Внешняя политика России в XVII в.

Основные направления внешней политики.

Триосновных направления.

Первое. Западное. Главный противник – Речь Посполитая. Цели: на первом этапе – возвращение западных земель, прежде всего Смоленска; на втором этапе – воссоединение с Россией украинских и белорусских земель.

Второе. Северо-западное. Главный противник – Швеция. Цель: выход к Балтийскому морю.

Третье. Южное. Главный противник – Крымское ханство. Цель: обезопасить южные окраины от набегов крымцев.

Смоленская война.

В 1632 г. закончился срок Деулинского перемирия с поляками. В это же время умер польский король Сигизмунд III. В Речи Посполитой началась борьба политических группировок за власть. Создалась благоприятная возможность для борьбы за возвращение западных русских земель.

В конце лета 1632 г. 30-тысячное русское войско под командованием Шеина выступило к Смоленску.

Поляки договорились с крымским ханом. Крымцы напали на южные русские уезды. Многие дворяне оставили войско и кинулись спасать свои поместья.

В это время польский король Владислав ударил по русской армии. Шеин капитулировал (позднее он был обвинен в измене и казнен).

В мае 1634 г. был подписан Поляновский мир. Смоленск остался за Речью Посполитой. Правда, Владислав окончательно отказался от претензий на русский престол.

Отношения с Крымом.

Не прекращались набеги крымцев на южные русские уезды. В течение первой половины XVII в. было захвачено и уведено в плен до 200 тыс. русских людей.

В годы Смуты Россия не могла дать достойный военный отпор Крыму, поэтому вынуждена была откупаться ежегодными богатыми подарками.

После окончания Смуты, в условиях разрушенного хозяйства, акцент был сделан не на наступательной, а на оборонительной политике. С 1635 г. началось строительство Белгородской черты, вскоре появились новые города-укрепления: Козлов, Тамбов, Ефремов, Верхний Ломов, Нижний Ломов.

Активную борьбу против Крыма и Турции вели донские казаки. В 1624 г. казачья флотилия сожгла предместье Стамбула, в 1625 г. казаки на время захватили Синоп и Трапезунд.

В 1637 г. донские казаки захватили Азов, который был главной базой турецко-крымской агрессии. Началось так называемое “азовское сидение” казаков. Русское правительство не располагало силами, чтобы помочь казакам. В 1642 г. Азов был сдан.

Освободительное движение на Украине. Воссоединение Украины с Россией.

Украинские земли находились в составе Речи Посполитой. Население страдало от тройного гнета: феодального, национального, религиозного. В первой половине XVII в. борьбу против поляков вели в основном казаки. Это были локальные выступления.

Весной 1648 г. борьбу украинского народа возглавил Богдан Хмельницкий. Еще в 1648 г. он был арестован за участие в антипольских выступлениях. Его хутор был разграблен, один из сыновей – убит. В конце 1647 г. Хмельницкий сбежал из-под ареста, организовал в низовьях Днепра небольшой отряд, в начале 1648 г. явился в Запорожскую Сечь и был избран гетманом.

В 1648 г. отряды Хмельницкого нанесли полякам несколько поражений: у Желтых вод, Корсуни, Пилявец, Зборова.

Хмельницкий понимал, что без помощи России ему не справиться. Поэтому в 1648 г. он обратился за помощью к Москве. Но Россия в тот момент не могла открыто выступить на стороне Хмельницкого, в частности, из-за внутренних трудностей (городские восстания, финансовые трудности). Москва ограничилась посылкой оружия, продовольствия, денег.

В дальнейшем борьба шла с переменным успехом. В 1651 г. поляки нанесли поражение Хмельницкому под Берестечком, Хмельницкий разбил поляков в 1652 и 1653 гг. под Батогом и Жванцем.

В октябре 1653 г. Земский собор принял решение о воссоединении Украины с Россией. На Украину было направлено посольство во главе с боярином Бутурлиным.

8 января 1654 г. состоялась Переяславльская Рада, на которой было принято решение о воссоединении с Россией. Русское посольство отправилось по городам и селам принимать присягу от населения.

