Понятие государственного регулирования земельных отношений
Понятие государственного регулирования земельных отношений
1.Государственный земельный фонд как объект государственных земельных отношений
2.Специфика государственного регулирования отдельных категорий единого государственного земельного фонда
3.Понятие и содержание государственного регулирования земельных отношений
4.Юридическое основание государственного регулирования земельных отношений
Государственный земельный фонд как объект государственных земельных отношений
Понятие земли широкое. Оно может быть дано в различных смыслах: -общее, -экономическое, -юридическое
Как юридическое понятие гзф это верхний плодородный слой земли, отдельно от недр
Как общий Государственный земельный фонд
Как экономическое – это средство производства, объект социально –экономических связей
Правовое регулирование, которое обеспечивает надлежащий правопорядок для использования.
Как объект правового регулирования земля может быть представлена тремя институтами:
-общего,
-родового
-конкретного объекта
Общий объект – это земля как часть окружающий среды, обладающей соответствующими свойствами в сфере юрисдикции РФ (ГЗФ).
Родовой объект – это земля представлена категориями земель (часть единого ГЗФ, используемая по основному целевому назначению и имеющая определенный или особый режим использования и охраны)
Целевое назначение – господствующая цель в использовании земельного участка, порядок использования, вид использования Господствующая цель не исключает другие пути использования, которые необходимы для хозяйственной эксплуатации участка.
Конкретный объект – угодье – это земельный участок предоставленный и используемый для определенных целей (по непосредственному целевому назначению).
В отличие от категории не допускают сопутствующего использования. исключение, временное сооружение на пашне – угодье пашня, хотя там и сарай. Угодье делится на сельскохозяйственные и несельскохозяйтсвенные.
Распределение земель по категориям достаточно давно.
Отнесение земель к категориям и их перевод означает для каждого конкретного земельного участка установление порядка, условий и пределов его эксплуатации для конкретных целей. Нарушение установленного режима влечет соответствующие санкции.
Отнесение земель к категориям и их перевод регулируется ст.83 ЗК, а также 21.12.2001 ФЗ №172 «О переводе земель из одной категории в другую».
Без согласия правообладателя органы государственной власти и местного самоуправлении могут переводить земли в другие категории в двух случаях.
-создания особоохраняемых природных территорий
-установление черты населенного пункта.
Решение органов власти оформляется актом. В правительстве два субъекта 1 месяц, 14 дней.
Существуют ограничения по переводу земель из категории в категорию:
-запреты федерального законодательства
-запреты государственно-экологической экспертизы
-несоответствие испрашиваемых целей использования земель документам территориального планирования, градостроительной и прочих видам документации.
Решение о переводе земель сельскохозяйственного значения принимает только субъект федерации. Для земель иных категорий, если они в муниципальной или частной собственности может переводится органами местного самоуправления.
Правовые функции государственного регулирования земельных отношений
Это относительно самостоятельные виды деятельности государственных органов управления в сфере регулирования и управления земельных отношений и управления земельными ресурсами. Они вытекают из правомочий РФ, распространяются на объекты всех видов собственности:
Функции:
-учетная;
-плановая;
-распределительно - перераспределительная;
-обеспечения надлежащего использования земель;
-контрольная и охранительная.
Учетная функция
Является основополагающей функцией, она дифференцируется по двум направлениям:
1.Экологическая учетная функция (67ст. ЗК и положения о мониторинге земель).
Мониторинг – система сведений, складывающихся из наблюдений за состоянием земельного фонда для своего временного выявления земель оценки и предотвращения негативных процессов. Это гибкая система наблюдений.
Экологический характер функции обуславливается тем, что объектом является не столько конкретные участки, сколько состояние их экосистемы.
2.Экономическая, реализуется путем ведения земельного кадастра. Объективный учет соблюдается при выполни определенных правил:
1.Всеобщность учета (п.3 Фз №221);
2.Системность учета, предполагает множественность подходов к учету земель (базовое, периодическое, оперативное);
3.Эффективность учета - применения передовых технологий
4.Непрерывность учета, предполагается естественная изменчивость составления земель.
