Российская империя в первой половине XIX века

Российская империя вступила в XIX в. с блестящим фасадом великодержавного могущества и тяжелым грузом нарастающих социально-экономических и внутриполитических проблем. Политический курс Александра I (1801-1825) в начале правления характеризовался напряженным поиском путей реформирования доставшегося в наследство неповоротливого и громоздкого чиновничье-государственного аппарата. Российское самодержавие стремилось лавировать между проведением консервативных и либеральных мероприятий, частично реорганизуя различные звенья государственного управления.

Реформы начала царствования Александра I.

Начало правления Александра I Благословенного на первый взгляд оправдывало надежды российского либерального дворянства. В кружке "молодых друзей" императора, так называемом "негласном комитете", были разработаны проекты коренных реформ государственного устройства Российской империи. В 1802 г. проведена реформа высших государственных учреждений империи. При императоре был образован Комитет министров, а коллегии были заменены министерствами (схема 10). В дальнейшем разработкой планов радикальных преобразований, предполагавших даже возможность введения в стране представительной формы правления, занимался выдающийся государственный деятель М. М. Сперанский. В 1809 г. по поручению царя им был составлен проект, в соответствии с которым в России должна была быть введена конституционная монархия. План реформ назывался "Введение к Уложению государственных законов". Фактически речь шла о принятии конституции, которая, по мысли реформатора, должна была "облечь правление самодержавное внешними формами закона, оставив, в сущности, ту же силу и то же пространство самодержавия". Согласно проекту Сперанского в основу государственного устройства должен был быть положен принцип разделения властей. Предлагалось сконцентрировать законосовещательные полномочия в новом органе - Государственной думе (парламенте), исполнительную власть передать министрам, а судебную - Сенату. Связующим звеном между императором и тремя ветвями власти должен был стать Государственный совет как высший законосовещательный орган при государе. Именно образование последнего в 1810 г. стало единственной нашедшей реальное воплощение идеей выдающегося российского реформатора. Просуществовав вплоть до падения монархии, Государственный совет так и не стал таким, как его задумывал Сперанский, а превратился в своего рода "отстойник" для высшей бюрократии.

Победа над Наполеоном и всенародный подъем в годы Отечественной войны 1812 г. способствовали оживлению надежд дворянской интеллигенции на либерализацию политического режима. Казалось, что эти надежды начинают оправдываться. Так, в 1815 г. император даровал конститу

Схема 10. Структура управления Российской империей в первой четверти XIX в.

цию вошедшему в состав России Царству Польскому, а в 1818 г. установил автономное управление в Бессарабии. На принципах самоуправления в составе империи существовало и Великое княжество Финляндское. Наконец, в 1818-1820 гг. по поручению Александра I Н. Н. Новосельцевым был подготовлен и одобрен императором документ под названием "Государственная Уставная грамота Российской империи". Он также предусматривал введение в России конституционной монархии. Однако либеральные начинания александровского времени к концу правления сменились откровенно реакционным курсом, что было обусловлено активным противодействием основной части дворянства, опасавшегося взрыва крестьянского возмущения в ответ на "прикосновение к основам самодержавия".

Практические итоги реформаторских усилий в царствование Александра I были незначительны. Большую роль в эволюции государственного строя России имели законы 1815-1824 гг., направленные на ужесточение крепостничества и введение системы военных поселений, руководимых "без лести преданным" царю А. А. Аракчеевым. Политика либерального лавирования, непоследовательность реформаторских попыток и, как завершение, грубый поворот к откровенной реакции - все это послужило толчком к созданию многочисленных тайных (в основном офицерских) обществ, ставивших своей целью проведение радикальных изменений самодержавного строя. Венцом заговорческой деятельности российского либерального дворянства стало восстание декабристов в 1825 г., потрясшее все здание империи.

Император Николай I (1825-1855), вступив на престол, приложил все силы для укрепления карательного аппарата монархии и консервации государственно-политической системы самодержавия, он был "последним его рыцарем". Характерной особенностью 30-летнего николаевского правления являлось стремление монарха решать все проблемы путем жесткой политической централизации и милитаризации всех звеньев государственного аппарата. Ряд ведомств были военизированы (горное, лесное, путей сообщения), а большинство губерний возглавили военные губернаторы. При Николае I особую роль приобретает Собственная Его Императорского Величества канцелярия. Основную роль в этом учреждении начинает играть третье отделение, созданное в 1826 г. и централизовавшее органы политического сыска и следствия. Под началом главы Третьего отделения графа А. X. Бенкендорфа находился и Отдельный корпус жандармов - политическая полиция.

