Предпосылки создания Древнерусского государства - Киевской Руси.

Киевская Русь или Древнерусское государство ст.-слав. Рсь, др.рус. Русь, Руска земл, греч. [1], лат. Ruscia, Russia, Ruthenia[2], др.-сканд. Garar, Garariki[3] -средневековое государство в Восточной Европе, возникшее в IX веке в результате объединения восточнославянских племён под властью князей династии Рюриковичей.

Перед образованием государства на территории будущей Киевской Руси проживали:

а восточнославянские племена- предки украинцев — древляне, поляне, северяне, волыняне дулибы, тиверцы, белые хорваты

б восточнославянские племена — предки белорусов — дреговичи, полочане

в восточнославянские племена — предки русских — кривичи, радимичи, словене, вятичи.

Основные предпосылки образования восточнославянской государственности:

- на начало VIII в. в целом завершился процесс расселения славян и создания территориально определенных больших и малых союзов племен

- наличие в восточнославянских союзах племен определенных локальных различий в культуре и быту

- постепенное перерастание союзов племен в племенные княжества — догосударственные объединения более высокого уровня, предшествовавшие появлению восточнославянского государства

- формирование на рубеже VIII-IX в. вокруг Киева первого восточнославянского государства, которое специалисты условно называют Киевским княжеством Аскольда .

Можно выделить следующие главные этапы процесса объединения восточных славян в одно государство:

а создание княжества государства со столицей в Киеве; в состав этого государства вошли поляне, русы, северяне, дреговичи, полочане

б захват власти в Киеве новгородским князем Олегом 882 г., под властью которого до этого находилась часть славянских племен

в объединение почти всех восточнославянских племен в единое государство Киевскую Русь.

Образование Древнерусского государства. Племенные княжения славян имели признаки зарождающейся государственности. Племенные княжения часто объединялись в крупные суперсоюзы, обнаруживавшие черты ранней государственности. Широкое распространение земледелия с использованием орудий труда из железа, распад родовой общины и превращение ее в соседскую, рост числа городов, возникновение дружины свидетельства формирующейся государственности. Славяне освоили Восточно-Европейскую равнину, взаимодействуя с местным балтийским и финно-угорским населением. Военные походы антов, склавен, русов на страны более развитые, прежде всего на Византию, приносили дружинникам и князьям значительную военную добычу. Все это способствовало расслоению восточно-славянского общества. Таким образом, в результате экономического и социально-политического развития у восточно-славянских племен начала складываться государственность. Легендарный летописный рассказ о призвании варягов послужил основанием для появления так называемой норманской теории возникновения Древнерусского государства. Впервые она была сформулирована немецкими учеными Г.-Ф. Миллером и Г.-З. Байером, приглашенными для работы в Россию в XVIII в. Горячим противником этой теории выступал М. В. Ломоносов. Сам факт пребывания варяжских дружин, под которыми, как правило, понимают скандинавов, на службе у славянских князей, их участия в жизни Руси не вызывает сомнения, как и постоянные взаимные связи между скандинавами и Русью. Однако нет следов сколько-нибудь заметного влияния варягов на экономические и социально-политические институты славян, а также на их язык и культуру. Историки обладают убедительными доказательствами, что есть все основания утверждать: у восточных славян устойчивые традиции государственности сложились задолго до призвания варягов. Государственные институты возникают в результате развития общества. Действия отдельных крупных личностей, завоевания или другие внешние обстоятельства определяют конкретные проявления этого процесса. Следовательно, факт призвания варягов, если он действительно имел место, говорит не столько о возникновении русской государственности, сколько о происхождении княжеской династии. Если Рюрик и был реальной исторической личностью, то его призвание на Русь следует рассматривать как ответ на реальную потребность в княжеской власти русского общества того времени. Образование государства Русь Древнерусского государства или, как его называют по столице, Киевской Руси закономерное завершение длительного процесса разложения первобытно-общинного строя у полутора десятков славянских племенных союзов, живших на пути из варяг в греки. Сложившееся государство находилось в самом начале своего пути: первобытно-общинные традиции еще долго сохраняли место во всех сферах жизни восточно-славянского общества.





Древнерусского государства. Впервые она была сформулирована немецкими учеными Г.-Ф. Миллером и Г.-З. Байером, приглашенными для работы в Россию в XVIII в. Горячим противником этой теории выступал М. В. Ломоносов. Сам факт пребывания варяжских дружин, под которыми, как правило, понимают скандинавов, на службе у славянских князей, их участия в жизни Руси не вызывает сомнения, как и постоянные взаимные связи между скандинавами и Русью. Однако нет следов сколько-нибудь заметного влияния варягов на экономические и социально-политические институты славян, а также на их язык и культуру. Историки обладают убедительными доказательствами, что есть все основания утверждать: у восточных славян устойчивые традиции государственности сложились задолго до призвания варягов. Государственные институты возникают в результате развития общества. Действия отдельных крупных личностей, завоевания или другие внешние обстоятельства определяют конкретные проявления этого процесса. Следовательно, факт призвания варягов, если он действительно имел место, говорит не столько о возникновении русской государственности, сколько о происхождении княжеской династии. Если Рюрик и был реальной исторической личностью, то его призвание на Русь следует рассматривать как ответ на реальную потребность в княжеской власти русского общества того времени. Образование государства Русь Древнерусского государства или, как его называют по столице, Киевской Руси закономерное завершение длительного процесса разложения первобытно-общинного строя у полутора десятков славянских племенных союзов, живших на пути из варяг в греки. Сложившееся государство находилось в самом начале своего пути: первобытно-общинные традиции еще долго сохраняли место во всех сферах жизни восточно-славянского общества. Государство занимала обширную территорию: от причерноморских степей до Балтийского моря.

