Политические идеи Реформации. (М. Лютер, Т. Мюнцер, Ж. Кальвин).
Реформация – разнородное общественно-политическое движение за реформу христианской доктрины и господствовавшей католической церкви. Реформация в целом и ее течения – лютеранство, кальвинизм, цвинглианство[1] - подготовили моральную и правовую почву для буржуазных революций, серьезно повлияли на политико-правовые учения.
Мартин Лютер (1483 – 1546 гг.) – родоначальник реформации, немецкий богослов, выступал против католицизма, основатель бюргерского[2] течения Реформации – лютеранство. .
Основные произведения: «О светской власти», «О рабской воле», «К христианскому дворянству немецкой нации».
Главное его дело – создание первого победившего в борьбе с католицизмом учения – лютеранства, ставшего одним из течений протестантизма.
Отличия католицизма от лютеранства.
Признаки | Католицизм | Лютеранство |
Оправдание верой | В католицизме грешный человек оправдывается перед Богом «добрыми делами» с помощью церкви. Посредником между Богом и мирянами выступала церковь, оценивая степень богоугодности «добрых дел» и соответственно степень искупления греха. | В лютеранстве каждый христианин достигает спасения души исключительно посредствам даруемой ему веры в искупительную жертву Иисуса Христа. |
Прямой контроль над верой и совестью. | Претензии духовенства на право посредника между людьми и Богом. | Общение с Господом возможно для каждого чистого духом христианина. |
Коренное преобразование церкви. Идея отмены опеки папской курии имела далеко идущие последствия: создавались предпосылки для политического объединения Германии, прекращался отток громадных денежных сумм в Рим, упразднялись треть церковных праздников, стимулировалось предпринимательство.
Концепция государства.
Учение о «двух царствах». Разграничение религиозной и светской сферы («службы» и «личности»). Отверг тезис о примате духовной власти над светской.
Религиозная власть | Светская власть |
Религиозная организация общества полностью автономна. Свобода совести, вера, внутренний мир человека – сфера исключительно духовной власти. На вторжение светской власти в религиозную жизнь справедливо сопротивление силой слова и страдания за веру. Единственный судья и мститель – Бог. | Светская власть занимается экономикой, политикой, просвещением, культурой. Должностные лица («личности») обязаны следовать интересам подданных, руководствуясь этическими принципами, нормами естественного права. Подданные не имеют права на сопротивление власти. Непослушание властям – грех более тяжкий, чем убийство. |
Автономия гражданского права (позитивное право). Оно освобождалось от опеки канонического права, но т.к. не может учесть всего многообразия общественных коллизий, то не должно возводиться в абсолют. Разум - «наставник закона», поэтому играет важную роль в политике.
Томас Мюнцер (ок. 1490 – 1525) – идеолог радикального течения - плебейское[3], современник и первоначально последователь Лютера.
Реформация по Мюнцеру – это преобразование мира на началах главенства общих интересов. Поддержав тезис Лютера об «оправдании верой», Мюнцер «веру» связывал с активными действиями против угнетателей (их считал безбожниками). Только люди труда способны понимать Бога, т.к. их интересы полностью совпадают с интересами общества. Торжество общих интересов над частными – основа социальных преобразований. Грядущий «рай земной» - общество, где частных интересов нет и быть не может.
Мюнцер уделял внимание ближайшим целям, изложив их в радикальном манифесте «Статейное письмо»: объединение ремесленников и пахарей» (трудовой народ) в «христианский союз и братство», устранение господ, в т.ч. насильственными способами, установление справедливого общества. В воззрениях Мюнцера имелись зачатки республиканских и социалистических идей: определение государственной политики народом и контроль над ней со стороны народа. Такой радикализм Мюнцера оттолкнул умеренных реформаторов, способствовал усилению консервативных элементов в бюргерском лагере Реформации.
Жан Кальвин (1509 – 1564) –основатель течения кальвинизма в протестантизме.
Основные произведения: «Наставления в христианской вере».
Безусловный авторитет Священного писания. Бог раз и навсегда выразил свою волю, и люди должны согласовывать свою жизнь с буквой этого закона. Мнение отцов и учителей церкви, папские буллы значимы, если соответствуют прямому смыслу Священного Писания. Отвергнута вера в всесилие разума.
Учение о предопределении дополнило учение Лютера об оправдании (спасении) верой. Спасает человека вера, нисходящая на него вследствие Божьей благодати; человек не спасется без помощи Бога. Свободы воли нет: Бог изначально записал одних в книгу жизни, а других – в книгу смерти. Истинно верующим может быть только «избранный» Богом, но человек, не зная, в какой он книге, обязан стремиться оказаться среди «избранных».
Протестантская этика. В политическом плане божественное предопределение означало нравственную (религиозную) обязанность посвятить себя делу, своей профессии, быть трудолюбивым, предприимчивым и рачительным хозяином. Так закладывались основы этики, которая в сочетании с индивидуализмом стала особенностью общественной жизни Запада.
Реформа устройства церкви. Радикальная реформа церкви упразднила духовное сословие в традиционном виде. Церковные общины стали возглавлять старшины из мирян и проповедники, получившие соответствующую подготовку, но не имеющие сана. Они составляли консисторию, управляющую религиозной жизнью общины.
Концепция государства. Самостоятельность религиозной общины – основа разработки республиканских программ. Две власти соединены в единое целое при господстве церкви. Государство установлено Богом и необходимо человеку как воздух. Протест против власти, даже самой жестокой, - дерзость против божьей воли. Только когда требования власти противоречат Священному Писанию, подданные могут оказать сопротивление. Предпочтение отдается республике. Худший политический режим – демократия (господство черни), лучший – аристократия или олигархия («Господь может «избрать» лишь немногих – аристократов веры»).
Билет №12.