Тема1. Предмет и метод истории правовых и политических учений
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ
Направление подготовки 030900.68 «Юриспруденция»
Профиль подготовки (программа): общий
Квалификация (степень) выпускника: магистр
Форма обучения: очная, заочная
2015 г.
Автор-составитель:
доктор полит. наук, профессор____________________ В.В. Огнева
Рецензент: Нестерова Н.В., к.и.н., доцент кафедры конституционного и муниципального права
В рабочей программе определены ее цель и место структуре ООП, требования к результатам освоения дисциплины, содержание программы, тематика практических занятий, формы самостоятельной работы, оценочные средства текущего контроля и промежуточной аттестации, учебно – методическое и информационное обеспечение. Дисциплина читается для магистрантов первого курса.
РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА для использования в учебном процессе кафедрой менеджмента, государственного и муниципального управления
Протокол от «___» _______________ 2015 г. №
Заведующий кафедрой
«Менеджмента, государственного
и муниципального управления» _____________Т.С. Болховитина
СОДЕРЖАНИЕ
1. Цель, задачи и требования к освоению дисциплины (модуля)............ ..
2. Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю)...............
3. Место дисциплины (модуля) в структуре ОП ВО....................................
4. Объем дисциплины (модуля).....................................................................
5. Содержание и структура дисциплины (модуля)......................................
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю)......................................................................................
7. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)
8. Фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине (модулю)
9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)
9.1 Основная литература................................................................................
9.2 Дополнительная литература....................................................................
9.3 Оригинальные тексты...............................................................................
9.4 Интернет-ресурсы, справочные системы
10. Материально-техническое и программное обеспечение дисциплины (модуля)
1. Цель, задачи и требования к освоению дисциплины (модуля)
Целью изучения дисциплины является освоение магистрами методов анализа и оценки правовых учений (теорий) истории и современности; основ теории правовых учений; формирование знаний об основных тенденциях развития политико-правовой мысли; формирование интереса к анализу теоретической полемики; интереса к преломлению исторических знаний к условиям современности; выработка навыков сравнительного анализа политико-правовых доктрин.
Задачи изучения дисциплины состоят в том, чтобы:
- развивать стремление к овладению теорией современного обществознания, формировать научное мировоззрение, воспитывать в духе стремления к самосовершенствованию, формирования высокого правосознания, правовой культуры, ответственной гражданской позиции, любви к Отечеству, уважения к достижениям мировой и отечественной интеллектуальной культуры;
- сформировать у магистров научное представление о государственно-правовых явлениях, об основных закономерностях возникновения, функционирования и развития политико-правовых идей и теорий;
- ознакомить магистров с основными достижениями мировой и отечественной политико-правовой мысли, идеями, взглядами и теориями ее выдающихся представителей;
- вооружить магистров необходимыми теоретическими знаниями об этапах становления и развития политико-правовой идеологии, критериях оценки теорий и доктрин;
- научить магистров логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения по государственно-правовой и политической проблематике, свободно оперировать юридическими понятиями и категориями.
Требования к уровню освоения дисциплины.
В результате освоения курса магистр должен не только представлять себе общий ход и основные этапы развития политико-правовой теории, но и самостоятельно разбираться в теоретически подходах отечественных и зарубежных авторов, использовать критерии оценки политико-правовых доктрин при анализе конкретных теорий. У магистра должны сформироваться умения и навыки анализа политико-правовых доктрин, применения сравнительного и генетического подхода к рассмотрению правовых концепций и доктрин, умение определять социальную природу политико-правовой теории, ее методологическую основу.