5.Достоверность учета, если в сведениях есть значительные просчеты, то они подлежат исправлению (ст.28 ФЗ №221);
6.Единство методики учета, необходимость вытекает в стыковки данных
7.Гарантированное обеспечение учета, наличие пункта сбора, хранения информации
8.Государственное финансирование работ
9.Обязательность внедрения данных в практику использования земель.
Учетная функция снабжает управляющие органы и иных лиц полной и достоверной информацией в различных областях.
Информация:
в области правовых отношений – информация о регистрации, о разграничении собственности для защиты прав и т.д.;
в области экономики: о налогооблагаемой базе; об оценке земель, об их рыночном обороте;
в области использования земель и управления земельных ресурсов;
для планирования объектов недвижимости, для государственного земельного контроля и т.п., здесь целью учетной функции является: обеспечение устойчивости эффективности землепользования; в области информационных услуг всем заинтересованным лицам обеспечение обследований и изысканий; в области социальной политики: для развития инфраструктуры и т.д.
И кадастр и мониторинг могут быть отнесены к экономически-учетной функции. Информация о землях и их состоянии размещаются в государственном национальном докладе. По мере роста уровня учета классификационные единицы укрупняются. В отличие от проектов планирования учет ведется по факту, только после того как изменения произошли в натуре.
Плановая
Заложена в ФЗ «Об охране окружающей среды», ЗК, отраслевое законодательство.
Она предопределяется потребностью рационального полного и эффективного использования земель и их охраны. Исключительность земельных ресурсов предполагает наличие государственного планирования в их использовании.
Объектом планирования является деятельность субъектов по использованию земельных ресурсов. Эта деятельность имеет много аспектный характер, планирования осуществляется по уровням:
1. Федеральный (высший уровень). Здесь разрабатываются федеральные программы.
2. Отраслевой (отдельные министерства, ведомства – планы по использованию земель (мин.с\х)
3. Локальный (местный)-органы местного самоуправления или их администрации для конкретных целей.
Планирование связано с земельным кадастром. Важнейшим проявление этой функции является планирование по освоению земель. Целью планирования является определение долгосрочной перспективы управления землями государства (генеральная схема расселения).
Кроме них на землях сельскохозяйственного значения проводится природно-сельскохозяйственное районирование, агроэкологическое зонировании и т.д.. Основные функции и положения определяются ст.8 п.1 ЗК – распределение земель по категориям.
Зонирование ведется на основе решений органов государственной власти, субъектов федерации и органами местного самоуправления.
Зоны устанавливаются на основе следующих характеристик:
-целевое назначения;
-правовой режим;
-целевое использование;
-месторасположение
-регламенты застройки.
Градостроительный регламент, исходя из особенности расположения зоны развития и из возможностей территориального сочетания различных видов, требования относятся к обременениям земельного участка.
Нормирование – норма предоставления, утверждающееся на уровне субъекта, и классифицируются по различным основаниям:
-по целям предоставления (для КФХ, ЛПХ)
-по принадлежности к различным формам собственности;
Размеры участка должны обеспечивать возможность его использования и возможность использования находящихся на них объектов. Для юридических лиц нормы устанавливаются на основе специальных документов, с техническо-экономическим обоснованием: минимилизация отвода, для земель с\х закон об обороте.
Контрольная функция
Осуществляется в рамках государственного земельного контроля.
Главная задача земельного контроля: Обеспечение выполнения требования земельного законодательства в целях эффективного использования и охраны земель.
1 направление: Профилактические меры, они предполагают орг.экспертизы и проверки, это меры направленные на выявление фактов нарушения законодательства.
2 направление: Принятие конкретных мер по пресечению и устранению нарушений земельного законодательства.
Основная функция превентивная, воздействует на потенциальные нарушения.
Контроль за исполнением охраны земель, определяет собой, деятельность органов специальной компетенции по проверки соблюдения землепользователей и иных лиц правового режима земель.
Охранительная функция
Охранительная функция – функция это система государственных мероприятий, систематически осуществляющих и направленных на обеспечение земельного правопорядка.
Земельный правопорядок – это система земельных отношений устойчиво создаваемая под влиянием правовой деятельности государства и соответствующая целям, заложенным в правовом регулировании этих отношений.
Целью контрольной функции является охрана созданного в стране земельного правопорядка от деформации, вызванных различными проблемами и устранение тех деформаций, которые предотвратить не удалось.