Русско-польская война 1654 - 1667 гг.

Речь Посполитая не признала решений Переяславльской Рады. В 1654 г. началась русско-польская война.

100-тысячная русская армия, поддержанная отрядами Хмельницкого, двинулась к западным границам. Были отвоеваны Смоленск, Витебск, Могилев, Полоцк, Минск, Гродно, Вильнюс и другие города.

Поражением поляков воспользовались шведы и напали на Речь Посполитую, заняли Варшаву. Россия не хотела усиления Швеции за счет Польши: это осложнило бы для России решение задачи выхода к Балтике.

Россия пошла на переговоры с Речью Посполитой и в октябре 1656 г. заключила с ней перемирие. Но оно было непрочным. Летом 1657 г умер Богдан Хмельницкий. Гетманом стал его малолетний сын Юрий. Опекун Юрия И. Выговский заявил о разрыве с Москвой и заключении союза с Речью Посполитой.

Военные действия возобновились. На стороне Речи Посполитой выступил и крымский хан. Россия терпела поражения на Украине.

Осенью 1663 г. крупные силы поляков вторглись на Левобережную Украину. В ответ началось широкое народное движение. Был избран новый гетман – И. Брюховецкий. Его отряды вместе с русской армией перешли в наступление.

После длительных переговоров в 1667 г. было заключено Андрусовское перемирие. За Россией оставался Смоленск, Чернигов. Речь Посполитая признала вхождение Левобережной Украины в состав России. Правобережная Украина и Белоруссия оставались за Речью Посполитой.

В 1686 г. заключен “вечный мир” с Польшей. Были подтверждены условия Андрусовского перемирия.

Борьба со Швецией и Турцией.

Война со Швецией шла одновременно с русско-польской войной. Россия не желала усиления Швеции. Поэтому в мае 1656 г., вскоре после нападения шведов на Речь Посполитую, Россия объявила войну Швеции. Русские войска взяли несколько городов в Прибалтике: Дерпт, Мариенбург, Динабург.

Так как Речь Посполитая вскоре возобновила военные действия на Украине, Россия пошла на переговоры со Швецией. В декабре 1658 г. в Валиесаре было заключено перемирие. Но оно не было прочным: шведы требовали возвращения всех захваченных Россией территорий в Прибалтике.

В 1660 г. Швеция заключила мир с Речью Посполитой. Опасаясь польско-шведской коалиции, Россия в июне 1661 г. заключила со Швецией Кардисский мир. Пришлось вернуть все завоевания в Прибалтике.

Для России опасность представляли Турция и ее вассал Крымское ханство. Поэтому Россия выступила инициатором создания антитурецкого союза христианских стран. Русские дипломаты были направлены в ряд европейских стран, в том числе в Австрию, Англию, Францию, Испанию, Швецию, Голландию. Откликнулась только Речь Посполитая. Весной 1672 г. был заключен русско-польский союз. Осенью 1672 г. турки взяли Каменец-Подольский. Россия объявила Турции войну, имея союзником только Польшу.

Самым драматичным событием этой войны стала осада турками в 1667 и 1668 гг. Чигирина. В первый раз крепость удалось отстоять. После второй осады Чигирин сдали, правда, уходя, превратили крепость в руины.

В начале 1681 г. в Бахчисарае было заключено перемирие. Граница между Турцией и Россией устанавливалась по Днепру. Турция и Крым обязывались по договору не помогать врагам России.

Освоение Сибири и Дальнего Востока.

Еще в конце XVI в. казаки во главе с Ермаком Тимофеевичем разгромили Сибирское ханство и проложили путь в Сибирь. Тогда же возникли крепости Тюмень и Тобольск.

В Сибирь хлынул поток служилых, торговых и ремесленных людей, казаков, крестьян, бежавших от феодального гнета. Появились новые города-остроги: Енисейск, Якутск. Братск, Красноярск, Иркутск.

В XVII в. началась разработка сибирских руд: железа, золота, добыча соли.

Освоение Сибири способствовало дальнейшему продвижению на восток.

В 1645 г. Василий Поярков вышел по Амуру в Охотское море.