Магистр должен знать:
критерии оценки политико-правовых доктрин; становление и развитие политико-правовой идеологии, политические и правовые идеи в государствах древнего мира и средних веков; теории естественного права, теорию разделения властей; ранний социализм; политические и правовые учения в России; либеральные политико-правовые доктрины, социалистические политико-правовые теории, марксистские политико-правовые учения, основные политические и правовые учения современности; юридические типы научного познания; понятие и принципы методологии юридической науки, методология юриспруденции как самостоятельной области юридического познания; современные представления о научном познании; юридическое познание как деятельность; различные стили и образы юридического познания; процессы формирования и развития идей сравнительного правоведения; место и роль сравнительного правоведения в обществе, в том числе в системе юридического образования; взаимосвязь и взаимодействие международного и внутригосударственного права; классификация правовых систем;
уметь:
применять полученные знания для понимания закономерностей развития государства и права; для использования в процессе правотворчества и научно – исследовательской работы;
владеть:
методикой самостоятельного изучения и анализа политико-правовых доктрин, исторического процесса становления и развития политико-правовой идеологии, юридической науки, международного права и национальных правовых систем.
2. Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю) «История политических и правовых учений»
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
Код компетенции | Содержание компетенции | Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю) |
ОК-3 | Способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень | Знать: - основные закономерности развития политического и правового знания; - становление и развитие политико-правовой идеологии, политические и правовые идеи в государствах древнего мира и средних веков; теории естественного права, теорию разделения властей; ранний социализм; политические и правовые учения в России; либеральные политико-правовые доктрины, социалистические политико-правовые теории, марксистские политико-правовые учения, основные политические и правовые учения современности; |
Уметь: -выявлять основную сущность идей и доктрин; -оценить значимость того или иного политического учения для современной теории и практики - применять полученные знания для понимания закономерностей развития государства и права; для использования в процессе правотворчества и научно – исследовательской работы; | ||
Владеть: -методологией анализа политических процессов; -навыками исторического анализа политических явлений | ||
ПК-11 | Способность квалифицированно проводить научные исследования в области права | Знать: -критерии оценки политико-правовых доктрин. |
Уметь: - применять полученные знания для понимания закономерностей развития государства и права, а также в процессе правотворчества и научно – исследовательской работе; -анализировать конкретную политическую и правовую проблему, аргументировано отстаивать свою точку зрения. | ||
Владеть: - методикой самостоятельного изучения и анализа политико-правовых доктрин, исторического процесса становления и развития политико-правовой идеологии, юридической науки, международного права и национальных правовых систем. --навыками контент-анализа теорий и политических документов |
Уровневое описание признаков компетенций:
Уровень освоения | Признаки проявления |
продвинутый | Имеет глубокие знания по истории политико-правовых учений. Способен адекватно поставленным целям формировать содержательный материал. Способен использовать информационные технологии в обработке собранного материала. Может использовать различные методы юридического исследования. |
базовый | Имеет хорошие знания по истории правовых и политических учений. Способен работать с источниками, отбирать и анализировать теоретический материал. Способен ставить и решать исследовательские задачи |
минимальный | Имеет представление об основных политико-правовых идеях, теориях и взглядах. Имеет представление о постановке профессиональных задач в юридическом исследовании. Знаком с методами юридического исследования. |
3. Место дисциплины (модуля) в структуре ООП
Дисциплина «История политических и правовых учений» входит в базовую часть профессионального цикла. Преподавание этой дисциплины осуществляется на первом курсе. Изучение дисциплины расширяет профессиональный и общекультурный кругозор. В ходе изучения курса используются полученные ранее философские знания, а также знания изучаемого параллельно курса философии права. Освоение дисциплины будет способствовать усвоению и закреплению знаний таких юридических дисциплин, как сравнительное правоведение, философия права, создаст базис для дальнейшей научно-исследовательской и практической деятельности.
4. Объем дисциплины (модуля)
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы, 144 часов.
Аудиторные занятия для очной формы обучения 24 час., в том числе интерактивных занятий 10 час. Самостоятельная работа 114 час.
Аудиторные занятия для заочной формы обучения 24 час., в том числе интерактивных занятий 10 час. Самостоятельная работа 114 час. Экзамен – 6 час.