Функция осуществляется всей системой органов власти и применяется в отношении объектов и субъектов в правовом отношении. В отношении объектов это правовое обеспечение охраны мероприятий отдельных объектов землепользования нуждающихся в такой охране.
Правовое обеспечение специального правового регулирования в местностях, сложившейся в особой обстановке, требующей особого правового статуса - это зоны экологического бедствия или ситуации (например: Чернобыль).
В отношении субъектов: это правовое обеспечение статуса лиц осуществляющих активную экспликацию земель. Правовое обеспечение отношений между субъектами земельных отношений правоотношений – это пресечение нарушений, восстановления нарушенных отношений, это разрешение земельных споров и профилактика разрушений. Данная функция связана с контрольной функцией.
Минэкономразвития
Положение №437 от 5 июля 2008 года.
Минэкономразвития осуществляет функции по выработке по правовому регулированию в сфере имущественных отношений кроме сельскохозяйственных, государственного кадастра недвижимости, осуществление государственного кадастрового учета и кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки земель, государственного мониторинга земель, государственной регистрации прав на недвижимое имущество, геодезии и картографии. Министерство осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему органов:
-росрегистрации
-роскартографии
-роснедвижимости
-росимущества.
К полномочиям Минимущества относятся:
-внесение в правительство проектов, нормативно правовых актов в сфере деятельности министерства
-на основании и восполнение конституции и федеральных законов, актов президента и правительства принимают следующие нормативно правовые акты:
-федеральные стандарты оценки;
-методические указания по государственной кадастровой оценки земель;
-примерная форма договоры аренды земельного участка (в границах особой экономической зоны);
-методика расчета земельной платы.
Порядок ведения государственного кадастра недвижимости, кадастрового деления территории РФ и присвоении объектам недвижимости кадастровых номеров, осуществления государственного кадастрового учета, формы, необходимых документов и требования к их оформлению:
-форма и требования к подготовки документов оформляемых в процессе кадастровых работ;
-порядок установления характерных точек земельных участков и контуров зданий, порядок определения их координат и требования к точности этих координат;
-перечень документов, принимаемых к заявлению, о приобретении прав на земельных участок;
-нормы и правила выполнения геодезических, картографических работ федерального значения;
-перечень должностных лиц Росрегистрации имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях и нормативные акты по другим вопросам деятельности.
-осуществляет экспертизу и ведение реестра целевых программ ведомств.
Минэкономразвития имеет право запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений, по вопросам, отнесенным к компетенции министерства.
Подчиненные органы:
Роснедвижимость
(федеральное агентство кадастра недвижимости). В его подчинении находятся территориальные органы бывшего Госпромзема и бывшего Росземкадастра, Приказ №255 от 20 сентября 204года. Положение «О Росснедвижимости» утвержденное №456 от 12 июня 2008 года.
По управлению госимуществом и оказанию государственных услуг в сфере ведения ГКН, осуществление ГКУ по недвижимому имуществу, кадастровой деятельностью, государственной кадастровой оценки земель, землеустройства, госмониторинга, госземконтролю.
Полномочия:,
организует в установленной правовом порядке:
1. Проведение государственной кадастровой оценки земель;
2. Проведение землеустройства;
3. Подготовка землеустроительных материалов для делимитации и демаркации государственной границы РФ, административной границы субъектов федерации и муниципальных областей
4. Техническую инвентаризацию объекта строительства;
5. Работы по созданию, ведению и сопровождению автоматизированной системы ведение ГКН и ГКУ, а также систем необходимых для их функционирования;
6. Государственную экспертизу землеустроительной документации.
Осуществляет групповое ведение ГКН и ГКУ в установленном в законодательстве порядке.
1.Установление государственной кадастровой оценки земель в порядке установленном законодательством;
2.Ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства;
3.Утверждение в установленном правовом порядке карт, планов и материалов межевания объектов в землеустройств;
4 Утверждение заключение экспертных комиссии при экспертизе землеустроительной документации;
5. Контроль за проведением землеустройства;
6. Государственный федеральный мониторинг земель
2.Государственный земельный контроль:
Составление протоколов об административных правонарушениях рассмотрения в установленном порядке дел об административных правонарушениях и приложениях административных штрафах. Контроль деятельности своих территориальных органов и подведомственных организациях; функции государственного заказчика федеральных целевых и прочих программ и иные функции
Росимущество
Постановление правительства №432 от 5 июня 2008 года.
