархия в Украину, есть разные теории. Первая, что иерархия пришла из Византии Е. Голубинского, М. Грушевский, И. Пелеш, М. Миллер, Ф. Дворник. Вторую теорию Рим. отстаивают Банимгартен, Жюжи и М. Коробка. Никоновская летопись говорит о посольствах к Владимиру от папы 988, 991, 1000 и к папе от Владимира 994, 1001. Третью теорию Охридскую или македонский выдвинул М. Приселков, а с украинским ее поддерживают историки Т. Коструба, С. Томашивский, из русских А. Карташов, Е. Шмурло, Г. Федотов, П. Ковалевский, немец Г. Кох. Она основывается на сходстве языка. Номоканон пришел в Украину в болг. Ред. Четвертую теорию Тмутороканский выдвинул Ю. Вернадский и за ним М. Чубатый. Оба автора являются той мысли, что в пределах Киевского государства во времена крещения Владимира уже существовала иерархия в Тмутаракани.
После официального крещения киевлян в 988 г. христианство становится государственной религией Киевской Руси. Христианизация Руси шла постепенно по водным путям, сначала ее приняли большие ячейки, позднее провинция. Не везде этот процесс происходил без сопротивления, как в Киеве. Гл. сопротивление оказывали служители языческого культа волхвы, влияние которых на юж. землях Руси было незначительным. Зато на сев. в Новгороде, Суздале, Билоозерьи они подстрекали население к открытым выступлениям против христ. свящ. Еще долго сосуществовали между собой некоторые элементы языческой веры, преимущественно обрядов, с христ. Т.н. двоеверие.
Для нормирования церк. жизнь в своем государстве Владимир издал Устав, назначив десятину на содержание церкви, и определил права духовенства: Владимир пытался дать структурное оформление новой религии, вроде византийского. Первое упоминание о митр. на Руси известна с 1037, хотя — ранее Он должен архиеп, который присматривал за русской церковью. Первым митр, который упоминается, был грек Теотемпт см. Киев. Митрополия. Христианство, проповедуя милосердие и христ. любовь — устои цивилизованного и мирной жизни, объединившее религиозное великую державу Владимира и положительно повлияло па мораль руководящей верхушки и населения.
С принятием христианства на Руси распространилась письменность. Владимир закладывал школы, строил церкви сначала в Киеве, а впоследствии по другим городам. Учителями были свящ. из Корсуня, которые знали слов. язык. Факт, что с принятием христианства не пришло к непосредственному полет, овладение Руси Византией, а открыто новой христианизированные сообществу связи с дальнейшими и близкими соседями, следует считать положительным результатом акта крещения Руси и слов. Востока.
Княжение великого киевского князя Владимира Святославича произошло важнейшее событие в истории Древней Руси - принятие христианства (православия).
Русь принимала христианство в сложной исторической обстановке. В конце 986 г. командующий азиатской армией Византии поднял восстание против Василия II. Согласно источникам того времени, серьезно озабоченный сложившимся положением император Василий II обратился за военной помощью к враждебно настроенному в тот период времени правителю Руси князю Владимиру. Владимир согласился оказать военную помощь Византии только при условии заключения почетного брака между ним и сестрой императора Василия II Анной. В свою очередь как условие брака правительство Византии выдвинуло требование принятия язычниками-руссами христианства. Князь Владимир организовал варяжский отряд и послал его императору для поступления на византийскую службу до заключения брака. С помощью руссов мятеж был подавлен, однако император не спешил выполнять свою часть договора, что заставило князя Владимира прибегнуть к военному давлению (осада византийской крепости в Крыму - Херсонеса). Стремясь обеспечить мир и покой северным византийским провинциям, император выполнил условия договора и брак Владимира с царевной Анной был заключен.
В 988 г. великий киевский князь Владимир крестил население Киева. С этого момента христианство стало официально распространяться по всей Руси. Не везде крещение мирно: в Новгороде противостояние населения, верного традиционной религии, и христианской дружины вылилось в кровавое противостояние. В конце IX-XI вв. были основаны епископства в важнейших городах: Новгороде, Полоцке, Ростове, Белгороде, Чернигове, Переяславле. В Киеве строится соборная Десятинная церковь, на содержание которой князь выделил десятую часть своих доходов. В правление князя Ярослава появляется монашество. Греческое духовенство принесло вместе с новой религией и новые понятия о правах и обязанностях правителя и подданных, представление о правителе как о пастыре, ответственном перед Богом за благосостояние подвластного ему народа. Представители церковной иерархии явились на первых порах естественными союзниками князей. Личная власть князей после крещения Руси значительно окрепла.
Введение христианства было не только огромным культурно-историческим событием, но и важнейшим политическим актом, укрепившим культурное и идейное единство молодого государства. С принятием христианства на Руси распространились грамотность, книжность, письменные законы, изменились представление о мире, смягчились нравы людей.
Правление Ярослава Мудрого
возникла серьезная угроза единства Киевской Руси. Против него открыто выступил сын Святополк, а второй сын — Ярослав отказался, сидя в Новгороде, платить Киеву дань. Владимир готовился к походу на Новгород, но 1015 г. умер.
Между сыновьями Владимира Ярославом, Борисом, Глебом, Святославом, Мстиславом и Святополком началась кровавая борьба за единоличную власть в государстве. В ней вышли победителями Ярослав и Мстислав.