Очная форма обучения
Вид учебной работы | Количество часов | ||||||
Всего по учебному плану | Семестры | ||||||
Аудиторные занятия (всего): | 24/10И | 24/10И | |||||
В том числе: | |||||||
Лекции (Л) | 6/2И | 6/2И | |||||
практические (ПЗ) и семинарские (С) занятия | 18/8И | 18/8И | |||||
лабораторные работы (ЛР) (лабораторный практикум) (ЛП) | |||||||
Контроль самостоятельной работы (КСР): | |||||||
Самостоятельная работа (всего): | |||||||
ОБЩАЯ трудоемкость дисциплины | Часы: | ||||||
Зач. ед.: | |||||||
Текущий контроль (количество и вид текущего контроля) | Реферат, тест | Реферат, тест | |||||
Виды итогового контроля (экзамен, зачет) | экзамен | экзамен | |||||
Заочная форма обучения
Вид учебной работы | Количество часов | ||||||
Всего по учебному плану | Семестры | ||||||
Аудиторные занятия (всего): | 24/10И | 24/10И | |||||
В том числе: | |||||||
Лекции (Л) | 6/2И | 6/2И | |||||
практические (ПЗ) и семинарские (С) занятия | 18/8И | 18/8И | |||||
лабораторные работы (ЛР) (лабораторный практикум) (ЛП) | |||||||
Контроль самостоятельной работы (КСР): | |||||||
Самостоятельная работа (всего): | |||||||
ОБЩАЯ трудоемкость дисциплины | Часы: | ||||||
Зач. ед.: | |||||||
Текущий контроль (количество и вид текущего контроля) | Реферат, тест | Реферат, тест | |||||
Виды итогового контроля (экзамен, зачет) | Экзамен -6час | Экзамен -6 час | |||||
5. Содержание и структура дисциплины (модуля) «История политических и правовых учений»
Таблица 3.
Содержание дисциплины (модуля)
№ п/п | Наименование тем (разделов) | Содержание тем (разделов) | Коды компетенций |
Тема 1 | Предмет и метод истории политических учений. | Предмет истории политических и правовых учений. Соотношение истории политических и правовых учений, теории и истории государства и права, политологии. Понятие политико-правового учения. Связь мировоззренческой основы политико-правового учения, его теоретического содержания, программных положений. Закономерности развития политико-правовой идеологии. Классовое и общечеловеческое в политико-правовых доктринах. Методология истории политических и правовых учений. Критерии оценки политико-правовых учений. Периодизация истории политико-правовых учений: формационный и цивилизационный подходы и их особенности. Структура курса. | ОК-3, ПК-11 |
Тема 2 | Политическая и правовая мысль на Древнем Востоке | Общая характеристика политико-правовых идей древности. Становление и развитие политико-правовой идеологии как специфической формы общественного сознания, её особенности в классово-сословных обществах. Политические и правовые учения в государствах Древнего Востока, Древней Индии и Древнем Китае. | ОК-3 |
Тема 3 | Политические и правовые учения в Древней Греции и Древнем Риме | Политические и правовые учения в Древней Греции: общая характеристика. Греческая политико-правовая мысль раннего периода (IХ-VI в до н.э.). Политико-правовые идеи в творчестве Гомера и Гесиода. Политико-правовые идеи Солона, Пифагора, Фалея Халкедонского, Гераклита. Расцвет греческой политико-правовой мысли (V – пер. пол. IV до н. э.). Политико-правовые идеи Демокрита, софистов, Сократа, Платона и Аристотеля. Политико-правовая мысль Греции эпохи эллинизма (вторая пол. IV–II вв. до н. э.). Политические и правовые учения Эпикура, стоиков, Полибия. Политические и правовые учения в Древнем Риме. Общая характеристика. Политико-правовые взгляды Марка Тулия Цицерона. Римские юристы о государстве и праве. Политические идеи христианства в творчестве Августина Аврелия. | ОК-3 |
Тема 4 | Политико – правовые учения Средневековья | Общая характеристика политико-правовых идей средневековья. Проблемы государства и права в религиозном мировоззрении средневековья. Политическая и правовая мысль на Арабском Востоке: Абу Наср аль-Фараби, Абу Ала аль-Маари, Ибн Сина, Ибн Рушд, Ибн Халдун. Политические и правовые учения в средневековой Западной Европе. Политико-правовые учения Фомы Аквинского. Политические и правовые идеи средневековых юристов. Критика теократических идей в учении Марсилия Падуанского. Проблемы государства и права в идеологии средневековых ересей. | ОК-3 |