Осуществляет функции по управлению федеральным имуществом о продаже приватизированного федерального имущества, по оказанию государственных услуг и правоприменительных функций в сфере имущественных и земельных отношений.
Является уполномоченным органом в области приватизации и полномочия собственника в сфере управления имуществом РФ.
Полномочия:
-Готовят и представляют в Минэкономразвитие предложения об установлении публичных сервитутов. При продаже находящихся в федеральной собственности земельных участков или право на заключение договоров аренды таких земельных участков:
-принимает решение о проведении торгов в форме аукциона;
-определяет начальную цену земельного участка или размер арендной платы;
-определяет существенные условия договоров о продаже земельных участков;
-заключает по результатам аукционов договора;
-выступает организатором торгов, а также осуществляет продажу земельных участков федеральной собственности;
-заключает договоры аренды и купли-продажи по результатам торгов;
-осуществляет от имени РФ действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов РФ при управлении федеральным имуществом и его приватизации в том числе в случае предоставление земельных участков государственным организациям и учреждениям;
-прекращение прав этих организаций и физических лиц на земельные участки;
-предоставление в собственность или аренду земельных участков, средства за которые поступят в федеральный бюджет;
-принимает в установленном порядке решения о предварительном месте размещения объекта при предоставлении земельного участка государственным организациям и учреждениям;
- принимает решение о приватизации земельного участка на которых расположены объекты недвижимости приобретенные в собственность юридические и юридические лица, в случае приобретении объекта недвижимости, находящихся в федеральной собственности;
- выступает от имени РФ при государственной регистрации собственности на казенную недвижимость и сделок с ним, а также права собственности РФ на земельные участки которые возникают в соответствии с законодательством.
Росрегистрация
Утверждено указом президента №1315 от 13 октября 2004г.
К основным задачам Госрегистрации относятся только две:
-обеспечение установленного порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
- управление территориальными органами Росрегистрации.
К полномочиям в сфере управления земельными ресурсами и недвижимого имущества относятся:
1.Осуществление государственной регистрации прав на объекты недвижимости и сделок с ней в случаях и порядке установленном законодательством РФ;
2.Координирует работу по созданию органов регистрации прав на недвижимость и сделок с ней и осуществляет правовой контроль их деятельности;
3.Обеспечивает соблюдение правил ведения ЕГРП на недвижимость и сделок с ней, а также создание функционирование систем ведения ЕГРП в электронном виде;
Роскартография
Утверждено указом президента №386 от 28 октября 2004г.
Осуществляет функции по оказанию государственных услуг и управлению госимуществом в сфере геодезической и картографической деятельности, а также наименование картографических объектов.
Полномочия:
1.Организует создание и ведение в пределах компетенции, федерального и регионального картографогеодезических фондов, ГНФ;
2.Организует установление единых государственных систем и координат, высот, графометрических номеров, а также в пределах компетенции местных систем координат;
3.Устанавливает единый масштаб ряда государственных карт и топопланов;
4.Обеспечивает геодезическими. Картографическими, топо и гидрографическими материалами и данными об установлении и изменении границ субъектов РФ и границ МО;
5.Создание развития и поддержание государственных, нивелирных и геодезических сетей;
6.Проетирование, составление и задание общегеографических и др. карт и атласов межотраслевого назначения и обновления;
7 Дистанционное зондирование на земле для обеспечения геодезических, картографической деятельности.
МИНРЕГИОНРАЗВИТИ РОССИИ
Является федеральным органом власти, осуществляющий функции в сфере социального экономического развития субъектов РФ и МО, градостроительства, строительства и архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства.
Он действует на основе положения утвержденного постановлением правительства №40 от 26 января 2005года с последними изменениями.
Полномочия министерства прописаны в следующих нормативно-правовых актах:
1.Федеральные градостроительные нормативы и правила в области градостроительства, проектирования и инженерных изысканий.
2.Порядок разработки регистрации, введения в в деятельность градостроительных норм и правил, порядок разработки согласования экспертизы и утверждения градостроительной документации.
МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ РОССИИ
Утверждено указом президента №321 от 30 июля 2004г.
