Чистая теория права г. кельзена.

Эта школа выражает идеи нормативизма.

Осн предст-ль- Ганс Кельзен (1881-1973)- австрийский юрист.

ОП: «Основные проблемы государственно-правовой науки, развитые с точки зрения учения о принципе права», «Чистое учение о праве», «Право объединенных наций»(проблема соотношения международного и национального права), «Коммунистическая теория права».

О праве: по Кельзену из смежных гуманитарных наук в теорию права привносится идеология, что не позволяет юриспруденции стать наукой в прямом смысле слова, т.е. она становится субъективной и ложно отражает правовые явления. Основным должен стать формально-догматический подход при изучении права. Он находит «собственные закономерности права» изучая объективное право. В основе подхода лежит позитивизм(направление буржуазной философии, объявляющее единственным источником истинного знания эмпирические науки и отрицающее познавательную ценность философских исследований). Абсолютизация формально-догматического подхода вела к деидеологизации юриспруденции. На основании такого «чистого подхода» формулируется понятие права- совокупность норм, находящих подтверждение в самих себе(исходный пункт- только юридические нормы, и никакой идеологии,…..) Право и идеология несовместимы.

Система права: иерархия различных норм образует правопорядок, юрид основанием которого является основная норма(высшая)- априорное гипотетическое понятие, сходное категорическому императиву, но отличается от него тем, что отсутствует какая-либо определенность(каковы происхождение, природа, содержание основной нормы). Т.о. основная норма- это своеобразный стержень «чистой теории права». В отличие от нее другие компоненты системы права(совокупность всех норм, на базе их единства и субординации) реальны. Основная норма рассматривается как база Конституции. «Общие нормы»(вытекают из обычаев, устанавливаются законодателем- правотворчество)- это нижестоящий уровень системы. Они подлежат применению компетентными органами. Нижней ступенью являются индивидуальные нормы(судебные решения и распоряжения администрации по отдельным делам). Т.о. он утверждает принцип «ступенчатости права» с целью представления любой нормы права как непререкаемый вывод из конституции, а значит из «основной нормы». Он отождествляет общие нормы и применение права: «создание правовой нормы есть применение высшей нормы, регулирующей её создание, а применение высшей нормы есть создание низшей нормы, определенное высшей нормой», т.е. законодательство есть результат правотворчества, но если принимать в расчет конституцию, оно является применением конституции. Т.к. источником права является само право, то субъект права представляется как совокупность юридических норм, устанавливающих его права и обязанности, а также последствия его поведения в виде санкций. Т.о. преодолевается понимание права с точки зрения его полезности/вредности конкретному индивиду.

Государство: понимается как совокупность конституционных актов о государстве, т.е. он смотрит только на соответствие НПА один другому. Также отождествляются государство с правопорядком, т.е. с реальными отношениями, что является отступлением от его идеологии(такое рассмотрение государства характерно для социологической школы права). Утверждается государственное право, отрицается дуализм публичного и частного права, которые являются лишь продолжением гос воли, где происходит индивидуализация общей нормы. Лишь нормативный смысл государства составляет его сущность.

Международное и национальное право: возможно двоичное их соотношение: подчинение МП НП и наоборот. Однако, он понимал, что такое допущение является нарушением его правовой теории, т.о. он прищел к выводу, что возможно лишь подчинение национального права международному, чтобы обеспечить юрид равенство государств, правопорядок на международной арене. Следовательно МП ставится выше НП, и их конфликт рассматривается лишь как противоречия высшей и низшей норм. С этих позиция Кельзен считает, что государство есть орган «международно-правовой общности», отсюда и отрицание гос суверенитета, под которым понимается независимость одной правовой системы норм от другой.

Критика марксизма:он пишет, что ошибочно думать, будто государственный механизм имеет своей целью лишь подчинение одной группы другой, тогда как он может служить для самых разл целей, прим.- охрана общей собственности на средства производства.

Билет №42.

ТЕОРИЯ СОЛИДАРИЗМА Л. ДЮГИ.

Леон Дюги (1859-1928)- Франция, декан юр факультета.

ОП: «Государство, объективное право и позитивный закон», «Курс конституционного права».

Он порывает с юридическим позитивизмом и ставит цель внедрить в юриспруденуию «истинную» науку, т.е. позитивистскую социологию, согласно которой познание имеет своим объектом только внешние проявления фактов и отношений, т.е. «явления», т.к. только они доступны опыту и доказыванию.