Тема 5 | Политико – правовые идеи и теории эпохи Реформации и Возрождения | Общая характеристика эпохи Реформации и Возрождения. Коренной поворот в учении о государстве. М. Лютер. Кальвинистская реформация. Особенности политико-правовой мысли Возрождения. Николло Макиавелли. Жан Боден. | ОК-3 |
Тема 6 | Политико – правовые идеи Нового времени | Общая характеристика политико-правовых идей Нового времени. Переворот в идеологии Западной Европы. Идеи естественного права: Гуго Гроций и Бенедикт Спиноза. Английская правовая и политическая мысль: Томас Гоббс, Джон Локк. Политическая и правовая мысль во Франции XVIII в.: Шарль Луи Монтескье и теория разделения властей, Жан-Жак Руссо, Дени Дидро, Клод Адриан Гельвеций. Политико-правовая мысль в Соединенных Штатах в XVIII в.: А. Гамильтон, Т. Джефферсон, Т. Пейн. И. Кант, Г.-В.-Ф. Гегель и И. Фихте о сущности права и государства. Политические и правовые идеи утопического социализма: Томас Мор, Томмаззо Кампанелла, Жан Мелье, Габриель Мабли и Морелли. | ОК-3 |
Тема 7 | Договорная теория происхождения государства и права в европейской политико – правовой мысли 17-18вв. | Предпосылки возникновения договорной теории (Г. Гроций, Б. Спиноза). Теория общественного договора в Англии (Т. Гоббс и Дж. Локк). Теория общественного договора во Франции (Ш.Л. Монтескье, Ж.Ж. Руссо). Теория общественного договора в России (В.Н. Татищев). | ПК-3 |
Тема 8 | Марксистские политико – правовые учения | Возникновение и сущность марксистского учения о государстве и праве. К.Маркс и Ф.Энгельс о классовом характере государства и права, об их экономической обусловленности, происхождении и сущности. Обоснование идеи социалистической революции и диктатуры пролетариата. Модификация марксистских идей большевиками (В.И. Ленин) и западноевропейской социал-демократией (Э. Бернштейн, К. Каутский). | ОК-3 |
Тема 9 | Либеральные политико – правовые доктрины | Английский либерализм (И. Бентам, Дж. Милль). Французский либерализм (Б. Констан, А. де Токвиль). Немецкий либерализм (В. Гумбольт, В. Штейн). | ОК-3 |
Тема 10 | Социалистические политико – правовые учения | Теория социал-демократии Ф. Лассаля. Политико-правовая идеология русского социализма. А.И. Герцен. Стабилизация правовых основ гражданского общества. Э Бернштейн. Отношение к демократическим и либеральным ценностям. Проблема цели политического развития. | ОК-3 |
Тема 11 | Новейшие правовые учения, идейно – политические течения и школы | Направления в теории права в индустриальную эпоху: юридический позитивизм Дж. Остина, нормативизм Г. Кельзена, дуалистическая теория Г. Еллинека, западноевропейский либерализм, социология права и институционализм, теория насилия, аналитическая юриспруденция, теория «возрожденного» естественного права, солидаризм Л. Дюги, концепция «живого права» Е. Эрлиха. Элитарные и неоэлитарные теории демократии. Теории элит. Феноменология и герменевтика права. | ОК-3 |
Тема 12 | Русская политическая и правовая мысль в эпоху Средневековья | Становление политико-правовой идеологии в Древнерусском государстве. Основные направления политико-правовой идеологии в период образования русского централизованного государства. Основные идеи и направления в русской политико-правовой идеологии: политические идеи нестяжателей и иосифлян, политическая концепция Филофея «Москва – третий Рим». Политические взгляды И. Грозного, А. Курбского и др. | ОК-3 |