Санитарное эпидемиологическое благополучие населения, поэтому в его подчинее находятся Роспотребнадзор (Утверждено указом президента №322 от 30 июля 2004г).
1.Роспотребнадзор
К полномочиям Роспотребнадзора относятся:
1.Осущестлвение надзора и контроля за исполнением законодательства в области санитарного и питательного благополучия населения в т.ч. сан и пит надзор;
2.Организцет деятельность государственного и санэпид службы РФ.
Роспотребнадзор имеет право пресекать факты нарушения законодательства и применять предусмотренные им меры ограничительного предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и ликвидаций последствий нарушений юридическими лицами и гражданами, обязательных требований в сфере санпит.
Руководитель Роспотребнадзора является главным государственным санитарным органом РФ, кроме того по логике Роспотребнадзор должен осуществлять государственный санэтапид нормирование т.е. установление санэпид требований обеспечивающих безопасность для здоровья человека среды его обитания. Организует проведение профилактических мероприятий и сан.охране территории РФ.
Гос санэпид правила устанавливают единые требования к планировки и застройки Н.П., водным объектам, пищевым продуктам и продовольствию, питьевой воде и водоснабжению, атмосферному воздуху на территории Н.П. и промышленных организаций.
На территории РФ действую федеральные, санитарные правила, а те территории субъекта РФ могут действовать правила установленные на этой территории.
Срок действия санитарных правил не более 10 лет, с возможностью продления не более чем на 5 лет.
МИНПРИРОДА
Утверждено указом президента №404 от 29 мая 2008г.
Осуществляет функции в сфере изучения и использования воспроизводства, охраны природных ресурсов, включая недра, водные, объекты, леса, наземные особоохраняемые территории, в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недр, в сфере промышленной безопасности, гидрометеорологии и смежных с ней областей, мониторинга окружающей природной среды ее загрязнения и охраны.
Полномочия на основании и воисполнении самостоятельно принимает следующие нормативно-правовые акты:
1.Региональные перечни полезных видов ископаемых отнесенных к общераспространенными, инструктивно методические документы по вопросам взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду;
2.Правила ведение государственного кадастра особоохраняемых природных территорий;
3.Требования к проведению наблюдению за состоянием ОПС и ее загрязнению, сбором, хранение и распространению информации о ней и о ее загрязнению.
В подчинении Минприроды находятся следующие службы:
Росводрес
Роснедра
Росгидромед
Росприроднадзор
Росводресурс
Утверждено указом президента №282 от 16 июля2004г.
К сфере деятельности отнесены, разработка и осуществление мероприятий по проектированию и установлению водоохранных зон водных объектов их прибрежных защитных полос, а также предотвращению загрязнению вод.
Роснедра.
Утверждено указом президента №293 от 27 июля2004г.
1.Организация государственного геологического изучения недр, экспертиза проектов такого изучения и проведение оценки месторождений полезных ископаемых и участков недр.
2Осуществление отнесения запасов полезных ископаемых к кондиционными к некондиционным.
3.Выдачу заключений об отсутствии полезных ископаемых в недрах, под участком предстоящей застройки и разрешение на осуществление застройки, площадей залегания полезных ископаемых, а также размещения в местах их залегания подземных сооружений.
Росгидромед
Утверждено указом президента №327 от 23 июля2004г
1.Ведение водного кадастра, в части поверхностных водных объектов;
2.Ведение единого государственного фонда данных о состоянии ОПС и ее загрязнений;
3.Формирование и обеспечение функционирования государственной наблюдательной сети. Государственный мониторинг атмосферного воздуха и водных объектов;
Ростехнадзор
Утверждено указом президента №431 от 30 июля2004г
Ростехнадзор является специально уполномоченным государственным органом в области экоэкспертизы.
1. Выдает разрешении на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду.
2. Устанавливает лимиты на размещение отходов, а также организует и проводит государственную экологическую экспертизу.
Он имеет право проводить в пределах своей компетенции исследования организации проведения экспертиз, исследований и оценок по вопросам осуществления контроля и надзора.
Роспотребнадзор
Утверждено указом президента №400 от 30 июля2004г
1.Осуществляет контроль и надзор в области организации и функционирования особоохраняемых природных территорий федерального значения, за геологическим изучением рационального использования и охраны недр за использованием и охраны водных объектов.
