Источники права татаро-монгольских гос-в на территории нашей страны
1) Великая Яса Чингисхана (1206г). Содержала: правила военной организации и нормы уголовного права. Отличалась жестокостью наказаний за преступления и проступки.
2) Нормы обычного права кочевых народов.
3) Шариат начал действовать по мере исламизации татаро-монгол. Применялся гл.образом в городах и в местностях с оседлым населением. Имел письменную форму
4) Устные и письменные распоряжения ханов - для подданых были высшим законом. Применялись в практике го.органов и высших долж.лиц.
Право татаро-монгол характеризуют крайняя жестокость, узаконненый произвол феодалов и долж.лиц, архаичность.
Имущественные отношения регулир. обычным правом. Право соб-ти на землю принадлежало роду Джучидов. Владельцы поместий несли вассальные обязанности хану или назначенному им местному правителю.
Семейно-брачное право регулировалось старинными обычаями и в меньшей степени шариатом. Главой патриархальной полигамной семьи являлся отец. Кол-во жен было неограниченно. Власть мужа устанавливалась заключением брака. Одной из форм заключения брака было одрядовое похищение невесты. при заключении брака семья жениха выкупала невесту из ее семьи.
Уголовное право отличалось исключительной жестокостью. По Великой Ясе смертная казнь полагалась за:
. измену
. неповиновение хану и долж. лицам
. самовольный переход из одного воинского подразделения в другое
. неоказание помощи в бою
. сострадание к пленнику
. присвоение чужого раба или бежавшего пленника
. в некоторых случаях за убийство
. имущественные преступления
. супружескую неверность
. волшебство
. казнили даже тех, кто подавился костью в застолье.
См. казнь проводилась публично. Были и другие виды казни: за бытовое убийство был выкуп в пользу родичей потерпевшего. За кражу лошадей, баранов был выкуп в десятикратном размере. При этом вора били плетьми.
В уголовном процессе привлекались свидетели, произносились клятвы, применялись жестокие пытки. Розыск скрывшего преступника возлагался на десятку или сотню, к кот. он принадлежал. В противном случае ответственность несла вся десятка или сотня.
20. Общественный строй в период образования Русского централизованного государства.
Предпосылками централизованного государства являются: экономическая-развитие пашенного землевладения, товарный хлеб, развитие местных рынков, социальная-закрепощение крестьян, развитие разбойничьего движения, внешняя-ускорение процесса централизации, внешняя угроза: татаро-монголы, казанское ханство, литовское княжество. Общественный строй кардинально изменился во всех слоях населения.
Феодалы. Класс феодалов распадался на следующие группы: служилых князей, бояр, слуг вольных и детей боярских, «слуг под дворским».
Служилые князья составляли верхушку класса феодалов. Они сохранили право собственности на землю. Служилые князья занимали руководящие посты в войске и имели собственную дружину.
Бояре занимали командные посты в государстве. Крупные землевладельцы — также были вассалами, а затем и подданными великого князя.
Бояре возглавляли Государев двор,представлявший собой военно-административную корпорацию, выросшую из дружины времен Древнерусского государства. В середине XV в. этот орган разделился на Дворец — хозяйственно-административную организацию, обеспечивавшую нужды великого князя и его семьи, и Двор,ставший организационным ядром вооруженных сил Московского княжества.
В рассматриваемый период происходят разрушение вассальных отношений и замена их службой великому князю. По мере объединения земель и укрепления великокняжеской власти изменялся правовой статус бояр: было отменено право отъезда к другому сюзерену, вотчины стали приобретать характер условного землевладения, были сокращены феодальные иммунитет и привилегии.
Бояре входили в состав Боярской думы, занимали важнейшие должности в системе органов управления государством, в вооруженных силах и т. д. Однако с возрастанием роли дворян влияние бояр постепенно уменьшалось. Уравнение вотчин и поместий сблизило эти социальные группы. Меняется смысл самого термина «боярин». Если раньше он означал лишь принадлежность к определенной социальной группе - крупным феодалам, то теперь боярство становится придворным чином, который жаловал великий князь (введенные бояре). Этот чин присваивался преимущественно служилым князьям.
Вторым придворным чином сталчин окольничего. Его получила основная масса прежнего боярства. Бояре, не имевшие придворных чинов, слились с детьми боярскими и слугами вольными.
Средними и мелкими феодалами былислуги вольные и дети боярские. Те и другие также несли службу великому князю. Феодалы обладали правом отъезда, т. е. они вправе были выбирать себе сюзерена по своему усмотрению. Отъезжающий вассал не терял своих вотчин.
Низшую группу феодалов составляли «слуги под дворским», которые часто набирались из княжеских холопов. Со временем некоторые из них занимали более или менее высокие посты в дворцовом и государственном управлении. При этом они получали от князя землю и становились настоящими феодалами.