По соглашению 1026 братья поделили Русь на отдельные владения вдоль Днепра: Ярослав стал княжить в Киеве, а Мстислав — на Левобережье с центром в Чернигове. Братья совместными усилиями выгнали поляков из Червенской Руси, вновь присоединив ее к Киевской Руси. Этот поход состоялся 1031 А 1036 г., после смерти Мстислава, Ярослав стал править единолично. Ярослав прилагал много усилий для укрепления единства и централизации государства. Он продолжал строительство защитных сооружений против кочевников, крепостей вокруг Киева. 1036 печенегам был нанесен окончательное поражение, после чего они прекратили свои набеги на Русь.
При Ярославе, которого прозвали Мудрым, Русь достигла зенита своего развития. Появились новые города, ставшие центрами торговли и ремесла, увеличилось земельная собственность бояр и дружинников. Рос и международный авторитет Киевского государства, свидетельством чего были династические браки дочерей Ярослава с влиятельными обладателями Европы: они стали венгерском, норвежском и французском королевами. Сам Ярослав женился на шведской принцессе, а его сестра стала женой польского короля.
Важнейшим актом государства времен Ярослава было составление в единый сборник законов государства — Русскую Правду, которую потом дополнили статьями и положениями сыновья Ярослава. Русская Правда закрепила те общественные отношения, сложившиеся в Киевском государстве в то время. ее статьи закрепляли неравенство людей разных слоев населения. Крупнейшими правами, разумеется, пользовался князь. Часть штрафов, накладывались на преступников, шли в его пользу. Денежные наказания были различными в зависимости от социального положения пострадавших. Русская Правда охраняла частную собственность и ее владельца.
При Ярославе много внимания уделялось культурному развитию государства: было открыто школы, библиотеки, началось летописание и переписывание книг монахами. При монастырях основана первая больнице.
Именно тогда усилилось и значение Киевской митрополии: высшую церковную должность — митрополита — начал занимать уже не грек, как раньше, а рус. Им стал Илларион.
15 июля 1015 года в Берестово умер Владимир Святославич, так и не успевший погасить мятеж сына. И Ярослав начал борьбу за киевский престол с братом Святополком, которого освободили из темницы и объявили своим князем взбунтовавшиеся киевляне. В этой борьбе, продолжавшейся четыре года, Ярослав опирался на новгородцев и на наёмную варяжскую дружину под предводительством конунга Эймунда.
В 1016 году Ярослав разбил войско Святополка близ Любеча и поздней осенью занял Киев. Он щедро наградил новгородскую дружину, оделив каждого воина десятью гривнами.
35 лет правления Ярослава Мудрого стали временем расцвета Киевской Руси.
Ярослав распространил власть на западное побережье Чудского озера, где был сооружен город Юрьев (ныне Тарту в Эстонии). Восстановилась власть киевского князя над ятвягами на Немане. После завершения междоусобной борьбы князь способствовал возрождению сельского хозяйства, ремесла, торговли. Перестраивал Киев, Чернигов, Владимир-Волынский, Новгород.
Больше сделано князем Ярославом для укрепления юго-восточных границ. Как и его отец, Ярослав строил города-крепости на Руси, решительно боролся с кочевниками. Успехи внешней политики Ярослава основывались не на применении вооруженных сил, а на дипломатической деятельности, опиравшаяся на династические родственные связи
Во время правления Ярослава Мудрого в городе насчитывалось около четырехсот церквей, 8 рынков и более пятидесяти тысяч жителей.
Население Киева быстро росло. Кроме княжеской семьи, бояр, дружинников, в нем селились ремесленники, купцы, ростовщики. В период расцвета город имел до 8 тыс. дворов и около 50 тыс. человек населения. По размерам, бурный жизни и богатством Киев достиг уровня крупнейших столиц Европы - Лондона и Парижа. Его даже стали называть соперником Константинополя.
Киев превратился в одно из крупнейших и красивейших городов в средневековой Европе - «мать городов русских», прекрасную столицу Руси. На месте разгрома печенегов князь начал городскую застройку. Он окружил новую часть города большим валом и высокой деревянной стеной. В отличие от старой части - «города Владимира», юная получила название «города Ярослава». Главные южные ворота, над которыми высилась церковь с золотой баней, получили название Золотых. В центре «города Ярослава» в 1037 г. построен митрополичий Софийский собор, сохранившийся и поныне. Укреплялись городские укрепления. Ремесленно-торговый Подол обнесли верхним и нижним валом. В Киеве накапливались богатства. Он стал выдающимся административным и торговым центром. Его связи охватили многие страны Европы и Азии.
В русскую историю Ярослав вошёл под именем Мудрого. Именно при нём было основано первое народное училище и составлен первый свод письменных законов - «Русская правда» или же «Правда Ярослава».
«русская правда»-первый правовой кодекс всей страны
«Русская правда» - сборник, или свод, русских законов, который складывался на протяжении нескольких поколений. Древнейшую часть создана во времена Ярослава Мудрого; отдельную часть составляют статьи, заключенные Ярославовым сыновьями, - «Устав Ярославичей». К «Русской правды» вошли статьи и более поздних времен. Сборник был действующим на землях Украины, Беларуси, Литвы, России на протяжении нескольких веков, став основой для развития законодательства и судопроизводства.