Обеспечение социальной справедливости
Это обеспечение на всей территории страны единого минимума социальных гарантий; требует значительного сокращения перераспределения бюджетных ресурсов между регионами.
Основные модели бюджетного федерализма:
Название модели | Базовые принципы модели | Результаты применения |
Советская (централизованная) | 1. Жесткая централизация 2. Отсутствие бюджетнойсамостоятельности региональных и местных властей 3. Высокий уровень перераспределения | 1. Эффективность низкая (ни у кого нет стимулов к увеличению доходов и рационализации расходов) 2. Социальная справедливость не обеспечивается (денег дают всем понемногу «От достигнутого») |
Американская (децентрализованная) | 1. Сильная децентрализация 2. Собственные налоги («один налог – один бюджет») 3. Самостоятельность в расходах 4. Отсутствие не финансируемых «мандатов» 5. Слабое межтерриториальное выравнивание 6. Свобода заимствований | 1. Ориентирует на территориальное развитие, самообеспечение территорий, их экономическую самодостаточность 2. Самая высокая экономическая эффективность 3. Социальная справедливость – выше, чем в советской модели |
Германская модель (Кооперативная) | 1. Совместные налоги («Один налог – три бюджета») 2.Совместное регулирование расходов 2. Сильное выравнивание 3. Повышенная ответственность центра за состояние региональных финансов | 1. Сочетание высокой экономической эффективности и социальной справедливости 2. Большие права территорий |
Российская модель (комбинированная) | 1. 1.Высокая доля трансфертных платежей в доходах нижестоящих бюджетов 2.Выравнивание бюджетной обеспеченности 3.Низкий налоговый потенциал большинства регионов (не хватает для покрытия расходов) | 1. 1.Высокая зависимость регионов от центра 2. отсутствие стимулов к повышению эффективности расходования средств 3.отсутствие ответственности за балансирование региональных бюджетов 2. Не создает условий для перехода к модели конкурентного федерализма |
В чем состоят основные проблемы фискального федерализма в РФ?
Отличия РФ от западп
1)преобладание косвенных налогов
2)увеличенная доля ресурсных налогов
Условия федерализма:
1)Разграничение всех уровней власти
2)разграничение всех уровней власти финн ресурсами
3)если расходные полномочия больше доходных, то перераспр финн ресурсов между регионами через бюдж трансферты
Как показывают результаты многочисленных исследований по проблемам российского фискального федерализма, а также опыт авторов в изучении межбюджетных отношений в России, нельзя сказать, что российский фискальный федерализм является эффективным
В настоящее время системе отношений между федеральными и региональными органами власти Российской Федерации присущи следующие недостатки:
1) В последние годы федеральные органы власти заключили двусторонние договоры и соглашения о разграничении полномочий и предметов ведения с различными субъектами Федерации, в которых зачастую устанавливался индивидуальный порядок взаимоотношений между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации. Условия указанных соглашений отличаются друг от друга и от федерального законодательствав зависимости от региона, что усложняет систему межбюджетных отношений,придает ей непрозрачный и субъективный характер.
2) Законодательно закрепленная система распределения доходных полномочий и расходных обязательств между уровнями государственной власти в России имеет неопределенный характер(это характерно для всех уровней бюджетного регулирования
3) Общий объем перераспределяемых ресурсов между участниками межбюджетных отношений неоправданно велик.
4) При том, что сложившаяся система межбюджетных отношений поощряла регионы с большими бюджетными расходами (не всегда обоснованными) и регионы, не в полной мере использовавшими свой налоговый потенциал, федеральные финансовые ресурсы не направлялись в субъекты Федерации с низким уровнем обеспечения социальной инфраструктурой.
5) В течение долгого времени федеральное правительство не находило политической воли для утверждения прозрачного и объективного механизма распределения федеральной финансовой помощи.
6) В России наблюдаются менее благоприятные последствия межрегиональной конкуренции.