Тема13 | Русская политическая мысль в 18 – нач. 20 века | Политические и правовые учения в России в период укрепления абсолютизма. Ф.Прокопович, В.Н. Татищев о государстве и праве. Особенности политико-правового учения И.Т. Посошкова. Политические и правовые учения в России во 2-пол. XVIII в. «Наказ» Екатерины II. Проблемы государства и права в произведениях М.М. Щербатова. С.Е. Десницкий об этапах развития общества и государства. Революционно-демократическое учение А.Н. Радищева. Политические и правовые идеи в России в XIX в. Политико-правовые взгляды М.М. Сперанского. Политико-правовые идеи Н.М. Карамзина. Политические программы декабристов. Политические идеи П.Я. Чаадаева. Политические идеи западничества и славянофильства. Политические идеи радикалов: А.И.Герцен, Н.Г.Чернышевский, М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев. Русский либерализм: Н.К.Михайловский, С.А.Муромцев, М.М.Ковалевский, Б.Н.Чичерин. Политические идеи В.С. Соловьева. Политико-правовые идеи С.Н. Булгакова, Н.А. Бердяева, И.А. Ильина. Психологическая школа права в России. Политические идеи евразийства. Особенности правопонимания советского периода. | ОК-3 |
Тема 14 | Ключевые направления развития политической и правовой теории России | Влияние политико-правовой мысли Киевской Руси на политико-правовую идеологию Московского государства. Политико-правовые воззрения в России в период укрепления российского централизованного государства. Политические и правовые теории на этапе укрепления просвещенного абсолютизма. Психологическая школа права в России. Политические идеи евразийства. Соотношение консервативной и либеральной идей в русском праве. Особенности правопонимания советского периода. Теория либертарной гражданственности и права В.С. Нерсесянца | ОК-3 |
Тема 15 | Юридические типы научнго знания. Методология юридической науки. Юридическое познание как деятельность | Политические и правовые учения в России в период укрепления абсолютизма. Ф.Прокопович, В.Н. Татищев о государстве и праве. Особенности политико-правового учения И.Т. Посошкова. Политические и правовые учения в России во 2-пол. XVIII в. «Наказ» Екатерины II. Проблемы государства и права в произведениях М.М. Щербатова. С.Е. Десницкий об этапах развития общества и государства. Революционно-демократическое учение А.Н. Радищева. Политические и правовые идеи в России в XIX в. Политико-правовые взгляды М.М. Сперанского. Политико-правовые идеи Н.М. Карамзина. Политические программы декабристов. Политические идеи П.Я. Чаадаева. Политические идеи западничества и славянофильства. Политические идеи радикалов: А.И.Герцен, Н.Г.Чернышевский, М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев. Русский либерализм: Н.К.Михайловский, С.А.Муромцев, М.М.Ковалевский, Б.Н.Чичерин. Политические идеи В.С. Соловьева. Политико-правовые идеи С.Н. Булгакова, Н.А. Бердяева, И.А. Ильина. Психологическая школа права в России. Политические идеи евразийства. Особенности правопонимания советского периода. | ОК-3, ПК-11 |
Тема 16 | Сравнительное правоведение: объект, предмет, источники и принципы, роль в обществе и системе юридического образования | Влияние политико-правовой мысли Киевской Руси на политико-правовую идеологию Московского государства. Политико-правовые воззрения в России в период укрепления российского централизованного государства. Политические и правовые теории на этапе укрепления просвещенного абсолютизма. Психологическая школа права в России. Политические идеи евразийства. Соотношение консервативной и либеральной идей в русском праве. Особенности правопонимания советского периода. Теория либертарной гражданственности и права В.С. Нерсесянца. | ОК-3, ПК-11 |
Тема 17 | Взаимосвязь государственного и международного права. Классификация правовых систем | Соотношение государственного и международного права. Правовая система: понятие, структура. Разнообразие современных правовых систем. Государственные и внутригосударственные правовые системы. Национальные и международные правовые системы. Взаимосвязь правовых систем. | ОК-3, ПК-11 |
Тема 18 | Философы – правоведы русского зарубежья | И.А. Ильин, Н.Н. Алексеев, П.А. Сорокин, П.И. Гессен, Н.А. Бердяев, П.Б. Струве, С.Л. Франк. | ОК-3 |
Таблица 4.