2.Государственный земельный контроль в пределах компетенции в отношении земель водного фонда, лесного фонда, земель лесов не входящих в ГЛФ и особоохраняемых природных территориях:
-организует и проводит государственную экологическую экспертизу, составление генпланов развития территорий с особым режимом природопользования, проектов комплексных схем природопользования, материалов комплексного экообследования участков территории, обоснованного придания им статуса особоохраняемых.
- Проектов схем охраны и использования вод, лесов, земельных и других природных ресурсов.
-осуществляет ведение кадастра особоохраняемых природных территорий федерального значения.
Роспотребнадзор имеет право проводить в пределах своей компетенции исследования организации проведения экспертиз, исследований и оценок по вопросам осуществления контроля и надзора.
МИНСЕЛЬХОЗ РОССИИ
Постановление правительства №450 от 12.06.08г
Принимает следующие нормативно правовые акты
-правила и нормы в области мелиорации земель
-планы проведение агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий по обеспечению плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
-акты установления особенностей охраны, защиты и воспроизводства лесов, находящихся в зонах радиоактивного загрязнения, водоохранных зонах, лесов выполняющих защитные функции, дает перечень карантинных объектов, вредных сорняков.
Министерство осуществляет::
-реализацию федеральных целевых, ведомственных программ в сфере АПК, включая устойчивое развитие сельских территорий;
-эксплуатацию и паспортизацию государственных мелиорированных систем;
-проведение государственной экспертизы, документации систем;
Ведет:
-учет федерального фонда мелиорированных земель;
-реестры и регистры плодородия почв.
Россельхознадзор
Утверждено указом президента №327 от 30 июня2004г
Осуществляет функции в сфере земельных отношений в части касающихся земель сельскохозяйственного назначения, лесных отношений, кроме лесов осоохраняемых территорий, также ведет надзор за безопасным применением пестицидов и явдохимикатов и осуществляет государственный земельный контроль земель сельскохозяйственного назначения.
Рослесхоз
Утверждено указом президента №283 от 16 июля2004г
-осуществляет отнесение лесов к категории защищенности переводимых из одной категории в другую;
-осуществление рассматриваемых материалов о переводе земель лесных в нелесные для их использования не связанные с ведением лесного хозяйства и о переводе земель этой категории в иные;
-Обеспечивает проведение мероприятий совместно с другими органами мероприятий по безопасному ведению лесного хозяйства на участках ГЛФ загрязненных радионуклиинами;
-Организует согласование мест строительства объекта влияющих на состояние воспроизводства лесов;
-Выдачу разрешений на проведение в лесном фонде работ не связанных с ведением лесного хозяйства если для этого не требуется перевод лесных и в другие, имеет право ограничить и приостановить на основе и в порядке установленном законодательством права пользования участков лесного фонда.
Земельная реформа
1.Понятие, цели, задачи
2.Правовые акты земельной реформы
3.Итоги земельно-правового регулирования
Понятие, цели, задачи
Земельная реформа – это коренное изменение государственного строя, с изданием правовых актов.
Началась в 1990 году.
При принятии конституции впервые было провозглашено право частной собственности. Были приняты 2 закона, которые декларировали цели и задачи земельной реформы::
1. 22 ноября 1990г – Закон О земельной реформе
2. 23 ноября 1990 - О КФХ
Цели проведения земельной реформы:
1.Осуществить переход к многообразию форм собственности на владения и пользования землей.
2.Обеспечить социально справедливое и экономическо-обоснованное использование земель, создание равных условий для развития всех форм хозяйствования.
3.Создать экономический механизм регулирования рационального использования земель и их охраны.
4.Остановить процессы деградации земли и других природных ресурсов и обеспечить и восстановление.
Задачи:
1.Денационализация земли
2.Приватизация земли
3.Децентрализация земли
Реализация этих задач должна быть проведена в два этапа:
1.Введение различных форм собственности и формирования многоукладной экономики;
2.Улучшение использования земли, повышение плодородия почв, увеличение объектов сельскохозяйственного производства.
В юридической литературе реформа делится на два этапа:
1.Этап до принятия новой конституции (1993г);
2.Этап после принятия новой конституции и Гражданского кодекса.