Данные археологии, письменные источники о славянах свидетельствуют, что в VI в. у восточных славян родовой строй достиг наивысшего развития. Это привело к таким проти­воречиям, которые подготавливали возникновение классовых отношений. Кроме того, особенностью этого времени стала возможность для племенных дружин совершать далекие по­ходы за военной добычей в богатые южные страны и даже по­селение в них. И, наконец, обилие кочевых племен в степях на границах со славянской лесостепью порождало постоянное беспокойство за прочность границ. Взаимодействие этих трех разнородных явлений привело в конечном итоге к складыванию крупных союзов из разрозненных славянских племен.

Материальной предпосылкой такого объединения было дальнейшее развитие производительных сил, вызвавших к жизни новые общественные отношения. Это выражалось в развитии пашенного земледелия и выделении ремесла, в распаде родовых трудовых коллективов и выделении индивидуальных крестьянских хозяйств, образующих соседскую общину ради совместной защиты своих хозяйственных интересов. Состоятельные семьи концентрировали у себя все больше богатства, подчиняя разорявшихся общинников.

В советской исторической литературе на протяжении многих лет устойчиво отстаивалась точка зрения, что Киевская Русь с первых веков существования была феодальным государством. Процесс разложения родоплеменных отношений рассматривался как одновременный процессу формирования классового общества, а завершение распада как начало феодальной формации.

Между тем в последние годы появились работы историков, утверждающих о необходимости признания особого переходного периода, отделяющего первобытнообщинный строй от феодального. Утверждалось, что феодальному обществу непосредственно предшествует не первобытность с родовой общиной, а общность без первобытности, т.е. такой строй, где родовые пережитки постепенно отмирают и где существуют более высокие формы общины — земледельческая, у некоторых народов выступавшая как соседская. В то же время новая община характеризовалась элементами социального неравен­ст­ва, не достигая еще классово–феодальной структуры. Община нового типа, таким образом, выступала своеобразной формой перехода на пути от бесклассового общества к классовому. Есть еще более четкое определение данного состояния общественного развития — варварское общество.

Исходя из этого, полагают, что по своей социальной сущности Киевская Русь сходна с варварскими обществами. Ее нельзя назвать феодальной, т.к. феодализм в ней только зарождался и хотя социальное неравенство ей известно, однако говорить с сформировавшихся классах очевидно рано. Киевская Русь IX–XIII вв. находилась на этапе «дофеодального периода», т.е. на этапе перехода от родоплеменного строя к раннефеодальному.

Углубленное и многоплановое исследование социально–экономических отношений древнерусского государства позволило сделать вывод о многоукладности Древней Руси, что выражалось в разном уровне земледелия — это и пашня, и подсека, и перелог, существовала и разная форма собственности — общинная, государственная, княжеская, боярская, церковная, городская, выявилась и активная роль торговли, ремесла. Высокий уровень культуры, подтверждаемый археологией и другими источниками, говорит о данной культурно–исторической традиции. Древнерусские города — это социально–экономические центры светской и церковной власти, управления, обороны. Причем города могли быть свободными, т.е. управляемыми князьями по договору, — и частновладельческими — княжескими, боярскими, церковными и т.д.Хозяйственное развитие вело к усилению разделения труда и росту межобщинного обмена, что содействовало укреплению связи между населением различных территорий. На этой основе возникали крупные объединения — племена /«земли»/, во главе которых становились племенные вожди или князья отдельных земель, выдвигавшиеся из знати. Иност­ранные авторы называли этих князей «риксами» и»царями» и подчеркивали их многочисленность.Можно предположить, что иногда возникали временные союзы племен, например, ради отпора кочевникам или похода за добычей.

Однако по мере укрепления разнообразных связей — экономических, культурных, военных и др. между соседними племенами и стабилизацией их, племенные союзы становились все более устойчивыми и долговременными. По крайней мере археологические материалы фиксируют многовековую общность материальной культуры отдельных территорий, подтверждает это и топонимика — устойчивая совокупность географических названий какой–либо территории, языковое наследие.Предположительно, на всей русской равнине было до 100–200 племен, имена которых уже забыты. Монах Киево–Печерского монастыря Нестор, составляя знаменитый летописный свод — «Повесть временных лет» /ок.1113 г./ не знал мелких восточнославянских племен, а упоминает их крупные объединения, со «своими княжениями». Среди них поляне, древляне, дреговичи, словене, полочане, и др.

Историки полагают, что существовавшие союзы восточнославянских племен в VI–VIII вв. были важным этапом на пути становления Древнерусского государства.Следующим шагом создания предпосылок древнерусской государственности было объединение союзов племен в «союзы союзов». Создание сверхсоюзов вызывалось необходимостью защиты или военными целями.К таким сверхсоюзам очевидно относились, по данным восточных историков, три крупные объединения славянских племен накануне образования Древнерусского государства, известные под названием Куявия (Куябия, Куяба) предположительно в районе Среднего Поднепровья, вокруг Киева, Славия — предположительно область ильменских славян с центром Новгород и Артания (Арсания, Арти) — место расположения точно не установлено.Суперсоюз олицетворял собой сложную систему иерархического соподчинения славянской знати. Небольшие племена возглавляли князья, князья племен подчинялись «князю князей» — «светскому князю» уже союза мелких племен.К началу IX в. из отдельных славянских племенных союзов, во главе которых стояли «светские князья» («князья князей») создается огромный суперсоюз — государство Русь или Киевская Русь. Основой этого государства, полагают исследователи, были лесостепные земли Полян, Северян, Древлян, Дреговичей, Полочан.

Наши рекомендации