1. Идея социальной солидарности- центральная категория, это «основополагающий факт всякого человеческого общества», заключающийся в том, что люди не жили и не могут жить изолированно друг от друга, в так называемом «естественном состоянии». Этот факт общности отражается в сознании и формирует чувство солидарности. Выдел 2 вида солидарности: 1) «солидарность по сходству» вызвана совпадением интересов людей; 2) солидарность, вытекающая из разделения труда(в соврем обществах становится основным видом, т.к. они различаются высоким уровнем разделения труда. Соц солидарность порождает определнную норму поведения- «социальная норма». Сначала соц норма требовала от любого индивида уважать всякий индивидуальный акт, затем она стала требовать еще и воздерживаться от любого действия, противоречащего солидарности. Соц норма включает в себя:

· Социальная экономическая норма(низш): регулирует действия по производству, обмену и потреблению богатств.

· Соц моральная норма(сред): регулирует внешнее поведение людей в обществе в соответствии с требованиями нравов.

· Соц юридическая норма: является самой высокой ступенью социальной нормы. Она не имеет собственного содержания, и является по своему содержанию или экономической или моральной. Ей сопутствует сильная социальная реакция в случае её нарушения, т.е. социальное принуждение. Т.о. норма становится юридической, когда для её обеспечения группой индивидов применяется сила. Следовательно право не связывается с государством, и даже ему предшествует, т.к. применяется сила в данном случае самой группой. Чтобы сила не выглядела источником объективного права Дюги указывает еще на одно его основание- чувство справедливости, т.к. именно состояние сознания, формирующегося на основании чувства социальности и справедливости, является созидательным источником права. Справедливость понимается как меняющееся в зависимости от времени и обстоятельств чувство.

2. Право:понималось как то, что рождается в обществе, вне государства. Тем не менее основываясь на реальной жизни Дюги признавал позитивный закон, но подчиненный объективному праву. С этим связано деление норм права на нормативные: это и есть сами нормы права; Такая норма предписывает каждому человеку, живущему в обществе, определенное действие или воздержание от действия. Если индивид не соотносит свое поведение с такой нормой, то к нему применяются нормы конструктивные: устанавливаются для обеспечения уважения и применения нормативного правила(нормы). В отличие от нормативных правил, которые формируются спонтанно, конструктивные создаются сознательно. Они предполагают существование государства, присущи политическому обществу, т.к. соц реакция в неполитических обществах спонтанна и не урегулирована. Конструктивная норма получает силу не от гос-ва, а от юридической нормы. Она не всегда формируется гос-вом, например обычай. Нормативные правила(«объективное право») существуют независимо от конструктивных норм, т.к. именно они заставляют законодателя, действуя через сознание большинства людей(т.е нормы формируются не законодателем, а обществом), придать им форму закона и обеспечить их конструктивными правилами. Объективное право- это совокупность множества конкретных нормативных правил, рождающихся в условиях взаимозависимости людей, охраняемых конструктивными(техническими) нормами, издаваемыми государством. Дюги не забывал и об обязанностях: как говорил Конт «каждый имеет долг и притом по отношению ко всем..»

3. Собственность: «Собственность не является субъективным правом. Она есть социальная функция обладателя имущества», т.е. собственность связывается с выполнением обязанностей индивида, она представляется не как право, а как основание для осуществления лицом определенных социальных обязанностей.

4. Личность: «Индивид- не цель, а только средство», т.е. человек предстает как часть огромного социального механизма. Целью существования человека является лишь выполнение своих обязанностей.

5. Государство:он не соглашается с концепцией правового государства. Власть- есть социальный факт, но не право. Она становится правом лишь в меру соответствия норме солидарности. Он уверен, что к управлению можно привлечь все соц группы, для чего нужно привлечь синдикаты, которые будут представлять интересы рабочих и капиталистов. Утверждается окончание «классового господства». Результатом всего этого станет окончание существования государства как политического института, за властвующими останутся функции управления, надзора и контроля в едином корпоративном обществе. Место государства традиционного займет государство корпоративное, которое будет строится на базе синдикатов и социальной нормы. В этих целях он предлагал изменить строй Франции: палата депутатов должна избираться на основе пропорционального представительства, чтобы были более полно представлены все слои, Сенат- должен стать собранием синдикатов. Отн-я между классами регулируются договорами. Все законы должны соответствовать норме социальной справедливости.

6. Революция: стоял за реформы; отрицательно относился к разжиганию борьбы между классами и считал это преступлением, т.к. верил, что мы идем к режиму координации и иерархии классов.

Билет №43.

Наши рекомендации