Структура дисциплины (модуля)
№ п/п | Наименование тем (разделов) | Объем дисциплины (модуля), час. | Форма текущего контроля успеваемости, промежуточ ной аттестации | |||||||
Всего | Контактная работа обучающихся с преподавателем по видам учебных занятий | СР | ||||||||
Л | ЛР | ПЗ | КСР | |||||||
Очная форма обучения | ||||||||||
Тема1 | Предмет и метод истории политических учений. | Конспект | ||||||||
Тема 2 | Политическая мысль Древнего Востока | Публичный доклад и презентация/реферат,контент – анализ текстов | ||||||||
Тема 3 | Политические и правовые учения в Древней Греции и Древнем Риме | 2И | 2И | Публичный доклад и презентация/реферат, контент – анализ текстов | ||||||
Тема 4 | Политико – правовые учения Средневековья | Публичный доклад и презентация/реферат, контент – анализ текстов | ||||||||
Тема 5 | Политико – правовые идеи и теории эпохи Реформации и Возрождения | 2И | Публичный доклад и презентация/реферат | |||||||
Тема 6 | Политико – правовые идеи Нового времени | Публичный доклад и презентация/реферат контент – анализ текстов | ||||||||
Тема 7 | Договорная теория происхождения государства в европейской политико – правовой мысли 17-18вв | Обзор интернет сайтов и разработка каталога Публичный доклад и презентация | ||||||||
Тема 8 | Марксистские политико – правовые учения | Конспект/эссе | ||||||||
Тема 9 | Либеральные политико – правовые доктрины | конспект | ||||||||
Тема 10 | Социалистические политико правовые учения | Конспект/эссе | ||||||||
Тема 11 | Новейшие правовые учения, идейно – политические течения и школы | конспект | ||||||||
Тема 12 | Русская политическая и правовая мысль в эпоху Средневековья | конспект | ||||||||
Тема 13 | Русская политическая и правовая мысль в 18-нач.20века | публичный доклад и презентация/реферат | ||||||||
Тема 14 | Ключевые проблемы развития политической и правовй теории в России | 4/И | публичный доклад и презентация | |||||||
Тема 15 | Юридические типы научного знания. Методология юридической науки. Юридическое познание как деятельность | Конспект, публичный доклад и презентация | ||||||||
Тема 16 | Сравнительное правоведение: объект, предмет, источники и принципы, роль в обществе и системе юридического образования | Конспект | ||||||||
Тема 17 | Взаимосвязь государственного и международного права. Классификация правовых систем | Конспект | ||||||||
Тема 18 | Философы – правоведы русского зарубежья | Конспект | ||||||||
Итоговая аттестация | Экз. | |||||||||
Всего : | 6/2и | !8/8и | ||||||||
Примечание – формы текущего контроля успеваемости: конспект , тестирование (Т), публичный доклад и презентация, реферат,эссе.
Структура дисциплины (модуля)
Заочная форма
№ п/п | Наименование тем (разделов) | Объем дисциплины (модуля), час. | Форма текущего контроля успеваемости, промежуточ ной аттестации | |||||||
Всего | Контактная работа обучающихся с преподавателем по видам учебных занятий | СР | ||||||||
Л | ЛР | ПЗ | КСР | |||||||
Очная форма обучения | ||||||||||
Тема1 | Предмет и метод истории политических учений. | Конспект | ||||||||
Тема 2 | Политическая мысль Древнего Востока | Публичный доклад и презентация/реферат,контент – анализ текстов | ||||||||
Тема 3 | Политические и правовые учения в Древней Греции и Древнем Риме | 2И | 2И | Публичный доклад и презентация/реферат, контент – анализ текстов | ||||||
Тема 4 | Политико – правовые учения Средневековья | Публичный доклад и презентация\реферат, контент – анализ текстов | ||||||||
Тема 5 | Политико – правовые идеи и теории эпохи Реформации и Возрождения | 2И | Публичный доклад и презентация/реферат | |||||||
Тема 6 | Политико – правовые идеи Нового времени | Публичный доклад и презентация/реферат | ||||||||
Тема 7 | Договорная теория происхождения государства в европейской политико – правовой мысли 17-18вв | Обзор интернет сайтов и разработка каталога Публичный доклад и презентация | ||||||||
Тема 8 | Марксистские политико – правовые учения | Конспект/эссе | ||||||||