Сроки этапов конкретно не намечены. Принятие различных форм собственности являются окончанием первого этапа.
Значение мониторинга земель
Необходимым условием стабильного развития земельных отношений и устойчивого механизма их государственного регулирования является наличие адекватно современным задачам обеспечения.
Требуется внедрение и совершенствование методов дистанционного зонирования, технических средств и технологий, позволяющих наблюдать за различными процессами, прогноз их развития и выработку рекомендаций по их предупреждению и по устранению негативных последствий.
Факторы развития негативных процессов:
-экономические, недостаточность финансирования природоохранных мероприятий
-природные: склонность к проявлению того или иного процесса
-антропогенные: загрязнение водного воздуха
Мониторинг позволяет предсказать дальнейшее развитие негативных процессов и последствий нормативно-распределительных действий
В 1992 году закреплено понятие, но появилось в ЗК РСФСР
Задачи мониторинга: были поставлены в программе.
Новый этап принятия нового ЗК.
2.Понятие и содержание
В соответствии со ст.67 ЗК РФ
Мониторинг земель представляет собой системы наблюдений за состоянием земельного фонда для своевременного выявления изменений их оценки, а также предупреждения и устранения негативных последствий.
Монитор – наблюдающий, смотрящий вперед.
Объект – состояние земли как объекта о.с. (экологической связи)
Мониторинг призван выявлять негативные процессы и предлагать меры по их предотвращению и устранению.
Цель – накопление сведений необходимых для борьбы с процессами, приводящими к ухудшению или уничтожению полезных свойств земельных ресурсов.
Систематическое изучение состояния земель для обоснования управленческих решений в сфере использования сохранения экосистем, повышения качества жизни, улучшения здоровья и повышения экологической безопасности.
Структура, содержание и порядок ведение ГМЗ устанавливаются правительством РФ и иными органами исполнительной власти.
Законодательные акты:
-в настоящее время постановление правительства №846 от 28.11.2002 «Об утверждении положения об осуществления мониторинга земель
-ст. 67 ЗК РФ
-Государственная программа «Экология и природные ресурсы России на 2002 -2010 гг
Мониторинг земель призван выполнять базовую связующую роль других мониторингов и кадастров природных ресурсов.
Мониторинг ведет «Рос , кадастра и картографии»
Управление мониторинга земель действует совместно с другими ведомствами (Минприроды и Минсельхоз)
Мониторинг земель – это важная составная часть общего мониторинга окружающей природной среды (Росгидромет).
Для государственного мониторинга – мониторинг земель является подсистемой и делится в свою очередь на 7 подсистем (по категориям). (Закон «О мелиорации», о государственном регулировании плодородия земель сельскохозяйственного назначения)
Постановление №30 от 19.01.2005г утвердивший регламент взаимодействия федеральных органов исполнительной власти.
В системе мониторинга принято выделять подсистемы:
1.мониторин использования земель
2.Мониторино состояния земель
3.Мониторинг границ
Задачи мониторинга:
-своевременное изучение и выявление изменений и их оценка
-прогноз и выработка рекомендация
-дифференциация негативных процессов на естественные и антропогенные
-информационное обеспечение управленческий функций государства
-обеспечение органов власти физических лиц (граждан)
В содержании мониторинга входят съемка, обследование и изыскания которые позволят собирать информацию о состоянии земель, осуществить ее обработку и хранение.
Сбор информации – это системное наблюдение. В ходе наблюдения выявляются изменения, которые связаны с поторей плодородия и изменения в использовании земель в связи с и нерациональным использованием.
Оценка состояния земель выполняется путем анализа ряда последовательных наблюдений, направленности и интенсивности изменений и сравнений полученных показателей с нормами.
Накопление к настоящему времени информация не дает сведений о динамике и степени опасности процесса, поэтому необходима целенаправленная система наблюдений. Они ведутся с помощью съемок и с использованием фондов данных.
Данные накапливаются в специальных архивах и банках данных. К 1 марта они предоставляются в федеральные органы в виде докладов и состоянии земель региона, а затем в Российский национальный доклад.
Стадии и принципы
Для реализации задач ГМЗ он должен осуществляться в следующей последовательности:
1.Проведение системных аэрокосмических и наземных съемо<