В 1648 г. Семен Дежнев открыл пролив, отделявший Азию от Северной Америки.

В 1648 - 1653 гг. Ерофей Хабаров прошел от Якутска до Амура и составил карту этих земель.

Таким образом, наибольших успехов во внешней политике Россия достигла на западном направлении: были возвращены западные русские земли, Левобережная Украина воссоединилась с Россией.

В результате продвижения на восток русские путешественники достигли берегов Тихого океана.

Русская культура XVII в.

Новые черты в русской культуре XVII в. Влияние европейской культуры.

XVII в. принято считать временем складывания новой русской культуры. Историк культуры Б.И. Краснобаев выделяет две характерные черты новой русской культуры.

Перваячерта. Светский характер культуры. Происходит ее “обмирщение”, то есть высвобождение из-под церковного влияния. Это приводит к появлению новых жанров в литературе, новых стилей в архитектуре и живописи. Заметным становится личностное началов культуре.

Вторая черта. Открытостьрусской культуры, то есть готовность, стремление к активному общению с другими культурами, усвоению достижений других культур.

В XVII в. расширились связи со странами Центральной и Западной Европы. Оттуда в Россию все активнее стали проникать научные знания, все шире стали распространяться оригинальные и переводные технические, медицинские книги. В Россию все чаще стали приезжать иностранные специалисты. Благодаря этому русская культура обогащалась достижениями европейской культуре. Преодолевалась замкнутость русской культуры.

Образование.

Основная масса населения Русского государства была неграмотной. Грамотное население проживало, главным образом, в городах. Так, в 1680-х гг. в Москве среди посадского населения было более 20% грамотных.

Распространению грамотности среди городского населения во многом способствовало книгопечатание. Во второй половине XVII в. Печатный двор выпустил более 300 тыс. букварей. В 1672 г. в Москве открылась первая книжная лавка.

В середине – второй половине XVII в. в столице открылось несколько частных школ: Федора Ртищева, Ивана Фомина, Епифания Славинецкого, Симеона Полоцкого. Эти школы находились в основном при монастырях, в них обучали греческому и латинскому языкам, риторике, основам богословия.

При царе Федоре Алексеевиче монахом Сильвестром Медведевым был разработан проект открытия Академии по образцу европейских университетов (автономия, всесословность, неимущим – стипендия, выпускникам гарантирован высокий социальный статус). Руководство Русской православной церкви испугалось, что вместе с иностранными преподавателями, которых предполагалось пригласить для работы в Академии, будет занесен и дух “латинства” (то есть католичества). Поэтому оно выступило против открытия Академии. Вместо нее в 1682 г. было открыто Славяно-греко-латинское училище (Академия) во главе с греками братьями Лихудами для подготовки высшего духовенства и чиновников.

Литература. Сатирические повести. “Житие протопопа Аввакума”.

В литературе наступление нового периода проявилось с наибольшей выразительностью. Раньше герои проводили время в неустанной молитве, все их действия зависели от воли Провидения. Герои литературных произведений XVII в. – предприимчивые, энергичные люди, творцы собственной судьбы.

В литературе принято выделять два основных направления.

Первоенаправление. Официально-панегирическое. К нему относят:

исторические сочинения – “Генеалогия” Игнатия Римского - Корсакова; “Созерцание краткое” Сильвестра Медведева; “Скифская история” Афанасия Лызлова;

политическиесочинения – “Политика” Юрия Крижанича;

поэтические, драматические, публицистические сочинения Симеона Полоцкого. Он был первым придворным поэтом, автором од, оригинальных пьес (“Комедия-притча о блудном сыне”).

Второе направление. Народно-обличительное. Оно представлено сатирическими и бытовыми повестями.

Сатирические повести: “Сказание о куре и лисице”, “Служба кабаку”, “Калязинская челобитная”, “Повесть о бражнике”, “О шемякином суде”, “О Ерше Ершовиче”, “Повесть о Фоме и Ереме”, “Азбука о голом и небогатом человеке”. В них высмеиваются стяжательство духовенства, пьянство, распутство, обличается неправедный суд и т.п.

Бытовые повести: “Повесть о Горе-Злосчастии”, “Повесть о Савве Грудцыне”. Их герои пытаются вырваться из рамок житейской мудрости “Домостроя”, но, оказавшись “на свободе”, не могут устоять перед соблазнами. В итоге оказываются в монастыре.

Особое место в литературе XVII в. занимает “Житие протопопа Аввакума”. Аввакум Петров был одним из активных деятелей раскола, противником церковных реформ Алексея Михайловича и патриарха Никона. Со страниц “Жития” предстает история раскола, увиденная глазами приверженца старой веры.

Герои прежних житийных произведений наделялись мифическими добродетелями, были лишены недостатков. Аввакум отходит от этой традиции. Он предстает живым человеком, со всеми достоинствами и недостатками. Язык “Жития” очень простой и динамичный. Автор не скупится на гневные выражения по адресу своих противников: царя Алексея и патриарха Никона.

Протопопа Аввакума считают основоположником автобиографического жанра.

Архитектура.

В архитектуре XVII в. также появились новые черты. Так, процесс “обмирщения” выразился в сближении культового стиля с гражданским. Вместо суровых аскетических сооружений появляются живописно украшенные здания. Широко применяются новые виды строительных материалов: белый камень для отделки зданий, фигурный кирпич, многоцветные изразцы. В деревянном культовом зодчестве преобладали шатровые храмы, но получают распространение ярусные церкви, например, Вознесенская церковь в Торжке.

Наиболее известными памятниками архитектуры XVII в. являются:

Деревянный царский дворец в Коломенском, который современники называли восьмым чудом света. 270 комнат, 3000 окон и оконцев. Дворец состоял из многих разнохарактерных построек, соединенных переходами и галереями.

Теремный дворец Московского Кремля. Трехэтажное здание увенчано высоким теремком. Золоченая двускатная крыша и два пояса лазурных изразцовых карнизов, каменная резьба.

Валдайский Иверский монастырь, Новоиерусалимский монастырь. Патриарх Никон хотел вернуться при постройке этих культовых сооружений к канонам XVI, но в полной мере это не удалось. В соответствии с веяниями XVII в. при отделке были использованы многоцветные изразцы.

В гражданском строительстве используются монументальные формы, которые прежде были характерны в основном для культовых сооружений. Примерами могут служить Сухарева башня и Монетный двор в Москве.

В конце XVII в. в храмовом зодчестве появляется новый стиль: московское (нарышкинское) барокко. В этом стиле строились небольшие церкви в усадьбах русских вельмож. Особенностями стиля были элегантность, строгая симметричность, пышная декоративная отделка. Памятники барокко: церковь Покрова в Филях, церковь Спаса в Уборах под Москвой.

Живопись.

Здесь в наибольшей степени сохранились традиции, так как изобразительное искусство представлено главным образом иконописью.

Наиболее видным художником XVII в. был Симон Ушаков. Выходец из посадских людей, он стал дворянином. Для его творчества характерен пристальный интерес к изображению человеческого лица. Одной из самых известных работ Ушакова является икона “Спас нерукотворный”. Кроме нее, - икона “Насаждение древа государства Российского”. У истоков находится Иван Калита и митрополит Петр. На ветках – медальоны с изображением наследников Ивана Калиты. Рядом с деревом стоят Алексей Михайлович, его жена и двое детей.

“Обмирщение” живописи проявилось в работах так называемого посадского искусства. Самый яркий пример – посадская церковь Иоанна Предтечи в Ярославле. Библейские сюжеты здесь лишь повод для изображения жизненных сцен: Саломея в танце, Христос у руля лодки.

В XVII в. было положено начало двум светским жанрам: портретной живописи и пейзажу. Портретная живопись представлена парсунами: парсуны Алексея Михайловича, Федора Алексеевича (Симона Ушакова).

Пейзаж еще не стал самостоятельным объектом изображения. Он являлся фоном, на котором изображался святой.

Итогом развития русской культуры XVII в. стало начало складывания русской национальной культуры.

Наши рекомендации