Тема 9 | Либеральные политико – правовые доктрины | конспект | ||||||||
Тема 10 | Социалистические политико правовые учения | Конспект/эссе | ||||||||
Тема 11 | Новейшие правовые учения, идейно – политические течения и школы | конспект | ||||||||
Тема 12 | Русская политическая и правовая мысль в эпоху Средневековья | конспект | ||||||||
Тема 13 | Русская политическая и правовая мысль в 18-нач.20века | публичный доклад и презентация/реферат | ||||||||
Тема 14 | Ключевые проблемы развития политической и правовой теории в России | 4/И | публичный доклад и презентация | |||||||
Тема 15 | Юридические типы научного знания. Методология юридической науки. Юридическое познание как деятельность | Конспект, публичный доклад и презентация | ||||||||
Тема 16 | Сравнительное правоведение: объект, предмет, источники и принципы, роль в обществе и системе юридического образования | Конспект | ||||||||
Тема 17 | Взаимосвязь государственного и международного права. Классификация правовых систем | Конспект | ||||||||
Тема 18 | Философы – правоведы русского зарубежья | Конспект | ||||||||
Итоговая аттестация | Экз. | |||||||||
Всего : | 6/2и | !8/8и | ||||||||
Примечание – формы текущего контроля успеваемости: конспект , тестирование (Т), публичный доклад и презентация, реферат,эссе.
Перечень интерактивных образовательных технологий
Очная форма обучения
Семестр | Вид занятия | Используемые интерактивные образовательные технологии | Количество часов |
Л | Дискуссия, видеопрезентация | ||
ПР | Доклад - презентация, оппонирование, модерация | ||
ЛР | - | - | |
Итого: |
Заочная форма обучения
Семестр | Вид занятия | Используемые интерактивные образовательные технологии | Количество часов |
Л | Дискуссия, видеопрезентация | ||
ПР | Доклад - презентация, оппонирование, модерация | ||
ЛР | - | - | |
Итого: |
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) «История политических и правовых учений»
Получение углубленных знаний по дисциплине «История политических и правовых учений» достигается за счет дополнительных часов к аудиторной работе самостоятельной работы студентов. Выделяемые часы целесообразно использовать для знакомства с дополнительной учебной, научной литературой по проблематике дисциплины, анализа научных концепций и современных подходов к осмыслению рассматриваемых проблем.
К самостоятельному виду работы относится работа в библиотеках, в электронных поисковых системах по сбору материалов, необходимых для проведения практических занятий или выполнения конкретных заданий по изучаемым темам. Возможен электронный диалог с преподавателем, получение необходимой консультации.
Контрольные вопросы для самоподготовки.
Составление конспекта
Конспект по дисциплине представляет собой самостоятельно подобранный аспирантом, кратко законспектированный, иллюстрирующий научный взгляд на исследуемую проблему. Для составления конспекта необходимо:
- осуществить анализ периодической научной литературы и интернет-ресурсов;
- выбрать наиболее интересную тему (возможно по согласованию с преподавателем);
-отобрать наиболее соответствующие проблеме материалы, характеризующие различные подходы и авторские позиции;
-законспектировать, (сделать «выжимки») из источника, раскрывающие замысел автора, его позицию;
-интегрировать собранный материал в единый содержательный блок.
КИМ конспекта
Параметр | Оценка (по 5 шкале) |
В конспекте представлено более 7 проанализированных источников, все содержательно связаны, интегрированы логично, представляют авторскую позицию. | |
В конспекте представлено 5 проанализированных источников, все содержательно связаны, интегрированы логично, представляют авторскую позицию. | |
В конспекте представлено 3 проанализированных источника, содержательно не связанных между собой, которые частично соответствуют заданной теме, частично интегрированы. | |
В конспекте представлен один проанализированный источник - материал учебника или учебного пособия |
Подготовка к дискуссии
Подготовка дискуссии (круглого стола) представляет соб