КОНСТИТУЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ. лировании имущественных отношений
лировании имущественных отношений. В связи с этим представляется оправданным обращение Конституционного Суда в Верховный Совет РФ, который, согласно пункту 6 части второй статьи 109 Конституции РФ, осуществляет в пределах компетенции РФ законодательное регулирование отношений собственности с предложением о законодательном разрешении вопроса о судьбе имущества КПСС и КП РСФСР.
Политические партии, общественные организации и массовые движения в системе демократии: краткие выводы
Демократия для своего развития не нуждается в прекращении деятельности либо запрете политических партий, общественных организаций и массовых движений или роспуске их руководящих организационных структур, если они не представляют реальной угрозы для самих демократических основ общества, жизненно важных интересов личности, общества и государства. Наличие такой угрозы и формы правового реагирования на нее в демократическом обществе определяются в соответствии с законом, а установленные им меры реализуются управомоченными органами и должностными лицами с соблюдением соответствующих процедур и в пределах их компетенции.
Видение демократии и путей ее достижения, средств обеспечения, юридических форм в обществе может быть различным и в контексте общественного развития нашей страны может опираться на опыт существующих в мире демократий или на идею социального равенства и коллективизма в их марксистско-ленинском теоретическом обосновании. Содержащиеся в социально-правовой доктрине понятия и термины "социалистическая революция", "отмирание государства", "диктатура пролетариата", "экспроприация экспроприаторов", "социалистический интернационализм", "религия – опиум народа" и др. не равнозначны цели насильственного изменения конституционного строя и целостности государства, подрыву его безопасности, разжиганию социальной, национальной или религиозной розни и не могут квалифицироваться как призывы к такому насилию.
Более того, даже теоретическое оправдание насильственного изменения конституционного строя, если оно не закреплено в качестве практической цели или метода деятельности общественного объединения, не может считаться антиконституционным в смысле статьи 7 Конституции РФ и не влечет за собой
1. Партия и власть в правовом государстве: некоторые 21S вопросы теории и практики конституционного регулирования_______________________
вытекающие из нее последствия, включая роспуск организационных структур и запрет деятельности руководящих органов политических партий, общественных организаций и массовых движений.
Поступок или деятельность, охраняемые Конституцией РФ, не могут быть использованы в качестве доказательств виновности физического или юридического лица, политической партии, общественной организации или массового движения и положены в основу их ответственности. Пропаганда идей, даже если они не разделяются большинством общества, Конституцией РФ не запрещается. Напротив, Конституция гарантирует такую возможность, закрепляя право граждан на объединение в общественные организации, свободу слова, печати и пр., и тем самым способствует формированию механизма саморегуляции и саморазвития социума.
Новая редакция статьи о праве граждан на объединение (статья 50) внесена в Конституцию РФ законом от 21 апреля 1992 года. Следовательно, любые нормативные акты, принятые до введения в действие изменений и дополнений в Конституцию РФ и регламентирующие права и свободы граждан, применяются лишь постольку, поскольку они не противоречат новейшим постановлениям Основного Закона России. Согласно части второй статьи 1218, указы Президента РФ не могут противоречить Конституции и законам РФ, а в случае такого противоречия действует норма Конституции и Закона РФ. На это тем более важно обратить внимание, что Конституцией РФ (статья 1214) и Законом РФ о Президенте РФ (статья 4) на Президента возложена обязанность "уважать и охранять права и свободы человека и гражданина", а не регулировать эти права и свободы.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 1651 Конституции Российской Федерации, частью четвертой статьи 1, статьей 32, частями четвертой и восьмой статьи 41, пунктом 3 части первой статьи 57, статьями 58, 59, 64 и 65 Закона о Конституционном Суде Российской Федерации, полагаю возможным высказать мнение о том, что пункт 2 Указа Президента РФ от 23 августа 1991 года "О приостановлении деятельности Коммунистической партии РСФСР", согласно которому до окончательного разрешения в судебном порядке вопроса о неконституционности действий компартии РСФСР деятельность ее органов и организаций приостанавливается, не соответствует статьям 3, 4, 7, пункту "в" статьи 72, пункту 11 части
216 III. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО: