Правовые функции государственного регулирования земельных отношений
Это относительно самостоятельные виды деятельности государственных органов управления в сфере регулирования и управления земельных отношений и управления земельными ресурсами. Они вытекают из правомочий РФ, распространяются на объекты всех видов собственности:
Функции:
-учетная;
-плановая;
-распределительно - перераспределительная;
-обеспечения надлежащего использования земель;
-контрольная и охранительная.
Учетная функция
Является основополагающей функцией, она дифференцируется по двум направлениям:
1.Экологическая учетная функция (67ст. ЗК и положения о мониторинге земель).
Мониторинг – система сведений, складывающихся из наблюдений за состоянием земельного фонда для своего временного выявления земель оценки и предотвращения негативных процессов. Это гибкая система наблюдений.
Экологический характер функции обуславливается тем, что объектом является не столько конкретные участки, сколько состояние их экосистемы.
2.Экономическая, реализуется путем ведения земельного кадастра. Объективный учет соблюдается при выполни определенных правил:
1.Всеобщность учета (п.3 Фз №221);
2.Системность учета, предполагает множественность подходов к учету земель (базовое, периодическое, оперативное);
3.Эффективность учета - применения передовых технологий
4.Непрерывность учета, предполагается естественная изменчивость составления земель.
5.Достоверность учета, если в сведениях есть значительные просчеты, то они подлежат исправлению (ст.28 ФЗ №221);
6.Единство методики учета, необходимость вытекает в стыковки данных
7.Гарантированное обеспечение учета, наличие пункта сбора, хранения информации
8.Государственное финансирование работ
9.Обязательность внедрения данных в практику использования земель.
Учетная функция снабжает управляющие органы и иных лиц полной и достоверной информацией в различных областях.
Информация:
в области правовых отношений – информация о регистрации, о разграничении собственности для защиты прав и т.д.;
в области экономики: о налогооблагаемой базе; об оценке земель, об их рыночном обороте;
в области использования земель и управления земельных ресурсов;
для планирования объектов недвижимости, для государственного земельного контроля и т.п., здесь целью учетной функции является: обеспечение устойчивости эффективности землепользования; в области информационных услуг всем заинтересованным лицам обеспечение обследований и изысканий; в области социальной политики: для развития инфраструктуры и т.д.
И кадастр и мониторинг могут быть отнесены к экономически-учетной функции. Информация о землях и их состоянии размещаются в государственном национальном докладе. По мере роста уровня учета классификационные единицы укрупняются. В отличие от проектов планирования учет ведется по факту, только после того как изменения произошли в натуре.
Плановая
Заложена в ФЗ «Об охране окружающей среды», ЗК, отраслевое законодательство.
Она предопределяется потребностью рационального полного и эффективного использования земель и их охраны. Исключительность земельных ресурсов предполагает наличие государственного планирования в их использовании.
Объектом планирования является деятельность субъектов по использованию земельных ресурсов. Эта деятельность имеет много аспектный характер, планирования осуществляется по уровням:
1. Федеральный (высший уровень). Здесь разрабатываются федеральные программы.
2. Отраслевой (отдельные министерства, ведомства – планы по использованию земель (мин.с\х)
3. Локальный (местный)-органы местного самоуправления или их администрации для конкретных целей.
Планирование связано с земельным кадастром. Важнейшим проявление этой функции является планирование по освоению земель. Целью планирования является определение долгосрочной перспективы управления землями государства (генеральная схема расселения).
Кроме них на землях сельскохозяйственного значения проводится природно-сельскохозяйственное районирование, агроэкологическое зонировании и т.д.. Основные функции и положения определяются ст.8 п.1 ЗК – распределение земель по категориям.
Зонирование ведется на основе решений органов государственной власти, субъектов федерации и органами местного самоуправления.
Зоны устанавливаются на основе следующих характеристик:
-целевое назначения;
-правовой режим;
-целевое использование;
-месторасположение
-регламенты застройки.
Градостроительный регламент, исходя из особенности расположения зоны развития и из возможностей территориального сочетания различных видов, требования относятся к обременениям земельного участка.
Нормирование – норма предоставления, утверждающееся на уровне субъекта, и классифицируются по различным основаниям:
-по целям предоставления (для КФХ, ЛПХ)
-по принадлежности к различным формам собственности;
Размеры участка должны обеспечивать возможность его использования и возможность использования находящихся на них объектов. Для юридических лиц нормы устанавливаются на основе специальных документов, с техническо-экономическим обоснованием: минимилизация отвода, для земель с\х закон об обороте.