Одной из задач в рамках укрепления основ неограниченной монархии в первой половине XIX в. являлась кодификационная деятельность, которая была сосредоточена во Втором отделении Канцелярии, возглавляемом М. М. Сперанским. Итогом многолетней работы стало Полное собрание законов Российской Империи, а также издание более компактного систематизированного Свода основных государственных законов.

Вместе с тем необходимость изменений в государственном устройстве страны становилась все более очевидной даже для самых ярых сторонников самодержавия и его главной основы - крепостничества. А. X. Бенкендорф, обращаясь к императору, называл крепостное состояние российского крестьянства "пороховым погребом" под самодержавным строем. Но любые проекты по крестьянскому вопросу упорно отклонялись Николаем I. Он считал, что условия для освобождения крестьян еще не созрели. Важной уступкой насущным требованиям времени стала реформа управления государственными крестьянами (1837- 1841 гг. - реформа П. Д. Киселева). После прокатившихся но Европе революционных выступлений 1848 г. Николай I окончательно отказался от идеи проведения преобразований. 18 февраля 1855 г. после недолгой болезни, осознавая всю тщетность усилий по сохранению самодержавного режима, Николай I скончался.

Западники и славянофилы

Западничество было представлено именами А.И. Герцена. Н.П. Огарева, Т.Н. Грановского и др.; западнических взглядов придерживались также В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, И.С. Тургенев.

Западничество в целом характеризуется европейской ориентацией мысли, интересом к западноевропейской философии, стремлением перевести Россию на пути европейской цивилизации. Западники были озабочены отставанием России от западной цивилизации в экономической, политической, культурной областях. Стремясь определить причины этого отставания, они обращались к изучению тенденций развития культуры Запада. Возможность для развития россии они видели в повторении пути Европы. Национальные традиции они рассматривали как проявление косности, культурного регресса; идею прогресса они связывали с развитием капиталистических отношений. Идеал личности для западников – независимый, рационально мыслящий человек-индивидуалист.

Славянофилы (П.В. Киреевский, А.С. Хомяков, К.С. Аксаков и др.) концентрировали свое внимание на национальном своеобразии русской культуры, отстаивали национально-самобытный путь россии во всемирной истории. Они не были противниками развития связей с другими странами в области промышленности, торговли, но политическую культуру Запада считали для России неприемлемой. Они идеализировали общинную форму организации жизнедеятельности общества, считая ее реализацией христианских принципов любви, добра, братства. По мнению славянофилов, в русском народе сохранилась духовная целостность, которая на Западе утрачена из-за поклонения рассудочности и эмпиризму. Духовность русского народа неотделима от религиозной веры. Источником русской веры явилось византийское православие, и, т.к. никто, кроме славян, не пошел по византийскому пути, то русский народ можно считать избранным. Основным принципом национального сознания и бытия русского народа они считали соборность. Термин «соборность» был введен А.С. Хомяковым. Идея соборности является центральной в его учении и обозначал свободное объединение людей на основе любви к Богу и друг к другу. В данной категории можно выделить социально-антропологический, гносеологический и нравственно-аксиологический аспекты. Соборность для А. С. Хомякова – это и склонность русского народа к общинной организации жизни, основанной на принципах взаимопомощи, это и гармония веры и разума в поиске истины, наконец, это идея сочетания единства и свободы людей в Церкви на основе их общей любви к абсолютным ценностям. Соборность, по мнению славянофилов, нашла свое выражение в общинном крестьянском земледелии. Православие и община составляют основу славянской души. Этому нет аналогов в мире, и поэтому путь развития русского народа не совпадает с общими тенденциями развития мировой цивилизации.

Между западниками и славянофилами шла острая полемика, но это был спор людей, которых объединяла любовь к россии, и в то же время ее судьбу в прошлом, настоящем и будущем, пути ее развития они видели совершенно по-разному.

Наши рекомендации