Концепции и основные модели государственной социальной политики по типу субъекта социальной ответственности.

По типу субъекта социальной политики выделяют 2 полярные концепции: уравнительная (эголитарная) и либеральная. Остальные (умеренно эголитарная и умеренно либеральная) вписываются в них.

Либеральная модель:

1) предполагает принцип личной ответственности каждого члена общества за свою судьбу и судьбу своей семьи;

2) роль государственных структур в непосредственной реализации социальной политики минимизирована;

3) основными субъектами социальной политики являются граждане, семья и различные негосударственные организации - социально - страховые фонды и ассоциации третьего сектора;

4) финансовую основу реализации социальных программ составляют частные сбережения и частное страхование, а не средства государственного бюджета.

Поэтому при реализации данной модели реализуется принцип эквивалентности, возмездности, предполагающий, например, прямую зависимость между размерами страховых взносов и объемом и стоимостью социальных услуг, получаемых в системе социального страхования, а не принцип солидарности, предполагающий перераспределение доходов от одного лица в пользу другого.

При либеральной модели социальной политики государство берет на себя ответственность за сохранение лишь минимальных доходов граждан и за благополучие наименее слабых и обездоленных слоев населения. Но с другой стороны, оно максимально стимулирует создание и развитие в обществе различных форм негосударственной социальной политики, например, негосударственного социального страхования и социальной поддержки, а также различных способов повышения гражданами своих доходов.

Недостатки этой модели проявляются в существенных различиях между уровнями потребления экономически сильных и экономически слабых граждан; величинах социальных выплат, осуществляемых из государственного бюджета, с одной стороны, и систем социального страхования - с другой стороны. Эти различия для различных категорий людей имеют место и в случае получения социальных пособий из одних и тех же источников финансирования.

Умеренно-либеральная (корпоративная) модель:

1) предполагает принцип корпоративной ответственности (максимум ответственности за судьбу своих работников несет корпорация, предприятие, организация или учреждение, где данный работник трудится);

2) Предприятие, стимулируя работников к внесению максимального трудового вклада, предлагает ему различные виды социальных гарантий в виде пенсионного обеспечения, частичной оплаты медицинских, рекреационных услуг и образования (повышения квалификации).

В данной модели и государство, и негосударственные организации, и граждане также несут долю ответственности за социальное благополучие в обществе, но все же большую роль играют предприятия, имеющие собственную разветвленную социальную инфраструктуру, собственные социально-страховые фонды.

Финансовой основой в корпоративной модели социальной политики являются средства предприятий и корпоративных социальных фондов, поэтому большую роль здесь играют организации-работодатели, для которых социальная политика является существенным элементом системы управления трудовыми (человеческими) ресурсами.

Умеренно-эголитарная (общественная) модель:

1) предполагает принцип солидарной ответственности, то есть ответственности всего общества за судьбу его членов. Это перераспределительная модель социальной политики, при которой богатый платит за бедного, здоровый за больного, молодой за старого;

2) Основной общественный институт, осуществляющий такое перераспределение, государство;

3) Финансовыми механизмами перераспределения служат государственный бюджет и государственные социально-страховые фонды, средства которых идут на обеспечение широкого спектра государственных социальных гарантий, выступающих для населения в основном в бесплатной (безвозмездной) форме.

Уравнительная (эголитарная) модель:

1) предполагает принцип государственной ответственности;

2) Государство централизованно и тотально берет на себя ответственность за социально - экономическое положение граждан и использование любых административных рычагов для достижения социальных целей;

3) иные возможные субъекты социальной политики (предприятия, общественные организации ) действуют либо от имени государства, либо под его контролем;

4) Финансовой основой модели являются средства государственного бюджета и бюджетов государственных предприятий.

В данной модели реализуется принцип равенства в потреблении материальных и социальных благ и услуг, а также их общедоступность, что обеспечивает достижение высокой степени социального выравнивания.

Достоинством является так называемая “уверенность в завтрашнем дне” для основной части населения. Исключена как социальный феномен безработица. Заранее известны размеры оплаты труда и социальных пособий, перечень бесплатных гарантий в здравоохранении, образовании, других областях социальной жизни. Стабильными являются цены на товары и услуги первой необходимости. Происходит развитие интеллектуального потенциала нации, который, однако, во многих случаях остается невостребованным. Государство защищает экономические и социальные права идеологически послушных граждан в сфере труда и занятости, однако часто в ущерб экономической эффективности.

К недостаткам данного подхода относится, прежде всего, дефицит товаров и услуг, включая товары и услуги первой необходимости. Государство вынуждено вмешиваться в сферу их распределения, заменяя денежный оборот в отдельных секторах потребительского рынка оборотом тем или иным способом документированных прав на приобретение товаров и услуг. Жестко контролируя соотношение между мерой труда и мерой потребления, государство не допускает развития в значительных масштабах экономической деятельности в негосударственном секторе экономики, которая могла бы привести к неконтролируемому росту доходов.

17.Основные возможности разновидности моделей соц. политики.
Модели по типу субъекта ответственности:
1) (М) Консервативно-корпоративная (Франко-Германская) (rusF)
(Р) Регулятор прав и свобод: Корпорации. (П) Принципы: а)высокий уровень декоммодификации, б) отдельные социальные программы для разных групп, в) умеренный уровень бедности, г) высокое перераспределение, д) принцип корпоративной ответственности.
2) Социал-демократическая (Институциональная. Шведская)
(Р) Гос-во в качестве соц гаранта. (П) а) высокая декомм, б) низкий уровень бедности, в) универсальные меры соц защиты, г) принцип солидарной ответственности.
3) Либеральная (Остаточная. Англо-Американская.)
(Р) Рынок (роль гос-ва регулировать рынки(труда)) (П) а) низкая деком, б) соц. помощь в рамках min соц. стандартов, в) высокий уровень бедности, г) низкое перераспределение, д) принцип личной ответственности.

Модели по типу поддержания соц стабильности:
1)Силовая(rusN)+2, 2)Экономическая.(учет эк интересов населения) (rusF)+1
Модели по типу участия гос-ва в реализации:
1)Благотворительная,
2)Административная(активное участие госва) (rusN)
3)Стимулирующая (косвенное, КДП) (rusF)+1

Наши рекомендации