Дворяне формировались, прежде всего, из «слуг под дворским», при дворе великого князя, удельных князей и крупных бояр. Рост значения дворянства шел одновременно с уменьшением влияния боярства.
Крупным феодалом по-прежнему оставалась церковь. Духовенство владело 1/3 земель государства. Монастырское землевладение расширяется за счет пожалований местных князей и бояр, а также в силу завещаний. Великие князья, принимают меры к ограничению перехода их земель монастырям: земли монастырей и церквей перестали освобождать от уплаты податей, из юрисдикции церковного суда изъяли дела о наиболее тяжких преступлениях и др. Делается и попытка отобрать земли у монастырей, чтобы раздать их помещикам, но она терпит крах.
Городское население получило название посадские люди.Рост городов, развитие ремесленного производства и торговли привели к увеличению численности городского населения.
Складывалась следующая иерархия посадского населения:
* гости и гостиная сотня — крупные купцы;
* суконная сотня, черная сотня — средние и мелкие торговцы;
* слободы — ремесленные кварталы и цехи.
Крестьяне. (1497 юридически закреплено начало процесса прикрепления крестьян к земле). Сельское феодально-зависимое население к началу данного периода именовалосьсиротами. В XIV в. этот термин постепенно вытеснялся новым - крестьяне (от «христиане»), хотя в XV в. употребляется и древний - смерды. Крестьянство делилось на две категории - чернотяглых и владельческих. Владельческие крестьяне жили на землях, принадлежащих помещикам и вотчинникам, черно-тяглые - на остальных, не отданных какому-нибудь феодалу. Эта вторая категория земель считалась принадлежащей непосредственно князю. Феодалы все более усиливают эксплуатацию крестьян, но последние, имея юридическую возможность переходить от одного владельца к другому. Организованное закрепощение началось с того, что великие князья особыми грамотами закрепляли за отдельными владельцами определенные группы крестьян. Одними из первых были прикреплены старожильцы. Старожильцы- это в основном люди, исстари живущие у того или иного феодала и несшие в его пользу обычные феодальные повинности, а также тягло государству. Они еще пользовались правом перехода от одного господина к другому. Новопорядчикосвобождался от государственного тягла, а иногда и от феодальных повинностей. Они имели право перейти от одного феодала к другому, расплатившись со своим господином. Если новопорядчик много лет проживал на одном месте, он считался старожильцем. Следующую группу зависимых людей составляли серебряники. Это были люди, взявшие у феодала «серебро», т. е. деньги в долг, и обязанные отрабатывать его. Расплачиваться с такими долгами часто было трудно из-за высоких процентов. Серебряник до уплаты долга не мог уйти от хозяина. Одной из групп зависимых людей были половники. Они пахали господскую землю на своих лошадях, отдавая половину урожая хозяину. Это были бедняки, не имевшие земли. В конце XV в. появляется еще одна категория зависимых людей - бобыли. Бобыли получили у феодалов жилище, иногда и землю (нетяглую, т. е. не облагаемую налогами). Бобыли имелись не только у светских феодалов, но и у церкви. Судебник 1497 г. положил начало всеобщему закрепощению крестьян. Он установил, что крестьяне могут уходить от своих господ только в Юрьев день (26 ноября), за неделю до него и неделю после него. При этом крестьянин должен был уплатить определенную сумму – пожилое ( плата, за проживание крестьян, которую они должны были отдать феодалу, чтобы уйти).
Холопыподразделялись на несколько групп.Холоп - субъект права, имеетправо обращаться в суд. Имелись большие, полные и докладные холопы. Большие холопы - это верхушка холопства, княжеские и боярские слуги, иногда занимавшие высокие посты. Так, до XV в. княжеской казной ведали должностные лица из холопов. В XV в. некоторые холопы даже стали получать за свою службу князю землю. Полные и докладные холопы работали в хозяйстве феодала в качестве прислуги, ремесленников, землепашцев.По Судебнику 1497 г. в отличие от Русской Правды свободный человек, поступивший в ключники в городе, уже не считался холопом. Отменялось и превращение феодально- зависимого крестьянина в холопа за бегство от господина. Вместе с тем широкое распространение получила самопродажа в холопы. Продавались в холопы обедневшие крестьяне. Цена холопа в XV в. колебалась от одного до трех рублей. Количество холопов сокращалось также за счет отпуска их на волю, по завещанию. Холопы получают некоторые имущественные и личные права, а закрепощенные крестьяне все больше их теряют. Среди холопов различались страдники, т. е. холопы, посаженные на землю. Наряду с относительным сокращением числа холопов возникает новый разряд людей, сходных по положению с холопами,- кабальные люди. Кабала возникала из долговой зависимости. Человек, взявший в долг (обычно 3 - 5 р.), должен был отрабатывать проценты. Чаще всего кабала становилась пожизненной.